Покорность, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! В нашей сегодняшней проповеди наш Господь Иисус предлагает нам рассмотреть тему, которая чрезвычайно важна во всех областях нашей жизни и называется она «покорность», «подчинение» или «повиновение».
Эту тему апостол Павел хорошо осветил в Послании Кол.3,17-24: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога Отца.
18 Жёны, покоряйтесь (повинуйтесь) мужьям своим, как прилично в Господе. (Но зато мужья должны любить своих жён, как дальше читаем). 19 Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы.
20 Дети, покоряйтесь (будьте послушны) родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу. (Но при этом…) 21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. 22 Рабы, во всём покоряйтесь (повинуйтесь) господам вашим по плоти,
не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. 23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, 24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу».
Итак, в этом тексте апостол Павел касается вопроса нашей сегодняшней темы «покоряться» в трёх направлениях:
- «Жёны, покоряйтесь мужьям своим, как прилично в Господе,
- «Дети, покоряйтесь родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу»,
- «Рабы, во всём покоряйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога».
Однако мы ограничимся на рассмотрении 1-го и 2-го пунктов. Вместо слова «покоряйтесь» в этом тексте можно также применять слово «подчиняйтесь», или как написали переводчики русской Библии, слово «повинуйтесь».
Но я желаю придерживаться оригинального текста, поэтому будем применять слово «покоряйтесь». Тема «покорение, или покорность» является в Слове Божием очень обширной темой, потому что она родственна с темой «смирение».
Без смирения невозможно и покорение, невозможно и покоряться! «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
Из этого выражения следует, что наша внешняя жизнь в плоти должна быть естественным выражением внутренней жизни, которую мы ведём со Христом. Если мы говорим: «Иисус Христос живёт во мне, то это высказывание ни в коем случае не даёт нам повод выступать с мнимым ореолом, с которым обычно изображают Иисуса на иконах.
Именно в малых и часто скрытых вещах повседневной жизни должно проявляться именно то, чему мы верим: будь это в семье, в школе, на работе или при пребывании на пенсии. Апостол Павел обращает в своём Послании Колоссянам наш взор на семью (на домочадцев) и говорит совершенно конкретно.
Он обращается к женщинам и к мужчинам, к детям и родителям, к слугам и к господам. Библейский образ о супругах, семье и воспитании детей рассматривается сегодня часто отсталым и устаревшим.
А теперь я всех вас спрашиваю: вы действительно поняли, что Павел по этому вопросу пишет в этом Послании? «Жёны, покоряйтесь мужьям своим!».
Что означает здесь это слово «покоряйтесь»? Не видим ли мы в сегодняшнем обществе больше стремление к самоопределению и неограниченной свободе, к господству? Готовы ли мы вообще ещё в общем покоряться?
Дети по отношению к родителям, ученики по отношению к учителям, рабочие по отношению к работодателям, гражданам по отношению к законодательству государства? А теперь зададим себе вопрос: что вообще следует понимать под словом «покоряться»?
При названии или произношении этого слова многие сразу же думают об оказании давления и принуждения. И, к сожалению, во всех областях личных отношений существует много примеров, которые сообщают нам о злоупотреблении «покорения».
Но для лучшего обзора, который нам даёт Слово Божие о «покорении», приведу несколько характерных примеров в отношении этого слова. Параллельное место стиха 18 нашего главного текста мы находим в послании Еф.5,21-23:
«покоряясь (повинуясь) друг другу в страхе Божием. 22 Жёны, покоряйтесь (повинуйтесь) своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».
Обращаю дальше ваш взор на очень важное место Писания, в котором читаем в отношении «покорения». Читаю из 1Кор.14,34-35: «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в покорении (подчинении), как и закон говорит.
35 Если же они хотят, чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви».
Здесь выражена воля Господа Иисуса, Который находит это неприлично, если женщина, если сестра в Господе пытается в собрании говорить, стремится проповедывать. Но Святой Дух сообщает нам это положение в отношении женщины не голословно, а сообщает нам о причине этого положения в 1Тим.2,11-14:
«Жена да учится в безмолвии, со всяким покорением (покорностью); 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева (это одна причина, но главная причина заключается в следующем); 14 и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление».
Не в бровь, а в глаз сказано: «и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление». Это сообщение Слова Божиего не разрешает детям Божиим вести по этому вопросу полемику.
Однако верующие во многих современных поместных собраниях не принимают всерьёз, можно сказать, это серьёзное предписание Господа Иисуса Своей Церкви, и вопреки указанию Господа Иисуса, в непослушании разрешают женщинам проповедывать в собраниях.
Таким образом стремятся сегодня верующие уравнять права женщины с правами мужчины, что называется эмансипацией. Пойдём, однако, дальше и обратимся ко 2Кор.9,1-14: «Ибо дело служения сего не только восполняет (можно сказать духовную) скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, 14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию».
В этой главе своего второго Послания Коринфянам, которые раньше ходили в своеволии и непослушании Слову Божиему, апостол Павел выражает теперь благодарение и похвалу за то, что на основании его служения Коринфяне, «прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову».
Именно этого добивался апостол Павел от всех собраний, которые Господь Иисус образовал через него. И дальше в послании Гал.2,4-5 мы видим, что Павел боролся не только за покорность Евангелию Христову, но и за чистоту и неподдельность Евангелия:
«а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5 мы ни на час не уступили и не покорились (не поддались лжеучению), дабы истина благовествования сохранилась у вас».
И Титу Павел пишет, чтобы сёстры-старицы вразумляли молодых сестёр. Читаю в гл.2,4-5: «чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие»,
А также в ст.9: «Рабов увещевай покоряться (повиноваться) своим господам, угождать им во всём, не прекословить».
А в Послании Евреям Святой Дух сообщает нам о том, что мы прежде всего должны во всём покоряться Богу – Отцу Духов, а также нашим наставникам. Читаю из гл.12,8-9: «Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?».
А также из гл.13,17: «Покоряйтесь (повинуйтесь) наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».
И апостол Пётр говорит на эту тему в своём первом Послании в гл.2,18-19: «Слуги, со всяким страхом покоряйтесь (повинуйтесь) господам, не только добрым и кротким, но и суровым. 19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо».
1Пет.3,1-2: «Также и вы, жёны, покоряйтесь (повинуйтесь) своим мужьям, чтобы те из них (то есть мужья), которые не покоряются слову, житиём жён своих без слова приобретаемы были (для Господа), 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житиё».
Ст.5: «Так некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, покоряясь (повинуясь) своим мужьям».
1Пет.5,5: «Также и младшие, покоряйтесь (повинуйтесь) пастырям; все же, покоряясь (подчиняясь) друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным (покоряющимся) даёт благодать».
А теперь, чтобы полней осветить рассматриваемую нами сегодня тему «покорение», мы обратимся также к определённы местам Писания, в которых мы читаем о «смирении», так как «покорение» и «смирение» родственны между собой.
Места Писания, в которых говорится о смирении, мы находим в основном в Ветхом Завете. Много места в этом вопросе занимает тот факт, что Бог смиряет Свой народ Израиль, когда тот вместе с язычниками занимался идолослужением.
Он смиряет Израиль нашествием окружающих его врагов. А когда Израиль снова ищет лицо своего Бога, то Бог смиряет врагов Израиля тем, что Он Сам сражается против этих врагов. Читаю из книги Суд.3,29-30: «И побили в то время Моавитян около
десяти тысяч человек, всё здоровых и сильных, и никто не убежал. 30 Так смирились в тот день Моавитяне пред Израилем, и покоилась земля восемьдесят лет».
Суд.4,22-23 «И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошёл к ней, и вот, Сисара лежит мёртвый, и кол в виске его. 23 И смирил Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми».
Суд.8,28 «Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона».
Знаем мы с вами также историю Иеффая, который дал Господу обет, если Он даст Аммонитян в его руки. Читаю из книги Суд.11,28-33: «Но царь Аммонитский не послушал слов Иеффая, с которыми он посылал к нему.
29 И был на Иеффае Дух Господень, и прошёл он Галаад и Манассию, и прошёл Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошёл к Аммонитянам. 30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
31 то по возвращении моём с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. 32 И пришёл Иеффай к Аммонитянам — сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;
33 и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми».
2Цар.8,1 «После сего Давид поразил Филистимлян и смирил их, и взял Давид Мефег-Гаамма из рук Филистимлян».
При освящении храма, который Соломон построил Богу, он говорит в своей молитве примечательные слова. Здесь мы читаем о том, что Бог смиряет Свой народ за его согрешения. Читаю из 3Цар.8,35-36: «Когда заключится небо и не будет дождя за то,
что они (Израильтяне) согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сём и исповедают имя Твоё и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, 36 тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие».
О том, что Господь Иисус вынужден был смирять Свой народ Израиль в Ветхом Завете, мы читаем также в книге Втор.8,2-3: «И помни (Израиль) весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя,
чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; 3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек».
Слово Божие сообщает нам в Ветхом Завете также о том, что даже ужасные безбожники, как царь Израиля Ахав, смирялись перед Богом и обращали к Нему своё лицо, как читаем в 3Цар.21,28-29: «И было слово Господне к Илии Фесвитянину,
и сказал Господь: 29 видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его».
Тот факт, что Иеровоам, сын Наватов, избавил жителей северного государства Израиля двумя золотыми тельцами от обязанности ежегодно приходить в Иерусалим для празднования праздников Иеговы, привёл их к окончательному идолопоклонству.
Поэтом Бог предал их в руки врага, что закончилось переселением Израиля в Ассирию. Об этом читаем в 4Цар.17,20-23: «И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и (Бог) смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего.
21 Израильтяне отторглись от дома Давидова и воцарили Иеровоама, сына Наватова; и отклонил Иеровоам Израильтян от Господа, и вовлёк их в великий грех. 22 И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них,
23 доколе Господь не отверг Израиля от лица Своего, как говорил через всех рабов Своих, пророков. И переселён Израиль (за своё богоотступничество) из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня».
Когда Иосия царствовал в Иудее, то первосвященник Хилкия нашёл в доме Господнем книгу закона и принёс её царю Иосии. Читаю 4Цар.22,11-13: «Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.
12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: 13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ, и за всю Иудею о словах сей найденной книги,
потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам».
И вопрошали они пророчицу по имени Олдама, которая ответила Иосии через посланников. Об этом читаем в ст.18-19: «А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:
19 так как смягчилось сердце твоё, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрёк на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь».
Характерный пример Божией милости, которую Он проявлял по отношению к великим грешникам Ахаву и Манассии уже в Ветхом Завете, когда они смирялись перед Богом, мы видим во 2Пар.33,10-13: «И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали.
11 И привёл Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. 12 И в тесноте своей он стал умолять лицо Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих.
13 И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог».
Ещё много мест мы находим в Ветхом Завете, в которых читаем о смирении, но мы на этом закончим и в заключение приведу самое главное место во всём Слове Божием о смирении, которое является для всех детей Божиих прекраснейшим примером подражания.
Об этом мы читаем в послании Флп.2,6-9: «Он (Иисус), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени».
А теперь я сообщаю вам, что на нашем сайте имеется проповедь под названием «Смирение», а также проповедь под названием «Смирение Иисуса». Чтобы получить более расширенное и глубокое понятие и познание о «покорении» я приведу отрезок из проповеди «Смирение».
Этот текст я приведу в следующей части нашей проповеди. А сегодня мы на этом закончим, продолжим в следующий раз.