Вера Илии
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим с вами сегодня Слово, в котором Святой Дух сообщает нам о вере пророка Илии, поэтому обратимся для этого к третьей книге Царств и в гл.17 прочтём ст.1-11:
«И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. 2 И было к нему слово Господне:
3 пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; 4 из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. 5 И пошёл он и сделал по слову Господню; пошёл и остался у потока Хорафа, что против Иордана.
6 И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. 7 По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю. 8 И было к нему слово Господне: 9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там;
Я повелел там женщине вдове кормить тебя. 10 И встал он и пошёл в Сарепту; и когда пришёл к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он её и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. 11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои».
Возьмём это место Писания за наш главный текст. У этого потока Хорафа пророк Илия удивительным образом испытал особую, сохраняющую Божию благодать и верность Господа Иисуса. Он так испытал там Божию благодать, как Слово Божие ещё никогда до этого не могло об этом сообщить.
Это мы видим в том, что Бог снарядил целую стаю ворон, которые получили приказ выполнить указание Бога. А пророк Илия был послушным этому указанию Бога, которое гласит: «из этого потока ты будешь пить».
Следовательно, как мы в дальнейшем сообщении этого текста видим, Илия пил из этого потока. Там Господь Иисус давал ему для обеспечения жизни необходимую воду из потока Хорафа. Затем мы дальше читаем о чём-то таком, что нам кажется почти невозможным:
«По прошествии некоторого времени этот поток высох». Может ли вообще этот поток высохнуть, если Бог определил, чтобы пророк Илия из него пил? Вы скажете: «конечно, может высохнуть, потому что дальше мы читаем: «ибо не было дождя на землю».
А я вам скажу: «хотя и не было дождя на землю, но всемогущий Бог мог так сделать, чтобы этот поток всё же не высох, так как Он велел Илии пить из него!». Но Бог имел совершенно другое намерение, которое мы не могли сразу заметить.
На основании того факта, что Бог допустил высыхание этого потока, у нас возникает большой вопрос, которым мы теперь займёмся, чтобы научиться понимать Слово Божие. Как только такая ситуация коснётся нашей жизни, то и у нас проясняется, что является настоящей верой.
Пророк Илия мог испытать, мог ещё жить пока в потоке Хораф была ещё вода и вороны приносили ему ещё хлеб и мясо. Но теперь на основании исчезновения воды в Хорафе надежда жизни для пророка Илии практически исчезла.
Почему Бог это допустил, почему Он отнял у пророка воду? Ведь Он Илии сказал: «из этого потока ты будешь пить». Бог даёт Илии такое повеление, а Сам закрывает ему кран воды. Здесь у нас возникает такой вопрос.
Имели вы уже такие мысли или случаи, что Господь Иисус отнимал у вас вещи, которые являлись для вас жизненно важными, или вы считали их, по крайней мере, жизненно важными? Почему Бог не видит, что пророк Илия был чрезвычайно зависим от этой воды в потоке Хораф?
Практически определённый отрезок его земной жизнь был связан с тем, чтобы пить воду из потока Хораф. В такой или подобной ситуации каждый из нас подумал бы: «на верном ли месте я вообще ещё нахожусь?».
Находится ли пророк Илия вообще в Божией воле там у потока Хораф? Почему он там ещё находится, поскольку у него взята вода жизни? Чаще всего сомнения в наших сердцах находятся ближе к нам, чем наша рубашка. Было ли пребывание Илии у потока Хорафа неверным?
Однако Бог ему об этом ясно сказал. Возможно Илия думал: «неужели я больше неверно здесь нахожусь? Если Бог даёт мне задание, но затем отнимает у меня воду, то не значит ли это, что я больше не нахожусь на верном месте? Неверно ли я теперь стою в глазах Господа Иисуса?
Что же я сделал, что Бог так реагирует?». Однако это – невозможно! Всё маловерие в нас возникает, в конечном счёте, на том основании, что мы не распознаём будущие вещи. В этом заключается проблематика, проблема нашей жизни. Ведь Бог повелевал воронам питать Илию у потока Хорафа.
И это нормально функционировало на протяжении определённого времени, как и нас Господь Иисус хранил и хранит на протяжении времени, в котором мы по Божией благодати получали или получаем обеспечение жизни. Но, тем не менее, поток Хораф высох.
На основании этого мы видим, как ценен такой опыт веры и как непостижимы Божии пути с нами. В таких ситуациях мы часто отказываемся от радости мира сего в полной отдаче Христу, ежедневно молимся, ежедневно читаем Слово Божие, и не пропускаем ни одного часа богослужения.
А при всём этом Бог поступает с нами так, как будто бы Он не имеет в нас никакого интереса. Имели ли вы уже такие мысли? Тогда они в корне были неверными! Возможно, вы ещё не имели такие мысли, но – подобные, то они, тем не менее, были неверными!
Только в таких, или в подобных ситуациях может вообще быть испытана наша вера на её качество. И как мужественно: «сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!», а тут неожиданно высох этот поток Хораф. Где же при этом была его вера?
И вас я теперь спрашиваю: «что происходит с вашей верой? Имели вы уже такие мысли?». Но в отношении этого пророка у нас возникает теперь такой вопрос: хватит ли веры этого пророка, который попал в такое испытание?
Будет ли он и дальше выжидать там у высохшего потока? Будет ли он иметь такую веру, которая сохранит его, даже если в этом потоке мы найдём только пыль? Это являлось для него большим вопросом. Сможет ли он пылью утолять свою жажду?
Заметим себе на сегодняшний день одно: Бог намного, чрезвычайно много больше, чем все сотворённые источники воды! Они все могут высохнуть, но Бог – никогда! Он останется тем же. Этот жертвующий воду, как говорит Слово Божие в послании Евр.13,8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Здесь, на этом месте, у высохшего потока, пророк Илия должен был выучить что-то совсем новое. Что именно? Намного больше доверять Богу, чем до этого момента он доверял предложенным Богом дарам воды, хлеба и мяса через воронов.
Наша привычка к ежедневному стилю жизни уменьшает нашу веру в отношении Господа Иисуса, потому что вещи, которые мы ежедневно принимаем и совершаем, рассматриваем как нечто само собой разумеющееся. А сердце человека склонно к тому, чтобы от данных Богом привычек, как производное, отвести своё право.
Подобный опыт сделали однажды две сестры в Вифании, как читаем в Ин.11. В маленький домик в Вифании вошли болезнь и смерть. Потеряв своего брата, они оказались сравнительно в таком положении, как Илия у высохшего потока Хораф.
Этот путь страданий двух сестёр в Вифании, послужил, как говорит Слово Божие, к прославлению Господа Иисуса. Я думаю и верю, что мы по отношению ко славе враждебны, потому что недостаточно ищем пути Божией славы и Его откровения, чтобы Божий Сын любви был прославлен.
Это была причина того, почему в доме этих двух сестёр поток жизни высох. И только то, что, в конечном счёте, позволило прославить Сына Божиего, принесло им большое благословение. Это же самое имеет место и в нашей жизни.
Только то, что в вашей и моей жизни ведёт к прославлению Бога, связано с благословением. Смерть смогла унести Лазаря, но Иисус, Сын Божий – остался! Этот факт является в данном событии признаком различия.
Конец источника земной жизни Лазаря послужил откровением источника любви, которая никогда не пройдёт. Этот источник любви есть бесконечный источник силы. Точно так было и во дни пророка Илии.
Высохший поток служил для раскрытия намного большей славы Бога и увеличения благословений в отношении пророка Илии. Бог допустил то, что происходило с потоком Хораф, чтобы увести пророка от высохшего потока к муке и к маслу.
Мука прообразно указывает на содержание, на сущность хлеба жизни. А масло прообразно указывает на Святого Духа, в котором возрождённый свыше человек никогда не ощущает недостатка.
Бог уводит пророка туда, чтобы там ему открыться таким Богом, Который воскрешает мёртвых. Это являлось целью Бога с Илией. Бог не дал высохнуть этому потоку лишь для того, чтобы после этого показать пророку спину. Бог не сделал это. Он дал потоку высохнуть, чтобы привести Илию в новое отношение славы.
И если бы пророк Илия не проявил внутреннее согласие к Божиим путям, поскольку он ещё не понял конечной цели Бога, то история пророка закончилась бы пагубными делами. И лишь потому, что Илия проявил в своём сердце божественное, единодушное с Богом согласие.
Поэтому мы снова находим эту благословенную историю в 3Цар.17. Поток Хораф высох. Для чего? Чтобы Бог мог дать пророку новый опыт Божией славы, Божией власти, чтобы Бог мог вести Илию через Свою благодать.
Если в настоящие дни Господь Иисус допускает в отношении верующих трудные испытания, и при этом ставит их в зависимость, вынуждает их подчиняться, тогда поверхностный, тёплый и слабый в вере христианин думает, что это есть ничто иное, как судебное действие Господа Иисуса.
Конечно, и такими судебными действиями Господь Иисус встречает Своих искупленных. Но в соответствии с главным принципом Бога, Он принимает подобные меры, чтобы детям Божиим открыть новые пути, на которых мы находим более глубокое общение с Господом Иисусом.
Наш верный Господь Иисус желает с нами идти более благословенными путями, но вершины гор мы лишь тогда достигнем, если до этого пройдём по расположенным перед этими горами долинам. Заметим себе это.
Уже совсем издалека мы видим эти мощные и славные горы, но, чтобы их достичь, мы должны сначала пройти по долинам, которые находятся перед этими горами. Если мы не согласны пройти по этим глубоким долинам, то Бог не может нам дать также возможность взобраться на высоты этих гор, на которых мы часто можем быть очень близко к Богу.
Слава победы на Голгофском кресте выступила лишь тогда вперёд, после того как Господь Иисус претерпел все страдания и смерть, но не до этого. А мы должны спросить: должно ли это сегодня иначе быть, чем во время ветхозаветных и новозаветных героев веры, о которых нам сообщает Святое Писание?
Мы, все дети Божии, нуждаемся в земных источниках, и Господь Иисус знает об этом, что мы нуждаемся в этих источниках. Но Бог, тем не менее, допускает высыхание нашего потока. Привычка в материальных вещах практически убирает надежду ожидания веры.
Если в семью врываются болезни, смерть и убытки, если приходят нужды, и при этом прекращаются помощь и определённая поддержка, тогда иссякают источники. И тогда мы стоим точно так, как пророк Илия у высохшего потока Хораф.
Поэтому это очень хорошо, если мы в такие времена крушения нашей земной надежды неизменно будем доверять живому Богу и в вере проявим согласие к Его доброй воле и Его добрым путям.
Наши печали Бог чаще всего допускает и применяет, чтобы подарить нам источник Его личной любви и благословения, которые мы до этого никогда не знали. Таким образом, наш Господь Иисус желает нас сделать богатыми.
Поэтому мы должны всё это в вере сильнее охватить, что Бог является достаточным во всех положениях, и что Он никогда не испытывает для этого недостатка в необходимых средствах, в которых Он для этого нуждается.
Он также не испытывает недостатка в необходимых путях, чтобы открыть Свою божественную власть и Свою божественную помощь, если его намерения нас достигли. Когда поток Хораф высох, то Своего пророка, Своего слугу Илию, Бог не забыл.
Но напротив, Господь Иисус дал ему новые указания, которые ведут к новым благословениям и должны были ему давать известный повод. Но вид и способ, которыми Господь Иисус заботился об этом пророке, служили для того, чтобы удержать его на пути личной веры.
Божие задание гласило: «встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там». А затем Бог добавляет: «Я повелел там женщине вдове кормить тебя».
В ст.4 нашего главного текста мы находим повеление Господа Иисуса воронам: «а воронам Я повелел кормить тебя там», а в ст.9 нашего главного текста мы находим подобное повеление Иисуса вдове: «Я повелел там женщине вдове кормить тебя».
В обоих выражения мы находим три одинаковых слова: «повелел», «там», «кормить тебя». Господь Иисус, Который однажды повелевал воронам, повелевает теперь этой вдове.
Тот, Который однажды для определённой цели предназначил поток Хораф, перекладывает теперь эту ответственность на город Сарепту. А Тот, Который содержание жизни пророка возложил тогда на воронов, дал теперь это указание женщине вблизи Сарепты Сидонской.
Обстоятельства были изменены, а в Святом Писании мы читаем в послании Евр.13,8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
В таких событиях Бог меняет только обстоятельства, но Сам остаётся тот же. Чтобы выполнить новое задание Бога, пророк Илия вынужден был покинуть обетованную землю Израиля. Для Илии это было трудным делом, потому что для выполнения этого задания Бога он должен был пойти в город язычников.
Именно это обстоятельство напоминает нам слова Иисуса ученикам в Евангелии от Мтф.10,5-6: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева».
Или, как там ещё написано в Послании Римлянам в гл.1,16: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину (то есть язычникам)».
Некоторые примеры Святого Писания показывают нам, если отдельные люди или целые народы оставляют Бога и Его Слово, то Бог в Своей личной, неограниченной благодати и там ещё обращается к людям, которые проявляют готовность открыть свои сердца Божиему голосу, чтобы воспользоваться Его благодатью.
Когда Господь Иисус в Мтф.15 огласил Свой приговор в отношении слепых руководителей над слепыми, и обнажил лицемерное сердце народа, то Он пошёл в пределы Тира и Сидона и в лице Хананейской женщины, которая не имела на это права, Он принёс Свою благодать язычникам.
Об этом мы читаем в Евангелии от Мтф.15,22-28: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его:
отпусти её, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час».
Именно в эти места Господь Иисус послал пророка Илию, потому что Израиль больше не обращал внимания на Его воспитывающую руку. В эти края Господь Иисус послал пророка Илию к одной женщине, язычнице, которая, как говорит Слово Божие в послании Еф.2,11-12:
«Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, 12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире».
Прообразно это исполнилось уже тогда в истории пророка Илии. Вдова Хананеянка должна была обеспечивать Илию пищей, а он стал для неё каналом Божией благодати. Чисто пророчески исполнилась эта история в лице этой вдовы, в которой мы прообразно видим язычников.
Господь Иисус, как истинный пророк, был послан Богом к Израилю, ибо Бог проявил милость к Своему народу Израилю. Но Израиль не принял Иисуса своим Мессией, поэтому Бог обращает Свою благодать к язычникам, которых мы прообразно видим в этой вдове Хананеянке.
Через Свою Жертву на Голгофском кресте Господь Иисус стал для этой языческой вдовы Хананеянки каналом Божией благодати. Но для пророка Илии этот путь в Сарепту Сидонскую стал трудным испытанием, стал очень трудным делом, которое мы должны немного рассмотреть, чтобы мы могли о нём судить.
Можем ли мы вообще ему сочувствовать, что это значило для пророка, что он, как отец пророков, пророк живого Бога, вынужден был уйти, вынужден был оставить обетованную землю и уйти к язычникам?
Кроме всего этого эта земля Сидонская являлась землёй, откуда родом происходила эта безбожная Иезавель. Об этом читаем в 3Цар.16,30-31: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него.
31 Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему».
Это служение Ваалу ввела в Израиле Иезавель и стремилась истребить всех пророков Иеговы, Бога Израилева. А согласно её угрозы и пророк Илия должен был быть убитым. Как раз Илия, этот великий пророк Иеговы, должен был идти на родину Иезавели, чтобы там ещё и эта вдова должна была его кормить.
В этом событии скрывается что-то очень важное, поэтому мы должны этим заняться.
С точки зрения безрассудной гордости некоторых мужчин всё должно было быть наоборот: этот пророк должен был обеспечивать пищей эту вдову. Тогда для пророка его испытание было бы не настолько трудным. Но Бог решил это дело именно так определить.
Поэтому мы должны понять, что означало и сколько терпения стоило Илии, этому израильтянину с его чувствами и еврейскими привычками это пребывание в Сарепте. Большим преткновением была для него, конечно, пища язычников, потому что он не должен был есть ничего нечистого. Что всё это для него означало?
Прежде всего, Бог смирял Своего пророка. Он посылает его на эти долины и глубины, потому что в противном случае он не будет иметь доступа к высотам. Именно это был путь Господа Иисуса с этим Божиим мужем! Так мы об этом читаем и не иначе, и, тем более, не наоборот.
Пропитание через воронов касалось его внешней славы. А пропитание через вдову при этом дефиците жизненно важных продуктов, касалось его внутренней славы. Вопрос внешней славы был не так страшным. Илия был совершенно одиноким в пустынном месте у потока Хораф, но внутреннюю славу видели окружавшие его люди.
Они видели этого Божиего мужа из Иудеи. А это был для него действительно тяжёлый удар. На основании этого к сердцу Илии практически подступило очень трудное решение. Возразил ли Илия каким-то образом против всего этого? Никогда и ничем!
Мы не слышим от него ни одного словечка умирания. С его уст не сходит ни одного возражения, ибо Бог сказал, а он собрался и без ропота пошёл. Беспроблемное послушание доказывает, что он находился в тесной связи с Богом Израилевым и стоял перед Ним.
И сегодня первый отличительный признак верующего мы видим в том, чтобы полностью находиться в подчинении Божией воли. А там, где это не имеет место, не имеют место и сотни других важных и необходимых вещей у детей Божиих.
Теперь Святой Дух обращается по этому вопросу и ко всем нам: «носим ли мы на себе этот отличительный знак?». Мы не должны сказать: «да», если это не соответствует истине, поэтому я предостерегаю вас от этого.
И если мы не имеем к этому наше «да», то мы должны позволить Богу нас изменять в соответствии с Его волей, или мы, в противном случае, останемся бесплодными, или будем приносить очень мало плода.
Пророк Илия стал плодовитым на основании своего безоговорочного подчинения не только по отношению к Богу, но и по отношению к людям и воронам. Естественно, путь послушания – это нелёгкий путь, это и мы все знаем. Этот путь требует от нас постоянное самоотрицание.
Он требует от нас постоянное преодоление и напряжения всей нашей энергии и силы, требует напряжения нашего отношения с живым Богом. А мы вообще можем только ходить в Божией воле, если наша вера покоится на Боге.
И одновременно наше сердце, сознание и наше хождение будут полностью согласованы с Его Словом и Его волей. И если у нас недостаёт хотя бы одного пункта: веры, сердца, сознания или хождение, то не будем иметь успеха.
Именно этому наш Господь Иисус желает нас сегодня научить, чтобы мы были найдены перед Ним безупречными, чтобы мы стали соучастниками Божиих благословений. Но как превосходна вера Илии, о которой мы здесь читали! Не должны ли, и не можем ли мы от него учиться?
Я совершенно уверен, что мы можем ему успешно подражать. Собственно, почему в нас столько слабости? Слабости, которыми Бог не может воспользоваться, потому что читаем в послании Еф.6,10: «Впрочем, братия мои, будьте сильны (укрепляйтесь) в Господе и в могуществе силы Его».
Тогда почему сегодня в верующих так много слабости, которой не должно быть в делах с Господом Иисусом? Не является ли это причиной того, что мы охотнее желаем делать и делаем нашу волю, охотнее осуществляем наши собственные мысли, чем мысли и волю Господа Иисуса?
Мы не поступали бы по собственным мыслям и по собственной воле, если бы мы этого не хотели. Мы не хотели бы этого, если бы мы их не любили. Именно это является исходным пунктом, который существенно различает нашу веру от веры Илии.
Послушание, сила и благословение идут в хождении веры рука об руку, как родные братья и сёстры тесно вместе. Это невозможно, что мы в хождении будем найдены в Божией силе, в Божием благословении, не имея при этом необходимую веру.
Но наши размышления, наши мысли и наше мнение, что мы лучше других всё знаем, часто делают нас в непригодных, в бесполезных слуг, в противоположность тому, что мы видим у пророка Илии.
Духовный плод Илии является превосходным, отображает намерение Бога, который наш Господь Иисус и в нас желает сотворить. Господь Иисус не желает, чтобы мы в одиночестве удалились в пустынное место и там ожидали пока вороны принесут нам хлеб и мясо.
Это не является сегодня Божией волей. Но эти образы подарены нам для того, чтобы в условиях нашей жизни, в которые Господь Иисус нас поставил, в той же вере, таким же образом, как и Илия, стояли перед живым и всемогущим Богом. Именно об этом идёт речь.
Потому что воля нашего Господа Иисуса практически представлена нам в вере и поведении пророка Илии, чтобы мы подражали ему. Только для нас является большим вопросом: найдёт ли нас Господь Иисус в этой вере Илии?
Да ниспошлёт нам Господь Иисус в Своей великой благодати такую практическую веру, чтобы мы Его таким образом прославили. Аминь.