Очищение сердца, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Очищение сердца через веру». Сегодня вторая, заключительная часть. Извращённое сердце не станет хорошим даже в том случае, если человек покается.
Это я должен вам сказать. Оно останется таким злым, какое оно есть. Это – беда, но это – факт! До сегодняшнего дня – это наш практический опыт. А Слово Божие переполнено многими увещеваниями в отношении этого факта, которые оно нам сообщает.
Все эти увещевания были бы неуместными и излишними, если бы наше сердце не было всё ещё той же частью старой «мебели», как и раньше. И даже тогда, если Слово Божие, говорит о чистом сердце, то наше сердце является и останется в себе извращённым и злым.
Но Господь Иисус позаботился о том, чтобы мы не давали больше места, исходящим из сердца злым мыслям. В отношении этого Он позаботился. Точно так, как Господь Иисус однажды через веру очистил наши сердца, когда мы пришли к Нему с покаянием в наших грехах.
Точно так Он и сегодня ещё дальше желает таким же образом чистить сердца верующих, и сохранять их в той чистоте, в какой они до этого момента были очищены. Но это может лишь в том случае произойти, если мы совершенно откажемся и оставим идолослужение в наших мыслях, и наши сердца тем заполним, что является Христовым.
А всё остальное является в конечном счёте, более или менее, препятствующей причиной в том, чтобы вести победоносную жизнь во Христе. Лишь тогда Господь Иисус может нам дать способность познавать в Его свете, и дать через Святого Духа силу, чтобы осудить всё злое в собственных сердцах.
В противном случае мы этого не достигнем. Лишь тогда станет возможным перейти от благосклонности собственных мыслей к благосклонности Господа Иисуса, что является Его намерением.
Такое, желаемое Господу Иисусу очищенное сердце мы достигнем только посредством преодоления наших собственных, неугодных Иисусу мыслей, или своевольных мыслей на основании покаяния, посредством признания того, что наши пути до этого момента были неверными.
И если постановка цели в отношении нашего покаяния такова, какую её желает видеть Господь Иисус, то после такого покаяния мы сможем идти новым путём, в соответствии с Божией волей. Что Господь Иисус именно это так желает, и так сделал, но не иначе, основано на Его мудрости и Его любви.
На основании этого Иисус Христос ведёт нас в более глубокое общение и зависимость от Него. А теперь я перечислю места Писания, в которых мы читаем о чистом сердце. Ниже мы к этому вопросу ещё вернёмся.
Мтф.5,8; 1Тим.1,5; 2Тим.2,22; 1Пет.1,22.
- Мтф.5,8: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
- 1Тим.1,5: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры».
- 2Тим.2,22: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
4.1Пет.1,22: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца».
На основании сообщения этих четырёх мест Писания сердце будет чистым, но только при условии, если оно даёт себя просветить до глубины Словом Божиим (Ин.1,9), Святым Духом и светом, просветить всё то, что в присутствии Господа Иисуса не может существовать, что не обладает существованием.
Ссылка на Мтф.23,26-28 здесь очень уместна и одновременно очень ценна: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам,
которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Бог смотрит в сердце, и не смотрит ещё куда-либо, если Он судит о нас. Бог смотрит в сердце, как говорит Писание в 1Цар.16,7: «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце».
А поскольку Бог смотрит на сердце, то Его невозможно каким-то образом разочаровать нашим внешним видом. Ибо сердце является источником происхождения и выходом всех наших выражений и проявлений. То есть всех тех вещей, которые находят в нас выход наружу.
Мы движемся в них изнутри наружу. Поэтому мы не можем внешним видом Бога обмануть или разочаровать, как это случается среди людей друг против друга, когда они просто играют в театр.
И если наше внутренне, наше сердце чисто, тогда само собой понятно, что и внешнее, что в нас можно взглядом воспринять, наша жизнь и наши действия будут чистыми. Когда человек постоянно грязный, неряшливый, то в этом мы видим, что его внутреннее состояние находит своё выражение во внешнем виде.
Так говорит и Давид в Пс.50,8: «Вот, Ты возлюбил истину во внутреннем, и в сердце (внутри меня) явил мне мудрость».
Это значит, что внутри самого сердца, Ты будешь меня учить мудрости. А в ст.12 Давид дальше просит Господа Иисуса: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня».
Чистое сердце является необходимой, является непременной предпосылкой для освящённой жизни. Поэтому освящение, о котором так много говорят, является не вопросом дел, которые начинаются в нашем внешнем, но в нашем самом глубоком внутреннем, в нашем сердце.
Другого освящения вообще не бывает! Оно должно быть чистым! В этом вопросе дело обстоит точно так как с мудростью, которая приходит сверху. В противном случае, если мудрость приходит не сверху, то она нечистая. Об этом мы читаем у апостола Иакова в гл.3,17:
«Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
На практике в первую очередь действительно соблюдение писанного Слова. Никогда дитя Божие не находится в освящении, если оно не соблюдает писанное Слово, но покоряется неписанному слову. На этот факт я совершенно серьёзно обращаю ваше внимание.
Именно этот факт показывает нам, что освящение или святость, или быть освящённым, с одной стороны, и чистое сердце – с другой стороны, неразделимо связаны между собой! Без чистого сердца не бывает освящения, также нет и чистого сердца без освящения.
Поэтому места Писания, которые нам показывают путь освящения и очищения сердца, являются чрезвычайно важными, потому что действие этих мест Писания всегда связано с очищением сердца. Одно из этих мест находим во 2Кор.3,18:
«Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ (Господень) от славы в славу, как от Господня Духа». На первый взгляд кажется, что в этом тексте ничего не сказано о очищении наших сердец.
Но слава Господня, на которую мы постоянно смотрим при чтении Библии, настолько мощно действует на наше сердце, что мы всё больше познаём Его славную сущность, постоянно радуемся в Нём и сами стараемся всё больше Ему подражать и быть похожими на Него: «преображаемся в тот же образ».
Естественно, это может лишь в том случае так быть, чтобы радость в Иисусе была великой, если согласование или соответствие сущности Господа Иисуса преображаются в нашей жизни и в нашем хождении. Это может произойти только через Дух Христов, как читаем во 2Кор.3,18.
Да не подумает никто из вас, что это может произойти посредством напряжения плоти и через судорогу мышц. Этим занимаются и тренируются йоги. Но если в Слове Божием мы постоянно рассматриваем сущность нашего Господа Иисуса, Он становится в наших сердцах великим и славным, и одновременно исполняются Им.
Только так мы преображаемся в Его образ, «от славы в славу». Именно в этом мы видим освящение в глубочайшем смысле этого слова. Другое освящение мне в Писании незнакомо. Может ли какое-то сердце иначе быть чистым, если оно в образе Бога будет водимо «от славы в славу»?
А теперь, в заключение, как я выше обещал, мы с вами коротко рассмотрим эти четыре места Писания, в которых мы читаем о чистом сердце. Посредством размышления над содержанием этих четырёх мест Писания мы можем познать и радоваться в том, что в Слове Божием связано с чистым сердцем. Это очень важно!
- Мтф.5,8 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
В этом месте Писания мы читаем о том, что тех людей, которые имеют чистое сердце, Святой Дух называет блаженными, то есть имеющими счастье в высшей степени. Они будут блаженны, потому что узрят Бога.
А это произойдёт в вечности в небесной славе, как читаем в 1Ин.3,2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
Видеть Господа Иисуса и быть подобным Ему – это значит, иметь с Ним это высшее счастье вечного общения через пролитую Им кровь на Голгофском кресте.
- 1Тим.1,5 «Цель же увещания (конечная цель этой заповеди) есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры».
В ст.3 этой главы читаем об этом увещевании: «Отходя в Македонию, я просил тебя (Павел просит Тимофея) пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному (хранить собрание от ложных учений)».
В наши дни, когда в собрания верующих вкралось через усилие сатаны так много мистики, то есть ложных учений, то просьба апостола Павла к Тимофею, как никогда раньше, приобретает величайшее значение.
Возьмём ещё одну характерную черту, которая свойственна собраниям всех деноминаций последнего времени, в отношении которой автор Послания Евреям также увещевает, как тогда, так и сегодня.
Читаю из послания Евр.10,25: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».
Как видим, не только старшие братья, но и все члены собрания должны друг друга по этому поводу увещевать. Почему? Потому что мы, рядовые члены, даже лучше знаем друг друга, чем старшие братья знают всех членов собрания.
Из 1Тим.1,5 мы видим, что только из «чистого сердца исходит любовь». Вы понимаете теперь, что любовь Иисуса Христа мы можем передавать другим только из чистого сердца!!
Дорогие братья и сёстры, это такой пункт в Церкви Иисуса, который является препятствием в передаче любви Христа другим. В этом пункте сидит некий препятствующий, то есть сатана. Но в отношении этого вопроса мы все находимся в личной ответственности.
- 2Тим.2,22: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». Здесь мы видим чистое сердце, как предпосылку для общения между детьми Божиими.
А где эти чистые сердца отсутствуют, там возникают непрерывные диссонансы, недоразумения, распри и т.д. В таких ситуациях наблюдается дефицит в чистых сердцах, нехватка чистых сердец. Именно в этом следует искать решение этой загадки.
- 1Пет.1,22 «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца».
Однако, прежде чем в этом тексте говорить о чистом сердце, необходимо весь текст привести в соответствие с оригинальным текстом. В оригинале этот текст выглядит следующим образом:
«Так как через Духа вы, послушанием истине, очистили ваши души для нелицемереного братолюбия, то и любите друг друга страстно от чистого сердца».
«Очистили ваши души через послушание Истине». В этой истине мы видим Самого Господа Иисуса, поэтому мы должны прежде всего послушание очистить, или мы даже очистили наши души.
А во 2Кор.7,1 мы имеем в этом вопросе такое мощное обетование и в отношении нашей плоти и духа: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».
«Так как вы очистили ваши души через послушание истине». Здесь мы можем также сказать: «через послушание Господу Иисусу вы очистили ваши души». А Господь Иисус говорит в Евангелии от Ин.14,21:
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Следовательно, наша любовь к Иисусу сводится к послушанию в отношении Его Слова, в отношении исполнения Его заповедей. А через послушание мы очищаем наши души! В 1Фес.5,23 мы имеем, я бы сказал, вообще сногсшибательное сообщение в отношении очищения духа, души и тела:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
А выше мы отметили, что без освящения не может быть и чистого сердца!! Чистое сердце является предпосылкой для страстной любви по отношению к другому. Я воздержусь много говорить по этому вопросу, хотя мог бы ещё целый час об этом говорить.
Здесь говорится не только просто о любви, как таковой, но говорится о страстной любви, о стремлении или влечении любить, о любви к Богу, которую уже невозможно затормозить. Точно так люди могут быть побуждаемы, могут быть гонимы властями тьмы.
Таково и намерение Бога, чтобы привести нас через призванное чистое сердце в побуждение действия Бога. Не читаем ли мы в Новом Завете в послании Рим.8,14: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии».
Дорогие братья и сёстры, где эта понуждаемая любовь не подгоняется Святым Духом, там и с чистым сердцем что-то не в порядке. Там имеется другое сердце. Мы с вами знаем, какие зубастики могут быть в наших сердцах.
В заключение мы констатируем: всё же какой это ущерб для детей Божиих, если они не имеют такое чистое сердце, о котором Господь Иисус говорит в нашей сегодняшней проповеди!
А мы совершенно точно не будем иметь такое чистое сердце, если не упражняемся в переливающейся любви нашего Господа Иисуса.
Поэтому желаю всем вам, чтобы из глубины вашей души вы имели великое желание, обладать чистым сердцем, и чтобы вы стремились к этому. А во-вторых, если вы приобретёте чистые сердца, то желаю вам, чтобы вы их хранили в присутствии святого Бога. Аминь.