Бог гор
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Очень интересную и актуальную тему предлагает нам сегодня Святой Дух для рассмотрения. А именно о том, что наш Всемогущий Небесный Отец является не просто Богом гор, как утверждали Сирияне после поражения в горах Израиля. Он является не только Богом долин, когда они проиграли также сражение в долине, но Он является Богом гор и долин!!! Чтобы лучше понять отношение Бога к Своему народу Израилю в окружении всех язычников, через которых сатана постоянно стремился и сейчас стремится стереть Израиль с лица земли, советую прочитать всю гл.20 из 3-ей книги Царств.
Господь Иисус с великой любовью охранял Свой народ, когда он в обетованной земле Ханаан ходил пред Его лицом в послушании. Из рассматриваемой в гл.20 истории мы видим, что могущество нашего Господа Иисуса неограниченно, и что для Него нет ничего невозможного!
Поэтому за наш главный текст возьмём из этой главы стих 28, где читаем, 3Цар.20,28: «И подошел человек Божий, и сказал царю Израильскому: так говорит Господь: за то, что Сирияне говорят: «Господь есть Бог гор, а не Бог долин», Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я – Господь».
Сирия, как и сейчас ещё, являлась издавна одним из злейших врагов Израиля. В рассматриваемой нами истории Сирией управлял в те времена царь Венадад, а Израилем – Ахав. Сирия постоянно нападала на Израиль и отвоёвывала части территории, а вместе с ними и соответственно города.
Царь Сирии Венадад настолько обнаглел, что собрал всё своё войско и ещё 32 царя союзников с их войском и решил тотально ограбить Израиль. Венадад осадил своим войском Самарию, столицу Израиля, и послал к Ахаву послов с требованием, 3Цар.20,3.5-6: «и сказал ему: так говорит Венадад: серебро твое и золото твое — мои, и жены твои и лучшие сыновья твои — мои.
И опять пришли послы и сказали: так говорит Венадад: я послал к тебе сказать: «серебро твое, и золото твое, и жен твоих, и сыновей твоих отдай мне»; 6 поэтому я завтра, к этому времени, пришлю к тебе рабов моих, чтобы они осмотрели твой дом и домы служащих при тебе, и все дорогое для глаз твоих взяли в свои руки и унесли».
Отсюда видно насколько этот Сирийский царь Венадад обнаглел. Он вёл себя в Израиле как дома. Господь Иисус видел эту наглость и решил за Свой народ заступиться. Он преподносит Сириянам хорошую лекцию и показывает им, что Он является не только Богом гор, но и Богом долин, то есть, что Он является истинным живым Богом и Владельцем всей земли.
На немецком языке имя Венадад пишется как «Ben-Hadad». «Ben» означает на еврейском языке – сын, а «Hadad» является сирийским божеством. В этом мы видим подобие тому, как еврейское имя «Michael» означает «который есть как Бог».
По совету старейшин Ахав отказался выполнять требование Венадада. В результате всех безуспешных переговоров Венадад приказал своим войскам осадить Самарию. Господь Иисус, видя, что Ахав до этого момента правильно вёл себя по отношению к Венададу, посылает к нему пророка со словами, 3Цар. 20,13:
«И вот, один пророк подошел к Ахаву, царю Израильскому, и сказал: так говорит Господь: видишь ли все это большое полчище? вот, Я сегодня предам его в руку твою, чтобы ты знал, что Я Господь».
И как дальше в ст.15 читаем Ахав счёл всех слуг, которых оказалось 232 души и весь народ, которых набралось 7000 душ. Можно сказать, что с этой кучкой людей по отношению к полчищу Сириян Израильтяне выступили в вере против войска Сириян и их союзников. Господь Иисус возбудил в рядах Сирийских войск панику и дал таким образом Израилю победу. Но Господь Иисус предупредил Ахава через пророка, что через год Сирияне вернутся.
А в стихе 23 этой же главы мы читаем о том как прореагировали Сирияне и какой совет они дали своему царю Венададу, 3Цар.20,23: «Слуги царя Сирийского сказали ему: Бог их есть Бог гор, поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их».
Ниже мы вернёмся к этим событиям, а сейчас поговорим о том, что означает «Бог гор» и «Бог равнин». В других проповедях я уже указывал на тот факт, что горы символично указывают на Божию силу и власть, а равнины и долины – указывают на сферу действия сатаны на земле.
Прекрасным примером этого факта является «долина теревинфа», в которой Давид победил исполина Голиафа. Давид является прообразом Господа Иисуса на время благодати, а Голиаф – прообразом сатаны, которого Иисус победил на Голгофском кресте; на этом древе, в котором мы видим дерево теревинф. А теревинф символизирует Божию силу и власть.
А теперь поговорим сначала о горах и долинах в нашей жизни, в жизни детей Божиих, а затем снова вернёмся к нашим историческим событиям в Израиле. Это не секрет, что в нашей жизни горы сменяют долины: успех с проигрышем и падениями. В нашей земной жизни мы не всегда пребываем на духовных высотах небесной радости.
Если мы находимся в общении с живым Богом как на высотах, так и в долинах, то к этому принадлежит, как неотъемлемая часть, чтобы мы при этом были найдены в настоящем Божием испытании. И в нашей жизни с Господом Иисусом мы не всегда наслаждаемся Его неомрачённой любовью.
Жизнь рождённых свыше людей проходит по Божией воле, как через глубины, так и через высоты – через глубокие долины, так и через светлые горные высоты. Если в нашем главном тексте, в ст.28 мы читаем о горах и долинах, то не думаем о настроении и чувствах, которыми мы, как люди, часто хотели бы быть водимы.
То есть, чтобы в нашей жизни они играли основную роль. Среди пилигримов в духовной пустыне мира сего имеется немало таких, которые чувствуют себя сегодня счастливыми, а завтра – несчастными. Потому что им кажется, что в их жизни всё не удаётся.
Они постоянно жалуются и вздыхают в отношении постоянных неудач и поражений в борьбе с хитростью врага. Ежедневные открытия, которые они делают о полнейшей развращённости собственного сердца, являются поводом того, чтобы отвернуть свой взгляд от Иисуса и повернуть его на раскатистый гул окружающей жизни.
Именно этот факт является пагубным. Вследствие бесконечных подъёмов и падений в их жизни веры враг закладывает в них семя сомнения, как в отношении реальной Божией любви к людям, так и в отношении нашей надёжности в Его руках через Иисуса Христа.
Что мы можем и должны с такими верующими делать? Они нуждаются в обучении и наставлении в Божием Слове, чтобы они достигли полной свободы детей Божиих. Свобода детей Божиих не разрешает нам такой борьбы. В Жертве нашего Господа Иисуса на Голгофе мы имеем полную свободу от таких мучений и терзаний.
Чтобы мы постоянно наслаждались этой свободой, является Божиим намерением. Ибо Жертва, Которую Небесный Отец дал нам людям на Голгофе, имеет силу и для тебя и для меня. Каждый человек имеет на эту Жертву право, потому что Христос нам её подарил.
У нас нет необходимости спрашивать Господа Иисуса следует ли нам жить в данной нам Его свободе. Нам также не следует спрашивать о том, является ли это Божией волей, чтобы люди спасались для жизни вечной. В отношении этих вопросов мы постоянно находимся в области Его воли. Поэтому следует сказать, что Господь Иисус ожидает от нас совершенно что-то другое.
Долины и высоты или горы, о которых мы читали в нашем главном тексте, не должны сегодня стать главным предметом нашего обсуждения. Поэтому мы ставим такой вопрос: является ли наш Господь Иисус Богом гор и долин? Порядка 900 лет до Христа Сирияне пришли к такому заключению, что живой Бог не является Богом гор и долин.
Они ограничили Его деятельность сначала только на горы. А человек сегодняшних дней, в третьем тысячелетии, человек с атеистическим убеждением отрицания Бога, как и Сирийцы тогда, установил, что Бог не является Богом гор и долин. Вместо Божиего имени люди сегодняшнего времени ставят имена людей, которые определяют исход жизни.
Один раз такой личностью они называют Чингисхана, а в другой раз – Гитлера. Но они ещё никогда не испытали, Кто в действительности является Богом гор и долин. Такие люди могут завести в долину, но не вывести оттуда. Но Господь Иисус выводит нас из каждого трудного и неблагоприятного состояния. Именно это является словом Евангелия. Иисус освобождает! Испытал ли ты уже это освобождение?
Итак, порядка 900 лет до Христа Сирияне огромным войском выступили против Израиля. На примере сегодняшних выступлений многих государств против Израиля мы видим продолжение тогдашней борьбы Сириян против Божиего народа. В этом мы видим цель сатаны: стереть Божий народ с лица земли.
Приходится удивляться с какой энергией и энтузиазмом, с какой изощрённостью и неотступно сатана ведёт это наступление на Израиль. Советую вам, дорогие слушатели, проанализировать открытую и скрытую борьбу многих стран против Израиля с момента его восстановления, с 1948 года.
И хотя Израиль не признаёт Господа Иисуса своим Мессией, но Израиль до сих пор существует как государство только благодаря милующей руки Господа Иисуса. Мы видим, что действующей пружиной этой жестокой борьбы против Божиего народа на протяжении нескольких тысячелетий является сатана – главный враг Бога и Израиля.
Этот дух против Божиего народа живёт сегодня не только среди Сирийского народа, но и среди всех соседей Израиля. Хотя этим народам ещё не удалось уничтожить Божий народ, но сатана дал им порочное мышление: делать то, что неприлично, что не подобает; бунтовать против Бога! Они постоянно бунтуют против Помазанного и бросают Ему вызов к борьбе.
В отношении численности, как тогда, так и сегодня враги намного превосходят численность войска Израиля. В этом мы видим образ врага. На этой земле существует много врагов, а верующих мало!
Но Бог, как я выше уже отметил, помог Своему народу в этой безвыходной ситуации и как читаем в конце стиха 21: «и произвёл большое поражение у Сириян». Бог видел крайне тяжёлое положение Своего народа и смилостивился над ним. Он Сам включился в сражение и устроил Сириянам великое поражение. Сирияне бежали в свою страну.
Хотя они наметили себе определённый план, но без Бога. Бог прославился маленькой кучкой Израильтян, поэтому Сирияне не могли этого понять, что с таким огромным преимуществом: как в численности войск, так и в отношении технической оснащённости армии, которая имела большое по тем временам военное образование и опыт сражения в горах, они позорно проиграли сражение!!!
Они с позором были побиты горсточкой Израильтян. Скрытая злоба и позор вследствие того, что Сирияне были разгромлены этой горсточкой людей, которые называются Израильтянами, был очень велик. Что главную роль в этом сражении сыграла Божия рука, они не понимали.
Их единственным объяснением для такого исхода они видели в том, что Бог Израилев является Богом гор. Это объяснение дал им сатана. Они признали, что сделали большую ошибку в том, что перед этим сражение не исследовали этого Бога гор.
Поэтому они говорят: «поскольку Бог Израилев является Богом гор, то на этот раз мы сделаем всё наоборот, как читаем в 3Цар. 20,23-25: «Слуги царя Сирийского сказали ему: Бог их есть Бог гор, поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их.
24 Итак вот что сделай: удали царей, каждого с места его, и вместо них поставь областеначальников; 25 и набери себе войска столько, сколько пало у тебя, и коней, сколько было коней, и колесниц, сколько было колесниц; и сразимся с ними на равнине, и тогда верно одолеем их. И послушался он голоса их и сделал так».
Я повторяю, что наш Господь Иисус является Богом гор и Богом долин. И если мы будем говорить о горах, то следует отметить, что как Таковой Он дал и даёт нам победы. Но сатана издавна имеет намерение обворовать нас в наслаждении гор, то есть в небесных благословениях.
С этой целью он намеревается или стремится наполнить наши сердца ничтожными вещами и проблемами. И я должен сказать, что к великому сожалению очень немногие дети Божии знают нашего Господа Иисуса как Бога гор.
Они знают Его, конечно, как Спасителя, так как они спасены, но Он желает быть нашим Господом и в нашей повседневной жизни. И только тогда мы испытаем благословения гор. Враг ослепляет нас для самого лучшего и высокого. Поэтому, быть может, мы никогда не имели победы над «Сириянами» на горных высотах.
Но такие дети Божии, которые знают и имели такие победы, овладевают, как когда-то Иисус Навин, новыми землями. Если врагу не удаётся победить нас на горах, то он снова приходит, как читаем в нашем тексте в отношении Сириян. Ты можешь быть уверен, дорогое дитя Божие, он снова придёт! Только он придёт не так, как в последний раз, не на горах! Знаешь ли, он придёт совсем иначе, чаще всего не так, как ты предполагаешь.
Мы должны быть внимательными, чтобы нам не учиться у врага и делать то же самое. Если мы в каком-то вопросе потерпели поражение, то не должны делать противоположное. Это будет точно также неверно, как и в первый раз. Мы должны идти к Господу Иисусу.
Он даст нам новое оснащение для дальнейшего хождения, новую мудрость с небес. Враг, конечно, снова придёт. Тогда он будет нас испытывать на другом уровне, как Святой Дух говорит в нашем главном тексте: чтобы прощупать и испытать нас в «долине». И что враг говорит, что является его девизом или лозунгом?
Сирияне решили, что «Бог Израильтян является Богом гор, но не Богом долин». Нам враг скажет: «возможно, что Бог является Богом пожилых людей, но не для нас». Очень похожие изречения я слышал в СССР в отношении Библии: «Библия – это книга для пожилых и больных людей, чтобы они искали в ней утешение».
Поэтому в следующий раз враг атакует нас в «долине». Могу вам по этому поводу сказать, что вследствие обмана врага дети Божии становятся его жертвой, потому что они слушают его ложь! Верующие настоящего времени не различают истину от лжи. Это является проблемой настоящего времени.
Сатана проявляет много старания и хлопот, чтобы в течение 2000 лет времени благодати как следует перемешать истину с ложью. И где ему это удалось, там дело Иисуса разрушено! Поэтому можем сегодня часто встретить совершенно разрушенные поместные собрания, как выгоревшие кратеры, потухшие вулканы.
Многие верующие имеют такое представление, что если они в вере находятся на духовных высотах гор, то Господь Иисус находится только с ними. Но при этом они слушают врага, когда он им говорит: «тех, которые находятся на дне долины веры, Бог оставил».
Дети Божии верят этой толстой лжи врага и действительно позволяют оттянуть себя назад. Вывод: если мы будем слушать врага, то наше хождение в долине с уверенностью станет катастрофой. Но именно тогда, когда наш верный Господь Иисус из особой любви применит к нам наказание и пропишет нам определённое время пребывания в долине, как Божественное лечебное средство, то Он находится ближе к нам, чем на горных высотах!!!
Посмотрим, почему именно. Этот факт подтверждает наша тема. На горах Сирияне испытали силу Иеговы. Но что в долинах происходит, думали они, о том Бог гор, безусловно, не будет и заботиться. Ведь Он является Богом гор! С помощью великой воинской силы мы должны в этот раз одержать над Израилем победу!
Но и в этот раз Сирияне должны были прочувствовать тяжесть своего собственного заблуждения. В тот день, говорит Слово Божие, как мы выше уже отметили: «сыны Израилевы поразили сто тысяч пеших Сириян в один день» (ст.29). Сто тысяч Сириян положили Израильтяне недвижимыми на землю!
А остаток в 27000 отменных воинов бежали в Афек (ст.30). Они скрылись в этом городе под защиту его стен. Но эти стены стали им могилой: Господь Иисус опрокидывает эти стены и похоронил под их обломками эти 27000 Сириян! Живым остался только Сирийский царь Венадад, который дрожа вышел к Израильтянам.
Применительно к нам, детям Божиим, я должен сказать, что победы в долинах, как правило, всегда больше, чем победы на горах, потому что спасение из глубокой долины, из ущелий, является более мощным. Образно говоря, на эти горы, можно ещё вертолётом попасть.
Мы, в настоящее время, уже привыкли к тому, что в горах или с дрейфующей льдины часто спасают людей вертолётом. Но в глубокие ущелья вертолётом невозможно проникнуть: он там разобьётся. Спасать людей из такой глубины намного трудней, чем с горных вершин.
Поэтому спросим врага: каковы потери в долине смертной тени, как там выглядит обстановка. Он может нам в этом вопросе дать информацию. Вы не ослышались, я повторяю: враг может это.
И если ты, дорогое дитя Божие, стоишь в этой долине на испытании, то Господь Иисус с уверенностью выведёт тебя из этой долины и по-новому осветит тебя светом Своей любви! В этом ты можешь быть уверенным. Да, даже в такой мрачной долине Господь Иисус может привлечь нас к Своему сердцу.
И в долине Он находится от нас не дальше, чем на горных высотах, чтобы наши робкие и боязливые души могли укрыться в лоне Его любви. Тогда мы доверяем нашему Господу. Как доверяем? Тихо, молча!!! Потому что Его мощная рука покоится над тобой и для тебя!!!
Вопрос доверия – это наша, человеческая сторона; это твоё дело: доверяешь ли ты Господу и веришь Ему, но это не Божия сторона! Его мощная рука постоянно протянута к тебе и Его обетования находятся пред тобой!
Дело спасения свершилось на Голгофе, и если ты обеими ногами и руками будешь стоять на этом деле, чтобы доверять данным нам в Его Слове обетованиям, то это тоже твоё дело. А теперь спросим себя: собственно, как глубока эта долина для тех, которые не знают Бога, как Бога долин?
Чтобы познать Господа Иисуса, как Бога долин, следует встретиться с Ним один на один в долине. Он выведёт из любой долины. Прекрасно! Об этом говорит Слово Божие, как содержание Евангелия – радостной вести с Голгофы: Иисус изменяет нас и наше положение в долине.
Но победа в долине славней и мощней, и намного больше прославляет нашего Господа, чем в тех случаях, когда нам хорошо живётся и мы ощущаем Божие присутствие на горных высотах.
Времена всевозможных потерь в нашей жизни, в том числе и духовных, времена кажущейся скорби, всего нашего внутреннего мрака, в котором мы находимся; уныние и пребывание в этом состоянии, враг использует для того, чтобы посеять в наших сердцах недоверие к Божией любви и возмущение против Божиего Слова.
Тогда ты больше не имеешь познания любви к Нему, к живому Богу. Но ты должен знать, что в твоей скорби и унынии ты стоишь не один; ты можешь даже радоваться в том, что ты удостоен познать Бога долин; там, где осуществляются большие и мощные победы.
И как ты можешь в соответствии с Божией волей снова выбраться из тени долины? Это является вопросом многих детей Божиих. Решающее слово по этому вопросу даёт нам псалмописец, который находился в долине, Пс.120,1: « Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя».
Здесь эта помощь находится ещё в перспективе, так как псалмописец спрашивает: «откуда придёт помощь моя?» Но в то время как эта помощь находится ещё в перспективе, я «возвожу очи мои к горам», к этим светлым вершинам гор, которые находятся к Богу ближе, чем долины.
Научился ли ты уже этому, чтобы при хождении в долине, в доверии и в вере возводить твои очи к горам, о которых Божие Слово говорит: «откуда придёт помощь моя»? Грядущая помощь обещана. Почему?
Обратимся к ст.2, где читаем: «Помощь моя от Господа…». В ст.1 эта помощь находится в перспективе, а в ст.2, как видим, что моя помощь приходит! Затем Господь Иисус говорит, что эта помощь находится не только в перспективе, и не только, что Он уже придёт.
В Евангелии от Матфея 28,20 Он говорит: «Смотрите, Я с вами во все дни до скончания века». Мы должны смотреть и видеть!
Дорогой слушатель и читатель, пережил ли ты уже то мгновение, когда Иисус вошёл в твоё сердце? И если да, то не позволяй лишать себя мужества, если в твоей жизни встретятся дни хождения по долинам, если Господь Иисус введёт тебя в глубину долины.
Господь Иисус сделал тебя достойным и дал тебе все слова защиты и охраны, слова спасения и избавления из глубины долины. Но ты должен становиться и стоять в области проявления воли Его Слова; и в вере полностью доверять Ему.
Но чтобы уметь в вере Ему доверять, мы нуждаемся опять же в вере! Ты не сможешь в одно мгновение по твоему желанию принять в себя большое количество веры. Это ты сможешь только с течением времени.
И веру ты можешь лишь тогда получать, если слушаешь Слово Божие, это элементарное Слово Божие, потому что об этом свидетельствует Писание в Рим.10,17: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Это общение Господь Иисус дал нам через Своё Слово. Он обещал нам, что не оставит нас в долине. И равным образом, если Он и поведёт «долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс.22,4). Господь Иисус во все дни с нами!
И это даёт нам великую радость! Он и тебя выведёт из твоих проблем, в каких бы ты ни находился. Доверяй во всём и постоянно нашему Господу Иисусу! Но и сам будь верен в доверии Ему и его Слову. Аминь.