Праведник верою жить будет — часть первая.
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей!
Продолжаем рассмотрение темы «Праведный верою жив будет». Сегодня вторая, заключительная часть.
Проще будет сказать: многие люди стремятся без обращения ко Христу и рождения свыше, без предварительного умирания со Христом войти в отношение жизни веры.
На основании Божией благодати мы могли в нашем собрании при последнем богослужении быть свидетелями, как одна женщина передала свою жизнь Господу Иисусу. Это всегда является мощным событием. Эта женщина была убеждена в своём спасении, когда она совершила молитву покаяния.
Но самым странным при её молитве было то, что она очень мощно молилась. В таких случаях приходится иногда удивляться. Только Иисуса, должен я заметить, она не имела в своём сердце. Поэтому в таких случаях приходится удивляться. Но она могла хорошо молиться. Как это, собственно, случается? Я и сам иногда не могу в этом толком разобраться. Она молилась к Богу, славила Бога за славное дело Господа Иисуса на Голгофском кресте, но сама не имела к этому никакой жизненной связи.
Однако, мы оставим это событие. Решающим является то, что мы должны прежде всего придти ко Христу, чтобы с Ним умереть.
Таким образом мы теперь рассмотрим с вами эти три места в Новом Завете, в которых встречается это выражение: «праведный верою жив будет». При этом мы откроем в этих местах Писания удивительные вещи, ибо эти три места Писания не случайно находятся в Слове Божием и, тем более, не случаен тот факт, в отношении сообщений, как они написаны. Этот вопрос должен нас сегодня немного занимать.
1.Прежде всего обратимся ещё раз к Рим.1,17. В этом стихе, как и выше мы видели, мы находим это выражение: «праведный верою жив будет». В этом стихе, в Рим.1,17 ударение находится на слове: «праведный». Мы сейчас увидим, почему.
В следующем, ст.18 речь идёт о сопоставлении Божиего гнева по отношению к безбожнику и неправедному. Автор этого Послания Римлянам, апостол Павел, говорит здесь об откровении Божией праведности через Евангелие, на основании чего праведный по вере будет жить. Что спасение стало вообще возможным только через Евангелие Иисуса Христа. И это выразительно соответствует Божией праведности. Заметим себе, что Бог подарил нам Евангелие через апостола Павла и, что это соответствует Божией праведности. Об этом мы читаем во:
2Кор.11,7 «Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно (безвозмездно) проповедывал вам Евангелие Божие?», а также
Д.Ап.20,24 «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще моё и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией».
Меня постоянно верующие спрашивают о том, что будет с местными жителями в отдалённых странах Африки, Азии, южной Америки и другие, которые никогда не слышали о Христе? Одна сестра в Господе, которая недавно обратилась ко мне, имеет нужду в собственном собрании по той причине, что проповедники имеют слабые познания в Слове Божием. Там один проповедник сказал: Бог является любящим Богом, поэтому этот Бог встретит его (который обратился ко мне) ещё по ту сторону в Своей любви, ибо кто может утверждать, что любовь Бога ограничена.
Конечно, любовь Бога не ограничена, но горизонт некоторых проповедников довольно значительно ограничен. И об этом мы должны откровенно сказать. Многие из них не спасены, потому что собственная праведность, то есть смоковные листья являются для Бога ужасом. Бог убрал также у Адама и Евы эти смоковные листья, этот самообман.
Согласно ст.18 Божий гнев находится на неправедных, так как согласно ст.19: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им это». А в ст.20 дальше читаем:
Ст.20 «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, (уже) от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны», нет им оправдания.
Почему сегодня пытаются оправдать людей в отношении их погибели, если Библия так ясно об этом говорит? Я только хотел бы знать, почему? Это не является Божиим заданием, чтобы они так говорили. Эти горе проповедники пытаются вопреки высказыванию Библии, вытащить людей из вины погибели, мотивируя тем, что эти люди ничего не слышали о Христе.
В Пс.13,2-3 Писание совершенно ясно и однозначно говорит:
Пс.13,2-3 «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».
Это значит, что нет ни одного праведного!
По природе все люди являются неправедными и совершенно погибшими. Единственную возможность спасения мы получили в подарок от Бога сегодня во время благодати через Иисуса. Этот подарок мы должны принимать через веру. Но если наши сердца слишком высокомерны, слишком горды, тогда мы не имеем извинения. Если Бог отдал народы (Ис.43,3-4), чтобы они больше не слышали Евангелие, то это является судом праведного Бога, тогда эти народы должны Бога видеть в творении и искать Его, но это они не делают, как читаем в:
Рим.1,20 «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны», то есть не имеют оправдания!
Уже во время беззакония Божия праведность производила, можно сказать, порождала праведных. В этом мы видим дело Господа Иисуса. Именно в это время, в этой эпохе мы находим проповедника праведности. Это – был Ной. Так называет его Писание в:
Быт.6,9 «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом».
Евр.11,7 «Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, движимый страхом (благоговея) приготовил ковчег для спасения дома своего; ею (верою) осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере».
В отношении неправедности грехопадения противостояла праведность Бога, чтобы снова создать праведных людей. Во время потопа таких праведных было только восемь душ. Действие Бога на сердцах людей не могло в то время достичь большего. Настолько безбожными, удалённым от Бога, в таком глубоком отпадении от Бога были люди во дни до потопа. Я думаю, что вы знаете о том, что в Мтф.24 Господь Иисус снова говорит о событии, в котором будет, как во дни Ноя. Обращаю ваше внимание на этот отрезок из:
Мтф.24,32-39 «От смоковницы (прообраз Израильского государства, которое восстановлено в 1948 году) возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето (устройство 1000-ленего мирного Царства); 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях (это Царство). 34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей (евреи, которые родятся во время восстановления Израильского государства), как всё сие будет; 35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (но и Иисус тоже); 37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого».
Но то, что мы находим в:
Рим.1,17 «…праведный верою жив будет», является противодействием против греха и неверия. Это был пункт 1.
2.Переходим ко второму пункту, к:
Гал.3,11 «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет».
В этом месте Писания ударение стоит на слове «вера». В этих трёх местах Нового Завета: Рим.1,17; Гал.3,11 и Евр.10,35-38 мы находим определённую хронологию в отношении данной Богом спасительной веры через намерение спасения. Ударение ставится на веру, потому что в этом месте отсутствуе частица «но». Ибо здесь речь идёт не в первую очередь о «праведном», что следовало снова праведных сотворить, но о вере, как о таковой, после того, как Бог дал возможность «оправдания».
Поэтому не удивительно, если два стиха до этого, то есть в ст.9 Святой Дух сообщает нам о Аврааме, отце веры. В этом месте Писания, в Гал.3,11 особенно противопоставлены закон и вера. Именно на примере отца веры Писание нас учит, что не дела закона, но только вера служит для оправдания. Это такое дело, которое каждое дитя Божие должно хотя бы немного знать!
Здесь мы могли бы спросить: как выглядело во время закона практическое осуществление того, что: «…праведный верою жив будет». Как это тогда в действительности выглядело? И даже тогда, если время закона характерно совершением дел, и «оправдание» через дела уже тогда существовало, то в законе, тем не менее, не было спасения и жизни, как говорит Писание. В законе нет спасения! Закон не смог нас связать с вечностью, потому что никто не мог исполнить закон, никто не был в этом состоянии. Только Господь Иисус, Который дал Своему народу Израилю закон, мог Сам исполнить этот закон, как читаем в:
Гал.4,4-5 «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных (кому этот закон был дан), дабы нам получить усыновление».
Поэтому сила закона в отношении «оправдания» не пришла к действию. Это значит, в отношении жизни в плоти это действие закона проявилось частично. Ибо, кто во время закона соблюдал закон, тот мог свою земную жизнь продлить, в соответствии с высказыванием Слова Божиего. Это мы можем понять из:
Гал.3,11-12 «…праведный верою жив будет. 12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им», то есть тот продлит свою земную жизнь.
Но, кто, придя из времени закона, вошёл в жизнь вечную, тот мог это сделать только через веру. А именно так, как это сделал Авраам, как об этом сказано в:
Гал.3,6 «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность».
Таким же образом Бог признавал, а вернее, присуждал ветхозаветникам их праведное исполнение закона. Это значит, кто с законом обращался безалаберно, неряшливо, тот в вечности не будет найден, потому что кровь животных не связывала ветхозаветника с вечностью, а только совершенная Жертва Иисуса Христа на Голгофском кресте, то есть позже, при распятии Иисуса Христа. Поэтому и грехи Израильского народа в отношении вечности, прощены только через кровь Иисуса. На основании этого факта эти Израильтяне равным образом, как и Авраам, вошли через веру в обетование жизни вечной. Конечно, это зависело от того, как ветхозаветник относился к закону, кто из них связывал своё отношение к закону с верой, относился к закону в правильном послушании. Тот и будет вечно жить через эту веру! Кто из Израильтян таким образом ходил, тот в глазах Бога был праведным! Такой Израильтянин мог, как праведный, жить через веру.
3.Переходим к третьему месту Писания, к Евр.10,38.
Это место, Евр.10,38 находится под таким ударением, во всяком случае, больше в таком понимании, которое можно таким образом сформулировать: «из веры жить». Почему? Это мы сейчас увидим. В ст.37 мы читаем о грядущем Господе Иисусе. Это наш Господь Иисус, Который не умедлит:
Евр.10,37 «ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит».
Во время отпадения Святой Дух обращает наш взор вверх. Куда? На пришествие нашего Господа Иисуса и Спасителя, Которого мы имеем право ожидать, можем и должны ожидать. Это место, Евр.10,37-38 без сомнения выражает время благодати, ибо заключение времени благодати завершится пришествием Господа Иисуса за Своей Церковью. В Его пришествии с Ним находится и наша часть, быть вечно с Ним в Его славе. Это – наша часть, часть тех, которые в вере, с покаянием в своих грехах пришли к Иисусу Христу, получили прощение своих грехов и жизнь вечную. Мы можем круглосуточно, на протяжении 24 часов подряд этому радоваться. Но мы по той причине так мало радуемся нашему вечному спасению во Христе, потому что так мало знаем в Слове Божием, что означает: вечно, как погибший, Богом отвергнутый, быть от Него удалённым. Поэтому вечное спасение так мало поставлено перед нашими душами. Так мало мы живём в этом сознании, Кем Христос для нас в действительности является, и ещё будет являться. Жизнь вечная в нашем владении будет открыта через оправдание по вере. Такой праведный будет жить по вере из прошедшей земной жизни. В Евангелии и Посланиях Иоанна жизнь вечная подарена нам, как современная часть. А Послания Павла и Послание Евреям рассматривают этот факт как будущее в славе.
Эти два предложения каждый из нас должен себе заметить и помнить. Если мы это предложение не знаем, то мы многое не сумеем охватить в драгоценном Слове Божием.
Даже если мы сегодня из-за начавшегося отпадения видим вокруг нас только влажно-холодный туман греха, то тем не менее, мы имеем живую надежду, которая открыта нам во Христе. Это такая надежда, которая не постыжает, потому эта надежда есть надежда на скорое пришествие Господа Иисуса за Своей Церковью. В вере и в ожидании мы смотрим в духе на небеса, чтобы увидеть свет Его славы. Скоро наступит это мгновение, тогда мы будем Его видеть, какой Он есть, как читаем в:
1Ин.3,2 «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
Тогда печаль и все боли исчезнут, ибо «праведный верою жив будет». Как мы тогда будем радоваться, что в нашей земной жизни мы поверили, что приняли праведность живого Бога!
Эти три рассмотренные новозаветные места Писания с одними и теми же словами содержат в себе хронологическое сообщение в отношении беззаконного времени – Рим.1,17; в отношении времени закона – Гал.3,11 и в отношении времени благодати – Евр.10,38 в совершенно различных взаимосвязях и глубокими поучениями.
Что сегодня в этой проповеди следовало сказать, есть то, что мы спасены Божией благодатью по вере, и всё это есть подарок от Бога; и что мы приняли Господа Иисуса в наши сердца. Поэтому мы бесконечно радуемся и благодарны нашему Господу Иисусу и нашему небесному Отцу, что мы можем верить:
Еф.2,8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».