Настоящая истина, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Сегодня мы обратимся ко второму Посланию апостола Петра и рассмотрим в ст.12 первой главы совсем короткое выражение, которое гласит: «и утверждены в настоящей истине».
Главное ударение я ставлю на выражение «в настоящей истине». А слово «утверждены» я прихватил для связи. Но прежде, чем мы начнём рассматривать это выражение, нам следует немного ознакомиться с тем, о чём Пётр вообще говорит в этой главе.
Для этого прежде всего напоминаю вам, что апостола Петра Господь призвал, чтобы он благовествовал среди евреев в рассеянии. Это задание Господа Иисуса характеризует Послания Петра. В гл.1,2 Пётр начинает своё второе Послание с познания Бога и Иисуса Христа:
«благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего».
Пётр желает, чтобы читатели и слушатели его Послания, которых Бог призвал Своей Божественной силой, чтобы они, как он пишет в конце ст.3 и в начале ст.4: «через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, с(через эти познания) соделались причастниками Божеского естества».
А чтобы этого достичь, чтобы через познания Бога-Отца и Его Сына Иисуса Христа сделаться причастниками Божеского естества, нужно, как Пётр дальше продолжает в конце ст.4 и в ст.5-7: «удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».
Всё это необходимо для достижения познания нашего небесного Отца и нашего Господа Иисуса, как Пётр это особенно подчёркивает в ст.8-9: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».
Вот так: он забыл об очищении прежних грехов своих»!
Вот так! Он забыл об очищении прежних грехов своих! Я думаю, что вы поняли самое главное, что Пётр нам желает объяснить в этой главе. Чтобы мы, при следовании в плоти за Господом Иисусом, внедрили в нашу жизнь выше перечисленные добродетели.
Чтобы мы не только радовались этому сообщению Петра, но и всем сердцем стремились исполнять всё то, что Пётр нам предписывает для достижения познания Бога и Господа Иисуса. А для чего нам нужны эти познания? Дабы вы через них (через эти познания) соделались причастниками Божеского естества».
А теперь перейдём к ст.12, который мы возьмём за наш главный текст: «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сём (о том, что мы выше читали), хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине».
Повторяю, «Утверждены в настоящей истине».
Итак, мы приходим к вопросу: что такое «настоящая истина»? Слово «настоящая» можно на русском языке двояко рассматривать.
Во-первых, как выглядит Божия истина в настоящее время домостроительства благодати перед пришествием Господа Иисуса за Своей Церковью.
А во-вторых её можно рассматривать, как подлинную, истинную, неподдельную, то есть настоящую истину.
Мы постоянно убеждаемся, что мы повсеместно видим среди верующих то, что познания истины Слова Божиего, я говорю о детях Божиих, эти познания ужасно ничтожны. Поэтому и не удивительно, когда мистика с сильнейшим воздействием проникла в Церковь Иисуса, проникает и дальше будет проникать.
Да ниспошлёт Господь Иисус милость, чтобы мы сегодня, в данной проповеди, кое-что больше поняли по вопросу «настоящей истины» из перспективы библейского учения. Бог, Которого мы имеем, является неизменяющимся Богом! Он – Тот же Самый, как вчера, так и сегодня, и останется Им.
Об этом мы читаем в послании Евр.13,8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
А теперь особенно обращаю ваше внимание на последующее предложение. Хотя «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», но при различных домостроительствах Этот неизменяющийся Бог действует с сынами человеческими не одним и тем же образом.
Он открывается людям совершенно по-разному, дифференцированно, ибо на основании грехопадения человека в Эдемском саду, познание истинного Бога человеком совершенно потеряно!
На основании Своего плана спасения людей Бог имел намерение постепенно открыться сынам человеческим. Поэтому уже на рассвете истории человечества, с момента грехопадения и до книги Бытия, главы 3-7, наш славный Бог имел уже свидетелей.
При этом напоминаю вам о Ное, который имел свидетельство о живом Боге. Но мир сей всё больше и больше удалялся от этого познания Бога, от познания, которое должно было быть его собственностью, которое мы находим в послании Рим.гл.1.
Казалось бы, что после ужасного суда потопа, люди должны были иметь больше света в познании Бога. Потому что уже Ною, и его потомкам Бог даёт в радуге великое обетование, так как радуга прообразно указывает на пришествие на землю Его Сына, и на Его Жертву за грехи людей. Об этом читаем в книге Быт.9,13-15:
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю (между людьми). 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».
Но этот свет и это познание Бога, которое они имели, снова исчезли. Поэтому Бог вынужден был снова совершить суд над сынами человеческими, как читаем в книге Быт.11,1-8: «На всей земле был один язык и одно наречие. 2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город».
После этого Бог вводит новое домостроительство. При этом Он начинает с Авраама в Уре Халдейском. Через Авраама Бог открывает людям больше света и больше истины. И, наконец, в пустыне Бог даёт людям через Божиего мужа Моисея закон в письменном виде.
А люди, которые, можно сказать, тосковали или стремились к этому Божиему закону, получили уже во время закона глубокое познание о Божием сердце. Писание говорит, что некоторые из них любили Божий закон. Яркий пример этого мы видим в авторе Псалма 118.
Ст.18 «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».
Ст.70 «Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь».
Ст.113 «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю».
Ст.163 «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю».
Пс.1,1-2 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!».
А пророки, в свою очередь искали и исследовали Писание в отношении спасения по благодати, как читаем в 1Пет.1,10-12: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. 12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы».
И снова я скажу одно предложение, которое вы должны запомнить: всё вышеизложенное об истине, мы можем назвать тогдашней истиной. Истиной, познание которой могли получить серьёзные и смиренные души при домостроительстве закона.
Это была истина, которая имела совершенно практическое воздействие на жизнь, на личную жизнь. Ибо на основании этого они видели обетования, которые Бог им дал. Писание говорит, что эти обетования они видели издали.
Этот момент находился ещё далеко от них, как мы читаем об этом в послании Евр.11,13: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле».
Да, и тогдашняя истина была Божиим Словом, была превосходной, была изысканной, я бы сказал, была лакомой. Она имела удивительные действия на жизнь и на хождение верующих, в этом прошедшем домостроительстве Бога.
А теперь мы находимся с вами в Божием домостроительстве, в котором распространяется сияние света Евангелия славы Христа, как мы читаем во 2Кор.4,3-4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».
Слава прошедшей тогдашней, и открытой в прообразах истины, постепенно исчезла. Точно так, как слава, исходящая от лица Моисея, постепенно поблекла, ибо он покрыл своё лицо покрывалом, чтобы, как читаем во 2Кор.3,13: «…как Моисей, который полагал покрывало на лицо своё, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего».
Но настоящая слава, есть слава непреходящая, есть слава, пребывающая постоянно. Она останется! Следовательно, в выражении «и утверждены в настоящей истине» мы должны понимать сумму истины, которую Бог открыл в Своей благодати Своему народу Израилю и всем детям Божиим в настоящем домостроительстве благодати.
Центром этой истины и самой истиной является наш Господь Иисус, и никто другой! И это предложение запомните, пожалуйста.
Неясность, этот полумрак утренних часов Бог убрал. Поэтому с тех пор, как Иисус в плоти пришёл к нам на землю, этот солнечный свет светит полным светом. Одним, особым пунктом «настоящей истины», является тайна, которая от вечности была сокрыта в Боге.
Она не была возвещена прежним поколениям, сынам человеческим. Но Бог открыл эту тайну Своим Апостолам и пророкам согласно посланию Еф.3,2-12. Возможно вы уже много раз читали это место Писания, но я очень вас прошу, предельно внимательно прослушать его сегодня в связи с рассматриваемой нами темы «Настоящая истина»:
«Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, (говорит апостол Павел) 3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чём я и выше писал кратко), 4 то вы, читая, можете усмотреть моё разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, 6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. 8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9 и открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем всё Иисусом Христом, 10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, 12 в Котором мы имеем дерзновение и надёжный доступ через веру в Него». «Настоящую истину», как противоположность тогдашней истине, Бог открыл во всём величии апостолу язычников Павлу.
А в этом втором Послании Петра, где мы читаем о «настоящей истине», Пётр одновременно указывает верующим на Послания апостола Павла, и говорит во 2Пет.3,15-16: «и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел,
по данной ему премудрости, написал вам, 16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания».
Повторяю, что оба свои Послания апостол Пётр пишет евреям, находящимся в рассеянии. Об этом мы читаем в 1Пет.1,1: «Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и (в заключение) Вифинии».
В провинции Асии находился город Ефес. В Ефесское собрание апостол Павел написал своё наивысшее и вообще центральное Послание. Город Ефес был тогда столицей провинции Асии Лидийского государства, или Малой Азии вообще.
Следовательно, верующим, которым апостол Пётр писал, возможно, и не все, но многие Послания апостола Павла были уже знакомы. Иначе Пётр и не мог бы так писать, как он написал во 2Пет.3,15.
Безусловно, оба Послания Петра были в первую очередь адресованы или обращены к верующим евреям, которые были рассеяны в вышеперечисленных местах. В первую очередь они были предназначены Божиему народу Израилю.
Потому что Пётр был Апостолом, призванным Господом Иисусом для евреев в рассеянии, как читаем в 1Пет.1,1 «Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в.., и т.д.».
О том, что Пётр призван Господом Иисусом быть апостолом среди обрезанных, то есть среди уверовавших евреев, мы читаем в послании ап. Павла Гал.2,7-8: «Напротив того, увидев, что мне (Павлу) вверено благовестие для необрезанных (для язычников), как Петру для обрезанных — 8 ибо (Господь Иисус) Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников».
Я думаю, что на основании сообщения этого места Писания вы лучше и легче поймёте, каким важным является тот факт, чтобы верующие из «обрезания» вообще должны были получить понятие о «настоящей истине».
Но чтобы верующие из «обрезанных» получили не только понятие о «настоящей истине», но и о том, как Пётр пишет, чтобы они были ещё и «утверждены в настоящей истине».
Именно это я хочу сегодня сказать всем детям Божиим, чтобы все вы были «утверждены в настоящей истине», в истине домостроительства благодати. Если мы что-то слышали об Иисусе, то этого ещё далеко недостаточно. Этого недостаточно, если мы знаем, что Господь Иисус является Господом.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.