Слава Христа и ее значение -часть первая.
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о славе Христа и о значении этой славы для искупленных. Если мы желаем заняться этой темой, то наилучший ответ мы получим в Послании апостола Павла Колоссянам. При этом мы можем себе показаться, как при исследовании сундука сокровища. В Послании Колоссянам апостол Павел занимается славой Господа Иисуса больше, чем во всех остальных его Посланиях.
Если Павел, через которого мы имеем подробнейшие обучение для Церкви Иисуса, в настоящем времени благодати, говорит о Христе, то он не имеет в виду Господа Иисуса, как Его знали современники Павла в Евангелиях. Но Павел имеет в виду вознесённого выше всего небесного помазанного Мессии, Который всё исполняет, и Свою Церковь. Павел имеет в виду Христа, Который явился ему на пути в Дамаск. Поэтому апостол Павел часто говорит не об Иисусе Христе, но говорит о Христе Иисусе.
В сообщениях Павла Христос почти постоянно стоит на переднем плане. Заметьте себе это! В соответствии с нашей сегодняшней темой сконцентрируем наше внимание на первые 20 стихов первой главы этого Послания. Я и другие места этого Послания буду цитировать, но главное ударение находится на этих двадцати стихах первой главы. С нашей стороны это не будет анализом данного текста, ни анализом одного предложения за другим, как мы это делаем при разборе Слова, но я желаю осветить только отдельные драгоценности из этой сокровищницы.
Итак, Кол.1,1-20: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чём вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6 которое пребывает у вас, как и во всём мире,
и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8 который и известил нас о вашей любви в духе. 9 Посему и мы с того дня, как о сём услышали, не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, 12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; 16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — всё Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви;
Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, 19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное».
Даже приветственное слово Павла в начале этого Послания уже интересно. Ревностные в законе верующие евреи постоянно и очень серьёзно оспаривали апостольство Павла, и упрекали его в том, что он посредством собственно изобретённого Евангелия подделывает христианское учение.
К сожалению, такие взгляды можно и сегодня ещё найти в некоторых кругах верующих. Поэтому Павел видит себя вынужденным постоянно ссылаться на Божию волю. Он является полномочным посланным Богом и Христом посланником. Его задание от Бога было иным, чем у других апостолов. Его задание заключалось в том, чтобы открыть язычникам Божии тайны, которые до его выступления Бог удерживал в тайне.
Он должен был Церкви Иисуса проповедать прославленного Христа, а также всё то, что Бог запланировал для Церкви. Во Христе Бог встречает всех тех, которых Он дал Своему Сыну, как читаем в Евангелии от Ин.17,9-10: «Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты (Отец) дал Мне, потому что они Твои. 10 И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них».
Тех, которых Бог призвал и дал Своему Сыну согласно 1Кор.1,9: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего», этих Он делает Своими сыновьями и становится для них Богом и Отцом, как Он является Богом и Отцом Своему Сыну. Павел не искажал Евангелие, но в Божием полномочии одел Евангелию венец!
Если мы читаем Послание Павла Колоссянам, то создаётся такое впечатление, что Павел хорошо знал Колоссян. Но Колоссян он знал только на основании сообщений Епафраса, а собрание Колоссян Павел никогда не видел. Епафрас был, наверное, старейшим и руководителем этого собрания в Колоссах. Несмотря на это, Павел имел в своём сердце так много любви для них, что о них он говорит, как об избранных Бога, как о святых и возлюбленных.
Он также многое перечисляет, за что он от всего сердца благодарит Бога. Но Павел также знал, что каждый верующий, который Богом особенно благословлён, также особенно подвергается сатаной искушению. Это относится как к собранию, так и к отдельным личностям. В этом вопросе и до сегодняшнего дня ничего не изменилось. Поэтому апостол Павел постоянно находился в усердной молитве за это собрание, которое Бог призвал через него в жизнь.
Враг не спит, а если мы спим, то легко становимся для врага жертвой. Так и Колоссяне находились под вражескими атаками. Кажется, что Колоссяне имели проблему, что некоторые христиане были увлечены от Христа через ложных учителей, через философов, и потеряли из глаз Его неповторимость и славу. Эти ложные учителя обещали Колоссянам через свою философию мудрость, познание и другие благословения, которые можно получить только во Христе Иисусе.
Поэтому Павел видит себя побуждённым особенно подчеркнуть в своём Послании славу и неповторимость Христа, и нарисовать всё это Колоссянам перед глазами. Мы можем и должны Бога благодарить, что через это Послание Павла и мы получаем очень ценные информации, которые могут нас назидать. В гл.2,9 этого Послания Павел пишет: «ибо в Нём (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно».
Многие святые Ветхого Завета в духе уже видели прообразы этой славы и полноты. Но это всегда были всего лишь прообразы, а для тех, которые это видели, это было связано со страхом. Поэтому напоминаю вам о том, как пророк Исаия говорит в книге пр.Ис.6,5: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».
Но во Христе мы имеем всю полноту Божества! В Него Бог всё вложил, что и Сам имеет! Поэтому Господь Иисус и мог сказать в Ин.10,30: «Я и Отец – одно». Или в Ев.Ин.17,10-11: «И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них. 11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».
Уже до основания мира все Свои мысли и планы Бог постоянно направлял на Своего Сына. Поэтому повторяю ст.17 нашего главного текста: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — всё Им и для Него создано».
Итак, Бог сотворил всё через Сына, для Него и ради Него, потому что Он является наследником всего, как читаем в Евр.1,2: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». И дальше читаем в ст.3 этой главы о том, Кем в действительности является Сын Божий, наш Господь Иисус.
Читаю из пос.Евр.1,3: «Сей (то есть Иисус), будучи отражением (сияние) славы и отпечаток (образ) (ипостаси) Его сущности и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте». Этого Христа мы можем встретить в Посланиях Павла. И если мы являемся детьми Божиими, то мы можем не говорить: «горе мне! погиб я!» (Ис.6,5), ибо всю нечистоту Господь Иисус убрал от нас.
Нашего Господа Иисуса, страдавшего в плоти на земле, Бог воскресил в славе, одел Его в славу и великолепие, и посадил Его одесную Себя на небесах. О том, что Бог воскресил Своего Сына Иисуса мы находим в Библии, особенно в Деяниях Апостолов, очень много раз. Все эти места славны и очень важны для раскрытия и освещения нашей сегодняшней темы, но я приведу из них лишь характерные места. Прошу в терпении их проработать:
Д.Ап.4,9-10 «Если от нас (от Петра и Иоанна) сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному (хромому), как он исцелён (у красных ворот), 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, Им поставлен он перед вами здрав».
Д.Ап.5,29-31: «Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. 30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. 31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов».
1Пет.1,18-21: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 20 предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога».
Рим.8,11: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».
Рим.10,9: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься».
1Кор.6,14: «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею».
Еф.2,5-6: «и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
1Фес.1,10: (А теперь нам остаётся) «… ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева».
Кроме этого Бог привлекает погибших людей к возвышенному Сыну и осуществляет в них рождение свыше, как читаем в Ев.Ин.6,44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».
1Кор.1,9: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего». Эти люди, которых Бог, как мы видим, привлекает к Иисусу, получают жизнь от Бога: «оживотворил со Христом», «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
Таким образом они получают также сущность Бога. На основании рождения свыше, воскресения и на основании новой жизни от Бога, Бог делает их способными и подходящими, чтобы принять в себя славу Христа. Для нас это означает, что наивысшее, что Бог желает нам подарить, полное воплощение с Его Сыном, является Его славой. Но это невозможно осуществить только через «сухое учение», но это нужно нести в любви!
Поэтому Бог излил Свою любовь в наши сердца, как читаем в пос.Рим.5,5: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».
Мы должны, как Павел, быть исполненными любовью к Богу и к другим Его детям, а также должны быть исполненными славой Сына. Тогда мы можем дать свидетельство о Божией славе, как читаем во 2Кор.4,6: «потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».
Мы являемся небесными гражданами, которые в настоящее время живут ещё в эмиграции на земле, и ждут, когда наш Господь Иисус заберёт нас в Свою небесную славу. Напоминаю вам по этому случаю о Словах Господа Иисуса, которые Он сказал в Ев.Ин.8,36: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
Это наш Господь Иисус желает для нас сделать. Он в плоти пришёл к нам на землю, чтобы освободить нас от власти греха, как читаем в книге пророка Ис.42,7: «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы».
И лишь тогда мы можем так испытать Его славу, когда мы полностью будем ею исполнены! Для этого мы должны, данному нам Святому Духу, дать свободу, дать в нас пространство. Тогда исполнится написанное в послании Гал.5,16: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».
Чем свободней мы будем от греха, тем лучше мы можем также любить. Если мы хотим испытать славу Христа, то нуждаемся полностью исполненным любовью сердцем. А теперь у нас возникает правомерный вопрос: как долго это будет длиться, пока верующий человек, или кто-то совсем освободится от власти греха?
На этот вопрос отвечают опытные верующие из всех времён: «полностью доверяйте Господу Иисусу Христу и Его Духу, и тогда вы увидите чудеса». Дальнейший совет мы находим в пос.Кол.3,16: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».
Это – ничто иное, как Слово Божие, которое беспрерывно свидетельствует о Христе. Слово Божие мы должны так интенсивно слушать и читать, чтобы оно в нас укрепилось, заанкеровалось! Тогда оно получает над нами власть и начнёт определять нашу жизнь.
Слово Божие должно в нас вселяться и там постоянно жить. Но не просто жить, чтобы занимать там место, но оно должно в нас совершать работу по заданию Христа, как читаем в пос. Кол.3,16: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».
Для этого оно нуждается больше, чем в одной случайной встрече. Читать три стиха в день, или одну главу в неделю – этого будет недостаточно. Как мы можем, или должны без укрепления в Слове познать Сына Божиего, в Котором истинно обитает вся полнота Божества телесно?
Как Он должен нам излучать Свою славу, если не в Его Слове? Иисус говорит по этому поводу в Ин.14,23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё (значит он должен его читать, изучать и запоминать!); и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим».
Соблюдать Слово Божие является нечто большим, чем соблюдение отдельных указаний или заповедей. Слово Божие должно стать элементом нашей жизни! Мы должны жить в Слове, как рыба в воде! Христос является помазанным Бога, в Котором исполнены все обетования спасения. Он является также главой над всем. Через Него Бог сотворил не только миры, но и держит всё Словом силы Своей (Евр.1,2-3).
Он является центром всего творения, над которым Он господствует. Кроме этого Он является также главой Своего тела. Для Него во время благодати готовится сейчас Его тело, к которому и мы принадлежим, если являемся Его собственностью. Это тело органически связано с Ним и является частью Его полноты, посредством которой Он всё исполняет.
Христос является образом невидимого Бога, как читаем в Кол.1,15: «Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари». Он соответствует Богу во всём и совершенным образом. Он имеет власть делать людей похожими на Христа и соответствующих Богу. А в заключение Он является ещё и победителем над смертью и могилой, над грехом и погибелью, и над каждой властью, которая пытается противостоять Богу.
Павел видит лично незнакомых ему Колоссян полностью во Христе. Он не боится, не опасается называть их святыми и верными братьями во Христе. Если бы Павел смотрел на природных людей, или на себя самого, то он был бы более осторожным и не выражался бы таким образом. Но он смотрел на Бога и на Христа, и на Колоссян во Христе перед Богом.
Этот образ Павел имел в своём сердце. Это был другой образ, как если бы он смотрел только на земного человека. И мы должны привыкать таким образом смотреть, на братьев и сестёр во Христе. Это очень подходит к тому, что апостол Павел писал Филиппийцам в гл.1,6: «будучи уверен в том, что (Бог) начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа».
Доверие Павел возлагал не на людей, но на Бога, Который никогда не оставляет начатое дело незавершённым. Колоссяне были святыми, но не через их собственное напряжение, а через Божие дело в них. Жизнь каждого Божиего дитя стоит под властью Божией благодати. Благодать уводит нас от нас самих, уводит в Божий мир и Божие блаженство. Таким образом, Павел благодарит за Колоссян.
Кто сам находится во Христе Иисусе, и кто осознаёт это единство со Христом, тот и других братьев и сестёр видит во Христе Иисусе. Поэтому Павел и может за них благодарить. Он видит их, как Божий дар. И мы должны таким образом видеть братьев и сестёр. Мы находимся во Христе, и они тоже. Это ведёт к совершенно другому отношению наших братьев и сестёр. Павел слышал о вере Колоссян.
И эта их вера делала, или превращала их в глазах Павла в Божий дар. Ибо для Павла вера покоилась не на свободном принятии решения человека, но на Божием даре, как об этом читаем в пос.Еф.2,8: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.