Со страхом и трепетом, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! В своём Послании к Филиппийцам апостол Павел пишет в гл.2,12-13: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне во время отсутствия моего,
со страхом и трепетом совершайте (осуществляйте) своё (ваше) спасение, 13 потому что Бог производит в вас как хотение, так и действие по Своему благоволению».
Я вам, конечно, сочувствую в отношении трудности понимания данного текста. Поэтому я прошу у Господа Иисуса мудрости, чтобы я сам понял содержание этого текста, и вам мог объяснить его.
При поверхностном чтении этого места Писания мы можем быть искушаемы и можем сказать, что мы должны быть оправданы через дела, то есть мы должны по-настоящему трепетать, и как следует с утра до вечера 24 часа в сутки жить под страхом.
Но так этот текст могут лишь такие верующие понимать, которые не познали Слово Божие, не познали Божию волю в отношении Его искупленных. Здесь, при рассмотрении данного текста, мы не должны забывать вторую половину данного текста.
Но мы должны даже её впереди поставить. Эта половина гласит: «потому что Бог производит в вас как хотение, так и действие по Своему благоволению».
Прежде, чем дойти до истины, поразмыслим над этим. Поскольку Бог в нас такое производит, а Бог желает в нас такое производить, то с одной стороны мы будем вести себя спокойно.
Чтобы Он мог производить, мог действовать, чтобы через нас Он мог совершить своё намерение, как через послушные, пригодные инструменты. С другой стороны, мы должны принять силу, которую Господь Иисус нам даёт в лице Святого Духа.
И вместе с Его драгоценным Словом, и с помощью всего этого мы должны «со страхом и трепетом совершать (осуществлять) своё (наше) спасение»! Если Слово Божие нас учит, чтобы мы вели себя спокойно, что является одной стороной,
тогда Святой Дух одновременно желает нас ввести в такое состояние, чтобы отнять у нас всевозможную деятельность, которая нацелена на то, чтобы нас удерживать против Его Слова, и намерения Господа Иисуса держать вдали от нас.
Бог не желает, чтобы мы становились против Его Слова и против Его намерения, но мы должны вести себя спокойно. Это – одна сторона. Но другой стороной является тот факт, что Бог даёт нам силы, а именно столько, сколько нам нужно на определённое время. И это хорошо!
Ибо Бог даёт каждый раз силу на один день, в котором мы живём. Если бы Бог давал нам силу на следующие шесть недель, тогда мы не могли бы экономить. Это совершенно ясно. Существует много людей, которые не могут правильно распорядиться, правильно распланировать и расходовать свои деньги.
Есть такие, которые при своём скромном заработке покрывают свой домашний бюджет и при этом ещё экономят. Но есть и такие семьи, которые получают в три раза больше, чем эти первые, но никогда не могут свести концы с концами, поэтому они постоянно испытывают нехватку денег.
Подобную ситуацию я имел, когда ещё жил в городе Усть-Каменогорске, в Казахстане. В доме под нами, этажом ниже, жила одна семья, которая постоянно перед зарплатой занимала у нас совсем немного денег, чтобы их хватило только на бутылку водки.
При получении следующей зарплаты они пытались с нами рассчитаться, но свой долг они постоянно приносили мелочью, целую горсть. Но так как они обычно через несколько дней снова занимали у нас такую же сумму, то я однажды простил им этот долг.
Этот мой поступок произвёл на них такое действие, что они больше не приходили занимать деньги на их возлюбленную бутылку водки. Почему таким людям не хватает своих денег от зарплаты до зарплаты?
Потому что они не понимают, как правильно следует вести своё домашнее хозяйство, как правильно следует распределить свои деньги. Кто умеет правильно распределить свои деньги, тот может экономить, может правильно вести своё домашнее хозяйство.
Подобным образом обстоит дело и в нашем главном тексте. Бог даёт нам силу лишь постольку, чтобы она хватила только на один день! Почему Он даёт нам силу только на один день? Потому что с теми вещами, которые Он нам даёт, мы не можем разумно вести наше домашнее хозяйство.
Если бы Он дал нам силу для следующих шесть месяцев, то, возможно, что с нами случилось бы следующее: тогда мы иногда вырывали бы деревья, которые бы валялись на обочинах улицы.
А в последние десять дней последнего месяца мы лежали бы на земле среди этих деревьев, потому что всю силу мы до этого момента израсходовали бы на ненужные дела. Поэтому и посредством нашего главного текста Господь Иисус желает нас кое-чему научить.
Бог оправдывает нас через Своё действие. Он оправдывает нас без наших дел. Заметим себе это предложение. Бог оправдывает нас также не «страхом и трепетом», потому что страх и трепет являются делом.
Практически Бог делает нас святыми, то есть отделяет нас от мира сего, когда мы с покаянием в наших грехах приходим к Господу Иисусу. Он освящает нас также и на основании наших дел, которые мы совершаем в зависимости от Господа Иисуса, когда уже становимся детьми Божиими.
Как мы читаем в послании Еф.2,10: «Ибо мы — Его (Божие) творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
Это значит, что вся наша жизнь должна быть продолжающимся добрым делом, быть приятной жертвой. Эта жертва должна принадлежать Иисусу Христу в том, что мы сами принесём себя Богу на Его жертвеннике, как Господь Иисус принёс Себя для нас и совершил дело нашего спасения.
Это произошло не иначе, как то, что Господь Иисус с большим «страхом и трепетом», начиная в Гефсимании, смирился под Божию волю и вёл Себя спокойно, как Он и от нас это ожидает, чтобы мы вели себя спокойно, а затем делали то, что Бог желает.
Точно так вёл Себя и Господь Иисус. Об этом читаем в Евангелии от Лк.22,40-44: «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. 41 И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42 говоря:
Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. 43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. 44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю».
А затем читаем у пророка Исаии в гл.Ис.53,7: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».
Как видим, в этой труднейшей для Него ситуации Господь Иисус был спокоен и молчал. Иисус смирил при этом Свою волю под волю небесного Отца и Бога: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет».
В этом поведении, в этом действии Господь Иисус дал нам образ живого Бога. Бог практически исполнил этот образ через Иисуса, Сына славы, для нас, чтобы на этом славном примере мы научились.
Как Он «со страхом и трепетом», начиная от Гефсимании, смирился под Божие намерение и волю, а затем, как избранный Божий Агнец, при адских мучениях умер на Голгофском кресте за вас и за меня.
Иисус не просто умер, потому что Он хотел умереть, но Он добровольно шёл по этому пути ко кресту на смерть, потому что это соответствовало воле небесного Отца. А мы с нашими грехами практически осуществили намерение Иисуса умереть на кресте, и лишь поэтому Он умер!
Это значит, что мы виновны в смерти Иисуса. Библия говорит: если мы ненавидим нашего ближнего, то мы являемся человекоубийцами. Поэтому все мы являемся родом убийц. И если какой-то человек на этой земле ещё никогда не испытывал к кому-то ненависти, тем не менее, он является всё же убийцей.
Потому что на основании своих грехов он причастен к убийству Иисуса на Голгофском кресте. Он виновен в смерти Иисуса! Посредством нашего служения греху мы прибили Христа к кресту. Не только Римляне сделали это, не только тогдашние книжники, но и мы, как убийцы Иисуса, находимся в их свите.
Так говорит апостол Пётр в день излияния Святого Духа. Читаю из книги Д.Ап.2,36: «Итак твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
Когда слушающие услышали эту последнюю фразу «Сего Иисуса, Которого вы распяли», то в следующем стихе читаем, что это известие пронзило их сердца, ст.37: «Когда они это услышал, то это пронзило их сердца и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?».
И у всех нас, у всех детей Божиих, это известие, что нашими грехами мы распяли Господа Иисуса на Голгофе, должно глубоко пронзить и наши сердца. В противном случае мы эту истину даже не заметим.
Мы должны так ясно слушать, чтобы мы слышали, что мы являемся убийцами Иисуса. И лишь тогда, если мы знаем, что являемся убийцами, тогда мы нуждаемся в спасении. Человек, который не является погибшим, не нуждается также в Спасителе.
Человек, который находится в воде, но не тонет, не нуждается в том, чтобы его спасли из воды. Но поскольку все люди мира сего являются толпой убийц, поэтому мы все нуждаемся в спасении через Жертву Иисуса.
Под тяжестью наших грехов Господь Иисус умер на кресте в адских мучениях. Но слава Богу, нашему небесному Отцу, за дар этой великой и совершенной Жертвы, которую Он нам дал в Своём Сыне.
Как бы унизительной не была эта смерть для нашего Господа Иисуса, но тем славней и удивительней было Его воскресение, о котором мы слышим, что Он не остался в смерти. Тем славней было Его вознесение на небеса.
И тот факт, что Он теперь восседает одесную Бога, а также тот факт, что и сейчас ещё распространяется Его Евангелие, и что на основании Его смерти и сегодня возникает ещё плод, как читаем в послании Евр.12,2:
«взирая на начальника и завершителя (совершителя) веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости (за тот плод, который возникнет через Его смерть), претерпел крест, пренебрёгши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
Посредством этого самоотречения Господь Иисус совершил наше спасение. Это является прежде всего исходным пунктом. Таким же образом самоотречения и мы должны быть Его последователями, равным образом, в том, что и мы нашу собственную жизнь вместе с Иисусом отдадим на кресте в смерть.
Это значит: в подобии Его смерти, с Ним, нашим Господом Иисусом иметь общение, чтобы мы с Ним, нашим Господом Иисусом, могли также воскреснуть, то есть совоскреснуть. Кто не умер со Христом подобием Его смерти, тот не может в подобии Его воскресения получить жизнь вечную.
Чтобы через смерть Иисуса возник добрый плод, Господь Иисус воскрес.
В Своём Слове Господь Иисус дал нам такое обетование, что в конце времени благодати, когда Свою Церковь Он будет забирать от земли, то все умершие во Христе воскреснут из мёртвых, чтобы мы были драгоценным плодом Его тягостного труда, Его страданий на Голгофском кресте.
Это полное самоуничтожение Христа является самоистреблением греховных приступов, греховных связей. Это полнейшее самоуничтожение, которое совершается в нас Богом, и должно совершаться, есть и остаётся делом самоотречения.
Практическим последствием этого мы видим в нашем самоотречении. Этому мы должны постоянно всё больше учиться, потому что мы просто поставлены в ситуацию, чтобы Бог одновременно мог нас исполнять или наполнять Своей силой.
Потому что мы, как мы призваны для жизни вечной, так и стоим перед Ним в служении, но не в служении у сатаны. Нейтралитета в этом вопросе нет! Либо мы находимся на служении Иисуса, что начинается и совершается при нашем спасении, которое мы получили при нашем покаянии через дорогостоящую кровь Иисуса и через нашу веру.
Так что после рождения свыше мы стоим на служении Иисуса. При этом Он желает нас использовать для Своего прославления. Чтобы мы служили для Его прославления и восхваления Его славы, но не нашей.
Снова обращаю ваш взор на наш главный текст, в котором мы не видим самоцели, но там мы видим намерение Святого Духа в отношении прославления Бога через Иисуса Христа, и чтобы таким образом мы «со страхом и трепетом совершали (осуществляли) своё (наше) спасение».
Обратная сторона медали, то есть того, что мы выше обсуждали, заключается в следующем. Если человек воспротивится Божией силе, которую Он дал во Христе, которую Он не собирается дать, но уже на Голгофском кресте нам дал её, там, где Он умер за нас.
Если человек, как обессиленный на Него посмотрел, то в день воскресения Иисуса открылась Божия сила и слава. Ибо Божия сила совершается в нас в нашей немощи. Поэтому Господь Иисус говорит апостолу Павлу во 2Кор.12,9:
«Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи«…».
Это – Божия сторона. Бог не хочет в нас видеть больших акробатов, но Он желает таких видеть, которые полностью передают себя в распоряжение Господу Иисусу в соответствии с сообщением Слова Божиего: со всей нашей волей и всей нашей жизнью, полностью передать себя Христу.
Только таким образом мы можем войти в глубокое общение с живым Богом. Обратную сторону этого вопроса мы видим в следующем: если человек будет противостоять этой Божией силе, то он останется в рабстве у сатаны.
Поэтому Господь Иисус говорит иудеям, которые противостояли силе нашего Господа Иисуса. Об этом читаем в Евангелии от Ин.8,44:
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи».
Это значит: существует только два доказательства, или два удостоверения отцовства. Либо нашим Отцом является небесный Отец, о Котором Слово Божие говорит, что Он зачал нас Своим нетленным семенем.
Тогда мы являемся детьми этого небесного Отца, Который посредством Своего нетленного семени породил в нас новое творение. Но если человек отклоняет Божию силу, то на основании своего отцовства он не становится дитём Божиим, но останется родственным с сатаной. Тогда сатана останется его отцом!
Это – ужасная действительность! Этим самым человек способствует своему собственному проклятию, способствует своему собственному решению, которое он принял, чтобы не передавать свою жизнь Христу.
Таким образом он принимает решение вечно пребывать в проклятии огненного озера. Это – его собственная вина, если он останется погибшим. Это – вина человека, если он не полностью охватит Иисуса и останется всего лишь религиозным.
Символично мы видим этих религиозных людей в пяти неразумных девах в десятой притче Царствия небесного. Они слишком поздно осознают свою ошибку и после восхищения Церкви Иисуса будут кричать:
«Когда же пошли они (неразумные) покупать (масло), пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мтф.25,10-12).
Тогда будет великий плач и скорбь, поэтому этих религиозных верующих от всего сердца и искренне жаль за такое попустительство. Они надеются на свои дела, которые они совершают во имя Господа Иисуса и не ценят Божию благодать и милость.
То, что мы до этого момента рассмотрели, является одной стороной, одним направлением нашего исследования. Поэтому рассмотрим теперь в нашем главном тексте другую сторону этого вопроса.
- 1. Бог сделал всё для всех.
Это – первое. Бог так совершил искупительное дело на Голгофском кресте, что каждый человек может получить каждое прощение. Теперь мы, вроде бы, можем сказать: Бог виноват в том, если я не спасён, Он ещё не возбудил во мне это желание спастись.
Но я возражаю такому предположению и скажу, что Он всё-таки возбудил в каждом отдельном человеке спасение во Христе. И оно в полной готовности лежит, скажем, как эта Библия, на столе. А Бог только говорит: пожалуйста, берите теперь это спасение.
Поэтому каждый погибший грешник может только протянуть руку и взять это спасение. В этом мы видим наш приход с покаянием к Господу Иисусу. И если мы символично не протянем руку к этому столу за спасением, тогда наше личное решение в отношении спасения будет побеждено нашим отклонением протянуть руку за спасением.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.