Пасха Езекии и Иосии, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели. Продолжаем рассмотрение темы «Пасха Езекии и Иосии» в Ветхом Завете. Мы в прошлый раз остановились на том, что проявление смоковницей жизни является признаком скорого выздоровления Израильского народа, то есть в сегодняшнее время. А теперь рассмотрим по порядку основные моменты из 2Пар.29 и 30. Запомните этот главный текст. Если по Божией милости Соломон и время его царствования, хотя и являются прообразом Иисуса в 1000 летнем мирном Царстве, но, как человек, он совершенно пал в грехах и не оправдал доверия Господа.
От Соломона обильно исходят корни распада всего Израильского народа, 3Цар.11,4-6: „Во время старости Соломона, жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его.
И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа, и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его“.
Таким образом, распад народа возрастал от одного царя к другому с короткими пробуждениями, чтобы „не угас светильник Давида“. Примером развращения являлись в основном сами цари. (Как русские говорят: рыба гниёт с головы!). И своей высшей точки распада, как мы выше отметили, Иудея достигла при царе Ахазе.
Народ всё больше и больше удалялся от Бога. Пропасть между народом и Богом становилась всё глубже и глубже, пока, наконец, царь Ахаз не отодвинул медный жертвенник всесожжения к северной стороне.
На его место он поставил свой жертвенник идолопоклонства, и „запер двери дома Господня“. Теперь последует предложение, которое является ответом на наш вопрос во 2Пар.30,26 в отношении пасхи Езекии.
Пасха является прообразом Мессии – Иисуса Христа. Так как Израиль не только отверг своего Мессию при Его пришествии на землю, но оставил своего Бога, Иегову, уже задолго до пришествия Мессии, то он и не мог праздновать Пасху, как было предписано законом (2Пар.30,5.26).
Но Господь снимет с глаз Своего народа покрывало и Израиль воспрянет ото сна. Чтобы пережить с Израилем его внешнюю и внутреннюю радость, перенесёмся в Иерусалим.
Там в 1-ю половину 70-ой седьмины два Божиих свидетеля будут проповедывать радостную весть о Господе Иисусе, и проследим за происходящими там событиями. О моменте пробуждения Израиля при снятии Господом покрывала с его глаз, мы читаем в Зах.12,10:
„А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце“.
Образно мы видим этот момент уже во 2Пар.29,3: „В первый же год царствования своего (Езекия), в первый месяц, он отворил двери дома Господня, и обновил их“.
В Евангелии от Ин.10,9 и 14,6 читаем: „Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся“; „Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня“.
Иисус Христос и Его дело на Голгофе (Евангелие) совершенны, и не нуждаются в „обновлении“. Уже Соломон в Екк.3,14 говорит: „Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавить и от того нечего убавить; и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его“.
Но что же всё-таки изменилось? Коренным образом, а именно в положительную сторону, изменились отношения Израиля к своему Мессии. Более 2000 лет ходил Израиль в заблуждении. Теперь он нашёл этот путь к Господу. Израиль нашёл дверь в дом Господень!
Израиль получил в этом вопросе много света и понял, как глубоко он пал и осквернился в блудодеянии с другими богами на протяжении многих столетий. Езекия „велел придти священникам и левитам, и собрал их на площади восточной“ (ст.4).
Восток символизирует свет (оттуда восходит солнце). Сам царь, а через него и народ понял, что их отцы поступали беззаконно, и делали неугодное в очах Господа, Бога Израилева: „И оставили Его, и отвратили они лица свои от жилища Господня, и обратились спиною“.
Это значит, что Израиль двигался от Господа в противоположную сторону, то есть навстречу сатане. Он также понял, что его светильник погашен (ст.7). Следствием осознания своей вины, является освящение: с 6-го по 19-ый стих нашего текста производится освящение левитов и священников и очищение дома Господня.
Но так как сейчас в Иерусалиме нет материального храма и, по всей вероятности, в 70-ю седьмину не будет, то „очищение дома Господня“ следует видеть в „очищении учения“, в «очищении сердец» и в изменении отношения к Господу Иисусу.
Читаю ст.17: „И начали освящать в первый день первого месяца, и в восьмой день того же месяца вошли в притвор Господень; и освящали дом Господень восемь дней, и в шестнадцатый день первого месяца кончили“.
При написании этого стиха Святой Дух мог дать указание просто написать: „начали освящать в первый день первого месяца и в шестнадцатый день кончили“. Но Господу было угодно разделить этот отрезок времени на два этапа по 8 дней!
Восемь означает „обновление“ или „новое начало“. Суббота являлась у евреев седьмым днём недели, днём отдыха. Иисус воскрес в воскресение, которое является по счёту за субботой восьмым днём.
Поэтому мы можем сказать, что Своим воскресением Иисус начал новый и завершающий этап Своего плана спасения людей. Можно сказать, что вследствие этого освящения восстановлена вера Божиего народа в воскресение Господа Иисуса в первый день недели.
Восемь дней они освящали себя: раскаивались в грехах и сделали новое начало в своей вере. Восемь дней освящали также дом Господень: коренным образом изменили своё представление о деле Иисуса на Голгофе; привели его в соответствие с учением Писания и воздали Господу Иисусу должную славу.
Затем Святой Дух всё же добавляет: „…а в шестнадцатый день первого месяца кончили“. Шестнадцать означает „плоть“. На протяжении многих столетий Израиль служил Господу Богу в плоти. Во времена закона такое служение было Господу угодно.
Но Иисус исполнил закон на Голгофе, а Израиль пытается и на протяжении 2000 лет времени благодати служить Богу в плоти. Бог его жертв не принимает! Попытка Израиля служить Господу в плоти закончится в тот момент, когда Он снимет с его глаз покрывало.
Тогда Божий народ совершит очищение, о котором мы выше читали: „а в 16-ый день первого месяца кончили“. Израиль кончил служить Господу в плоти и начинает своё служение в духе.
Теперь Израильтяне приносят угодную Богу жертву, ст.21: „И привели семь тельцов, и семь овнов, и семь агнцев, и семь козлов в жертву о грехе за царство, и за святилище, и за Иудею; и приказал он сынам Аароновым, священникам, вознести всесожжение на жертвенник Господень“.
Это означает: глубокое, угодное Богу, сокрушение и покаяние. Эта жертва была предназначена для всего Израильского народа, ст.24: „…ибо за всего Израиля приказал царь принести всесожжения и жертву о грехе“.
В жертву принесли четыре рода животных и по семь из каждого рода. Семь символизирует Божие совершенство. Эта жертва всесожжения указывает на совершенную жертву Иисуса на Голгофе. Число четыре указывает на то, что жертва Иисуса предназначена для всего мира! Хотя Иисус «пришёл к своим», но Его святой волей является спасение всех людей мира (1Тим.2,4).
Здесь мы видим практическое исполнение обетования Господа по отношению к Своему народу; обетования, которое вытекает из завета, заключённого Господом со Своим народом. Исполнение этого обетования подтверждает Писание в Рим.11,23: „Но и те (евреи), если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силён опять привить их“.
По окончании времени благодати Бог отрезает язычников (дикуюмаслину) от ствола природной маслины и прививает к нему природную маслину – Израиль. Бог принимает (но не спасает) практически весь Израильский народ.
В ст.25-30 всё собрание Израиля молится, поёт, возносит Богу славу и преклоняется перед Ним. Особый упор делается в этих стихах на „орудия Давида“ и „слова Давида“, которыми собрание должно славить Господа.
Слушатели уже хорошо уяснили, что Давид является прообразом Иисуса Христа на время благодати, а музыкальные инструменты Давида – на молитву. В 1Пар.23,5 читаем: „И четыре тысячи привратников, и четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных инструментах, которые я (Давид) сделал для прославления“.
В Евангелии от Ин.17,4 в Своей молитве к Отцу Иисус говорит: „Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить“.
Иисус исполнил дело, которое поручил Ему Отец и этим самым прославил Отца среди людей на земле. Через совершённое на Голгофе дело Иисус возбуждает также сердца тех людей, которые приходят к Господу, прославлять небесного Отца за Его великую милость и любовь ко всем погибшим грешникам (Ин.3,16).
Это прославление Иисусом Отца небесного мы прообразно видим в нашем тексте во 2Пар.29, в „инструментах“ и „словах Давида“. В ст.31 мы видим эхо благодарности Израильтян Господу за спасение:
„И продолжал Езекия, и сказал: теперь вы посвятили себя Господу; приступайте и приносите жертвы и благодарственные приношения в дом Господень. И понесло всё собрание жертвы и благодарственные приношения, и всякий, кто расположен был сердцем, – всесожжения“.
Здесь мы видим искреннюю и глубокую радость спасённых и наслаждение жертвой Иисуса. И это делал „всякий, кто расположен был сердцем“. Это указывает на глубокую благодарность за великое спасение.
В ст.34 читаем: „Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений; и помогали им братья их, левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники; ибо левиты были более добросовестны (тщательны) в освящении себя, нежели священники“.
Оно и логично, что в те дни, когда в 1-ю половину 70-ой седьмины среди евреев будут действовать два свидетеля, будет недостаток в священниках как по количеству, так и по качеству, чтобы должным образом в духе проводить богослужение.
Читаю ст.36: „И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ; ибо это сделалось неожиданно“.
Представим себе рядового православного еврея, который не верит в Иисуса, как в своего Мессию и который всю свою жизнь придерживался хотя бы обычаям закона.
Сам закон он не мог исполнить. И вдруг, как снег на голову, появляются в Израиле два свидетеля, которые в силе Святого Духа беспрепятственно свидетельствуют об Иисусе Христе и которые имеют власть делать всевозможные чудеса и знамения и даже антихрист не может им в этом помешать!
Они выступят с огромной силой и успехом. Этот успех обеспечит им Господь, потому что снимет покрывало с лица евреев. Будет совершенно очевидно, что это сделали не люди, а Сам Бог! Эту обстановку или атмосферу передаёт нам содержание ст.36.
Эти события будут величайшей неожиданностью не только для евреев, но и для всего мира. Поэтому все приготовления и подготовка священников будет проходить в великой спешке.
Однако, теперь наступает вершина радости Израильского народа в том, что он получил возможность праздновать Пасху Иегове, Богу Израилеву; но не в первый месяц, как предписано по закону, а во второй месяц,
2Пар.30,3: „Ибо не могли совершить её в своё время, потому что священники ещё не освятились в достаточном числе, и народ не собрался в Иерусалиме“.
А в книге Чис.9,10-11 мы видим причины, по которым Израильтяне не могли участвовать в праздновании Пасхи согласно общим правилам. По этим причинам разрешалось, как исключение, праздновать Пасху во второй месяц: „…если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мёртвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню. В 14-ый день второго месяца вечером…“.
Что Израиль сейчас нечист, мы видим на примере всей его истории: он служит чужим богам, он погряз в идолопоклонстве. Этот факт подтверждает и выше приведённый ст.3. Но отвергнув 2000 лет назад своего Мессию, Израиль практически отказался „праздновать Пасху Иегове“, отказался „съесть пасхального Агнца“.
Израиль пошёл ложным путём. В ожидании своего Мессии, он пошёл „дальней дорогой“, на которой он и теперь ещё находится. Это является главной причиной того, что Израиль не мог праздновать Пасху по предписанию.
На этой «дальней дороге» Израиль удалён от своего Мессии на расстоянии в 2000 лет. Это обстоятельство рисует нам Писание образно в книге И.Нав.3,3-4: „И дали народу повеление, говоря:
когда увидите ковчег завета Господа, Бога вашего, и священников и левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним. Впрочем расстояние между вами и им должно быть до двух тысяч локтей мерою;
не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти; ибо раньше вы не ходили сим путём (ни вчера, ни третьего дня)“.
Выражение „ни вчера, ни третьего дня“ в оригинале отсутствует. Вместо него имеем слово „раньше“. Ковчег завета является прообразом Иисуса, Мессии Израиля. На Него следовало Израилю держать ориентир!
Как только народ этот ковчег увидит, то ему следовало тоже двинуться за ним. Но дистанцию следовало держать 2000 локтей мерою и не приближаться! Две тысячи локтей символизируют 2000 лет времени благодати, в течение которых Израиль действительно не приближался к своему Мессии.
Кое-кто может сказать: „Но ведь Израилю было приказано не приближаться к ковчегу!“ Поскольку Бог всезнающий, то Он знал, что Израиль отвергнет своего Мессию при Его пришествии на землю. И Он ничего не мог изменить и не хотел, потому что Он хочет добровольных последователей.
Но эти сообщения Он дал нам в книге И.Навина, чтобы мы, а затем и Израиль (когда у него откроются глаза) знали, по какому пути следовало ходить Божиему народу, и что этим путём он никогда не ходил!
Печально, но истина. Как прекрасно Божие Слово, и как нас любит Господь и хочет, чтобы мы Его глубже познали. Попробуй теперь, дорогой слушатель, хотя бы в какой-то мере поставить себя на место того Израильтянина в 70-ой седьмине.
Когда ему откроются глаза и он поймёт на каком „далёком пути“ заблуждения он находился из-за слепоты, строптивости и непослушания его предков. Как бесконечна будет его радость и ликование, потому что он попал теперь на правильный путь и нашёл своего Мессию.
Поэтому Езекия и весь народ „определили объявить по всему Израилю, от Вирсавии до Дана, чтобы шли в Иерусалим для совершения пасхи Господу, Богу Израилеву, потому что давно не совершали её, как предписано“ (ст.5).
На этом закончим сегодня, продолжим в следующий раз.