Пасха Езекии и Иосии, часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели. В трёх предыдущих передачах мы с вами рассматривали тему «Пасха Езекии и Иосии». Продолжаем рассмотрение этой темы сегодня и в следующей передаче, то есть всего в пяти частях. Итак, продолжим исследование истории болезни Езекии. В 4Цар.20,5-б Господь обещает излечить Езекию, так что на третий день он пойдёт в дом Господень. Однако Господь обещает Езекии не просто излечить его, но говорит ему: „И прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего“.
Число 15 символизирует в Библии исполнение. Это значит: как Господь исполняет Своё обещание излечить Езекию, так Он исполнит Свои обетования Израильскому народу простить ему все грехи и ввести в 1000 летнее мирное Царство. Всё это мы символично видим в истории Езекии.
Все обещания, которые Господь даёт в этом стихе в лице Езекии Своему народу, Он даёт „ради Себя и ради Давида“ – ради верности Своих обещаний, которые Он раньше давал Своему народу, но не ради каких-то заслуг Израиля.
Обещание излечения и дополнительно 15 лет жизни Езекия получил от Господа через пророка Исаию. Ведь это было достаточно убедительно и Езекия, казалось бы, должен был на этом успокоиться и быть благодарным Господу.
Но в доказательство выздоровления он требует ещё знамение. Господь мог бы ему ответить, как Он ответил апостолу Павлу: „…довольно для тебя благодати Моей“ (2Кор.12,9).
Но в Своём долготерпении Господь идёт Езекии на уступку, потому что через это знамение Он хочет нам сделать важное историческое сообщение в отношении Своего народа, ст.8-11:
«И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрёк: вперёд ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперёд на десять ступеней;
нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней».
Вот это изречение, не правда ли?!!! Дорогие слушатели, вы когда-нибудь задумывались над этим местом Писания?
В ст.11 этого текста мы имеем в русском тексте опять очень приблизительный перевод. Более точный перевод мы имеем в Ис.38,8: „Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило“.
Здесь речь идёт о солнечных часах! Важен не тот факт, сделал ли эти солнечные часы сам Ахаз или какой другой царь. Чрезвычайно важен тот духовный смысл, который содержится в событии, связанном с тем знамением, которое потребовал Езекия.
Все должны знать, что стрелкой солнечных часов является тень, которая возникает от шеста, поставленного в центре „циферблата“. Когда в детстве мы, мальчишки, на целый день убегали в поле, на горы или в лес, то делали себе такие солнечные часы.
Чтобы хотя бы приблизительно контролировать время и знать когда наступит крайний срок возвращения в родные хаты. И всё равно нам от родителей попадало! Но солнечные часы я хорошо запомнил.
Чтобы такие часы функционировали, должно обязательно светить солнце. На то они и солнечные. Сам Бог приводит их в действие. В нашем тексте важны четыре аспекта.
Первый аспект: „…солнечная тень, которая прошла по ступеням Ахазовым“.
Святой Дух возвращает нас снова к царю Иудеи, Ахазу, который сам был страшным идолопоклонником и до предела развратил Божий народ. Падение Ахаза происходило этапами, по ступеням! Шаг за шагом он падал всё глубже в духовном разврате; шаг за шагом он всё больше удалялся от Господа, Бога Израилева.
Солнце является прообразом Бога. Из сообщений, приведённых об Ахазе в начале этой статьи, мы помним, что в завершение своего падения, 2Пар.28,24: „собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме“.
Эту измену Ахаза, а вместе с ним измену Израиля, Господь терпеливо проследил по всем ступеням. Это мы символично видим в „солнечной тени, которая прошла по ступеням Ахазовым!“
Второй аспект: „И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило“.
За второй аспект возьмём последнее выражение: „по которым оно сходило“. С точки зрения Господа „солнечная тень“ или «тень от палки в центре циферблата», которая является стрелкой этих солнечных часов, двигалась просто вперёд.
То есть время шло вперёд, как и сейчас: время пришествия нашего Господа приближается, во времени мы идём вперёд! Но Святой Дух применяет слово „сходило“. Это слово выражает характер поведения Ахаза и Израильского народа.
Они шли не Божиими путями, а катились резко вниз, в бездну сатаны! Они двигались не на восток навстречу солнцу, а на запад, к закату солнца: Ахаз закрыл двери дома Господня.
Третий аспект: „И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням,…“
И это, пожалуй, самый важный аспект в действии Господа по отношению к Своему народу в лице Езекии. Дело связано с часами. А именно: стрелка должна возвратиться назад!! Это значит, что в отношении времени Бог обращается к прошлому Своего народа.
Если бы в данной ситуации Бог действовал согласно поведения Ахаза и Израильского народа, то должен был бы применить к ним суд: увести их, как и северное государство, Израиль, в плен к язычникам.
Но Бог проявляет милость к Иудее и отсрочивает его увод в плен. Поэтому Господь в 4Цар.20,6 и говорит Езекии: „И прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего“.
Четвёртый аспект: „…пусть воротится тень назад на десять ступеней“. Не больше и не меньше, а именно на 10 ступеней. Бог дал Езекии возможность выбрать направление движения „стрелки“ солнечных часов, что можно выразить словами:
„Господи, прости мне все мои грехи, которые я совершил в прошлом против Тебя“. А количество ступеней (10) Бог определяет Сам! Число 10 символизирует нашу человеческую ответственность.
На выше поставленный вопрос в отношении этих десяти ступеней Библия отвечает нам в Новом Завете в Евангелии от Ин.8,10-11: „Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши“.
В этой блуднице мы видим блудливый Израиль. И в разговоре Господа с этой женщиной мы видим, что Он простил ей её великий грех – блуд. Но дальнейшую ответственность в отношении чистого и святого хождения за Господом Он возлагает на неё.
Он просит: „иди и впредь больше не греши!“ Эти же слова говорит Господь Своему народу через Езекию посредством этого знамения: „…пусть воротится тень назад на десять ступеней“.
Хотя на эту тему можно ещё очень много сказать, но закончим рассмотрение „Пасхи Езекии“ и сделаем окончательное заключение. Израильский народ был духовно больным уже в начале своего сорокалетнего пути в пустыне.
Но эта болезнь углублялась от одного этапа пути к другому, как в пустыне, так и на протяжении всей истории Израиля. Наивысшей точки (апогеи) достигло падение Израиля в грехах блудодеяния при пришествии Господа на землю, когда Израиль отверг Господа и не признал Его своим Мессией.
Следствием отвержения Иисуса с одной стороны является Его распятие на кресте. Но даже после воскресения и возвращения Сына к Отцу на небеса, Он ещё не сразу отставляет Свой народ в сторону, а сохраняет надежду на то, что Израиль повернёт лицо к своему Господу.
Это мы видим в словах Стефана в Д.Ап.7,56: „…вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога“.
Христос, наш Первосвященник, ещё стоит, как и Первосвященник в Ветхом Завете должен был стоять при исполнении богослужения: Господь служит ещё Своему народу. Но когда все надежды на выздоровление Израиля от смертельной болезни (как в 4Цар.20,1) были потеряны, то Господь Иисус сел.
Как мы это видим в Евр.12,2б „Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрёгши посрамление, и воссел одесную престола Божия“.
И я думаю, что заболевание Езекии, то есть Израиля, к смерти указывает именно на наивысший пункт ожесточения Израиля по отношению к своему Богу – на отвержение Иисуса. Основная масса евреев так и останется в этом ожесточении и погибнет (умрёт от этой смертельной болезни) в суде гнева Господа в 70-ю седьмину.
432 000 евреев примут Иисуса своим Мессией через свидетельство Илии и Моисея. Из этих 432 000 будет избран остаток в 144 000 человек, о котором Езекия получил обетование. Этот остаток войдёт в 1000 летнее Царство, а остальные погибнут от руки антихриста мучениками.
Факт принятия Иисуса своим Мессией этими 432 000 евреев в 70-ю седьмину символизирует празднование Пасхи во время царствования Езекии, подобно которой не праздновалась со времён Соломона.
На этом мы закончим рассмотрение Пасхи Езекии и перейдём к рассмотрению Пасхи Иосии. За основной текст мы возьмём 2Пар. главы 34 и 35.
По характеру этой Пасхи и по поведению царя Иосии мы должны определить, к какому отрезку времени или к какой эпохе истории Израиля пророчески относится эта Пасха.
Коротко рассмотрим духовную жизнь и деятельность царя Иосии. Но прежде осветим немного жизнь и деятельность Манассии. Иосия является сыном Амона и внуком Манассии, который, как и отец Езекии, Ахаз, 2Пар.33,2-3:
„делал неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, его отец, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему“.
Короче говоря, Манассия восстановил всё то зло идолослужения, которое разрушил его отец Езекия, ст.9: „Манассия довёл Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых“.
Господь применяет к Манассии суд и уводит его в цепях в Ассирийский плен. Он осознаёт своё глубокое падение, ст.12-13, и раскаивается перед Господом и „глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему, и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог“.
В раскаянии Манассии и в ответе Господа на его поведение мы видим неопровержимое доказательство того, что Господь хочет и может простить любого погибшего грешника, простить грех любой тяжести и дать человеку жизнь вечную.
В дальнейшей деятельности Манассии мы видим плод его раскаяния. Но он не проявил тех радикальных действий по искоренению идолопоклонства, как его отец Езекия, поэтому, ст.17: „народ ещё приносил жертвы на высотах, хотя и Господу, Богу своему“.
После Манассии на престол воцарился его сын Амон, ст.22, который: „делал неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его…“. Такое духовное наследство досталось Иосии, сыну Амона.
Об Иосии Библия говорит следующее, 2Пар.34,1-3: „Восемь лет было Иосии, когда он воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме. И делал он угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.
В восьмой год царствования своего, будучи ещё отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего; а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвящённых дерев и от резных и литых кумиров“.
В ст.4-6 идёт дальнейшее очищение, а в ст.7 далее читаем: „Он разрушил жертвенники и посвящённые дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской; и возвратился в Иерусалим“.
Чтобы иметь лучшее представление об Иосии, прошу слушателей прочесть в Библии кроме приведённых здесь стихов все сообщения об Иосии во 2Цар. и 2Пар. В ст.8 далее читаем: „В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал… возобновить дом Господа, Бога своего“.
На этом сегодня закончим нашу беседу о «Пасхе Езекии и Иосии» и продолжим в следующий раз. Это будет уже окончание этой темы.