Мы любим хорошую пищу, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Мы любим хорошую пищу». Сегодня вторая часть. Бог знал, что из-за своеволия и непослушания Израиль не за одиннадцать дней пройдёт путь от горы Хорива в пустыне Синай до Кадес-Варни, в пустыне Фаран, который расположен у входа в обетованную землю Ханаана, а – за 38 лет, как читаем во Втор.1,2!
Читаю это место: «в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни». По Божиему велению Моисей выслал из Кадес-Варни 12 соглядатаев в обетованную Богом землю, чтобы они высмотрели её. Через 40 дней они вернулись.
О этом дальше читаем в книге Чис.13,26-27: «И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней. 27 И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли».
Но своим сообщением о великанах, которых они видели в Ханаане, они навели страх на всё общество Израиля, как читаем в гл.14,1-20: «И подняло всё общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь; 2 и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы,
и всё общество сказало им: (здесь Израильский народ проявил полное неверие и недоверие Господу Иисусу) о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! (как видим, народ полностью противоречит себе!)
3 и для чего Господь ведёт нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? 4 И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет.
5 И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых. 6 И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои 7 и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша;
8 если Господь милостив к нам, то введёт нас в землю сию и даст нам её — эту землю, в которой течёт молоко и мёд; 9 только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.
Ст. 10 И сказало всё общество: побить их камнями! (Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева) Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым. 11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей?
и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? 12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. 13 Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей,
14 и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даёшь им видеть Себя лицом к лицу, и облако Твоё стоит над ними, и Ты идёшь пред ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном;
15 и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: 16 Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне. 17 Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря:
18 Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвёртого рода. 19 Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. 20 И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему».
И дальше Господь Иисус говорит о Своём решении по отношению Своего бунтарского народа Израиля. За их неверие и полное игнорирование Божиих обетований Господь Иисус выносит Своему народу через Моисея тяжкий приговор.
Читаю следующие стихи. 22-23 «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, 23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её!».
Ст.25 «…завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю».
Ст.29-39 «в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, 30 не войдёте в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина;
31 детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, 32 а ваши трупы падут в пустыне сей; 33 а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;
34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесёте наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною. 35 Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут.
36 И те, которых посылал Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него всё сие общество, распуская худую молву о земле, 37 сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом;
38 только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю. 39 И сказал Моисей слова сии пред всеми сынами Израилевыми, и народ сильно опечалился».
На основании этого сообщения мы с вами познали, что Господь Иисус определил Своему народу Израилю в общей сложности 40 лет странствовать в пустыне: «по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесёте наказание за грехи ваши сорок лет, год за день».
Два года они шли от Египта до горы Хорива (Чис.1,1). «Расстояние в одиннадцать дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни» согласно Втор.1,2 мы в расчёт не берём. Следовательно, от Кадес-Варни и до входа Израиля в обетованную землю Ханаана, прошло 38 лет!
О всех тяжестях и испытаниях народа на протяжении 40 лет на этом пути Господь Иисус знал, потому что Он в начале знает, что будет в конце. Поэтому различными мероприятиями Он старался облегчить Своему народу эти условия, которые они в основном сами на себя навлекли.
Все проблемы Израиля при странствовании сорока лет в пустыне сводятся, как мы видим, к воде и пище.
А теперь я напомню вам о том, как Господь Иисус дал Израилю манну – этот хлеб ангелов, как её ещё называют, и мясо, из-за которого они так роптали на Господ. Об этом мы читаем в книге Исх.16,1-15: «И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син,
что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. 2 И возроптало всё общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3 и сказали им сыны Израилевы:
о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. 4 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба,
и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; 5 а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни.
6 И сказали Моисей и Аарон всему обществу сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, 7 и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас?
8 И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.
9 И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш. 10 И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.
Ст.11 И сказал Господь Моисею, говоря: 12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана;
14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. 15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу».
А теперь вспомним о том, что из себя представляет манна, которой Господь Иисус одождил Свой народ с неба. И снова народ ропщет. В Исх.16,3 народ ропщет о том, что его хотят уморить голодом, а затем они ропщут о том, что им не дают мяса.
Об этом читаем в книге Чис.11,1-9: «Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана. 2 И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.
3 И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень. 4 Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти (вожделение!); а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?
5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; 6 а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших (а эта манна, как мы ниже узнаем, представляет собой духовный хлеб, представляет собой Слово Божие, в котором мы символично видим Иисуса!).
7 Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах (это такой камень или кристаллическое вещество); 8 народ ходил и собирал её, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из неё лепёшки; вкус же её подобен был вкусу лепёшек с елеем
(эта манна содержала в себе все необходимые для жизни человека элементы. Её можно было употреблять в различном виде и состоянии. Посредством этой манны Господь Иисус уже тогда хотел привить Своему народу вкус и показать, что от этой манны зависит его спасение). 9 И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна».
А поскольку манна содержала в себе всё необходимое для жизни человека, поскольку в ней мы символично видим Господа Иисуса, то новозаветными словами о ней можем сказать, как читаем в послании Кол.2,9: «ибо в Нём (Иисусе) обитает вся полнота Божества телесно (так и в манне находится всё необходимое для жизни людей».
Пренебрежение манной, этой духовной Божией пищей, берёт своё начало от Евы, которая первая пренебрегла Словом Божиим: пренебрегла предостережением Бога не есть плод познания добра и зла. Но она страстно пожелала этот материальный плод!
Так и Божий народ Израиль пожелал что-то другое, но только не манну. Они желали всё мирское, но не то, что Бог дал им для вечной жизни. Вместо этой Божией духовной пищи они страстно желали снова есть то, что ели в Египте, что ели в этом мире:
«Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок». Поэтому они говорили: «ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших».
Пренебрежение Израилем манной, пренебрежение Словом Божиим – этой Божией духовной пищей, посредством которой Бог без проблем хотел провести Свой народ через все трудности и испытания в пустыне вплоть до Ханаана, настолько возмутило Господа Иисуса, что Он начал их истреблять огнём.
Но народ «возопил к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь».
Вы все заметили, по какому поводу среди пришельцев и Израильтян возник этот ропот вслух против Господа. Они говорили: «кто накормит нас мясом?, поэтому Господь Иисус решил удовлетворить их страстное желание плоти и дать им досыта мяса.
Об этом читаем в ст.31-34: «И поднялся ветер от Господа, и принёс от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли (слоем высотой почти в один метр!).
32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана (они нахватали горы этих перепелов, не задумываясь о том, как они собирались их хранить).
33 (поэтому незамедлительно последовало другое наказание от Господа Иисуса!) Мясо ещё было в зубах их и не было ещё съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. 34 И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ».
В отношении ропотов, которые Израильтяне вместе с пришельцами устраивали против Господа Иисуса по поводу мяса, у нас возникает недоумение. Ведь у них было много скота, который они гнали вместе с собой на протяжении сорока лет странствования в пустыне.
Если им периодически, что естественно для плоти человека, очень захотелось поесть мяса, то ведь могли периодически несколько семей объединиться что-то заколоть из своего стада, чтобы это мясо за два-три дня несколькими семьями съесть.
Ведь мы же читаем в книге Чис.32,1-5 о том, что у них было много стад даже перед входом в обетованную землю Ханаана: «У сынов Рувимовых и у сынов Гадовых стад было весьма много; и увидели они, что земля Иазер и земля Галаад есть место годное для стад;
2 и пришли сыны Гадовы и сыны Рувимовы и сказали Моисею и Елеазару священнику и князьям общества, говоря: … Ст.4 земля, которую Господь поразил пред обществом Израилевым, есть земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада.
5 И сказали: если мы нашли благоволение в глазах твоих, отдай землю сию рабам твоим во владение; не переводи нас чрез Иордан». 33 «И отдал Моисей им, сынам Гадовым и сынам Рувимовым, и половине колена Манассии, сына Иосифова, царство Сигона, царя Аморрейского, и царство Ога, царя Васанского, землю с городами её и окрестностями, — города земли во все стороны».
Господь Иисус всё это видел, что Его народ уже в пути в обетованную землю имел много стад и мог есть своё собственное мясо.
Но народ неправомерно роптал и периодически устраивал перед Богом из-за своей прихоти такой театр, поэтому Господь Иисус применял строгое наказание, как Он это сделал в событии, о котором читаем в книге Чис.21,1-9:
«Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идёт дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен. 2 И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие на города их.
(Ведь хватило же у Израиля мудрости, чтобы ради победы над царём Арадой дать Господу обет!) 3 Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их и нарёк имя месту тому: Хорма (заклятие, истребление).
Ст.4 От горы Ор отправились они путём Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И (снова!) стал малодушествовать народ на пути (и что теперь народу нехватает?), 5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта,
чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (они настолько возмутились против Бога и против Его духовной пищи, что в оригинальном тексте читаем: душе нашей опротивела эта проклятая пища).
6 И послал Господь на народ (за согрешение против Бога) ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. 7 И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя;
помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев (а про манну не сказали ни одного слова, что она является самой лучшей пищей для жизни). И помолился Моисей о народе. 8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (на длинный шест),
и ужаленный, взглянув на него, останется жив. 9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».
Медь или бронза символизирует в Библии суд. Поэтому в медном змее на знамени мы символично видим суд над Господом Иисусом на Голгофском кресте за грехи всех людей мира сего.
В этом образе Господь Иисус уже в то время стремился приучить Свой народ Израиль, дать ему понять, что должен придти Мессия, в котором они найдут своё спасение. На примере всех этих неправомерных ропотов, этого вечного недовольства тем, что Господь Иисус в Своей любви даёт Своему народу, мы видим Его великое долготерпение.
Господь Иисус был только занят тем, чтобы привести Свой народ к намеченной цели, чтобы привести Свой народ в страну, где течёт молоко и мёд. Но мы не перестаём удивляться, что Израиль этого не понимал, думал и был озабочен только о себе, о удовлетворении своей плоти.
За все чудеса, совершённые Иисусом при хождении Израиля в пустыне, Израильтяне не благодарили своего Бога Иегову, и не восхваляли Его за всё это. Только сразу при прохождении Чермного моря по сухому, где Египтяне все погибли, Божий народ Израиль по-настоящему воздал Ему славу, как читаем в книге:
Исх.14,30-31 «И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидел Израиль Египтян мёртвыми на берегу моря. Ст.31 и Исх.15,1-3 перенесём в третью часть. А сейчас на это закончим, продолжим в следующий раз.