Утешение, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Совсем недавно, в заключение старого 2015-го года мы рассматривали с вами очередную рождественскую тему под названием «Ангел Господень».
Так открывался Господь Иисус людям в Ветхом Завете. В Ветхом Завете Господь Иисус открывался также под именем Иегова. На эту тему я уже раньше написал проповедь под названием «Иегова – имя откровения Иисуса», а теперь могу добавить, «в Ветхом Завете».
В имени «Иегова» Господь Иисус преследует цель открыть людям сущность Бога и Его цель с людьми. А в имени «Ангел Господень» Иисус желает людям показать, что на небесах есть Бог, Который находится близко к людям на земле.
Бог, Который о них заботится, и Который желает их спасать. Поэтому до Своего пришествия с этой целью на землю Он утешает их. К этому выводу мы пришли с вами в конце проповеди «Ангел Господень», потому что это выражение встречается в Библии 58 раз, что означает «утешение».
Поскольку тема «утешение» очень важная тема во всех ситуациях жизни и для всех людей мира сего, а особенно для детей Божиих и для Божиего народа Израиля, то Господь Иисус побуждает моё сердце продолжить эту тему и в этом новом 2016-ом году.
На нашем сайте имеется проповедь, которую я раньше написал на эту тему под названием «Бог всякого утешения». До тех пор, пока мы в немощной плоти будем находиться на этой земле, Бог входит в наше положение и постоянно озабочен о том, чтобы в трудных ситуациях нас утешать.
По этому поводу мы читаем в послании Евр.4,15: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха».
Но Бог желает, чтобы мы и Его постоянно рассматривали в Его Слове и не останавливались на том, что мы познали о Нём в проповеди «Бог» и других темах, в которых мы рассматривали сущность Бога, сущность нашего Господа Иисуса.
Поэтому в заключение темы «Бог» я предложил рассмотреть Его как «Бога всякого утешения». Об этом мы читаем во 2Кор.1,3-4: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!». Эти два стиха мы тогда взяли за наш главный текст.
Слово «утешение», «утешать» и их производные красной нитью проходят через всю Библию. Но Бог утешает Своих искупленных не только словами: «утешение», «утешать» и т.д., но и такими выражениями как: «не бойся их и не бойся речей их», «не страшись лица их», «не бойся их и не страшись перед лицом их», и другие.
Так мы читаем у пророка Иезекииля в гл.2,6; 3,9 и в книге И.Нав.1,6-9: «Будь твёрд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; 7 только будь твёрд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой;
не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. 8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
9 Вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдёшь».
И через пророка Иеремию Бог утешает Свой народ Израиль и обещает освободить его из плена и собрать в обетованную землю. Читаю из книги пророка Иер.30,10: «И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль;
ибо вот, Я спасу тебя из далёкой страны и племя твоё из земли пленения их; и возвратится Иаков и (здесь имеется ввиду Вавилонский плен) будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его».
В Слове Божием Святой Дух приводит очень много таких мест, в которых говорится об «утешении». Когда я задал в симфонии корень этого слова, то есть «утеш», то компьютер выдал мне 131 место, из которых большинство – очень важные для нашей темы сообщения.
Сначала я подумал: ну с чего же мне сегодня начать излагать эту тему? Но затем Святой Дух обратил моё внимание на предпоследнее место, то есть на 130-е место, где читаем: «дабы в двух неизменных (непреложных) вещах, в которых невозможно Богу солгать,
твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую (лежащую впереди нас) надежду» (Евр.6,18).
Дорогие братья и сёстры, я думаю, что это утешение, которое Святой Дух называет в этом тексте «твёрдым утешением», утешение, которое основано на «двух неизменных вещах, в которых невозможно Богу солгать», является для нас, детей Божиих, главным утешением.
Почему? Потому что мы можем и должны крепко держаться за предлежащую впереди нас надежду, надежду пришествия нашего Господа за Своей Церковью. Поэтому заглянем немного подробнее в сообщение этого места Писания.
Я думаю, что многие из вас уже задумывались над этим текстом Писания, и особенно над этими двумя вещами, в связи с которыми мы должны иметь твёрдое утешение. А Святой Дух даёт нам по этому поводу ещё такое необычное сообщение, что Бог в этих двух вещах не может солгать.
Мы с вами знаем, что Бог вообще не может лгать. А в этом тексте эта черта Божией сущности особенно подчёркивается. Конечно, каждый из вас уже неоднократно задумывался над этим сообщением: что же из себя представляют эти две вещи? Это мы все желаем знать.
Вся история с этими двумя неизменными вещами связана с Авраамом. А мы с вами должны радоваться и быть благодарными в том, как Бог сегодня говорит с нами через Авраама.
Но для этого с нашей стороны требуется определённое духовное понимание, чтобы говорение Бога в этой форме мы могли понимать. Именно это является мотивом, почему автор Послания Евреям получил от Святого Духа побуждение написать для нас слова, которые происходят из Ветхого Завета.
Эти слова были тогда направлены Аврааму, чтобы он их слышал. Эти слова обетования были направлены Аврааму, чтобы он их воспринял, именно так, как и мы должны их сегодня воспринять. Эти обетования Бог дал Аврааму.
Что Авраам сделал с этими обетованиями, находилось в его ответственности. Хотя Господь Иисус говорил об этом Аврааму в Ветхом Завете, но для нас это и сегодня очень важно, поэтому мы читаем в послании Рим.15,4:
«А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».
И на основании этого места Писания Святой Дух подтверждает тот факт, что Господь Иисус различным образом утешает нас через Своё Слово, через Святого Духа, Которого Он дал нам вместо Себя и назвал Его Утешителем.
Бог не человек, поэтому о Своих обетованиях, то есть о Своих обещаниях, как говорит Слово Божие, Он не раскаивается, не сожалеет о том, что Он обещал. Эти обещания Бога одновременно – неизменны!
И если мы вспомним о том, что Святой Дух нам сообщает о потопе, то нас удивляет тот факт, что Господь раскаялся в том, что создал на земле человека. Об этом мы читаем в книге Быт.6,5-7: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. 7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».
Бог не раскаивается о том, что Он вообще человека сделал, но Он жалеет о том, что человек пошёл по пути смерти, тогда как Бог создал его для жизни, создал его с той целью, чтобы он жил. По той причине, что человек пошёл по пути смерти, Бог восскорбел в сердце Своём.
Этот факт болью отозвался в сердце Бога. Поэтому мы находим в данном тексте слово «раскаялся». Это значит, что Бог глубоко сожалел о том, что Он сотворил человека, который пошёл по пути смерти. Ради Своей праведности Бог был вынужден послать на землю этот суд через потоп.
Бог есть не только любовь и не есть только милосердие. Но Он есть также праведность. Однако мы видим Бога не в праведности человека, но в Своей Божией праведности, чтобы судить зло.
Тогда ещё не было жертвы, которую замещающе можно было бы привлечь, чтобы людей того времени привести в положение примирения с Богом. А сегодня? Сегодня мы имеем неповторимую, единственную в своём роде, Жертву Иисуса Христа. И где те люди, которые покаялись, которые позволили себя спасти? Их мало, их очень мало!
Но сообщение, которое мы имеем в Евр.6,18, является основанием. Его вполне достаточно и для нас, чтобы прочно стоять в вопросах веры и жизни. И если мы подумаем о том, если в памяти переберём все события и истории Ветхого Завета, и, хотя бы коротко, рассмотрим все заботы и старания.
Все старания, которые Бог проявил на протяжении тысячелетий. Как Бог в Своём долготерпении и любви ходил за каждым отдельным человеком, то можно придти к такому заключению: стоило ли всё это делать?
Если мы подумаем о том, откуда мы пришли, как Божии враги, организованные, вооружённые банды против Бога. Да не скажи кто-нибудь из нас, что это не так. По природе наши сердца и сегодня являются ещё мятежниками Корея самого злейшего вида.
Мышление терроризма дремлет в каждом из нас. В тот момент, когда мы не ходим в присутствии Господа Иисуса, это мышление мгновенно выступает на передний план и наш ветхий человек ищет греховную конфронтацию, которую мы переняли у небесного террориста, у сатаны.
Он полностью нас отравил. Не частично, но полностью: в теле, душе и в духе. Тем славнее стало сиять дело искупления и избавления, эта утренняя заря мирового искупления через Жертву Иисуса Христа, нашего Господа.
На основании Своего милосердия и благодати Он охватил всех нас и привёл в Своё присутствие, в общение Своей любви. А там по случаю мы ведём себя неверно в том, что Бог дал для нашего водительства. И это называется терроризмом.
Дай Бог каждому из нас достаточно света, чтобы мы это познали, что Господь Иисус желает нас в духе укрепить в наших сердцах. Если неугодные люди вас заманивают к себе, то не следуйте за ними. Ибо и верующие могут быть негодными и плутами. Этому учит нас так же Новый Завет.
Господь Иисус желает, чтобы в духе мы совершенно уверенно стояли, чтобы мы были прочно укреплены. Для этого по вопросу неизменности согласно Евр.6,18 мы имеем несколько мест Писания.
Во-первых, по нашему вопросу обратимся к Евангелию от Мтф.24,35: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
Выделим в этом тексте Писания самое главное: «слова Мои не прейдут! Это значит, что Слово Божие останется навеки неизменным. Этими словами Бога являются слова обетования. И далее такое же сообщение о неизменности мы находим в послании Тит.1,2:
«в надежде вечной жизни, которую обетовал (обещал) неизменный в слове Бог прежде вековых времён (а в оригинале читаем: Бог, Который не может лгать)».
Это обетование, о котором здесь говорится, Бог обещал уже до вековых времён. И третье, последнее место, к которому обратимся, мы находим во 2Тим.2,13: «если мы неверны, Он (наш Господь Иисус) пребывает верен, ибо Себя отречься не может».
То, что Бог сказал – неизменно, непреходяще, и Бог в сказанном не раскаивается. А Он дал нам обетование жизни вечной, дал нам эти обетования в Аврааме, в отце веры. Но, чтобы несмотря на наше жалкое состояние веры, тем не менее, дать нам для опоры дальнейшее обещание.
Дать нам дальнейшее подтверждение, Бог добавил к Своим обетованиям ещё что-то очень важное. А именно, плюс ко всем обещаниям Бог ещё и поклялся! Так мы читаем в послании Евр.6,17:
«Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования (которыми мы являемся) неизменность (непреложность) Своей воли, употребил в посредство клятву».
Имел ли Бог в этом нужду, чтобы в дополнение к Своим обещаниям о жизни вечной, ещё и совершить клятву? С уверенностью мы можем сказать, что Он не имел в этом нужды, но Он это делает, и не ради Себя, а ради нас.
А теперь мы приходим к Евр.6,18, где читаем: «дабы в двух неизменных (непреложных) вещах.., твёрдое утешение имели мы».
А именно, первое из этих двух вещей мы, прежде всего, видим в
- Слове обетования Бога и второе — это
- усиление этого слова обетования посредством клятвы.
Здесь речь идёт не о ложной клятве человека, но речь идёт о Божией клятве. Мы не должны клясться, потому что наша клятва – это лжесвидетельство или клятвопреступление. Подробней эти две неизменные вещи мы с вами не будем рассматривать, потому что это выйдет за рамки нашей темы «Утешение».
А теперь поговорим о том, кого именно Бог утешал и сегодня ещё утешает. Начнём с Господа Иисуса. В Ветхом Завете мы находим места, в которых читаем о том, что Бог утешает Давида, который является прекрасным прообразом Господа Иисуса на время благодати.
Поэтому утешение Богом Давида мы косвенно можем также отнести на Иисуса. Но и в Новом Завете мы не находим такого места Писания, в котором мы читали бы о том, как небесный Отец утешает Своего Сына, Иисуса Христа.
Но, тем не менее, я считаю, что наилучшим утешением Отца в отношении Сына является семикратное выражение «Сын Мой возлюбленный», которое встречается в Мтф.3,17; Мтф.17,5; Мрк.1,11; Мрк.9,7; Лук.3,22; Лук.9,35; 2Пет.1,17.
В этих местах Писания мы практически читаем о двух событиях. О крещении Иисуса мы читаем в: Мтф.3,17; Мк.1,11; Лк.3,22, а о восхождении Иисуса с учениками на гору преображения мы читаем в: Мтф.17,5; Мк.9,7; Лк.9,35.
Во 2Пет.1,17 Пётр свидетельствует о втором событии, где и он присутствовал на горе преображения. Это семикратное упоминание выражения «Сын Мой возлюбленный» говорит о совершенной любви Отца к Своему Сыну, Иисусу Христу.
Привожу одно из этих мест. Евангелие от Мтф.3,13-17: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия,
Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
Для рассмотрения любви Бога к Своему Сыну обратимся к Евангелию от Ин 3,35: «Отец любит Сына и всё дал в руку Его».
Как видим, любовь Отца к Сыну практически выражается в полном доверии Отца Сыну во всём!
А теперь обратимся к следующему месту, в котором мы находим ответную любовь Сына на любовь Отца. Читаю Евангелие от Ин 14,31: «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю…».
«Я люблю Отца» – это является ответом Сына на любовь Отца.
Божия любовь, особенно Отца к Сыну, имеет огромный Божественный размер. Хотя эта любовь осуществляется на Божественном уровне, но для нас людей разрешено в духе заглядывать в эту любовь. И даже больше!
Всевозможное отношение или связь Божией любви внутри Триединства сообщены нам в Писании. Почему? Потому что нам дано, что мы можем в этой любви иметь участие. Коротко рассмотрим любовь Отца к Сыну.
Для этого мы имеем в Слове Божием три свидетельства, которые являются совершенно равноценными и единодушными. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.