Наш Великий Первосвященник, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Наш Великий Первосвященник». Сегодня вторая часть. Привожу текст из книги пророка Осии гл.2,14-23: «Посему вот, и Я увлеку её, приведу её в пустыню, и буду говорить к сердцу её.
15 И дам ей оттуда виноградники её и долину Ахор, в преддверие надежды (в 1000-ленее Царство); и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. 16 И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня:
«муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали». 17 И удалю имена Ваалов от уст её, и не будут более вспоминаемы имена их. 18 И заключу в то время для них (Израильтян) союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле;
и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. 19 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. 20 И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.
21 И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, 22 и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. 23 И посею её для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»».
Поэтому не удивительно, что новые мессианские движения обновления начинаются именно в пустыне, как читаем в Евангелии от Мтф.24,26: Иисус говорит ученикам: «Итак, если скажут вам: «вот, Он (Иисус) в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаённых комнатах», — не верьте».
Оттуда Израильтяне ожидали своего Мессию, а вместе с Ним и большое изменение, установление Божиего господства.
Европейцы не находятся в пустынях дома, но не имеем ли мы наши современные пустыни? Пустынность и одиночество трудного водительства жизни, участки жажды в супружестве, в семье и в работе собрания;
Волны жары и холода на рабочем месте, каменистые и бесцветные пути веры, степи ошибочных решений и ошибочных шагов в нашей жизни веры. Но, тем не менее, каждая пустыня скрывает в себе какое-нибудь обетование.
В каком бы месте, в каком состоянии мы не были бы, но большое Божие «ДА» для нас всегда действительно: «Смотрите (Вот), Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне» (Ис.43,19).
Ст.21 «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою».
Содержание проповедей Иоанна Крестителя мы видим в «покаянии» – в изменении мышления, а этим самым и отказ от злого и обращение к Богу. Среди евреев и во времена Иоанна Крестителя существовали многочисленные и активные движения покаяния.
К таким относились Ессеи, которые в Дамаске организовали религиозно-политическую партию Израиля. Ессеи боролись во время Христа за очищение вероучения от фарисейского уклона, за освобождение Израиля от римского политического и экономического влияния.
Это объединение присвоило себе название «Союз обращения». За этим лозунгом находилось представление: «мы должны каяться, чтобы могло придти новое время спасения Бога, чтобы нам лучше жилось, и мы спаслись.
Насколько это понимание о покаянии является небиблейским, открыло «крещение покаяния» Иоанна, открыло как сектантское движение покаяния.
Но из практики проповедывания Иоанна Крестителя мы знаем, что он проповедывал обращение к Богу, потому что Царство Небесное приблизилось как написано в Евангелии от Мтф.3,2: «и говорит (Иоанн): покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Прообразно мы по этому поводу можем сказать: «открываю я утром на окнах занавески, чтобы солнце светило? Естественно нет! Я открываю утром на окнах занавески, потому что солнце светит». Иоанн Креститель понял, что пришествие Иисуса Христа следует сравнивать с наступлением нового дня.
С Иисусом взошло солнце праведности, как читаем у пророка Малахии гл.4,2: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные».
Отсюда следует, что нас приветствует Божия доброта и приветливость, Его яркий и тёплый свет, который уводит нас в дневной свет Божией любви. Если Господь Иисус так мило нас приветствует, тогда мы спокойно и уверенно можем открывать шторы на наших окнах.
Мы можем ликвидировать темноту в доме своей жизни. Это будет практически конкретно, если я откровенно признаю Господу Иисусу мои ошибки и грехи, если я приму Его прощение, и приму другое, правильное, в соответствии с Божией волей направление.
Правильное понимание библейского обращения представляет собой «преодоление через освещение Божией благодатью, которая нас исцеляет и охватывает своей корректурой, и пронизывает действительность нашей жизни, как читаем в Евангелии от Лк.15,20-24:
«Встал (младший сын) и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться».
Иоанн проповедывал «крещение покаяния для прощения грехов», поэтому бесчисленное количество людей, преисполненных тоской о Божием спасении, устремлялись в долину Иордана. Точное место, где Иоанн проводил крещение, сегодня невозможно установить.
Тот факт, что проповеди пророка Иоанна сопровождались знамениями, намного важней, чем географическое место, где именно Иоанн проводил в Иордане крещение. Израильтяне, готовые к покаянию, принимали от Иоанна крещение.
Насколько крещение Иоанна не является христианским крещением, так же ясно становится, что само это крещение не содержало в себе функцию спасения. С этим крещением неразделимо связаны проповеди покаяния и ясное признание грехов людей.
Этим самым крещение Иоанна достигло определённой границы. Оно является крещением покаяния, которое целиком и полностью стоит на служении подготовки людей к пришествию Господа Иисуса. Жизнь и действие Иоанна нацелены на центр спасения, на единственного в Своём роде, Который крестил духом – Иисуса Христа.
Конечно, уже в Ветхом Завете Бог отвечал на покаяния людей настоящим прощением, как читаем о Давиде в Пс.31,5: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего». (Давид был уверен в этом!).
Пс.102,2-3: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои».
Но «крещение покаяния» Иоанна было только платой задатка по отношению к окончательной или полной плате, которую мы находим в искупительном деле нашего Господа Иисуса Христа, о котором читаем в 1Пет.1,18-19: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца».
Но в истории человечества пришёл, наконец, тот момент, когда Мессия в плоти пришёл к нам на землю, поэтому с этого момента Святой Дух приглашает людей всего мира, чтобы они приготовились ко встрече с Ним, как читаем в Евангелии от Мрк.1,5:
«И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои».
Позднее для всех людей, которые отказываются, оставляют свою извращённую старую жизнь, и обращаются к Иисусу Христу, будет очень важно, чтобы принять крещение во имя Господа Иисуса. Об этом читаем в книге Д.Ап.2,38:
«Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».
Для нас, всех детей Божиих сегодня, действительным является задание, которое воскресший Господь Иисус Сам дал Своим ученикам, а, следовательно, и нам, как читаем в Евангелии от Мтф.28,18-20: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Аминь.
Как бы не отличались сегодня различные мнения в отношении крещения, но решающим является личная позиция сердца и послушание Иисусу Христу. Читаю из Д.Ап.8,36-38: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал:
вот вода; что препятствует мне креститься? 37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. 38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его».
- 4. Господь Иисус с самого начала готов нести на Себе грехи мира сего и заплатить за них ценой Своей жизни.
То, что происходит под «кафедрой» и «бассейном для крещения» у Иоанна Крестителя среди готовых к покаянию грешников, захватывает у нас дыхание. Торжественное вступление к этому событию гласит: «И было в те дни…». Это указывает на особое событие.
Провозглашённый в ст.9 из гл.1, Господь, Который обладает большей силой, чем Иоанн, и Который должен крестить Святым Духом, приходит к Иоанну Крестителю в пустыню. Но признаки провозглашённого, прежде всего очень странны:
Он представлен здесь просто как Иисус, как читаем в Евангелии от Мрк.1,9-11: «И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
В те времена имя Иисус было модным именем. В еврейских семьях очень часто можно было встретить это имя. Город, в котором проживал Иисус, назывался Назарет. Хотя это название и было красивым, но оно не имело никакого значения.
Читаю из Евангелия от Ин.1,46: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?».
Такое мнение о Назарете было среди Израильтян, можно сказать, всеобщим. В Ветхом Завете Назарет даже не упоминается, поэтому для его описания этот населённый пункт нуждается в помощи для ориентировки: «из Назарета (с добавкой) Галилейского».
Выражение «Галилея» является еврейской сокращённой формой, и означает: «область или территория язычников». Эта территория, была заселена очень пёстрой смесью различных народов, где постоянно имели место бесконечные социальные, политические и религиозные волнения.
С точки зрения жителей Иерусалима Галилеяне считались евреями более низкого ранга. Короче говоря, их рассматривали как язычников. Набожные евреи не ожидали из Галилеи ни пророка, ни Мессии, как читаем в Евангелии от Ин.7,41: «Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придёт?».
Но из этой местности, тем не менее, пришёл Иисус вместе с потоком паломников к Иоанну у Иордана. Как и всякий господин включился вечный Господь в движение покаяния. Как кратко сообщает обо всём евангелист Марк, так компактно выглядит действительность:
«Иисус, единственный Человек, Который во всём соответствует Божией воле, подключился к тем готовым к покаянию грешникам. В том факте, что Иисус заходит в воду Иордана, Он отдаёт Богу Своё ясное согласие в том, что Он готов, чтобы Бог сделал Его для нас грехом,
«чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2Кор.5,21). Так безоговорочно Он нас любит, что с самого начала Он готов вступить на крутой, трудный путь для нашего спасения, как читаем в Евангелии от Лук.22,41-45: «И Сам отошёл от них на вержение камня,
и, преклонив колени, молился, 42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. 43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. 45 Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали»,
А также в послании Рим.8,3: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
Полное единодушие Иисуса с Божией волей находит высшее подтверждение, как мы это видим в Евангелии от Мрк.1,10: «И когда (Иисус) выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него».
Но этот небесный, космический собор, как и земля, не имеет вечного существования, как читаем во 2Пет.3,10-12: «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все (греховные) дела на ней сгорят.
11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и ускоряющим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?».
Ибо всё заражённое на земле грехом обречено и осуждено на истребление. Но Бог желает спасти всех погибших грешников от окончательной погибели. Он записал нас, всех детей Божиих, кандидатами в Своё вечное небо, в Своё неприкосновенное и непревзойдённое и славное место жительства.
Насколько серьёзно Бог считается с нашим спасением, мы можем видеть на Его Сыне, Иисусе Христе. Он оставил на небесах славу Отца, чтобы навеки перенести нас из раздвоенного состояния на земле к Себе домой в нашу вечную Родину.
Об этом мы читаем в Евангелии от Ин.14,2-3: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. 3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
Разверзшееся над Иисусом небо напоминает нам о призвании Иезекииля в пророка, когда он видел славу Господа Иисуса (Иез.1,1..), и о призвании апостола Петра, в отношении которого мы тоже читаем о открытом небе (Д.Ап.10,11..).
И если над Иисусом разверзлось небо, то в этом мы видим Его призвание к открытому служению, как Божиего Посланника, как Мессии.
С этого события начинается радостная весть: громкий крик тоски израненного Божиего народа, не заглох вдали от Бога, но проник в Его уши, приник в Его сердце, как читаем у пророка Ис.63,19:
«Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твоё».
А теперь, когда Иисус выходит из Иордана, пришло то время, когда Бог Сам ломает преграду, разрывает небеса и посылает Своего Духа, как дальше читаем в Евангелии от Мрк.1,10: «И когда (Иисус) выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него».
Сошествие на Иисуса с небес Духа, подтверждает тот факт, что Отец посылает Сына на запланированное, величайшее и ответственейшее задание в плоти на землю, и заканчивает состояние отсутствия Духа у Божиего народа Израиля, как читаем у пророка Ис.63,9-10:
«Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. 10 Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них».
Этим самым исполняется, наконец, данное Богом Израилю пророчество, и этим сошествием Духа Бог готовит также Мессию Израиля для Его трудного задания. Он помазал Его на служение, как читаем в книге пророка Ис.63,1-3:
«Кто это идёт от Едома, в червлёных ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». 2 Отчего же одеяние Твоё красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?
3 «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё».
Бог готовит Своего Сына к тому, чтобы Он прощал народу его грехи, как написано в книге пророка Ис.43,24-25: «Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня;
но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. 25 Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну».
Бог готовит Своего Сына также к тому сражению на Голгофском кресте, чтобы Он победил там сатану, как читаем в книге Д.Ап.10,37-38: «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.