Материальный храм — часть первая.
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поразмыслим с вами сегодня в данной проповеди, а также в следующей проповеди, о храмах. В Слове Божием, как в Ветхом, так и в Новом Завете много говорится о храмах.
В сегодняшней проповеди поразмыслим с большим ударением о материальном храме, как например, о храме Соломона. А в следующей проповеди поразмыслим о плотском храме, о котором Святой Дух говорит в 1Кор.6,19:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?». Этот стих мы возьмём за главный текст, но не сегодняшней, а нашей следующей проповеди.
В сегодняшней проповеди мы поразмыслим с вами над материальным храмом. Поэтому обратимся к книге Левит и в гл.26 прочитаем стихи 11-12: «и поставлю жилище Моё (храм Мой) среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; 12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом».
Этот текст мы возьмём за главный текст сегодняшней проповеди. С главным текстом следующей проповеди я заранее ознакомил вас по той причине, что «Плотской храм» из 1Кор.6,19 тесно связан с «Божиим жилищем», или Божиим храмом по в книги Лев.26,11-12.
Последнее, то есть «Божие жилище» из книги Лев.26,11-12 является прообразом «Плотского храма» из 1Кор.6,19. Мы с вами знаем, что через Авраама, Исаака и Иакова Бог образовал Себе Израильский народ, чтобы иметь с ним глубокое общение.
Чтобы проявить к нему Свою Божию любовь и милость, и, таким образом, открыться всему безбожному миру, как любящий и милостивый Творец. Этих патриархов с их семьями Бог вывел из обетованной земли Ханаана на 400 лет в Египет.
Так как эти семь народов, эти Хананеи к тому времени ещё не созрели для суда, то есть для их истребления с лица земли. Через 430 лет Бог сжалился над Своим народом Израилем, который к этому моменту жил в Египте на рабском положении.
Он решил его вывести из Египта в обетованную землю Ханаана, хотя в земле Ханаана к этому моменту проживали ещё 4 вида исполинов. Хотя в течение сорока лет хождения в пустыне из Египта до Ханаана Израильский народ проявил себя по отношению к своему Богу Иегове, к своему Создателю, с худшей стороны.
В своём своеволии, неверии, в своей постоянной духовной войне против Бога Израильтяне доводили Его несколько раз до того, что Он был готов их истребить, как читаем в книге Втор.9,14:
«не удерживай Меня, и Я истреблю их (Израильтян), и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя (от Моисея) произведу народ, который будет сильнее и многочисленнее их».
Но Господь Иисус имел Свою цель: привести Свой народ Израиль в обетованную землю Ханаана, в которой, как Он говорит: «течёт молоко и мёд», в землю, которую Он обетовал дать Аврааму, Исааку, Иакову.
В этой земле Господь Иисус хотел жить среди Своего народа и нслаждаться общением с ним. Поэтому после многократных и длительных измен со стороны Израильтян, Он ставит им определённые условия, чтобы Он мог среди них жить. Об этом читаем в книге Лев.26.
Привожу из этой главы стихи: 1-9: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. 2 Субботы Мои соблюдайте и святилище Моё чтите:
Я Господь. 3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, 4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;
5 и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; 6 пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит,
сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдёт по земле вашей; 7 и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; 8 пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча;
9 призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду твёрд в завете Моём с вами; 10 и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; (а теперь в ст.14 приходим к нашему главному тексту)
11 «и поставлю жилище Моё среди вас, и душа Моя не возгнушается вами».
Как видите, Господь Иисус ясно и доходчиво изложил исполнение ожидаемых Им условий, как Израильтяне должны были себя вести по отношению к своему Богу Иегове, чтобы Он мог жить в их среде.
И дальше мы видим, что наш главный текст, который гласит: «и поставлю жилище Моё среди вас, и душа Моя не возгнушается вами», занимается рассмотрением храма, поэтому и мы с вами займёмся сегодня немного рассмотрением этого храма.
Несколько лет тому назад я уже косвенно или непосредственно говорил в нескольких моих проповедях о храме, но с другой точки зрения. В этих проповедях я попутно сказал кое-что существенное на тему «Храм».
Но и сегодня имеется такая необходимость, чтобы обращать ваше внимание на определённые темы Слова Божиего, чтобы многостороннее сообщение Святого Писания вновь представить перед вашими глазами. Ибо многие вопросы и темы Святого Писания можно рассматривать в различных направлениях.
Возможно, вы скажете: ведь в этом месте Писания слово «храм» не написано». Хотя вы и правы, что слово «храм» здесь не написано, но во 2Кор.6,16 слово «храм» упомянуто, а именно во взаимосвязи с нашим главным текстом, где речь идёт о «храме»:
«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».
Прежде всего, мы должны вообще знать, какую роль, какое значение имел храм в Ветхом Завете. И если мы это познаем, то познаем и все остальные сообщения, а особенно те, которые связаны с храмом.
Если мы этого не познаем, то всё остальное мы тем более не познаем! Ветхозаветный храм был мощным, монументально великим, был украшен большим количеством золота и произведениями искусства.
При сооружении храма Соломона этот храм должен был представлять известный отпечаток Бога в материи! Но при строительстве этого храма ни в коем случае не имелось намерение, чтобы через славную роскошь и великолепие этого храма Бог достойным образом был через нас прославлен.
Так многие из верующих думают, но это абсолютно неверно. Храм Соломона должен был стать славным на основании проживания в нём Бога! Заметим себе это.
К этой мысли мы ниже ещё вернёмся по отношению к нашему сегодняшнему времени. Прообраз этого храма мы видим в скинии собрания: в её дворе, в святилище и во святая святых, где находился ковчег завета. Скиния означает – шатёр.
Поэтому слово «шатёр» является выражением того, что «скиния собрания» была транспортабельной, то есть переносной. «Скиния собрания» и её обслуживание было временным делом. Её переносили от одной остановки Израильтян к другой остановке при странствовании в пустыне.
Поэтому этот «шатёр» был построен на определённое время, а именно на такое время, пока Израильтяне пришли в Ханаан, в обетованную Богом землю. Впоследствии Бог дал Соломону задание стационарно построить этот храм.
Когда храм Соломона был построен, то об этом событии подробно читаем во 2Пар.5,13-14: «и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий,
и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, 14 и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий».
Слава Божия наполнила храм Соломона. С этого момента Бог стал проживать в этом храме. И на основании Своего присутствия в этом храме Бог сделал его славным! До этого, то есть до освящения этот храм вместе со своим золотом и своей монументальной формой не был святым.
Но святым он стал, когда Бог вселился в него. В глазах людей обилие золота этого храма оценивалось славой, но не в глазах Бога. И пророки видят этот храм наполненный облаком, видят его освящённым. Об этом мы читаем у пророка Исаии и у пророка Иезекииля.
Читаю эти места Писания. Ис.6,4: «И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями (облаком курения)».
Иез.10,4: «И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа».
Это значит, что оба эти пророка видят этот храм Соломона занятым, видят его заселённым. Один раз посредством облака «курения», а другой раз – «облаком».
А поскольку Бог стал жить в этом храме, то Он дал верующим Ветхого Завета возможность понять этот феномен, потому что в течение сорока лет странствования Израиля в пустыне Бог вёл их днём в облачном столпе, а ночью в огненном столпе.
Об этом читаем в книге Исх.13,21-22: «Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью. 22 Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа».
В лице облачного столпа и огненного столпа Израильтяне точно знали о присутствии Бога в их среде, поэтому и теперь в лице облака, наполнившего храм Соломона, народ видел и верил, что Бог поселился среди них в этом храме.
Для Израильтян это было уже не ново. Но никогда раньше живой Бог ещё не снисходил с небес и не открывался людям таким образом, чтобы одновременно жить в их среде! Такого события в отношениях Бога с людьми ещё никогда не было,
какое мы видим в данном событии, в откровении Бога Своему народу Израилю. Живой Бог сошёл с небес и поселился среди Своего народа Израиля в храме, который построил Ему Соломон по заданию Бога.
Поэтому стало не только возможным, но теперь Израильтяне должны были в этом храме приносить Богу свои молитвы и прославление, потому что в этом храме Он находился в абсолютной близости к Своему народу.
Это обстоятельство является также причиное, почему мы теперь читаем в Евангелии от Ин.4,20: «Отцы наши поклонялись на этой горе (говорит Самарянка Иисусу), а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».
Как видим, Господь Иисус показывает этой женщине намного лучшее общение с Богом. Иисус показывает ей лучшее общение с Богом, чем Израильтяне имели общение с Богом посредством этого облака. Он показывает ей присутствие Бога в ст.23:
«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине».
А если мы не находимся в этой Божией истине, а находимся в нашей истине, то перед Богом это чаще всего является ничем иным, как мерзостью. Тогда мы не сможем также во славу Ему приносить наши молитвы.
Поэтому, всё то, что стоит между Богом и человеком, следует перед молитвой удалить. Это мы видим в завесе, которая отделяла «Святая святых» от «святилища», и которую следовало разодрать, чтобы постоянно можно было попасть в непосредственную святую Божию близость и там с Господом ходить.
Но чтобы разорвать эту завесу, то этому событию должно было предшествовать пришествие Господа Иисус в плоти к нам на землю. Если бы наш Господь Иисус Христос, как истинный Бог, не пришёл бы в плоти к нам на землю, то и эта завеса, разделявшая святилище от святая святых, не могла быть разодрана.
А если бы эта завеса не была бы разодрана, то мы никогда не могли бы иметь с Богом и Господом Иисусом такое глубокое общение, какое мы сегодня имеем! Итак, то время, в которое наш Господь Иисус жил на этой земле, было временем разрыва завесы в скинии собрания!
По этому поводу мы находим Его в храме в столкновении с евреями, которые практически захламили этот храм. Храм нуждался в очищении, потому что он был осквернён. Читаю из Евангелия от Ин.2,13-17:
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим 14 и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал,
а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сём ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоём снедает Меня».
В ст.18 этой главы Иудеи требовали от Господа Иисуса знамение в доказательство того, что на эти действия Он имеет власть. Это – очень интересно. Мы с вами знаем, что означает или что является знамением. Любое знамение содержит в себе будущее исполнение.
Следовательно, очищение храма являлось знамением и имело в себе позднейшее исполнение. В ст.19 Господь Иисус отвечает на вопрос Иудеев: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
В этом ответе Иисуса мы символично видим Его воскресение, о котором мы читаем во многих местах Нового Завета. Иисус не говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня буду воздвигнут». Но Он говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
Здесь Господь Иисус имеет ввиду храм Своего тела, что мы находим в ст.21: «А Он говорил о храме тела Своего».
Иисус говорит о храме тела Своего! Воздвижение храма тела Иисуса из смерти приносит с собой или в себе совершенно новую ситуацию не только для Самого Господа Иисуса, но и для Иудеев, для Его учеников.
Но во всех случаях это воздвижение храма тела Иисуса было чем-то новым. Хотя уже до Голгофы тело Иисуса было храмом, было святым храмом. Но тело нашего Господа Иисуса должно было через смерть испытать разрушение плотской жизни.
А восстановленное, воскресшее после Голгофы тело Иисуса, как храм, напротив, никогда больше не умрёт, никогда больше не будет разрушено. Этот факт одновременно связывает нашего Господа Иисуса, как Человека в воскресшем теле, с вечностью.
Тело воскресения Господа Иисуса было одновременно основой нового храма, храма, который больше не будет разрушен, в котором Он представляет Главу тела духовного Христа, представляет новый непреходящий храм.
В него включены все спасённые, согласно порядка Нового Завета во время благодати. Следовательно, разрушение ветхозаветного храма прообразно указывает на разрушение плоти Иисуса на Голгофском кресте и последующего восстановления духовного,
живого храма, который был освящён через кровь Христа, как читаем в послании Евр.10,19: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище (то есть в небесный храм) посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым».
С момента излияния Святого Духа порядка 2000 лет тому назад, наше материальное и смертное тело стало храмом Святого Духа, как читаем в 1Кор.6,19: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?».
Хотя материальный ветхозаветный храм Соломона был преходящим, но в нём находилось облако Божией славы! Точно так и мы живём в преходящих материальных телах, хотя через Святого Духа в нас живёт Божия слава, как читаем в 1Кор.3,16-17:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? 17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы».
Кто посягнёт на верующих, чтобы их истребить, кто разрушит в их лице Божий храм, того Бог истребит. Так говорит Слово Божие. На основании этого мы видим, какое положение занимают верующие в Божиих глазах:
кто посягнёт на верующих и убьёт их, тот должен быть самим Богом истреблён! Так как храм Божий свят, то и тела верующих святы, потому что в этих телах мы видим Божий храм. Хотя плотские тела верующих ещё осквернены, и нуждаются ещё в очищении этого храма.
Мы также знаем, что Новый Завет учит нас о нескольких очищениях храма, поэтому и мы нуждаемся в постоянном духовном очищении «нашего храма», как читаем в 1Ин.3,2-3: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем.
Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (Иисусу), потому что увидим Его, как Он есть». 3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист».
Поскольку в нас живёт Святой Дух, то и наши тела освящены!
Теперь возникает практический вопрос: «ходим ли мы, все дети Божии, в сознании, что в нас живёт Божий Дух, а через него – и Сам Бог? Ведь Слово Божие однозначно говорит по этому поводу.
Во-первых, на основании нашего покаяния и рождения свыше Бог Сам запечатывает нас Святым Духом, даёт нам этот Святой Дух. Об этом читаем во 2Кор.1,21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатал нас и дал залог Духа в сердца наши».
А во-вторых, Господь Иисус, отвечая на вопрос Своего брата по плоти Иуды, говорит ему в Евангелии от Ин.14,23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт Слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы (то есть Иисус со Своим Отцом) придём к нему и обитель у него сотворим».
Это значит, что при условии, которое ставит Господь Иисус по отношению к нам, как читаем в Ин.14,23, в нас будут одновременно в духе жить: Отец, Его Сын Иисус и Святой Дух, то есть Святое Триединство!
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.