Мир и разум, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели, поговорим сегодня и в следующей передаче о мире и разуме. За основной текст возьмём из послания Фил.4,6-7, где написано: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».Послание к Филиппийцам апостол язычников Павел написал почти в конце своей жизни, о чём мы можем понять из послания Фил.2,17: «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам».
Здесь ап. Павел показывает себя жертвой возлияния, которая выливается на жертвы Филиппийцев. Жертва возлияния была в Ветхом Завете всего лишь добавкой к главной жертве и указывала на завершение процесса жертвоприношения.
Следовательно, своё великое служение язычникам ап. Павел ставит не впереди, а позади служения Филиппийцев. Это Послание ап. Павел написал в неволе в Риме. Итак, мы видим Павла в цепях в заточении пишущим это послание.
Точно установить невозможно, вышел ли ап. Павел на свободу после этого заточения. Но в этих вопросах он был очень уверенным и оставляет обе возможности открытыми. По этому поводу он пишет в послании Флп.1,26-27:
«Дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась чрез меня, при моём вторичном к вам пришествии. Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую».
Писание не даёт нам точных сообщений: был ли ап. Павел один или два раза в заключении в Риме. Для обоих точек зрения имеются как основания, так и факты, которые противоречат этому. С человеческой точки зрения ап. Павел находился в ужасной ситуации.
Тюрьмы того времени не располагали теми удобствами и, можно сказать, комфортом, какие мы видим в современных тюрьмах в Европе. В Риме имелись дети Божии, которые крайне завистливо относились к ап.Павлу и его служению.
Своеобразием своих проповедей они стремились обмануть и огорчить его в заключении. Об этом читаем в послании Флп.1,15-16: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа: Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих».
Отсюда мы видим, что Слово Божие проповедывалось, и может сегодня проповедываться, с совершенно различными умыслами. И, тем не менее, люди обращаются к Господу. На этой основе мы можем учиться, как Павел обращался с такими.
И что он о них пишет. Павел не проявлял ненависти от сознания того, что он сидит в заключении, а другие верующие используют, таким образом, его беспомощное положение. Не мог ли Павел рассчитывать на благодарность, признание и поддержку?
Он не произносит ни слова горечи по отношению таких верующих, и не ропщет на свою судьбу. Не нуждались ли в нём на свободе? Известно, что Павел очень хотел ещё попасть в Испанию, как это можно понять из послания к Римлянам.
Если бы сегодня наилучший Божий муж Церкви Иисуса сидел в заключении, то было бы совершенно ясно, что мы стремились бы посредством величайших молитвенных компаний освободить его. Мы считали бы, что пребывание в заключении такого человека, как Павел, было расточительством евангелизационного потенциала.
Этот муж Божий должен был выйти из заключения и ехать в Испанию, чтобы там проповедывать Слово Божие. Таковы были бы наши мысли. Поэтому крайне интересно, что обо всём этом Павел не упоминает здесь ни слова.
Он не произносит ни одной жалобы о том, что мог бы творить на свободе; не призывает к молитве, чтобы его освободили из заключения. По содержанию всего послания видно, что Павел доволен своим положением, и, несмотря на превратность обстоятельств, он живёт в глубоком мире.
Сегодня мы научились другому: несмотря на зажиточность и счастливые внешние жизненные обстоятельства, повсюду в нашем западноевропейском христианском государстве даже дети Божии проявляют недовольство, и не имеют радости.
Мы видим, что радость в Иисусе не связана с этими вещами. Павел стоит выше всех этих событий. Не потому, что он уклонялся или избегал этого, а в том, что он находится в мире по отношению своего положения.
Павел не предаётся своим мыслям и не даёт беспокойству вселиться в своё сердце. Он полностью живёт в том помышлении, о котором он здесь пишет Филиппийцам. Павел живёт в защищённом состоянии.
Его мысли и порывы сердца пытаются завести нас в заблуждение. То, что мы думаем, и что наше сердце считает хорошим, мы быстро путаем с Божией волей. В том, что Павел писал другим, мы видим, каким твёрдым и глубоко убеждённым практиком был он сам. Содержание ст.7 было доказано и заверено его жизнью.
Теперь мы видим уже немного больше, чем то, что имеется в виду в ст.7. Своим разумом Павел мог легко перечислить много причин в отношении того, что было бы лучше, если бы Господь освободил его, наконец, из заключения.
Если мы имеем какие-то соображения и считаем, что для нас и для других это хорошо, но ничего не происходит, тогда, как результат, мы имеем недовольство в наших сердцах. А где нет мира, там отсутствует и радость.
Павел никогда не мог бы писать Филиппийцам о радости, если бы сам не имел мира в сердце, ибо мир является базой для радости в Иисусе. Никто не может утверждать: «я не имею мира, но зато имею великую радость». Это не вяжется!
Большинство верующих быстро начинают страдать от обстоятельств жизни, в которых они находятся. Они считают: если события протекают не по их желанию, то их следует изменить. Если бы в жизни Павла Господь изменил обстоятельства так, как это соответствует человеческому мнению, то в Слове Божием недоставало бы послания Филиппийцам. Мы не имели бы его.
Павел перенёс все эти страдания не ради себя, а ради других, чтобы Слово Божие было завершено. Так и сегодня многие верующие попадают в нужду и имеют искушения, чтобы, в конечном счёте, для других стать благословением.
Я думаю, что ещё не было спасённого, который, на основании постоянной благополучной жизни, стал бы для других благословением и примером, так как таким путём не приобретёшь глубокого духовного хождения.
Этот выигрыш мы не получим, если постоянно хорошо живём, если в жизни всё так протекает, как мы желаем и думаем. Мы можем поставить вопрос: чему мы хотели бы вообще научиться у того, кто никогда не имел проблем и нужд, кто никогда не находился в таких обстоятельствах, которые нас касаются?
Такой человек никогда не может стать примером. «Совершенный» человек не имеет основания нам что-либо сказать. Свидетельством для нас может быть только такой человек, который равным образом имеет проблемы и нужды, живёт с ними и имеет при этом победы.
Нашим примером может быть человек, показывающий своей личной жизнью, как в этих случаях следует поступать. Есть много верующих, ведущие разумно отрегулированную жизнь или хождение за Иисусом.
И если этот разум оснащён ещё многими познаниями, то для каждой проблемы цитируется подходящее место из Библии и — случай проанализирован. При этом многое или всё разумно и верно, но, тем не менее, бывает впечатление, что такие люди едут на полном газу с натянутым ручным тормозом.
Павел потерпел бы жалкое крушение, если бы он в своё время ступил на этот путь. Великая разница состоит в том, толкуем ли мы Божие Слово своим разумом, или Святой Дух ведёт нас во всей истине.
Такая же разница состоит и в том: стараемся ли мы следовать за Иисусом, опираясь на наш разум или под руководством Святого Духа. Часто эти вещи путают. Человеческая сторона тогда имеет мир, если внешние обстоятельства соответствуют представлениям нашего сердца и мыслям.
Но есть также мир в Господе, который и тогда налицо, когда все внешние обстоятельства противоречат нашим мыслям и мнениям. Воля Божия заключается в том, чтобы мы в каждом положении пришли к миру.
Обстоятельства жизни могут совершенно противостать нашим мыслям и точке зрения. Но мир Божий наполняет наше сердце, и мы приходим к покою. Тогда мы устанавливаем, что этот мир невозможно обосновать человеческим умом и логикой.
В соответствии с человеческим образом мышления его вообще не должно быть. Но при полном молитвенном общении с Господом происходит обратное. Исполняется слово нашего текста, «мир превыше всякого ума» наполняет нас.
Тогда мы покоимся не в мире лично созданных мыслей, даже если они благочестивы, а покоимся в Божием мире. А Божий мир связывается с Божиими мыслями. Прочитаем по этому поводу из книги пророка Ис.55,8-9:
«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». На этом на сегодня закончим, продолжим в следующий раз.