Вода и пустыня, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Вода и пустыня». Сегодня третья, заключительная часть. В конце второй части я привёл тексты из книги Чис.14,26-29. Число 38 символизирует болезнь.
В течение 40 лет странствования Израиля в пустыне выявилась неисцелимая, очень опасная болезнь Израиля, болезнь греха. В течение этих 38 лет, начиная от Кадес-Варни, Господь Иисус истребил, как и обещал, всех Израильтян от 20 лет и выше.
Однако, несмотря на эту болезнь греха, и все меры наказания, которые Господь Иисус предпринял по отношению народа, однако ни один из них не умер за это время от жажды. Господь Иисус всегда давал им необходимую для жизни воду.
Об этой болезни Израильтян следует ещё сказать. Было бы очень опасно, если бы мы сами, или врач установил неправильный диагноз нашего заболевания. Не в упрёк врачам это будь сказано. Болезнь Израильтян не является следствием недостатка воды.
Их болезнь исходила из ропота, из протеста, из мятежа, из недостающего согласия к Божиим путям. В течение всех этих сорока лет странствования в пустыне Израильтяне не имели недостатка в воде.
Переходим ко второй части третьего пункта (3 II). Когда Израильтяне перешли в другую пустыню, то это было в первый месяц сорокового года после выхода из Египта. Об этом мы читаем в книге Чис.20,1:
«И пришли сыны Израилевы, всё общество, в пустыню Цин в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там».
Как видите, мы снова пришли в пустыню Цин, о которой мы уже выше говорили в связи с тем, где всё же находится Кадес: в пустыне Фаран или в пустыне Цин? Снова не было воды и снова народ ропщет против Моисея и Аарона. Но Господь Иисус сразу же готов дать народу воды.
Поэтому Он говорит Моисею в книге Чис.20,8: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведёшь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его».
В лице скалы у Иисуса следует просить, но не распинать Его ещё раз. А в ст.11 мы дальше читаем: «И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его».
Эту скалу, в которой мы символично видим Иисуса Христа, следовало только в первый раз бить, потому что Его только один раз распинали на кресте Голгофы. Но поскольку Моисей всё же два раза ударил скалу, то его и Аарона постиг суд, как читаем в ст.12:
«И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введёте вы народа сего в землю, которую Я даю ему».
Теперь Моисей и Аарон не должны были войти в обетованную землю, хотя для этого Господь Иисус в самом начале назначил Моисея. В соответствии со ст.13 эта вода стала для народа водой Меривы и распри, то есть водой суда у этой скалы: «Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом».
И снова мы приходим к такому предложению, которое следует запомнить: только в Чис.20, после длительной паузы, Господь Иисус даёт Своему народу снова воду.
При первом добывании воды из скалы, когда её следовало бить, и при первом ропоте, святилище ещё не существовало. При вторичном добывании воды из скалы, когда скале следовало говорить, но не бить, и при предшествующем этому событию ропоте, святилище находилось среди Израильтян.
При втором добывании воды из скалы, когда в их среде присутствовало святилище, Израиль был призван Богом к большей ответственности. Это святилище не защищало человека в плоти от согрешения и суда.
Этот факт, что Моисей дважды ударил скалу указывает на сообщение из послания Евр.6,6: «и отпадших, опять обновлять к покаянию, когда они Сына Божия снова распинают для себя и выставляют Его напоказ».
Моисей исполнил этот образ греха, о котором сказано в послании Евр.6,4-6: «Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 и отпадших, опять обновлять к покаянию».
При первом добывании воды из скалы посредством удара, Моисей в духе вкусил дар небесный и соделался причастником Духа Святого. При этом он вкусил благого глагола Божия. Здесь мы символично видим рождение свыше.
Но так как дети Божии не могут потерять спасение, то во вторичном распятии Моисеем Господа Иисуса (символично ударом по скале) мы видим этот факт распятия Сына Божиего для себя. В этом мы видим их неверие Слову Божиему. Моисей не поверил, что словами добудет воду из скалы.
В своём неверии он говорит, как читаем в книге Чис.20,10: «…послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?».
Библия говорит здесь, что это невозможно! Если человек однажды покаялся и родился свыше, то дальнейшего покаяния не требуется.
Четвёртый пункт. В заключение Святой Дух показывает нам этот очень важный четвёртый пункт. Это – проход через воду Иордана согласно книги И.Нав.3,16-17:
«вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Солёное, ушла и иссякла.
17 И народ переходил против Иерихона; священники же, нёсшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твёрдою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешёл через Иордан».
В ковчеге завета, мимо которого, в середине русла Иордана, должны были пройти все Израильтяне, нам символично показано общение смерти со Христом. Но здесь нам показано также воскресение посредством достижения Израильтянами другого берега, и показано также овладение обетованной землёй Ханаана.
Итак, в этом переходе через воды Иордана мы видим общение смерти со Христом в лице ковчега завета в середине воды смерти Иордана. Мы видим воскресение – в выходе из воды смерти Иордана, и обетование небесной славы при вступлении на землю обетования Ханаана.
Переходим к испытанию, которому Бог подвергал Израиль, о котором Святой Дух сообщает нам в Слове Божием. Это имеет большое значение. Речь идёт о трёх испытаниях, о которых Святой Дух говорит со стороны Бога к Израилю.
Это очень важно, чтобы коротко рассмотреть эти три испытания, о которых мы читаем в Пятикнижии Моисея во время странствования Израиля в пустыне. О первом испытании мы читаем в книге Исх.15,25:
«Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его».
Здесь Господь Иисус испытывает Израиль ко спасению, потому что в этом дереве мы символично видим Голгофский крест, где Иисус совершил искупление для всех людей мира сего, и Своей кровью заплатил за их грехи. Главное содержание – спасение.
О втором испытании мы читаем в книге Исх.16,4: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет».
Здесь речь идёт о познании Бога. А вернее можем сказать: о познании сущности Бога. Главное содержание – познание сущности Бога.
О третьем испытании читаем в книге Исх.20,20: «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили».
Главное содержание этого испытания – наличие богобоязни. Очень интересен тот факт, что по отношению к этим трём испытаниям в Новом Завете мы видим в Евангелии от Мтф.4, как сравнение, три испытания по отношению ко Христу: испытание плоти, души, и духа.
Да благословит нас Господь Иисус, чтобы и здесь мы научились черпать из этого колодца. Теперь мы будем рассуждать от противного. Кто есть Бог, и кто есть человек? Израильтяне десять раз искушали Бога. Буквально мы об этом читаем в книге Чис.14,22:
«все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего».
Израильтяне десять раз искушали своего мощного и сильного Бога. Кто есть человек? Тот факт, что Бог терпит на Себе искушение через людей, мы можем объяснить только на основании Божией любви и благодати.
Если бы эти черты сущности Бога отсутствовали, то в ответ на искушения со стороны людей, можно в конце ожидать только молнии и гром, зная, что искушение Бога является грехом. Читаю из Евангелия от Мтф.4,7: «Иисус сказал ему (диаволу): написано также: не искушай Господа Бога твоего».
Коротко вернёмся к первому дару воды из скалы посредством удара жезлом. Это событие мы выше уже рассматривали. О нём мы читаем в книге Исх.17,7: «И нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?».
И здесь Израильтяне искушали Бога. Ответ Бога через эту воду из скалы гласит: так как это событие добывания воды путём удара скалы указывает на Голгофу, то Господь Иисус связал это просто с принятием человеком воды Слова Божиего.
Он не ставит никаких требований, а даёт только воду. В ответ на ропот народа Господь Иисус с готовностью даёт ему воду. И нам Господь Иисус не ставит никаких условий. Кто со своими грехами приходит к Иисусу, того Он принимает (Ин.6,37).
Но для этого человек должен приходить к Иисусу не с ложными мотивами, а с откровенным сердцем. Как Господь Иисус добровольно дал Своё благословение, так Он и от нас ожидает сегодня добровольный приход к Нему. Новозаветно это означает, как читаем в книге Отк.22,17:
«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром».
Повторяю: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром».
Здесь Бог показывает Себя даятелем всех вещей. А теперь коротко посмотрим ещё: «воды по отношению к пустыне и по отношению истечения времени».
Поэтому предпримем теперь небольшое обозрение времени, чтобы в наших размышлениях мы стали немного зависимыми от Слова Божиего. В соответствии с книгой Исх.15,22 выход Израильтян из Египта привёл их в пустыню Сур:
«И повёл Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды».
Слово «Сур» означает «выбытие» или «уход». Поскольку Египет символизирует мир сей, из которого Израильтяне ушли, то их уход из Египта через воды Чермного моря в пустыню Сур, являлось для них положительным действием.
Выше это касалось первого пункта, воды Чермного моря, когда Израильтяне были ещё на другой стороне. Когда мы приходим ко Христу, то не поднимаемся сразу по золотой лестнице непосредственно в небесный зал, но мы до тех пор оказываемся в пустыне, пока Господь Иисус нас не призовёт.
Придёт ли Он за Своей Церковью или Он отзовёт нас из этого мира, но Он зовёт нас. Лично каждого или всю Свою Церковь «при гласе Архангела и трубе Божией» (1Фес.4,16). Кто призван, и все те, которые позволили себя спасти, будут призваны нашим Господом Иисусом.
А Израильтяне двинулись после прохождения Чермного моря в пустыню Сур, а затем они подались к Мерре, как читаем в книге Исх.15,23: «Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра».
Эта горькая вода в пустыне Сур касается второго пункта. И дальше Израильтяне шли по пустыне Сур до остановки Елим (Исх.15,27). Эти 12 источников сладкой воды Елима касались пункта 2а. Всё это происходило в первый месяц после выхода из Египта.
Теперь мы приходим ко второму месяцу. Согласно книги Исх.16,1 второй месяц привёл Израильтян в пустыню Син, расположенной между Елимом и Синаем. При этом мы всё ближе подходим к Хориву. Здесь Бог впервые даёт Израильтянам манну. Ведь они должны же чем-то питаться.
Кроме пустыни Син существовал также город с этим названием. Этот город находился на восточной границе с Египтом и располагался на болотистом месте. Поэтому на Арабском языке слово Син означает «кусок глины». Но в действительности Син означает «помёт».
А второе объяснение гласит: «посвящённый богу луны». С возникновением Солёного моря, это место оказалось под водой. Смысл слова Син «помёт» указывает на проблемы, которые стали возникать у Израильтян по мере их продвижения от одной пустыни в другую.
При дальнейшем продвижении Израильтян в пустыне Син они приходят в Рефидим. Это касалось третьего пункта «скала-вода». Читаю из книги Исх.17,4: «И двинулось всё общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу».
А теперь мы приходим к третьему месяцу. Третий месяц привёл Израильский народ в пустыню Синай, как читаем в книге Исх.19,1-2: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. 2 И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы».
Здесь Бог дал Своему народу закон. Здесь было построено святилище и скиния собрания, здесь положено начало священническому служению. Здесь Израильтяне жили целый год на Хориве. За этот год они построили святилище. Об этом мы читаем в книге Чис.10,11-12:
«Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения; 12 и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран».
Много лет поздней, после выхода из Египта Израильтяне вошли в пустыню Цин, как читаем в книге Чис.20,1: «И пришли сыны Израилевы, всё общество, в пустыню Цин в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там».
В этом месте Писания и ещё в пяти местах книги Числа переводчики русской Библии, видимо по незнанию, сделали грубую ошибку. Вместо выражения «пустыня Цин» они написали «пустыня Син».
Привожу эти шесть мест Писания: Чис.13,21; 20,1; 27,14 (два раза); 33,36 и 34,3. Итого – 6 раз, что символизирует природного человека. Вокруг этой пустыни Цин Господь Иисус вёл в течение 38 лет и истребил всех израильтян от 20 лет и выше.
Цин означает: «горная цепь». Пустыня Цин является северным продолжением пустыни Фаран. Перед запланированным Господом Иисусом входом Израильтян в обетованную землю Ханаана, Он привёл их в Кадес, как мы узнаём в книге Чис.13,26-27:
«И высмотрев землю, возвратились они (12 соглядатаев) через сорок дней. 27 И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли».
Это касается третьего пункта (скала-вода II).
Но поскольку Израильтяне по неверию и непослушанию Богу не вошли и не стали овладевать обетованной землёй, то Господь Иисус повёл их долгие 38 лет вокруг этой пустыни Цин. На этом пути мы насчитываем 18 остановок, что означает грех.
О том, что происходило на этих остановках в течение 38 лет, Библия умалчивает, потому что на этом пути умерли или погибли все Израильтяне от 20 лет и выше. Пустыня Цин проглотила весь строптивый и непослушный Израильский народ от 20 лет и выше. Это очень печальная история.
В заключение Израильтяне прошли через воды Иордана. Но прежде, чем они вошли в обетованную землю, мы находим их на восточной стороне Иордана в Арабской пустыне, против Моава. Читаю из книги Чис.21,13:
«отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течёт вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем».
Отсюда они смотрели вниз на Иордан. Это касается четвёртого пункта, воды Иордана на границе Арабской пустыни. В то время Арабская пустыня так далеко простиралась, вплоть до долины Иордана. Лишь узкая полоса в долине Иордана была зелёная, а всё остальное на восточной стороне Иордана – это пустынные земли.
В рассмотрении нашей темы мы приходим к концу и должны сказать, что и мы, все дети Божии, связаны во время благодати с водой. С точки зрения творения Бог создал нас связанными с водой. И какой человек хотел бы, или мог бы жить без воды? Никто!
И новое творение в нас, рождённое от нетленного Божиего семени, связано с водой, с водой Слова Божиего. То, что нас сегодня связывает с Господом Иисусом, есть вода Слова Божиего. Каждый человек, пьющий эту воду, больше не будет жаждать вечно!
Это – есть вода жизни, которую Господь Иисус бесплатно предлагает каждому отдельному человеку, которая нам дана на пути в небесную родину. И кто не мог бы или не хотел бы познать, что наш земной путь одновременно тесно связан с пустыней мира сего? Аминь.