Божии руки, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! На нашем сайте имеется много проповедей, в которых мы с различных сторон рассматривали Бога, нашего небесного Отца. Имеется проповедь под названием «Божия десница», имеется также проповедь под названием «Палец», то есть «Божий перст».
Продолжением перста является ладонь, затем идёт рука, за рукой следует плечо, которое примыкает к груди. Всё это очень интересно. А сегодня мы рассмотрим с вами тему под названием «Божии руки». Это та часть тела, о которой будет идти речь в нашей теме.
Руки, которыми Бог обнимает или поддерживает Своих возлюбленных. Поэтому обратимся к книге Втор.33,27: «прибежище твоё Бог древний, и под тобою вечные руки (ты под мышцами вечными); Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй!».
Из этого места Писания мы возьмём за наш главный текст только первую часть: «прибежище твоё Бог древний, и под тобою вечные руки». Займёмся сегодня этим сообщением Слова Божиего. Если Слово Божие говорит о том, что Бог двигает Своей рукой, то это всегда каким-то образом связано с Его силой.
Об этом Святой Дух говорит во многих местах Писания. К примеру, об этом мы читаем у пророка Иер.32,17: «о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простёртою рукою (мышцею); для Тебя ничего нет невозможного».
Посредством Божией руки и Его силой, которая связана с Божией рукой, выражено одновременно всемогущество Бога: «для Тебя ничего нет невозможного». Нет ничего такого, что Божия рука не смогла бы сделать. Нет такого препятствия, которое Божия рука не могла бы сломать.
Нет ничего такого, чего Бог не мог бы сделать. Особенно в событии, когда Бог выводил Свой народ Израиль из Египта, то Святой Дух постоянно указывает нам на мощные действия Бога. Об этом мы читаем в книге Втор.9,29: «А они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из земли Египетской силою Твоею великою и Твоей протянутой рукою (мышцею Твоею высокою)».
Эта Божия сила показала всему тогдашнему миру, что Бог Израилев является единым истинным Богом. Враги Израиля боялись этого великого Бога. Репутация или слава Израиля и чудеса, которые творил этот единый и живой Бог, намного опережали продвижение Израиля и слухом наполнили Ханаан.
Поэтому мужество врагов, как говорит Слово Божие, расплавилось. Об этом мы читаем в книге И.Нав.2,8-11: «Прежде нежели они (два соглядатая) легли спать, она (Раав) взошла к ним на кровлю 9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам,
ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; 10 ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом,
с Сигоном и Огом, которых вы истребили; 11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу».
Всех жителей Ханаана охватил страх перед этим мощным Богом, Который сражается за Израильский народ, и ведёт его в Ханаан. Свидетельства Божией власти, которые Он показал Своему народу Израилю в Египте через десять казней,
Через вывод Израиля из Египта через Чермное море, и охрану Израиля в пустыне, должны были укрепить его доверие Богу.
Эти мощные действия Бога в Ветхом Завете должны были для Израиля быть видимым доказательством, что здесь действует живой и всемогущий Бог. А это что-то такое, о чём, возможно и мы сегодня ещё тоскуем. И возможно, желаем, чтобы Бог иногда совершал такие большие знамения.
Неверующие люди постоянно этого желают или даже требуют, но и мы иногда, конечно, думаем: «если бы Бог совершил такое знамение или чудо, возможно мне тогда легче будет доверять Богу в моей повседневной жизни».
Бог надеялся, что на основании того, что Он совершил на глазах Израильтян, на основании той силы и любви, которую Он им оказал, они автоматически будут Ему доверять, перед Ним благоговеть и верно следовать за Ним.
Но мы знаем, что несмотря на это впечатляющее действие Бога, Израильтяне не оставались Богу верными. Но эта неверность Израиля, его своеволие и непослушание Богу зашло так далеко, как говорит Слово Божие, что Бог вынужден был Своей сильной рукой вести войну против Израиля.
Потому что в своём своеволии и грехах их сердца настолько возмутились против Бога, как читаем у пророка Исаии в гл.63,9-11: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его (это был Иисус) спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их,
взял и носил их во все дни древние. 10 Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; (а теперь последует самое главное) поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. 11 Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы:
где Тот (то есть Бог), Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его (Моисея) Святого Духа Своего».
Это значит, что несмотря на все мощные действия Бога, несмотря на Свою силу, которую Бог проявил в глазах Своего народа, но сердца Израильтян не были тогда так тронуты, как Бог этого желал и ожидал.
К великому сожалению Он не завоевал у них доверия к Себе. Мы ведём с вами речь о Божиих руках, о том, что «по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их (уже) во все дни древние».
Но в этом месте Писания мы с вами неожиданно наткнулись на необычное для Ветхого Завета сообщение в отношении Святого Духа: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; или «где Тот (то есть Бог), Который вложил в сердце его (в сердце Моисея) Святого Духа Своего».
Ведь это для нас совершенно неожиданно, потому что мы привыкли, что такие события характерны только Новому Завету. И лично я раньше не обращал внимание на это место Писания, на это славное сообщение о действии Святого Духа в Ветхом Завете.
Для углубления нашего познания это сообщение очень важно, чтобы мы немного подробней рассмотрели это сообщение. У немцев имеется в распоряжении ещё один прекрасный перевод Библии, который сделал Шляхтер.
В своём переводе Библии Шляхтер от ст.7 и до ст.19 гл.63 написал заголовок: «молитва народа». Поэтому я добавлю к нашему тексту ещё стихи семь и восемь: «Воспомяну милости Господни и славу Господню за всё (говорит Израиль), что Господь даровал нам,
и великую доброту (благость) Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. 8 Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не будут неверными (Бог надеялся на них), и Он был для них Спасителем».
Но мы сконцентрируем теперь наше внимание на выражении: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его». Для Бога это ужасный грех.
Поэтому Он и в Новом Завете предупреждает в послании Еф.4,30 «И не огорчайте Святого Духа Божия, Которым вы запечатаны на день (то есть до дня) избавления».
Однако начнём с того, что Святой Дух является третьим лицом Триединого Бога: Отец, Сын и Святой Дух. Чтобы получить понятие о деятельности Святого Духа в Ветхом Завете по заданию Бога, мы начнём с вами от противного, поэтому обратимся к Евангелию от Ин.16,7-14:
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл (к Отцу); ибо, если Я не пойду, Утешитель (Святой Дух) не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, 8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; 11 о суде же, что князь мира сего осуждён. 12 Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. 13 Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину:
ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. 14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам».
Отсюда мы видим, что в Святой Троице Святой Дух имеет определённое задание. Остановимся на одном из этих заданий: «и Он, придя, обличит мир (то есть всех безбожных людей) о грехе и о правде, и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня».
Это значит, что, во-первых, Святой Дух имеет способность обличать. А во-вторых, на основании этой способности Он имеет задание обличать неверующих людей мира сего в том, что неверие в Иисуса Христа является грехом.
Следовательно, Святой Дух имеет не только задание наставлять детей Божиих «на всякую истину», но имеет также способность наставлять и неверующих людей, что они даже сами этого не замечают. Я думаю, что в этом вопросе мы с вами продвинулись ещё на один шаг вперёд.
Но как «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13,8), так и Святой Дух был в Ветхом Завете тот же, как и сегодня. Это – логично. Только рамки Его деятельности в Ветхом Завете были значительно меньше, чем сегодня.
Сегодня, во время благодати, Святой Дух играет одну из главных ролей в деле спасения людей для жизни вечной, в их запечатывании, чтобы они не могли потерять жизнь вечную. Когда погибший грешник с покаянием в своих грехах приходит к Господу Иисусу, то Иисус прощает ему его грехи.
Он дарит жизнь вечную, а небесный Отец запечатывает его Святым Духом, как читаем во 2Кор.1,21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатал нас и дал залог Духа в сердца наши».
Отдельным личностям Бог давал и в Ветхом Завете Святого Духа, но не для спасения для жизни вечной. Но Святого Духа Бог давал отдельным Божиим мужам, которых Он призывал на очень ответственное служение, как мы это видим в книге пророка Ис.63,11 по отношению к Моисею:
«Тогда народ Его (то есть Израиль) вспомнил древние дни, Моисеевы: (и говорит) где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его (в сердце Моисея) Святого Духа Своего, 12 Который вёл по правую Моисея Свою величественною руку» (то есть Своего Сына, Иисуса Христа).
В лице Ангела Господня мы постоянно видим в Ветхом Завете Господа Иисуса. В сердце Моисея Бог вложил Святого Духа, чтобы через Моисея и Своего Сына Иисуса Христа, Который, как здесь читаем, шёл по правую Моисея, Бог мог придти со Своим народом Израилем к цели.
Между прочим, следует отметить, что без действия Святого Духа Моисей не мог бы и Пятикнижие написать. Другой наглядный пример мы видим в Сауле, которого Бог призывал на царя над Израилем. Об этом мы читаем в 1Цар.9,17:
«Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим».
И далее в ст.27: «Когда подходили они к концу города, Самуил сказал Саулу: скажи слуге, чтобы он пошёл впереди нас, — и он пошёл вперёд; — а ты остановись теперь, и я открою тебе, что сказал Бог».
1Цар.10,1: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего». И далее читаем в ст.5-7: «После того ты придёшь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский;
и когда войдёшь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель, и гусли, и они пророчествуют; 6 и найдёт на тебя Дух Господень (или же Святой Дух), и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком».
Но из-за своеволия и непослушания Саула Господу, Святой Дух впоследствии от него отступил. То есть Бог забрал у Саула Святого Духа, Которого Он ему раньше дал. Об этом читаем в 1Цар.16,13-14:
«И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошёл в Раму. 14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа».
Этот пример с Саулом однозначно говорит о том, что в Ветхом Завете Бог давал отдельным личностям Святого Духа и снова мог Его забрать, но не у всех его забирал. В Новом Завете, как я выше уже отметил, Бог действует через Святого Духа иначе.
Согласно 2Кор.1,21-22 уверовавших грешников Бог Сам запечатывает Святым Духом. А дальше читаем в Еф.1,13-14: «В Нём (во Христе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатаны обещанным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».
На небесах все дети Божии имеют от небесного Отца наследство, которое в корне отличается от нашей награды. Награду мы зарабатываем нашим служением на земле в плоти, нашим трудом, а наше наследство от Отца – для всех детей Божиих одинаково!!
Это просто подарок от Отца, к которому мы не можем ничего прибавить и ничего от него отнять. Награду мы можем частично или даже полностью потерять. Святой Дух, Которым Бог нас запечатывает при покаянии, является залогом этого наследия, этой награды от Отца, как читаем в Еф.1,14.
А о Божием наследстве, которое хранится для нас на небесах, мы читаем в 1Пет.1,3-4: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому
(к надежде), 4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас». Это наше наследство от небесного Отца, которое хранится для нас на небесах, неприкосновенным!
Через Святого Духа Бог действовал в Ветхом Завете подобно тому, как Он действовал и через Ангела Господня, как мы недавно рассматривали в проповеди «Ангел Господень». В этом Ангеле Господнем мы в конечном счёте видим Господа Иисуса. Однако переходим снова к Божиим рукам.
Божии руки являются не только прообразом Его силы, которой ничего не может противостоять. Но с другой стороны Божии руки являются также прообразом Божией любви, выражением утешения, защищённости и безопасности, как мы на практике это показываем, когда кого-нибудь обнимаем.
В нашем главном тексте во Втор.33,27 речь идёт о вечном факте: «прибежище твоё Бог древний, и под тобою вечные руки». Это обетование, которое мы здесь находим, очень ценно и для всех детей Божиих, потому что и все мы находим прибежище у этого «древнего Бога».
На основании дела Иисус на Голгофском кресте нам прощены не только наши грехи, но мы должны также знать и наслаждаться любовью Того, Который ради нас совершил это дело на Голгофе.
В нашем главном тексте Святой Дух нам не только показывает, как Бог шёл перед Своим народом, бил его врагов и равнял перед Израилем путь, но показывает также, как Он нёс на Своих руках Свой народ и защищал его.
Но Израиль обратил своё сердце не только против мощных и чудных действий Бога. По этому поводу Святой Дух даёт нам очень трагическое сообщение у пророка Осии в гл.11,3-5: «Я Сам приучал Ефрема ходить (говорит Бог), носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их.
4 Узами человеческими влёк Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. 5 Не возвратится он в Египет, но Ассур (Ассирийцы) — он будет царём его, потому что они не захотели обратиться ко Мне».
И как выглядит дело у нас в этом вопросе? В отношении нас, детей Божиих, наш главный текст может иметь ещё более глубокое значение, чем в отношении Израиля.
Именно на пути через этот мир, на нашем личном пути веры мы должны знать, что под нами находятся вечные руки любви нашего Господа Иисуса. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.