Илия — Павел, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Илия – Павел». Сегодня вторая, заключительная часть. Читая слова, из Послания Иак.5,17-18, я всегда затаиваю дыхание.
Всё же какая была у пророка Илии вера, которую Господь Иисус вложил в его сердце! А теперь к великому сожалению приходит это нежеланное «но». Ахав рассказал Иезавели всё то, что Илия сделал со всеми пророками Ваала на горе Кармил. Иезавель отреагировала на это, как читаем в:
3Цар.19,2-4 «И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душою каждого из них.
3 Увидев это, он встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою, и пришёл в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. 4 А сам отошёл в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих».
Через сопротивление женщины, созревшей для суда, всё Божие дело на Кармиле было разрушено! Напоминаю вам, что она господствовала над Ахавом, а Ахав господствовал над Израильским народом. Такие обстоятельства мы видим в то время в Израиле.
И вот, все действия Господа Иисуса и всё старание Его верного слуги Илии были напрасны. Таково было неприятное положение, что всё же, в конечном счёте, Ваал одержал победу! Такова была ситуация в Израиле.
В этой затруднительной ситуации Илия, этот сильный Божий муж, сломался и дальше мы находим его за городом под можжевеловым кустом. А когда он как следует рассмотрел эту обстановку, то вера его исчезла. Тогда всю силу его пророческого содержания и его Божиего подтверждения и его задания от Бога, как ветром сдуло.
Это мы видим в его бегстве. Илия убегает ради спасения своей земной жизни, хотя никто за ним не гнался! Дорогие братья и сёстры, и мы находимся в таком же положении.
Присмотритесь только внимательно к обстоятельствам жизни, и тогда падут не только стены неверия в Иерихоне, но и стены нашей веры падут. И в нас могут придти к разрушению стены нашей веры, которые Господь Иисус воздвиг через Свою благодать.
При этом даже не нужно думать о Петре, этом муже скалы, который до тех пор на воде ходил, пока он не стал смотреть на волны и на ветер. Тот факт, что он видел эти волны и ветер, был ещё не так страшен, но когда он воплотился с этими волнами, то его вера точно так исчезла, как и у пророка Илии.
А в ту ночь, когда Иисуса предали, то Пётр отрицает свою общность с Иисусом и тоже, как Илия, уходит, опозорившись перед этой странной служанкой. Читаю из Евангелия от Мтф.26,69-75: «Пётр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70 Но он отрёкся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. 71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. 72 И он опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека.
73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. 74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. 75 И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».
И что представляет из себя наша вера? Дорогие братья и сёстры, если бы не было Господа Иисуса, Который удерживает нас в этой вере, можно сказать, удерживает нас на плаву, то в собственном деле мы не смогли бы верить! Да, да!
Поэтому постоянно ищите Его лицо, Его сердце, Его близость! Только там и в вере находится наша защита. Написано, дорогие мои, в послании Евр.2,6: «…что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты смотришь на его?».
В обоих случаях в этом тексте имеется ввиду простой человек. Или читаем в этом же послании, гл.7,19: «ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
Понимаете ли вы теперь закон? Илия был мужем закона! Илия был или является прообразом Иисуса в Ветхом Завете! Он был прообразом закона! Именно в нём Господь Иисус желает нам показать, что «закон ничего не довёл до совершенства»!
Поэтому, как бы верно и усердно этот Божий муж не трудился, но он не мог довести до совершенства то, над чем он трудился. Илия является прообразом Господа Иисуса в Ветхом Завете, в законе. Как видите, Новый Завет подтверждает, что «закон ничего не довёл до совершенства».
И даже Илия, который вместе с Моисеем были величайшими представителями закона Ветхого Завета, Завета Бога с Израилем, не могли это сделать. Запомните это предложение. Написано в послании Рим.8,3:
«Ибо закону невозможное, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
Мы должны Слову Божиему верить! И при Моисее, через которого Бог дал закон, было точно так же, и не иначе. Скажите, у кого из нас не болело уже сердце, когда читаем о том, когда Моисей с горы Нево видел всю обетованную землю, от Дана и до Вирсавии, и он не мог войти в эту землю?
При этом наши сердца охватывает уныние и грусть. Читаю из книги Втор.34,1-4: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, 2 и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину,
и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, 3 и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. 4 И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам её»; Я дал тебе увидеть её глазами твоими, но в неё ты не войдёшь».
Ведь Моисей нёс на себе всю тяжесть на протяжении 40 лет странствования Израиля в пустыне. И теперь, перед самым входом Божиего народа Израиля в обетованную землю, когда до неё остаётся рукой подать, Бог не даёт ему войти в эту землю.
Первичная причина заключается в том, что Моисей, как и Илия, является величайшим представителем закона Ветхого Завета, Завета Бога с Израилем. Но «закон ничего не довёл до совершенства». 40 лет странствования в пустыне лежат за спиной Израиля.
Время богатое затруднениями, богатое грехами, но всё же более богатое милостью и преклонением. И вот, наконец, Израиль достиг обещанную Богом землю. Но эта земля, в которой течёт молоко и мёд, остаётся для Моисея замкнутой.
Это значит, что «закон ничего не довёл до совершенства». В этом заключается сущность = квинтэссенция того факта, что Бог не пускает Моисея в обетованную землю Ханаана.
Но чтобы тело Моисея не превратили в идола и в последствии ему поклонялись, то Бог похоронил Моисея, как читаем в книге Втор.34,6: «и погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня».
Но мы можем быть уверены в том, что и Илия не был в этом отношении обделён или унижен. Ибо от можжевелового куста он пошёл к горе закона, за который он так сильно усердствовал. А там Господь Иисус открывает ему что-то совсем новое, что-то о Божией любви, которая есть исполнение закона.
Бог проявляет милость по отношению Своего слуги. Читаю послание Иак.2,8: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете».
Но то, что закону было невозможно, потому что он был ослаблен плотию, то Бог сделал в том, что послал Своего Сына в подобии плоти… Ни один человек, рождённый женщиной, не мог войти в совершенство закона, прежде чем Иисус Христос не совершил искупление на Голгофском кресте.
И я не сообщаю вам сегодня в этой проповеди ничего особого. То, что я вам сообщаю – это древнее Евангелие, которое мы уже давно познали от нашего Господа Иисуса через Его Слово, и под водительством Святого Духа.
Но да ниспошлёт Господь Иисус милость и совершенно по-новому откроет наши сердца для Его Слова, чтобы и мы, как эти два Божиих мужа, после их глубокого унижения и бесплодных дней Господь Иисус вновь оживил. Поэтому мы находим их, Моисея и Илию, на горе преображения.
Читаю из Евангелия от Мтф.17,2-5: «и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним (Иисусом) беседующие. 4 При сём Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть;
если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».
Моисей и Илия должны были с Иисусом обговорить исход, который Иисус должен был исполнить в Иерусалиме. Обговорить исход. В оригинальном тексте слово «исход» гласит «Exodus», как и слово «выход из Египта».
Оба представителя закона явились Иисусу на горе преображения, можно сказать, в образе будущей славы, как мы читали в Мтф.17,2-3. Они сообщают о удивлении и поклонении невидимого мира в отношении совета и намерения Бога, Который должен совершить искупление, то есть о Христе.
Всё это такие вещи, которые, как говорит Библия в 1Пет.1,10-12: «К сему-то спасению (во Христе) относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. 12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы».
А вы желаете проникнуть в это благовествование о благодати? Искупление совершено не для ангелов! Именно это я желаю вам сегодня сообщать! Об этом читаем в послании Евр.2,16: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово».
Семя Авраама – это мы, если мы будем верить в Того, Который за нас умер, если мы придём к Нему с нашими грехами. Было ли это удивлением или чудом, когда многочисленное небесное воинство внезапно появилось из мира вечного света, когда Слово стало плотию?
Это и не могло иначе быть, чтобы эта масса небесного войска присутствовала при рождении Иисуса, и это Слово, ставшее плотию, окружили славой, и что они провозглашали славу в этот тёмный мир, как читаем в Евангелии от Лук.2,13-14:
«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».
Да, это было бы удивительно, если бы не произошло того, что сообщает нам Слово Божие в этом месте Писания. Но мы прочитали, что «не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово».
В этом семени Авраама мы видим всех, кто верит в Иисуса Христа, кто охватил и принял спасение во Христе Иисусе. Истечение времени в истории человечества, как сегодня, так и тогда идёт очень быстро, поэтому и время, назначенное Богом для действия закона, пришло к концу.
Поэтому и такие Божии мужи, как Моисей и Илия, не могли придти к совершенству. Через этих двух Божиих мужей Господь Иисус желает нам показать, что через закон никто не может спастись, а только по Божией благодати.
После того, как Иисус завершил выход из Иерусалима мы приходим с Ним в совершенно другой мир. Практически и символично Князь жизни прошёл через воды Иордана, через воды смерти, и ведёт каждого, кто верит, по этому пути. Через собственную смерть Он ведёт нас в ту страну, где течёт молоко и мёд.
Из пустыни старой природы Адама в обетованную землю нового творения во Христе. Это – мощное дело! А это дело, впрочем, произошло не из человеческих мозгов. Это взято из сокровищниц нашего Бога и нашего Господа Иисуса, Который дал нам это в Своём Слове, как выражение Своей любви и милости.
Какой это чудесный Божий сад, который нам здесь открывается! А в этом мире живёт апостол Павел. Поэтому он тоже желает умереть, чтобы, как он говорит, быть вместе со Христом, что было бы намного лучше, как он утверждает в послании Флп.1,23-24:
«Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас».
Теперь мы с вами знаем, что будет, когда Господь Иисус отзовёт нас домой, к Себе в вечность. Но только при радости в наших сердцах, понимаете вы это? Но не в отчаянии, как Илия. А это великая разница. Я надеюсь, что вы поймёте эту разницу.
Этот апостол Павел имел великое желание быть с Господом Иисусом. Не ради смерти, но ради общения с Ним. Поэтому в духе посмотрим на Павла, как он, связанный находился в заключении. Будучи там связан цепями, кажется, что он потерпел крушение.
Через Павла Господь Иисус совершил мощные дела. Повсюду горел огонь веры, который Павел зажёг путём передачи Евангелия, радостной вести с Голгофы. И вот, когда Павел уже стоял в центре своей работы, когда вновь возникшие собрания, о которых Новый Завет нам сообщает, в нём так срочно нуждались.
А Бог в этой ситуации допускает, что Его избранный инструмент был убран. И так убран, что Павла садят в тюрьму. Таковы Божии пути, которые мы не всегда узнаём. А как это любезно, если мы воплощаемся с нашим Господом Иисусом, полностью отдаём себя Ему, чтобы во всех ситуациях мы имели согласие к Его путям.
Поэтому задаём себе теперь вопрос: что будет из этого Божиего дела, которое Он вызвал в жизнь через Павла, можно сказать, вызвал в наше время? Но одно мы должны отметить: Павел не лежит под можжевеловым кустом. Он находится перед своим Богом!
Это что-то другое. Точно так, как в начале в Филиппах, когда он с избитой спиной и забитыми в колоду ногами, ночью сидел в темнице и с соработником Силой молясь, воспевали Бога. Точно так Павел и теперь поступает.
Мы должны следующему научиться: чем больше речь идёт о вещях, которые мы не можем терпеть, которые мы так ненавидим, о которых мы думаем и верим, что они для нас лишние, мы должны их окружать большим вниманием и почётом, и чаще приносить их к Божиему трону в небесное святилище.
Поэтому ни одно другое Послание Павла не переполнено такой радостью, как Послание Филиппийцам. Что-то порядка десяти раз там встречаются слова «радость» и «радуйтесь». Возможно это не совсем точно.
Напоминаю вам также о том, что в Новом Завете написано в послании Евр.10,14: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».
Замечаете вы теперь разницу между Илией в его поведении, и поведением Павла, который имел в себе новое творение, рождённое от нетленного Божиего семени? «Одним приношением», но не через жертвы овец и коз.
Одним приношением, через Жертву Иисуса Христа Павел мог пребывать в том состоянии, чтобы не убегать под можжевеловый куст. Всё же как Господь Иисус ведёт Своих искупленных путём победы! И что при таких условиях нас может отлучить от Божией любви?
Об этом читаем в послании Рим.8,38-39: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
В этой Божией любви мы имеем свой покой! Это является той землёй, где течёт молоко и мёд. Об этой «земле» уже Давид кое-что знал, когда при бегстве от своего сына Авессалома скрывался в пустыне и в Божием Духе мог петь, как читаем в Пс.62,6-7:
«Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, 7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи».
Именно в этом мы видим злачные пажити, там, где Пастырь так близок овцам, и на которых добрый Пастырь покоит своих овец. Туда он ведёт своих овец к тихим водам, где нет никакой опасности. Слово Божие говорит, что там мы поём о победах.
Об этом мы читаем в Пс.117,15-16: «Глас радости и победы (спасения) в жилищах праведников: десница Господня творит силу! 16 Десница Господня высока, десница Господня творит силу!».
Павел любил жизнь, любил жить, потому что в своей земной жизни имел возможность служить Господу Иисусу всем сердцем. Но он также охотно желал умереть, ибо смерть была слугой для возвращающегося Божиего дитя, и практически открывала дверь в световой зал небесного Отца.
Поэтому Павел говорит в послании Рим.14,8: «а живём ли – для Господа живём; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем, — всегда Господни».
Следовательно, мы, все дети Божии, имеем неограниченную радость как в жизни, так и в смерти в общении с нашим Господом Иисусом. Об этом читаем в Евангелии от Ин.13,17: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
И если мы очень хорошо действуем даже в очень завуалированном духе закона, то, тем не менее, связанный с этим Божий гнев, является нашей частью. Но блаженны все, кто покоится от дел закона. Существует только один пут духовного роста.
Время значительно продвинулось вперёд. Об этом мы читаем во 2Кор.3,18: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».
Не бывает ли в нашей жизни веры иногда так, что увеличение познания в отношении таких трудных мест Писания о духовном росте, мы в себе ищем? Но это ровным счётом ничего, то есть нуль. Если кто-то и думает, что он что-то знает, то он ещё не познал, как мы должны познавать.
В отношении познания апостол Павел сообщает нам, как мы действительно можем познавать в 1Кор.8,2-3: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать. 3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него».
Это сообщение о познании заставляет наше сердце от радости учащённо биться. И как только мы позволим небесному веянию вентилировать наши сердца, тогда Святой Дух переведёт нас из области закона в область благодати, из пустыни в страну свободы, где текут молоко и мёд.
Он переведёт нас от первого человека, и связанного с ним господства, к первому Человеку с неба, к нашему Господу Иисусу. Аминь.