Невеста Агнца, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Невеста Агнца». Сегодня третья часть. Приступаем к рассмотрению пункта № 2.
- Израиль и Новый Завет.
Самый простейший образ и возможность, чтобы кое-что понять о значении Нового Завета, заключается в том, что мы рассмотрим такие места Писания, в которых мы об этом читаем. Самое знакомое для нас место мы находим в вышеупомянутом пророчестве пророка Иеремии, о котором мы уже упоминали.
Читаю из книги пророка Иер.31,31-34: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской;
тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его,
и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».
Если мы рассмотрим это место, это объявление в отношении Нового Завета, то можем сделать слудующие десять примечаний.
Новый Завет объявлен в отношении дома Израилева и дома Иудина. Когда Израиль и Иудея последовательно упоминаются друг возле друга, то речь идёт о десяти и о двух коленах.
Имя Израиль упоминается в отношении северного государства состоящего из десяти колен. Союз с этим государством в 10 колен, то есть Израилем, был с началом его блудодеяния немедленно закончен.
Возле имени Израиль стоит имя Иудея для двух колен, наследников которых мы знаем под именем «евреи». Ветхий Завет закона с этими двумя коленами не закончен на основании «разводного письма», но на основании смерти Господа Иисуса на Голгофском кресте.
Хотя Ветхий Завет закончен с Израилем и Иудеей различным образом, но с ними, как с Израилем, так и с Иудой будет заключён Новый Завет!
Этот «Новый Завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» — говорит Господь.
Провозглашённый Новый Завет противопоставляется Ветхому Завету. Этот Ветхий Завет является, как мы выше отметили, «законом Моисея», который был заключён при выводе Израиля из Египта и его спасении.
В первую очередь это означает, что Ветхий Завет закона должен был уступить место для Нового Завета. Другими словами мы можем сказать: «Новый Завет должен заменить Ветхий Завет».
Когда Новый Завет вступит в силу, то на законном основании Ветхий Завет должен быть отменён. В конечном счёте, это комментарий, о котором нам сообщает Послание Евреям по отношению к этому отрезку Писания из послания Евр.8,13:
«Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению».
Во-вторых, это означает, что Новый Завет точно так как и Ветхий Завет, может быть применим по оношению к Израилю! Когда мы рассматриваем этот отрезок Библии, то мы придём к выводу, что Новый Завет обетован всем двенадцати коленам Израиля.
В-третьих, это означает, что вступление в силу Нового Завета с избавлением Израиля точно так будет происходить, как и во время Ветхого Завета. По этому поводу часть предложения: «тот завет Мой они нарушили» (Иер.31,32) достаточно ясно написано.
Если Писание учит, что Сам Господь Иисус посредством «разводного письма» и посредством Своей смерти завершил Ветхий Завет, то это есть только подтверждение того факта, что Израиль сам на основании своей неверности уже раньше разрушил этот союз.
Поэтому о Ветхом Завете здесь сказано, что на основании этого завета Господь Иисус женился на Израиле. И если Новый Завет объявляется как замена старого, то это означает, что предыдущий брак закончен и дальше осуществится новый брак!
Давайте, повторим этот факт ещё раз по-порядку. Ветхий Завет был учреждён Господом Иисусом у горы Синая. Он был применим по отношению к Израилю, и согласно Писанию этот завет являлся браком.
Новый Завет должен заменить Ветхий Завет, который будет дан Господом Иисусом и применим по отношению к Израилю. Поэтому мы приходим к заключению, что и этот Новый Завет тоже является «брачным союзом» между Господом Иисусом и Израилем.
О Новом Завете затем сказано: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней…» (Иер.31,33). Выражение «тех дней», являются, конечно, теми днями Ветхого Завета, который должен исчезнуть. И, в конце концов, Ветхий Завет был упразднён посредством смерти Господа Иисуса!
Поэтому Новый Завет не мог вступить в силу до распятия Господа Иисуса на Голгофском кресте. Эта истина объясняет тот странный феномен, что во время Своей жизни Господь Иисус так часто увещевает, чтобы ученики не говорили о том, что они не видят и не слышат.
После Его воскресения напротив: это было разрешено и в действительности так и делали. В те дни дело шло о проповедывании Нового Завета и о национальном восстановлении Израиля.
Однако Новый Завет и это национальное восстановление были возможны только после смерти и воскресения Господа Иисуса. Об этом читаем в послании Гал.4,5: «чтобы Он искупил подзаконных (которые находились под законом), дабы нам получить усыновление».
Ибо сначала Ветхий Завет должен быть закончен, прежде, чем Новый Завет мог заменить Ветхий Завет. «После тех дней» (Иер.31,33) с Израилем должен быть заключён Новый Завет. В противоположность стиху 31 стих 33 больше не говорит раздельно о доме Иудеи, но только о доме Израиля.
Это значит, что имя «Израиль» больше не будет ограниченно применяться в отношении 10 колен северного Израильского государства, но будет применяться универсально в отношении всех 12 колен, то есть в отношении всего Израильского народа.
На основании этого мы можем сделать вывод, что два колена Иудеи, то есть евреев, при Новом Завете снова будут объединены с десятью коленами Израиля. При Новом Завете они снова вместе образуют одну нацию.
Очень хорошо сообщает нам об этом Святой Дух через пророка Иезекииля в гл.37,21-24: «… Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их.
22 На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царём у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперёд разделяться на два царства.
23 И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом.
24 А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их».
Закон Ветхого Завета был написан на каменных скрижалях. Он был выгравирован на этих скрижалях и возложен на Израиля, на невесту Господа Иисуса. Поэтому, закон — Писание называет ярмом, как читаем в послании Гал.5,1:
«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (иго – это ярмо)».
Этот закон так давил на Израильтян, что невозможно было его исполнять. Закон содержал Божии нормы, выражал Божию волю, поэтому для природного человека закон является чуждым.
Однако о Новом Завете сказано, что Господь Иисус не возложит его на Израильтян, но «…вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его».
Этот закон не будет написан на каменных скрижалях, но будет написан на сердцах Израильтян. Это означает, что этот Новый Завет не будет для Израиля как возложенное для них ярмо, но подключится к сущности тех, которые являются участниками этого завета.
Выражение: «и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31,33) находится здесь во взаимосвязи с Новым Заветом, но оно, это выражение, происходит из Ветхого Завета. Можно сказать, что Ветхий Завет начинается с выражения: «Я Господь, Бог твой,..» (Исх.20,2).
В Ветхом Завете Господь Иисус уже был Богом и мужем Израиля. И о Новом Завете то же самое сказано. Господь Иисус вновь будет Богом и мужем Израиля. А Израиль будет Божиим народом. В Ветхом Завете Господь Иисус уже говорил Израилю в книге Исх.19,5-6:
«итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты (Моисей) скажешь сынам Израилевым».
Новый Завет подтверждает эти старые обетования. Господь Иисус снова будет Богом Израиля, а Израиль снова будет Божиим народом. В Ветхом Завете это было определением супружеского отношения. И в Новом Завете оно будет тем же.
В Новом Завете все Израильтяне будут знать Господа Иисуса: «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого…» (Иер.31,34).
Но это не значит, что Израиль будет такой народ, который состоит из одних богословов. Нет! Это значит, что Израиль как жена Господа Иисуса будет со своим мужем иметь тесное общение.
Еврейское слово, которое здесь используется для слова «познайте», является не только выражением интеллектуального знания, но и как выражение общения. Слово «Познать» является в библейском разговоре то же самое, как «иметь общение с …».
Писание говорит: «Аврам познал свою жену». Точно так и Израиль познает своего Господа Иисуса. Израиль будет иметь с Ним общение. Естественно, что это могло иметь место и в Ветхом Завете. Господь Иисус хотел с Израилем иметь общение.
Но та же глава учит нас, что Израиль никогда не был готов к этому, как читаем у пророка Иер.31,21-22: «…возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои.
22 Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена окружит мужа».
Однако Израиль уклонился от этого. Израиль не хотел окружить своего мужа. Жена царя Израиля Ахава, Иезавель, имя которой означает «нетронутая» или «девственная», является в Писании прообразом Израиля в Ветхом Завете.
Но Господь Иисус обещает через пророка Иеремию «сотворить на земле нечто новое» (Иер.31,22). А именно, что «жена окружит мужа». Этой женой будет Израиль. А в отношении того, Кто является мужем, не возникает даже и вопроса.
Это значит, что впоследствии Израиль узнает и познает своего Господа Иисуса и войдёт с Ним в общение. Однако не столько потому, что Израиль изменил своё мнение, но это произойдёт через акт творения Господа Иисуса.
Так написано в ст.22: «Ибо Господь сотворит на земле нечто новое». Израиль войдёт со своим Господом Иисусом в общение. После этого он познает Иисуса. Но до этого Израиль должен стать новым творением, чтобы принять участие в Новом Завете.
На основании этого сообщения мы находим разъяснение следующего пункта. Этот пункт содержит в себе тот факт, что Господь Иисус больше не упомянет неправедность и греховность Израиля, потому что Он простил ему.
Однако прощение грехов получат лишь те, которые в вере обратятся к Господу Иисусу. Ибо сказано в послании Рим.4,5: «…верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».
Вера будет засчитана в праведность! Если Израилю будут прощены его грехи, и Господь Иисус больше не вспомнет о его неправедности. Тогда мы будем иметь дело с верующим Израилем.
Тогда Израиль станет новым творением, станет таким Израилем, который «окружит мужа». Короче говоря, Израиль станет новым Израилем, который будет иметь, или станет участником Нового Завета, который был ему Господом обещан.
Это обширное изображение у пророка Иер.31 подтверждается также в других местах Писания. Читаю из книги пророка Иез.16,60-62: «Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз.
61 И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестёр твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не от твоего союза. 62 Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь».
Этими словами Господь Иисус обещает в будущем снова помнить о завете с Израилем в дни его юности. Вместо того Ветхого Завета, который Господь заключил с Израилем у Синая Он заключит с ним Новый Завет, который в этот раз определённо будет вечным.
Во всей этой главе речь идёт о Израиле, как о «жене» в Ветхом Завете, который был нарушен. И если теперь речь идёт о Новом Завете, который будет вечно длиться, то само собой понятно, что речь снова будет идти о браке. О вечном браке!
И кто является теперь невестой?
Несколько глав дальше пророк Иезекииль сообщает в гл.37 о будущем покаянии Израиля. Там он пророчески сообщает нам об объединении 10-ти и двух колен Израиля в один народ. Это объединение Израиля и Иудеи мы находим также у пророка Иеремии в гл.50,4-5:
«В те дни и в то время, говорит Господь, придут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Господа Бога своего.
5 Будут спрашивать о пути к Сиону, и, обращая к нему лица, будут говорить: «идите и присоединитесь к Господу союзом вечным, который не забудется»».
Эти слова единогласны с теми из Иер.31. Это двойное пророчество пророк Иезекииль заканчивает следующими словами из книги пророка Иез.37,26-28: «И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Моё на веки.
27 И будет у них жилище Моё, и буду их Богом, а они будут Моим народом. 28 И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Моё будет среди них во веки».
Новый Завет Святой Дух называет здесь «вечным заветом» и одновремено называет его «заветом мира». Речь идёт о завете, при котором для Израиля будет построено будущее 1000-летнее мирное Царство.
Духовный Христос – Церковь Иисуса во главе с Иисусом будет там невидимо царствовать, а видимым царём будет у Израиля царь Давид (согласно Иез.37,24-25). Дальше эти стихи говорят о том, что Господь Иисус будет жить среди Своего народа.
Иначе говоря, «Израиль будет окружать Господа Иисуса». Это – такие сообщения, которые выражают общение при браке. Поэтому там выразительно написано, что Господь Иисус снова назовёт Израиль «они будут Моим народом» (ammi). Израиль снова будет Божиим народом, как однажды при Ветхом Завете.
Если пророк Исаия со своей стороны пророчествует о Новом Завете, то мы находим и у него ту же мысль. И в своём пророчестве он противопоставляет Новый Завет Ветхому Завету. Но при воспоминании о прошлом Исаия говорит Израилю в гл.54,4-6:
«Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. 5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его;
и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовётся Он. 6 Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой».
Эти слова будут произнесены во взаимосвязи с будущей встречей Израиля с Господом Иисусом на Елеонской горе. При встрече со своим мужем Израиль имеет полное основание стыдиться своей неверности в юности.
Но уже здесь Господь Иисус сообщает, что о двух вещах больше не будут упоминать. Во-первых, о позоре её юности. Естественно, что здесь имеется ввиду неверность. И следующий на основании этой неверности, развод, который был объявлен одной части Израиля в 10 колен.
Во-вторых, больше не будут думать и напоминать Израилю о позоре его вдовства, как читаем у пророка Исаии в гл.54,4: «Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о позоре вдовства твоего».
Ибо сегодняшние евреи, потомки двух колен Иудеи, действительно стали «вдовой» по причине смерти Господа Иисуса. На основании смерти Господа Иисуса закончился брак Ветхого Завета.
Но эти вещи будут забыты, потому что в момент встречи Израиль стал новым творением. Тогда Израиль по-новому станет Божиим народом. А Кто является Творцом Израиля? Об этом читаем у пророка Исаии в гл.54,5:
«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовётся Он».
Творец Израиля – есть супруг Израиля! Он, Который в прошлом сотворил Израиль, был тогда супругом Израиля. И Тот, Который в будущем снова соберёт Израиль из всех народов и сделает его Своим народом, снова станет супругом Израиля!
Он снова призовёт Израиль, как «уволенную» или «отпущенную жену», как жену, которая на основании «разводного письма» была отпущена её мужем, как жена, которая была изгнана своим супругом.
Господь Иисус снова позовёт Свою жену «юности», чтобы заключить с ней Новый Завет. «Завет мира», вечный завет, мирный брак, вечный брак.
И кто является теперь невестой?
- Новый брак!
Как мы с вами видели, Писание постоянно предлагает Новый Завет, как замену вместо Ветхого Завета. При этом люди часто придумывают, можно сказать, очень сильно порождают, такое впечатление, что Новый Завет есть ни что иное, как восстановление Ветхого Завета.
Но такое утверждение абсолютно неверно! Закон Моисея исполнен и завершён через смерть и воскресение Иисуса Христа. На основании этого немыслимо, чтобы Ветхий Завет снова вступил бы в силу! Ведь мы же читаем в послании Гал.3,24-25:
«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.