Жертва возлияния, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! В своей книге «Жертвы» Вернер Бергманн рассмотрел жертвы Ветхого Завета, которые были предписаны Израилю по закону, но «Жертву возлияния» он, к сожалению, не рассмотрел.
Вернер Бергманн был очень одарённым в Слове Божием братом. Поэтому тем более мне непонятно, почему он не оставил нам толкование «Жертвы возлияния». Я очень сожалею об этом его упущении.
Несколько лет тому назад мне этот факт как-то не так бросался в глаза, потому что «Жертва возлияния» отдельно не упоминается и не рассматривается в книге Левит. Там Святой Дух упоминает по-порядку следующие жертвы:
1-я – жертва, «жертва всесожжения», 2-я жертва – «жертва хлебная», 3-я жертва – «жертва мирная», 4-я жертва – «жертва за грех», 5-я жертва – «жертва вины». Затем в гл.6 рассматривается «закон» выше перечисленных пяти жертв.
В теме «Вефиль», которая в нескольких частях имеется на нашем сайте, я коснулся этой темы, то есть «Жертвы возлияния». Но поскольку тема «Жертва возлияния» чрезвычайно важна на фоне всех остальных жертв Ветхого Завете, то я решил ещё раз вернуться к этой теме.
И я рассмотреть некоторые, более важные аспекты, и дать вам возможность вместе со мной порадоваться. В четвёртой части темы «Вефиль» мы закончили на книге Быт.35,22. Я повторю этот стих и объясню его смысл: «И отправился Израиль (здесь имеется ввиду Иаков) и раскинул шатёр свой за башнею Гадер».
Я верю, что сам остаток Божиего народа Израиля в 144000 душ останется Господу Иисусу верным до конца 1000 летнего мирного Царства. Но их потомки в огромном количестве позволят сатане в конце 1000 летнего мирного Царства, когда он будет на короткое время отпущен на волю, увести себя в заблуждение.
Читаю из книги Отк.20,7-9: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской.
8 И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный. 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их».
Этот грех неверности Господу Иисусу, грех блуда с сатаной, мы прообразно видим в позорном поступке Рувима, старшего сына Иакова, в его блуде с Валлою, наложницею отца своего. После откровения Господа Иисуса Иакову в Быт.35,10 Он повторяет Иакову в стихах 11-13 Свои обетования.
Восьмое и девятое упоминание Вефиля в истории Иакова
При пятой встрече Иакова с Богом (ст.9 и 10) Бог подтверждает Иакову ещё раз Свои обетования, о которых мы читаем в Быт.35,11-13. В стихах 14-15 Иаков делает почти то же самое, что он сделал при первой встрече с Богом в Быт.28,18-19.
Действия Иакова в обоих случаях похожи, но в принципе, если будем внимательно читать, то в его действиях заметим всё же существенную разницу. Для сравнения приведу ещё раз эти два места Писания.
Итак, Быт.28,18-19: «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. 19 И нарёк имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз».
А также в Быт.35,14-15: «И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; 15 и нарёк Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль».
В обоих встречах Иакова с Богом (1-я и 5-я), мы видим в его действиях с точки зрения сегодняшнего времени пророческое указание на историю Израиля. Хотя при первой встрече Иакова с Богом, он делал то, о чём мы там читаем, несознательно, не давая себе о своих действиях отчёта.
Но это было, тем не менее, сильное пророчество о будущей истории Израиля. При пятой встрече Иакова с Богом мы видим в его действиях исполнение пророческого указания, которое мы видим при первой встрече.
Исполнение именно этого пророческого указания произойдёт в 1000 летнем мирном Царстве, поэтому оно дано нам более подробно, в деталях. Но с точки зрения нашего, сегодняшнего времени, действия Иакова при пятой встрече с Богом являются тоже пророческими.
А так как в Быт.35,14-15 мы в духе находимся уже в 1000 летнем мирном Царстве, то Иаков, то есть остаток Израиля, делает всё это сознательно. Иаков ставит теперь не отдельный камень памятником, но ставит «памятник каменный», то есть из многих камней!
Из камней, которые происходят из скалы, которая есть Христос, как читаем в 1Кор.10,4: «и все пили одно и то же духовное питиё: ибо пили из духовной последующей скалы; скала же была Христос».
В этом памятнике из камней, как и в жертвеннике всесожжения, мы видим признание остатком в 144000 душ в своих сердцах Господа Иисуса своим Мессией.
В елее, который Иаков возлил на каменный памятник, мы видим Божий Дух, Который согласно пророка Иоил.2,28 будет излит на остаток Израиля перед входом в 1000 летнее мирное Царство: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения».
В «возлиянии», которое Иаков вылил на каменный памятник, мы видим полную отдачу остатка Израиля Господу Иисусу как «борцов за Бога» в 1000 летнем мирном Царстве. Обращаю ваше внимание на тот факт, что «возлияние» из вина или даже крепких напитков, является тоже жертвой.
Это возлияние есть «Жертвой возлияния», как и все остальные жертвы. Поэтому в тех местах русского перевода Библии, где мы читаем о «возлиянии», правильно следует читать «Жертва возлияния».
Этот факт, что переводчики русской Библии вместо «Жертва возлияния» написали просто «возлияние», является тоже их грубой ошибкой. Это говорит о том, что они не поняли сущность и чрезвычайную важность «Жертвы возлияния».
Это говорит о их невежестве и незнании Святого Писания! Именно эта очередная ошибка в русской Библии, на которую Господь Иисус обратил моё внимание, заставила меня вернуться к теме «Жертва возлияния».
Я и сам до недавнего времени не понимал важности и сущности этой «Жертвы возлияния», но со временем наш возлюбленный Господь Иисус открыл мне кое-что в этом вопросе, что я и всем вам желаю сообщить.
Прежде всего напоминаю вам, что в книге Левит в гл.1 мы читаем о жертве всесожжения: «это – всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» (Лев.1,13).
«Жертва всесожжения» – это главная жертва из всех жертв.
Сразу за жертвой всесожжения следует «Жертва хлебная», как читаем в книге Лев.2,1-2:
«Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесёт мелкой муки, и вольёт на неё елея, и положит на неё ливана, 2 и принесёт её к сынам Аароновым, священникам,
и возьмёт полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжёт сие священник в память на жертвеннике; это – жертва, благоухание, приятное Господу».
Обращаю ваше внимание на очень важную деталь в этом тексте: все изделия «Жертвы хлебной» выпекались из «мелкой муки», но не из «пшеничной муки», как написали в этом месте Писания переводчики русской Библии.
Святому Духу в конечном счёте неважно из каких зёрен следовало приготавливать муку для «Жертвы хлебной», но важно то, что эта мука получалась из мелко истолчённых зёрен!
В «Жертве хлебной» мы символично видим сущность Господа Иисуса. Господь Иисус, как и эти зёрна, которые переталкивались в мелкую муку для «Жертвы хлебной», был в Своей жизни на земле в плоти, а затем в кульминационный момент на Голгофском кресте, как эти живые зёрна, тоже «мелко истолчён!».
Это то, что я хотел вам напомнить о «Жертве хлебной», что в ней мы видим сущность Господа Иисуса в плоти. О Своём задании от Отца Господь Иисус говорит в Евангелии от Иоанна в нескольких местах:
Ин.4,34: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
Ин.5,30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
Ин.6,38: «ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».
В этих трёх местах Писания Святой Дух предельно ясно сообщает нам причину пришествия Иисуса в плоти на землю. О выполнении задания, которое Отец поручил Своему Сыну, Иисус сообщает в Своей первосвященнической молитве.
Читаю это место из Евангелия от Ин.17,4: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».
Однако нас интересует сегодня не только тот факт, что Господь Иисус безукоризненно исполнил задание Отца, с которым Отец в плоти посылал Сына на землю.
Нас интересует также тот факт, как Иисус относился к Отцу при выполнении Его задания, или как относился Иисус к самому заданию Отца при его выполнении. Это отношение Иисуса к заданию Отца характеризует, в конечном счёте, отношение Сына к Отцу!
Повторяю, что к сожалению Вернер Бергманн не рассмотрел, не растолковал духовный смысл «Жертвы возлияния» в своей книге «Жертвы».
Но это очень важно, чтобы наряду с другими жертвами, в которых мы прообразно видим Жертву Господа Иисуса на Голгофском кресте, подробно рассмотреть и «Жертву возлияния», чтобы понять её духовный смысл.
Ибо, и в «Жертве возлияния» мы видим очень важную черту Жертвы Иисуса, очень важную черту сущности Иисуса в плоти. Чтобы вы получили определённую информацию и представление о «Жертве возлияния». Привожу по этому вопросу несколько мест Писания из книги Числа гл.15.
Ст.2-10: «объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдёте в землю вашего жительства, которую Я даю вам, 3 и будете приносить Иегове огненные жертвы, жертвы всесожжения, или жертву заколаемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Иегове, —
4 тогда приносящий жертву свою Иегове должен принести в приношение от хлеба десятую часть ефы мелкой муки, смешанной с четвёртою частью гина елея; 5 и вина для Жертвы возлияния приноси четвёртую часть гина при всесожжении,
или при заколаемой жертве, на каждого агнца. 6 А принося овна, приноси в приношение хлебное две десятых части ефы мелкой муки, смешанной с третьею частью гина елея;
7 и вина для жертвы возлияния приноси третью часть гина в приятное благоухание Иегове. 8 Если молодого вола приносишь во всесожжение или жертву заколаемую, во исполнение обета или в мирную жертву Иегове,
9 то вместе с волом должно принести приношения хлебного три десятых части ефы мелкой муки, смешанной с половиною гина елея; 10 и вина для жертвы возлияния приноси полгина в жертву, в приятное благоухание Иегове».
А также из книги Чис.28,7-10: «и в жертву возлияния при ней (при жертве всесожжения) четверть гина на одного агнца: на святом месте возливай жертву возлияния, вино Иегове. 8 Другого агнца приноси вечером, с таким хлебным приношением, как поутру,
и с такой же жертвой возлияния при нём приноси его в жертву, в приятное благоухание Иегове. 9 А в субботу приносите двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части ефы мелкой муки, смешанной с елеем, и жертву возлияния при нём».
Как видите, «Жертву возлияния» из вина следовало приносить в «приятное благоухание» Иегове. А теперь я вас спрашиваю: что вы ещё заметили при приношении «Хлебной жертвы» и при приношении «Жертвы возлияния»?
Приведу по этому поводу ещё несколько характерных мест из книги Исх.29,38-43: «Вот что будешь ты приносить на жертвеннике (который Моисей построил по заданию Бога): двух агнцев однолетних каждый день постоянно.
39 одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, 40 и десятую часть ефы мелкой муки (в жертву хлебную), смешанной с четвертью гина битого елея, а для Жертвы возлияния четверть гина вина, для одного агнца;
41 другого агнца приноси вечером: с мучным даром (в жертву хлебную), подобным утреннему, и с такой же Жертвой возлияния приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу.
42 Это – всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; 43 там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею».
И дальше в книге Числа в гл.28 и гл.29 Святой дух подробно перечисляет все жертвы, которые Израильтяне должны были приносить при семи праздниках Иеговы. А в ст.39 в заключение затем читаем из книги Чис.29,39:
«Приносите это Господу в праздники ваши, сверх приносимых вами, по обету или по усердию, всесожжений ваших и хлебных приношений ваших, и Жертвы возлияний ваших и мирных жертв ваших».
Замечу ещё раз, что имя Господа Иисуса – Иегова, является Его именем откровения в Ветхом Завете.
На основании выше приведённых мест Писания мы видим, как высоко Господь Иисус и небесный Отец ценят «Жертву возлияния». Чтобы глубже понять сущность этой жертвы, приведу ещё то место из Писания, как герои Давида принесли по его просьбе воду из колодезя у ворот Вифлеема.
Читаю из 2Цар.23,16: «Тогда трое этих храбрых пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли и принесли Давиду. Но он не захотел пить её и вылил её в жертву возлияния Иегове».
Может кое-кто из вас при чтении этого места Писания подумал, что Давиду просто делать было нечего. Или, посылая этих героев с таким риском за этой водой, просто посмеялся над ними, потому что воду он не стал пить, а вылил её на землю?
Я думаю, что вы теперь лучше поймёте, почему Давид не стал пить воду, которую его герои, рискуя жизнью, принесли из Вифлеемского колодезя.
Давид родился в Вифлееме, и Господь Иисус родился в Вифлееме. Поэтому вода из живого источника, из колодезя у ворот Вифлеема, тоже прообразно указывает на Господа Иисуса. Поэтому Господь Иисус в лице Давида вылил воду из Вифлеемского колодезя на землю.
Это говорит о том, что Иисус принёс Себя небесному Отцу в «Жертву возлияния». Это говорит о том, что Господь Иисус, Которого мы прообразно видим в Давиде, в плоти с полной отдачей всей Своей сущностью посвятил Себя Своему Богу и Отцу в деле осуществления Божиего плана по спасению людей.
В воде из Вифлеемского колодезя, в этой живой воде мы прообразно видим «Жертву возлияния» Отцу в приятное благоухание! В том действии, что Давид – прообраз Иисуса – выливает живую воду на землю, мы прообразно видим тот факт, что Господь Иисус выливает Сам Себя на землю.
Потому что в живой воде мы тоже прообразно видим Господа Иисуса! Господь Иисус не просто согласился из любви к Отцу, а также из любви к Божиему творению – людям – принести Себя в Жертву за грехи всего мира, чтобы совершить за всех людей мира сего искупление.
Нет, нет! В подтверждение читаю из 1Тим.2,6: «предавший Себя для искупления всех».
Во всём Своём хождении в плоти среди людей, а в заключение через Свою мученическую смерть на Голгофском кресте, Иисус исполнил и показал нам глубину Своей отдачи заданию небесного Отца. Это мы символично видим в «Жертве возлияния».
После потопа Господь Иисус говорит Ною, как сообщает нам Слово Божие в книге Быт.9,12-15: «И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душёю живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой,
который между Мною и между вами, и между всякою душёю живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.