Закон, вера и благодать — часть вторая.
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Закон, вера и благодать». Сегодня вторая часть.
Быт.17,10-11 «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; 11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами».
- Завет Бога был обновлён с Исааком и Иаковом, а затем с Израильским народом после его освобождения из Египетского рабства. Обращаю ваше внимание на тот факт, что «завет» не является «договором».
Знамением договора, как правило, является взаимное обязательство совершать определённую работу. Следовательно, речь идёт о работе и ответной услуге. Хотя и существует исключение, при которой только одна сторона совершает определённую работу.
Но нормой является всё же «работа и ответная услуга». С одним заветом дело обстоит иначе. При этом одна сторона может себя обязывать к одному достижению, или к одному поведению, а партнер обязан только не выступать против духа завета.
Израиль являлся народом завета Бога и тогда при выходе из Египта. В этом завете Бог обязывался помогать Своему народу. После выхода из Египта Бог освободил, избавил Израиль в Красном море от своих врагов, которые все в этом море утонули.
Затем Бог был обеспечивающим Израиля в пустыне. Кроме хорошего поведения по отношению к Богу, Израильский народ больше ни в чём не был обязан. Израильтяне должны были оказывать Богу только почтение и Ему молиться.
От случая к случаю им сообщали, что они должны были дальше делать. Но если Бог испытывал их, в том, что не всегда им всё давал, чего они хотели и в чём нуждались.
То они вновь и вновь разочаровывали Бога своим нетерпением и посредством своих протестов. Они приписывали Моисею, а также, косвенным образом, Богу, что Он вывел их из Египта только для того, чтобы они умерли от голода и жажды.
Они бредили даже о мясе в горшках, как будто бы имели там лучшее время своей жизни. Мы постоянно должны помнить о том: если Бог испытывает нас людей, то Он делает это не с той целью, чтобы нас познать, но чтобы мы сами себя познали, или чтобы лучше познали.
Бог познал нас уже до основания мира согласно Рим.8,29-30. Во всяком случае, на основании своего нетерпения, и своих жалоб Израиль не справился с доверием Бога. Но, в конечном счёте, они всегда получали то, в чём они нуждались.
Бог постоянно придерживался к Своему завету, который Он заключил со Своим народом Израилем. Через три месяца после выхода из Египта Израиль пришёл к горе Синай. Что там произошло, вы можете прочитать в книге Исх.19 и в последующих главах.
Бог обновляет Свой завет с Израилем и передал ему через Моисея, как читаем в книге Исх.19,5-6:
«если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты (Моисей) скажешь сынам Израилевым».
В этом сообщении мы видим божественное свидетельство любви, благословенную программу для Израиля, если бы они стали Богу доверять и Его слушать. В это время ещё не было принуждения по закону. Они должны были слушать голос Бога и соблюдать Его завет!
И ничего больше! Слушать голос Бога означает: обратить своё сердце к Богу и всё от Него ожидать. Соблюдать завет Бога означает: быть привязанным к Богу и быть Ему верным! Как ответ, возможно, что они могли бы теоретически сказать:
«мы благодарим Тебя, дорогой Господь, что Ты имеешь с нами такие планы! Мы чувствуем себя уважаемыми Тобой, и просим Тебя, чтобы Ты сделал нас верными и благодатью нас вознаградил, чтобы мы могли достичь эту высокую цель».
Они могли признать Богу свою абсолютную зависимость от Него и полностью передать Ему свою жизнь. Но вместо этого в полном самодоверии и в собственной переоценке: «…весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним» (Исх.19,8).
В соответствии с заветом Израиль имел обещания и обетование Бога и от случая к случаю должны были подчиняться указаниям Бога. Но у горы Синай Израиль так отреагировал, как будто бы они являлись партнерами Божиего «договора»: «И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним».
Это выглядит так, как будто бы они хотели сказать: «это же мелочь! Мы это сделаем! Это будет нашим достижением, нашим трудом, в отношении которого мы обязуемся его исполнять. В ответ за это Господь обязан дать нам благодать и исполнение Своих обетований».
Хотя вслух они этого не сказали, не так сформулировали, но таким было их мышление. Это – типичный договор на основании взаимности, на основании взаимной обязанности. Я со своей стороны совершу одно дело, а ты с другой стороны выполнишь ответную услугу.
И фарисеи таким образом понимали свои исполнения в отношении закона. С их стороны это была надменность и личной переоценкой. При таком договоре на основании совершения взаимных обязанностей, нет места для благодати.
Речь идёт о заработке, но не о благодати и милосердии. Либо договор будет исполнен, или принятая неустойка подлежит уплате. Центр тяжести переместился от Бога на народ, поэтому из дарующего Бога получился требующий Бог. Поэтому своё положение, как народ, они не улучшили, но ухудшили.
Из получателя благодати и милосердия, они стали партнерами договора. Неустойка согласно договора на случай невыполнения, или плохого выполнения договорных обязательств была установлена. По-видимому, из своих многократных непослушаний и невыполнения этих обязательств во время хождения в пустыне они ничему не научились.
Но они также ещё не поняли сущность их Бога с Его терпением их нести и с Его заботой, Его готовностью прощать и Его любовью. Моисей донёс ответ народа из Исх.19,8 «всё, что сказал Господь, исполним» Господу.
На основании этого ответа народа, Бог дал Израилю закон!!
Я не знаю, и в Библии ничего об этом не сказано, хотел ли Бог с самого начала дать Израилю закон, или Он дал Израилю закон в ответ на реакцию Его слов в отношении их самопереоценки.
Тогда через своё поведение Израиль спровоцировал тот факт, что Бог дал ему закон. Как будто бы Бог хотел сказать: «если это так, что вы хотите всё сделать, что Я скажу, тогда Я вам покажу, как далеко вы в таком случае пойдёте. Вы скоро познаете ваши границы.
Вы обязуетесь к такому выполнению, которое вы ни в коем случае не можете выполнить. То, в чём вы нуждаетесь, невыполнимо согласно договора, а возможно получить только на основании благодати».
Так выглядело намерение Бога, чтобы посредством закона привести народ к познанию самих себя. Закон не был Богом придуман и предназначен для того, чтобы его сделать путём, или средством оправдания и привести через него человека к жизни, потому что Бог знал, что ни один грешный человек не может исполнить закон.
Скорее всего, Бог хотел сразу дать людям благодать. На каком основании мы можем так думать? Вернёмся для этого ещё раз к завету Бога с Ноем.
Согласно этого завета Бог дал Свою радугу, можем сказать, Своего Сына, о Котором символично читаем о радуге в книге Быт.9,13: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю».
Ст.16 «И будет радуга в облаке, и Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душёю живою во всякой плоти, которая на земле».
А поскольку радуга является сильным прообразом Господа Иисуса, то это значит, что согласно Своего вечного завета Бог хочет людям дать Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы через Него дать людям благодать!
Поэтому уже в этот начальный период истории человечества Бог обращает такое серьёзное внимание на радугу. Благодать и вера как «после, так и до» ещё всегда были путём к миру с Богом!
Закон должен был Израилю и вообще всем людям всего лишь показать своё бессилие, ибо между Израилем и язычниками нет разницы. Поведение Израиля было таким же, как и поведение в общем всех людей в их воле самоутверждения по отношению к Богу.
Мы все хотим стоять на собственных ногах, и лучше заслужить благодать, чем получить её в подарок от Бога. Это очень огорчает Бога, ибо Он любит присутствовать для нас, и для радости, которую Он нам дарит, чтобы мы Его прославляли.
Следовательно, закон, можно сказать, предназначен для тех людей, которые хотят благодать себе заработать, вместо того, чтобы Богу позволить подарить им эту благодать. Я думаю, что это является главной функцией закона.
Закон имел кроме этого ещё и другие задачи. К примеру, отделить Израиль от всех других народов. Но это могло произойти только через завет без закона. Собственно, как для Израиля, так и для нас язычников, закон должен быть сокрушающим.
Если мы хотим быть честными, то должны согласиться, что не можем даже первую заповедь исполнить в духе.
Да и другие заповеди мы не можем исполнить согласно толкования Господа Иисуса в Его нагорной проповеди. Уже первая заповедь требует отказаться от собственной воли и объявления человека банкротом. Во всяком случае, если мы к этому серьёзно подходим.
На основании того, что закон предусматривает наказание, то он и Бога связывает, потому что на основании закона Он должен за грехи наказывать. Таким образом, Бог и Себя поставил под закон.
И только через устремление взгляда на искупительное дело Иисуса, как мы это читаем о радуге Бога, Бог может проявлять благодать. Закон имеет что-то рабское, а Библия, особенно через апостола Павла, говорит однозначно в Евр.7,19:
«ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
Апостол Павел сравнивает закон с детоводителем, водителем для маленьких несовершеннолетних детей, которые ещё духовно незрелы и не знают, что они делают, и что должны делать.
Дети, которые из упрямства топают ногами, если не исполняют их волю, которые показывают свой язык за спиной своим воспитателям. Мы все это знаем. Эти дети нуждаются в детоводителе, как читаем в послании Гал.3,24:
«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою».
В древности таким детоводителем был обычно образованный раб, которому доверяли детей для воспитания до тех пор, пока они становились достаточно взрослыми, чтобы для своих родителей быть сыновьями и дочерями.
И мы ведём себя по отношению к Богу как упрямые, не удавшиеся, дерзкие дети. И так до тех пор, пока мы не покаемся перед Господом Иисусом и примем Его в наши сердца.
Итак, целью закона является самопознание и освобождение людей для сыновства после успешного приготовления и достигшей зрелости. Библия показывает нам, что закон не является самоцелью и не ведёт человека ко спасению. Во всяком случае, не непосредственно.
Но это она нам говорит только после совершения искупительного дела Господа Иисуса. Для выполнения этого задания Бог выбрал Себе апостола Павла, который был усердствующим фарисеем в отношении закона.
Бог открывал Павлу тайны, которые до этого были неизвестными, как людям, так и ангелам. Поэтому Павел мог познать, что Христос является концом закона. Христос является целью!
Во Христе мы не нуждаемся в договоре с Богом, в договоре, который мы так или иначе не можем исполнять. Привожу некоторые важнейшие высказывания Павла в отношении закона:
«ибо законом познаётся грех» (Рим.3,20). «грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим.7,13). «Жало же смерти — грех; а сила греха – закон» 1Кор.15,56). «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере» (Гал.3,23).
Я не знаю другого народа, который на протяжении многих столетий не имел своей страны, своей столицы, и даже не имел общего языка, и при этом не утратил свою идентичность.
Но на основании своей истории и своего закона Бог удерживал Свой народ до тех пор вместе, пока Он в 1948 году снова привёл его на свою историческую родину.
Потому что Богу через закон, и предусмотренные в нём наказания в перспективе на благодать, руки были связаны, Он дал непосредственно после провозглашения закона указание о изготовлении «стула благодати», о котором читаем в Рим.3,25:
«Которого (Христа) Бог предложил в стул благодати (жертву умилостивления) в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде».
В этом «стуле благодати», или «жертве умилостивления», как читаем в переводе русской Библии, имеется в виду крышка ковчега с двумя херувимами, символично Божий трон. Ибо жертвы животных не могли убирать грех, а только покрывать.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.