Истребляют произведения земли — часть первая.
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Откроем с вами Ветхий Завет, обратимся к книге Судей и прочитаем в гл.6,4: «и стоят у них шатрами (Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока), и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла».
Из этого места Писания мы возьмём для нашего главного текста только первую часть этого стиха: «Истребляют произведения земли».
В самом начале нашей проповеди обращаю ваше внимание на тот факт, что эти враги Израиля забирали у Израильтян не только зерновой плод, как мы это видим в «произведениях земли», но и домашних животных! Это сообщение Слова Божиего ведёт нас во времена судей. Я уверен, что время Судей представляет злейшее время Израиля вообще. Судьёй того отрезка времени, который мы будем рассматривать, был Гедеон.
В пределах рассматриваемого нами времени Святой Дух сообщает нам эту трагическую историю, которая господствовала в Израиле сорок лет. Напоминаю вам о том, что Всемогущий Бог в течении 40 лет вёл Свой народ Израиль по пустыне, пока Он привёл его в обетованную землю Ханаана.
Причина такого длительного хождения в 40 лет, длительностью полового возраста, скрыта в постоянном непослушании Израиля Богу. Это непослушание является причиной тех 40 лет постоянного противоречия, в постоянном неверии Израильского народа. Наконец, по прошествии четырёх десятков лет Израильтяне с радостью и ликованием вошли в обетованную землю, в которой, как Бог обещал в книге Исх.3,7-8:
«И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд…».
Этот отрезок большого и могущественного задания пришёл к своему концу, хотя хроника прошедших 40 лет и представляет собой ничего другого как могучий позор неверия. Хроника сорокалетнего странствования Израиля в пустыне является позором. Это мы должны откровенно признать, что хроника сорокалетнего странствования Израиля в пустыне является позором, как для Бога, так и для всех людей, потому что эти 40 лет странствования по пустыне открыли, что находится в человеке.
Время непостоянства, время беспокойства и тревоги по пустыне, прошло. Теперь Израильтяне могли единому Богу, Который провёл их по пустыне, по-настоящему служить, потому что Божий народ Израиль вошёл в обещанный Богом покой, в обещанную Богом землю. Внешний порядок был одновременно предпосылкой, чтобы Богу служить на основании закона, как заповеди всё это в частности требуют. Препятствий, как при хождении в пустыне, больше не было.
Богу можно было служить беспрепятственно, если имелось в наличии послушание. Путь, чтобы только Господу Иисусу следовать, и в этом получить обетованные благословения, был для них дан, был для них открыт. Для испытания Израильтян в этом вопросе Господь Иисус представил им перед в входом в обетованную землю Ханаана, как проклятие, так и благословение.
Как читаем во Втор.27,10-13: «итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня. 11 И заповедал Моисей народу в день тот, говоря: 12 сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; 13 а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим».
Что именно Господь Иисус определил для Израиля благословением и что Он определил проклятием, вы можете прочитать во Втор.27 и 28. Из всех пунктов проклятия приведу только один пункт, который касается нашей сегодняшней темы. Втор.28,15: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя».
Один пункт из этих проклятий мы находим во Втор.28,33: «Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни».
Всё это Израильтяне пережили в присутствии великого Божиего мужа, Моисея, который увещевал их в том, чтобы они следовали Господу Иисусу в полном послушании. Многие толкователи Библии считают, что Моисея Господь Иисус не пустил в обетованную землю на основании непослушания Господу, как читаем в книге Чис.20,8-12:
«Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведёшь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. 9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. 10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. 12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введёте вы народа сего в землю, которую Я даю ему».
Конечно, в этом тексте ясно написано о повелении Господа Иисуса: «и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду». Но Моисей, которому этот непокорный народ, его ропот и непослушание надоели: «поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды (вместо того, чтобы говорить скале), и потекло много воды».
Всё это верно, дорогие братья и сёстры, потому что это написано в Слове Божием. Но мы ни в коем случае не должны упускать из виду, что в лице Моисея, в лице этого великого Божиего мужа, мы имеем прообраз Господа Иисуса, Который хотел ввести Свой народ Израиль в обетованную землю Ханаана. В этой истории мы это видим символично, а в Новом Завете Господь Иисус собственной персоной в плоти пришёл с этой целью к Израилю, как читаем в Ин.1,10-11:
«В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришёл к своим (к евреям), и свои Его не приняли». Иисус в плоти пришёл к Своему народу Израилю, чтобы ввести его в обетованную землю, чтобы устроить им в обетованной земле 1000-летнее мирное Царство! Но к великому сожалению Израиль «и мир Его не познал», поэтому «и свои Его не приняли» своим Мессией.
Господь Иисус хотел при Своём пришествии в плоти устроить Своему народу Израилю обетованное 1000-летнее мирное Царство и быть там его Царём. И если бы Израиль принял Иисуса своим Мессией при Его пришествии в плоти, то он вошёл бы вместе со своим Царём в обетованную землю Ханаана на 1000 мирных лет.
Тогда и Моисей, прообраз Господа Иисуса, в своё время вошёл бы с Израилем в обетованную землю Ханаана! По-настоящему исполнится обетование Господа Иисуса в отношении Израиля согласно сообщения пророка Иез.37,21-25. (прошу это место Писания прочесть) В заключение этой истории мы можем, конечно, сказать: «по причине непослушания Израиля Господь Иисус не разрешил его водителю, Моисею, войти вместе с Израилем в страстно желанную обетованную землю.
Итак, этот ответственный заключительный шаг, входа Израиля в обетованную землю Ханаана, Господь Иисус поручил Иисусу Навину. Теперь Израиль живёт в обетованной земле. На протяжении десятилетий Израильтяне исполняли закон и при этом любили другие вещи. Так они проводили время в земле, в которой текло молоко и мёд. Но они всё больше и больше воплощались с этим миром и забывали служить живому Богу.
Об Этом живом Боге, Который вывел их из рабства Египта, они хотя ещё и вспоминали, но Он не был больше предметом номер один. Он больше не наполнял их сердца. Уже совсем немногие верно держались за Господа Иисуса. Да, верность это такое дело, в отношении которой большинство детей Божиих и сегодня терпят провал. И дети Божии являются неверными, как и Израильтяне. Это я должен вам откровенно сказать, потому что об этом говорит Слово Божие через Господа Иисуса.
О Нём Святой Дух говорит в отношении верности во 2Тим.2,13: «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». Как видите, неверность остаётся на нашей стороне: «если мы неверны». Это говорит о том, что сохраняется возможность быть с нашей стороны неверными, потому что «Он пребывает верен», или «остаётся» верным.
Есть такие верующие, которые в отношении своей неверности перед Богом и людьмм что-то о себе воображают. На этом примере мы видим, что может сделать враг из своих качеств. Очень немногие из Израильтян верно держались за Господа Иисуса, Который вывел их из рабства Египта. Поэтому Богу ничего другого не оставалось, как предпринять в отношении Израиля наказание и суд.
Враги приходили в их владения и хозяйничали там, как у себя дома. Поэтому время покоя и мира для Израильтян кончилось. Бог Израилев с целью воспитания поставил Свой народ под жёстокую руку Мадианитян. Но почему-то именно этот народ, который является прообразом мира сего, Бог избрал как орудие воспитания Израиля. Поскольку Израиль так хорошо воплотился с этим миром, то Бог поступил согласно новозаветного слова.
Гал.6,7-8: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: 8 сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную». Израильтян, Свой народ, который воплотился с миром сим, Господь Иисус поставил под власть Мадианитян, в которых мы прообразно видим этот мир. Из-за неверности Израиля Бог поставил его под власть этих язычников.
То, чего они желали, тому они и служили. Им Бог дал желание их сердец. Господь Иисус привёл Свой народ Израиль в землю, в которой текли молоко и мёд, в страну всей полноты и благословений. Пророк Иезекииль говорит об этой земле в Иез.20,6-17: в тот день, подняв руку Мою, Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель,
7 и сказал им: отвергните каждый мерзости от очей ваших и не оскверняйте себя идолами Египетскими: Я Господь Бог ваш.
8 Но они возмутились против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских. И Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской. 9 Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской.
10 И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, 11 и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них; 12 дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их. 13 Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне:
по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их. 14 Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, в глазах которых Я вывел их.
15 Даже Я, подняв руку Мою против них в пустыне, [поклялся], что не введу их в землю, которую Я назначил, — текущую молоком и медом, красу всех земель, —
16 за то, что они отвергли постановления Мои, и не поступали по заповедям Моим, и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их. 17 Но око Моё пожалело погубить их; и Я не истребил их в пустыне».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.