Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Обратимся к Евангелию от Мтф.12 и для нашей сегодняшней проповеди рассмотрим из этой главы стихи 28-30: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. 30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».
Прежде, чем приступим к рассмотрению главного содержания данного текста, сконцентрируем наше внимание на ст.28. Он гласит: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие».
Повторяю, «то конечно достигло до вас Царствие Божие».
Если мы рассматриваем с вами такую тему, то должны помнить о том, что для верующих сегодняшних дней чаще всего или особенно незнакомы глубокие взаимосвязи Святого Писания и его основания.
Я могу об этом открыто сказать, потому что я постоянно на практике встречаюсь с этим чудовищным фактом нехватки в познании, что с точки зрения учения большинство верующих не знают черты сущности Святого Писания, но застревают на деталях, поэтому они очень часто приходят к ложным заключениям.
Необходимый свет для понимания Слова Божиего даёт только Господь Иисус! Этот свет мы не получаем, конечно, путём напряжённой тренировки наших мыслей, не посредством личного старания, но он содержится в выражении Его благодати и в сообщении порядка Нового Завета.
А мы сами, каждый из нас, недостаточно способен приобрести необходимый свет для понимания. Даже крайне хороший разум верующего является абсолютно недостаточным, чтобы проникнуть в Божии мысли.
Однако Дух Божий может открыть Божии глубины, как читаем в 1Кор.2,10: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии».
В ст.28 нашего главного текста Господь Иисус подчёркивает, что демонов Он изгоняет Духом Божиим. Иисус представляет Себя Своим ученикам Тем, Который им показывает, как и они это должны делать. Он – наш Учитель.
Иисус показывает Своим ученикам, как Божий Дух, о Котором здесь идёт речь, проявляет Себя здесь в Божией власти, показывает Себя в проявлении Божией власти. В высказывании в ст.28 Господь Иисус сообщает Своим ученикам также тот факт, что к ним пришло Божие Царство.
И не как-нибудь, но при изгнании демонов! Это значит, что победа над вражескими властями основана и связана с пришествием Божиего Царства!
Характерен тот факт, что изгнание демонов не связано с «Небесным Царством». Для нас это было бы более понятным и доходчивым, но Библия не говорит здесь об этом. «Царство Небесное» было непосредственно связано с властью знамений. Заметим себе это.
Но в данном событии Господь Иисус связывает изгнание демонов с «Царством Божиим». Это – удивительно! А это следует понимать. Где это понимание отсутствует, там в собственных мыслях имеется налицо много ложного восприятия. Поэтому этот факт желает и должен нас глубоко поучать.
Поэтому мы должны сегодня ещё раз вернуться к определённым сообщениям Святого Писания, чтобы ещё раз показать разницу между «Царством Небесным» и «Царством Божиим». Если эти понятия не ясны до глубины, то и остальные высказывания Нового Завета не сможем правильно различать.
Известно так же, что совсем немногие верующие имеют в этом вопросе достаточно света, что естественно для толкования Святого Писания является величайшей важностью.
«Царство Божие» не является другим Царством, чем «Царство Небесное», но является тем же Царством. И по времени мы находим, что «Царство Небесное» является одновременно «Царством Божиим».
Но эти Царства рассматриваются с различных точек зрения, с различных аспектов. Во всяком случае «Царство Божие» переходит через границы времени «Царства Небесного», хотя первое одновременно параллельно над другим протекает. Дело состоит только в том, о чём мы говорим.
Обозначение или название «Царство Небесное» выражает больше сущность этого Царства в отношении состояния сердца отдельных людей в этом Царстве. Это значит, что «Царство Небесное» являлось в первую очередь первой ступенью для встречи с Господом Иисусом.
Это очень важно! «Царство Небесное» берёт своё начало у Израиля. Поэтому все притчи «Царства Небесного» сказаны в первую очередь Израилю, который жил под законом. Это значит: так как Христос является концом закона, как читаем в послании Рим.10,4: «потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего».
Поэтому Господь Иисус дал совершенно новое учение. Об этом мы читаем в Евангелии от Мрк.1,27: «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?».
Всеобъемлющее изменение для Израиля должно было заключаться в следующем, чтобы Израиль вошёл в «Царство Небесное». А этот вход Израиля в «Царство Небесное» мог произойти, мог осуществиться только посредством покаяния, через которое Израильтяне должны были принять сущность этого «Царства Небесного».
Это новое учение открыл Господь Иисус, чтобы начать для Израиля совершенно новую эпоху. Сущность «Царства Небесного» Господь Иисус изложил в нагорной проповеди в Евангелии от Мтф.5,1-12. Кто этого не знает, тот совершенно неверно будет толковать нагорную проповедь Господа Иисуса.
Эта проповедь в первую очередь дана для Израиля. Этот факт я сегодня ещё раз особенно подчёркиваю. Что касается нагорной проповеди, то её мы не можем один к одному переносить на нас, детей Божиих.
Для подтверждения этого факта напоминаю вам из этой проповеди по меньшей мере содержание ст.5: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
В этой земле имеется ввиду обетованная земля Израиля. В Святом Писании мы нигде не найдём такое сообщение, что Церковь Иисуса должна наследовать землю в Ханаане. Такая точка зрения является абсолютно ложной.
Поэтому сообщение в Евангелии от Мтф.5,5 мы можем только экзегетически, только в духе на нас перенести, но не реально. Однако реальность этого факта коренным образом заключалась в учении «Царствия Небесного».
Поэтому в Евангелии от Мтф.5,10 говорится о «Царстве Небесном» в связи с нагорной проповедью: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
Благодаря этому высказыванию пришло великое и мощное различение или отличие говорения закона от сущности «Царствия Небесного». Здесь произошёл переход от времени закона к «Царствию Небесного». Это мы должны с вами знать!
И если мы этот факт упустим из нашего внимания, тогда мы никогда правильно не познаем Слово Божие, никогда не сможем по-настоящему в нём радоваться, никогда правильно не познаем, что имеет ввиду Господь Иисус в той или другой ситуации.
Выражение «Царство Небесное» прообразно показано нам в Ветхом Завете в лестнице, которую Иаков видел в видении во сне в книге Быт.28,11-13. Читаю это место: «и пришёл (Иаков) на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце.
И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. 12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему».
Как видим, в этом тексте Иаков видел во сне лестницу, которая связывала небо с землёй. Это значит, что эта лестница являлась связью между землёй и небом. А этот сон впоследствии исполнился! И когда он исполнился? Когда наступило «Царствие Небесное».
О подтверждении этого изменения читаем в Евангелии от Ин.1,49-51: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше. 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
Ст.51: И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».
Здесь мы видим, что небо связано с Сыном Человеческим, потому что в этом событии читаем об общении Иисуса со Своими учениками. А Сыном Человеческим Иисус называет Себя только в отношении Своих учеников, в отношении Израиля.
А мы с вами точно знаем, что как Сын Человеческий, Иисус не имеем непосредственного отношения с Церковью Иисуса. Это имя, «Сын Человеческий», которым Иисус Себя назвал, указывает на Его связь с Израилем, указывает в первую очередь на связь с «Царством Небесным».
Связь неба с землёй охватывает время «Царства Небесного» с точки зрения связи его сущности. Дело выглядит, конечно, не так, как некоторые говорят и утверждают, что Господь Иисус упаковал «Царство Небесное» и взял его с Собой, когда Он покидал нашу землю. Таким образом некоторые верующие толкуют это событие.
Но такое толкование не является правильным толкованием Святого Писания. Связь неба с землёй, что именно касается характера «Царства Небесного», это такое дело, которое осталось прежним. Однако при этом произошла перемена или переход от «Царствия Небесного» в «Царствие Божие».
А утверждение, что в Пятидесятницу, когда Господь Иисус оставлял землю, то взял с собой «Царство Небесное», не соответствует истине, это – ложь! Напротив, во всех притчах «Царствия Небесного» о Господе Иисусе читаем, что Он отсутствовал в этом Царстве.
Знатный мужчина уехал в дальнюю страну, оставил своё Царство на своих слуг. Этот значит, что он отсутствовал в этом Царстве. А переход в «Царство Божие», который связан с Иисусом, когда Он говорит:
«Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие среди (внутрь) вас есть» (Лук.17,20-21).
Здесь в «Царстве Божием» мы видим Иисуса. А поскольку Иисус больше не находится на земле, то «Царство Божие» следует видеть в духе связанным с нами, со всеми детьми Божиими. Это значит, как сказал Господь Иисус в Евангелии от Мтф.28,20:
«уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
Это значит, что в духе Господь Иисус постоянно с нами, а следовательно, и «Царство Божие» постоянно с нами! Следовательно, мы в первую очередь имеем переход от «Царства Небесного» к «Царству Божиему», от земного к духовному.
Требуемое в «Царстве Небесном» состояние сердца достигается посредством покаяния, поэтому о сущности этого Царства мы читаем в Мтф.5,1-12. Согласно Мтф.16,18-19 Господь Иисус дал Петру ключи от «Царства Небесного»:
«и Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сей скале Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Согласно Д.Ап.2,36-38 Пётр должен был первым ключом евреям открыть «Царство Небесное», «Итак твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш».
А согласно Д.Ап.10,42-43 Пётр должен был язычникам открыть «Царство Небесное», но не посредством покаяния, а на основании веры: «Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43 И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника (у язычников)».
Итак, условие входа в «Царство Небесное» для Израиля мы видим в покаянии, а для язычников – в вере. Для нас, детей Божиих, которые, можно сказать, однажды, до покаяния относились к язычникам, когда мы ещё не имели связи с Господом Иисусом, сущностью «Царства Небесного» являлась наша вера.
Поэтому в «Царство Небесное» мы можем войти только через сущность «Царства Небесного», то есть через веру! Это значит, что без веры никто не может видеть Бога. И сегодня никто из вас не может быть спасён, если вы не признаете сначала веру – сущность «Царства Небесного».
Но «Царство Божие» связывает личность Господствующего Иисуса с этим Царством. Да, это есть Господь Иисус с нами. Поэтому и сегодня ещё Бог на небесах, Сын Божий, связан с нами людьми на земле. Во всяком случае в сущности «Царства Божиего» в духе.
Он лично сидит одесную величия Бога на небесах, но через Своего Духа Он находится с нами. Именно этот факт существенно выражает «Царство Божие».
Поэтому сегодня спасёнными являются все те, которые имеют непосредственную связь с Господом Иисусом. Эту связь вы можете установить только на основании веры и посредством покаяния в своих грехах.
Покаяние должно быть настолько глубоким и внутренним, чтобы в вашей земной жизни вы пришли к завершению. Но не посредством самоубийства, а посредством передачи вашей жизни Господу Иисусу.
Таким образом, вы и со своей собственной волей приходите к завершению, приходите к концу, потому что вашу собственную волю вы передали Иисусу. Именно этот факт отмечает Писание посредством выражения общения с Господом Иисусом: «Царство Божие».
«Царство Небесное» в своей сущности связано с землёй! Заметим себе это. А поскольку согласно 2Пет.3,10 при наступлении дня Господня материальная земля и все дела на ней сгорят в огне Божиего гнева, то «Царство Небесное», которое связано с землёй, пройдёт, закончится!
Почему? Потому что мы однажды перейдём от веры к видению. Выше я отметил, что сущностью «Царства Небесного» является для нас наша вера, через которую мы входим в «Царство Небесное».
А так как мы однажды перейдём от веры к видению, поэтому этой нашей связи с землёй предопределён определённый конец. Однажды один брат во Христе, который точно знал сообщение Писания, что мы перейдём от веры к видению, сказал мне: «мы и на небесах будем ещё верить».
По отношению такого высказывания я ничего ему не ответил. И что можно было ему ответить? Я мог его только спросить: читает ли он вообще Библию? Ведь это ужасно, слышать из уст детей Божиих высказывания, противоречащие сообщению Библии.
Но то, что в нашей связи с Иисусом останется на веки вечные – это с духовной стороны «Царство Божие». Для всех вас должен быть ясным тот факт, что эта духовная сторона больше никогда не будет отменена или изменена.
О нашем пребывании в вечности с Господом Иисусом апостол Павел выражается таким образом в 1Фес.4,17: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними (с воскресшими) восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Это выражение, «и так всегда с Господом будем», есть «Царство Божие». Всё, что я до этого момента в данной проповеди вам объяснил, я сделал с той целью, чтобы вы систематически вникали в то, что является «Царством Небесным» и что является «Царством Божиим».
А где это не будет функционировать, там и построенные на этом толкования не будут соответствовать истине. Напоминаю вам об изгнании демонов в нашем главном тексте.
Этот факт или событие являлось властью и знамением власти, как определённый симптом времени «Царств Небесного», не имея при этом непосредственной связи со Христом, как это могло быть в «Царстве Небесном».
Обратимся для этого к Евангелию от Мрк.9, где читаем о том, когда ученик Иисуса Иоанн возвращается с другим учеником к Иисусу и говорит Ему: «При сём Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. 40 Ибо кто не против вас, тот за вас».
В ответ на сообщение Иоанна Иисус сказал ему: «не запрещайте ему (изгонять Моим именем демонов), ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Почему? Потому что даже Иоанн не имел ещё ту сердечную связь с Иисусом, так как это событие происходило до Голгофы, до излияния Святого Духа.
Но Иоанн принадлежал к своим, как это и могло быть в «Царстве Небесном». Даже при нехватке такой внутренней, такой сердечной связи с Иисусом, как мы это видим у Иоанна, то вращение в «Царстве Небесном» являлось для учеников Иисуса источником силы.
Итак, в «Царстве Небесном» власть знамений была налицо, в то время как в «Божием Царстве», которое стоит под знаком веры, и сегодня ещё власть знамений не действительна, не считается, но эти вещи осуществляются через веру.
В Евангелии от Мтф.12,28, нашем главном тексте, изгнание демонов связано, как мы заметили, с «Божиим Царством», но не с «Царство Небесным». Двигательная сила при изгнании демонов в «Божием Царстве» находится в Божием Духе!
Эту действительность показывает нам Святой Дух в нашем главном тексте. В то время в учениках Иисуса находилась власть знамений, которую Бог дал им особенно. За этой властью знамений была скрыта Божия власть.
По этой причине власть знамений является промежуточным включением для времени «Царства Небесного». Факт или событие изгнания демонов вытекает или осуществляется в пришедшем «Божием Царстве». А это время продолжается и сегодня ещё.
Изгнание демонов, о котором Библия здесь говорит, находится согласно ст.29 в связи с расхищением дома, как Божия цель. А теперь мы обратим наш взор больше на отдельные детали. Господь Иисус представляет Себя разбойником, который расхищает дом.
Он желает и нас сделать такими домами. Это – совершенно новый аспект, о котором мы часто уже читали, но ещё никогда не понимали. Но упомянутое здесь расхищение относится только к проникновению в дом сильного. Поэтому мы и проповедуем Евангелие.
Мы проповедуем Евангелие не по другим причинам, не по той причине, чтобы мы думали, что мы чем-то являемся. Но цель проповедывания Евангелия заключается в том, чтобы проникнуть в дом сильного.
И что вы думаете, кого мы должны видеть в этом сильном? Конечно сатану! Это совершенно ясно. И что Слово Божие имеет ввиду в доме сильного? Кое-кто может придти к идее, что в этом доме мы должны видеть ад, огненное озеро. Нет, ад не является домом сильного.
Ад является домом слабого. Но там враг человеческих душ при его низвержении будет равен всем пребывающим немощным, как читаем у пророка Исаии в гл.14,9-10: «Ад преисподний пришёл в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоём;
пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. 10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!».
И что же вы думаете, что здесь имеется ввиду с этим домом сильного? Поэтому мы видим, как мы нуждаемся в поучении. И если мы это не познаем, то будем делать ложные заключения в отношении драгоценного Божиего Слова.
Поэтому сообщаю вам сегодня совершенно однозначно, что в доме сильного мы видим тела, плотские тела людей. Наши материальные тела являются домом сильного! В отношении спасения, что касается Бога, то апостол Павел говорит в 1Кор.6,19:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?».
Следовательно, с точки зрения Святого Духа наше материальное тело является Божиим домом. Но в данном тексте говорится о спасённых в Коринфском собрании. А для самого сатаны падшие в грех люди, их тело является домом сильного, потому что там, на основании нашей греховности, он имеет свои права смерти.
Именно этот аспект мы находим совершенно точно в Евангелии от Мтф.12,43-45: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.
И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.