Исследования Даниила, часть вторая
Мир вам дорогие слушатели, продолжим рассмотрение личности пророка Даниила, который занимался глубоким исследованием Писания. Мы читаем в книге пророка Дан.9,24: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего». Это Господь определил семьдесят седьмин. Это 490 лет ссылки.Почему именно Господь определил такое наказание для народа Своего? Земля, которую они занимали – эта обетованная земля, которая, согласно закону, должна была отдыхать тоже каждый седьмой год, не отдыхала. Израиль не соблюдал эту заповедь. И засевали землю.
Земля не субботствовала, не отдыхала. Поэтому Господь предопределил вот это наказание для своего народа, чтобы выслать их. При этом земля пустовала, и эти субботы для земли были исполнены. Я ещё раз зачитаю 2Пар.36,20-21, чтобы напомнить вам об этом:
«И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, 21 доколе, во исполнение слова Господня, [сказанного] устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет».
То есть набралось 70 лет одних суббот. И в книге Лев.26,33-35 сказано: «а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. 34 Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего];
когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; 35 во все дни запустения [своего] будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней».
Не покоилась земля. Вот поэтому эти семьдесят лет субботы. Они вытекают, если возьмём это наказание для народа, из книги Дан.9,24 – это 490 лет. Семьдесят седьмин это 490 лет. И поделить на семь, потому что каждый седьмой год земля должна была отдыхать, получается 70 лет субботства, которые Господь предсказал через Иеремию.
Мы остановились в прошлый раз на книге Дан.9,20-21, продолжаем нашу мысль, наше исследование: «И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля,
и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; 21 когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы».
«муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев» — это есть ссылка на видение о выступлении Гавриила, о котором Писание сообщает нам в книге Дан.8,16-17: «около времени вечерней жертвы».
Это высказывание Даниила очень богато разъяснениями. Оно даёт нам возможность заглянуть во внутренний мир Даниила. В описываемое в Библии время, не существовало вообще вечерней жертвы. Когда Даниил это говорил, он был вавилонским пленником, удалённым на Восток от Иерусалима порядка 1000 километров.
Во дворе храма, когда он ещё существовал, совершали по закону утреннюю и вечернюю жертву. Хотя порядка 70 лет евреи не совершали вечерней жертвы, но это высказывание Даниила показывает нам его образ мышления, как «шли его часы».
Насколько он был связан с высказываниями Слова Божиего, в книге Дан.9,22-23: «и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. 23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение».
Через Архангела Гавриила Господь обращается к Даниилу, как к возлюбленному: «ты муж желаний». Познать согласие и единодушие Писания всегда очаровательно и захватывающе. В Ветхом Завете мы знаем одну личность, как «друга Божиего».
Это был Авраам. Господь обращается к Аврааму со словами, как читаем в Быт.18,17: «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!». Господь заранее сообщал Аврааму о том, что Он намеревается сделать. Именно это есть аспект пророчества.
В связи с этим интересно то, что говорил Иисус Своим ученикам, когда Он праздновал с ними Пасху. Об этом читаю в Евангелии от Ин.15,15: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
Это связано с тем, что Иисус открыл Своим ученикам будущие события. Этот план или программу мы имеем налицо в Ветхом и Новом Завете. Содержание этой программы заключается в том, что дружба является основой, фундаментом к тому, что Господь заранее открывает нам события, которые должны свершиться в будущем.
В Ветхом Завете такой личностью является Даниил, который получает чрезвычайные сообщения о будущем. Лишь его Господь называет «мужем желаний». В Новом Завете Иисус называет Своих учеников «друзьями». Но об одном из них Писание говорит. Читаю из Евангелия от Ин.13,23: «Один же из учеников Его, которого любил Иисус,…»
Это был Иоанн, ученик, которому было сообщено содержание единственной апокалипсической (ужасы, роковой) книги. Познать в Библии эти ссылки или отношения, которые Святой Дух нам открывает, действительно поразительно.
Ангел Гавриил явился для того, чтобы возвестить Даниилу одну из поразительнейших сообщений Святого Писания. Читаю из книги Дан.9,24, зачитаю ещё раз: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых».
«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего». Данные времени в «седьминах» являются для нас несколько непривычными. Если кто-нибудь скажет, что в первой декаде этого месяца наше предприятие достигло хороших показателей, то для нас совершенно ясно, что имеются в виду первые десять дней месяца.
Неделя являлась в еврейской культуре единицей времени: неделя дней. 6 дней должны были Израильтяне работать, а в 7-ой день отдыхать. Но для Израиля существовала также «неделя недель».
Примером этого является праздник «Пятидесятницы» (Троица), который был праздником недель. По прошествии семи недель, на следующий день, то есть в 50-й день, Израильтяне должны были приносить новую хлебную жертву (Лев.23,16).
Точно также известна «неделя годов». К примеру – «суббота покоя земли» (Лев.25,2.4.6). Именно это была вина Израильтян, что они не соблюдали «субботу покоя земли». По этой причине они были уведены в первый плен. Поэтому Даниил знал, как обращаться с понятием «семьдесят седьмин» или «семьдесят годонедель».
Для него это было обычным делом. «Неделя годов» может для нас звучать непривычно, но в Библии это является привычным обозначением периода времени. К примеру: Быт.29 и Лев.25+26. Вернёмся ещё раз к книги Дан.9,24:
«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых».
В этом стихе говорится о шести вещах:
1. чтобы покрыто было преступление,
2. запечатаны были грехи
3. и заглажены беззакония,
4. чтобы приведена была правда вечная,
5. запечатаны были видение и пророк,
6. и помазан был Святый святых.
Всё это ещё не исполнилось.
Отсюда очевидно, что 490 лет наказания для Израиля ещё не исполнены. О ком говорят эти стихи? Это сказано об Израиле, но не о Церкви Иисуса. Ст.27 говорит о последней неделе – последних семи лет. Между 69-ой и 70-ой неделями имеется интервал. Следует только этот факт зарегистрировать, как всё становится ясным.
Эти вещи связаны с «субботой». Все календари базировались на 360-дневном году. Все древние культуры (Вавилон). Все они имели 12 месяцев по 30 дней. Этот факт является также причиной того, что мы имеем в кругу 360 градусов.
Переходим к ст.25 из книги Дан.9: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена».
Архангел Гавриил даёт Даниилу математически доказуемое пророчество: 7 + 62 недели. Когда начнётся отсчёт этого времени? Гавриил говорит: 69 недель до «Мессии Владыки».
Время от повеления о «восстановлении Иерусалима» до пришествия Мессии составляет 69 годонедель, что составляет 483 года или 173880 дней. Заметим себе это число!
Заглянем в историю и определим начало этого пророческого периода. Три декрета изданы в книге Ездры, гл.1, в книге Ездры, гл.6 и в книге Ездры, гл.7. Все они имеют отношение к храму. Было дано разрешение снова построить храм.
О разрешении построить храм читаем в книге Ездра.1,1-2: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:
2 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее».
О разрешении восстановить Иерусалим сообщено в Неем. 2. Приказ о восстановлении издал царь Артаксеркс в 20-й год своего правления (Неем.2,1). Теперь зададимся вопросом: когда был Иисус представлен Мессией и царём? Когда народ хотел Иисуса сделать царём, то Он многократно говорил: «ещё не пришёл час Мой».
Но в один день Господь не только разрешил, но и способствовал этому событию. Это был Его въезд в Иерусалим. Это такое важное событие, что упомянуто во всех четырёх Евангелиях. Читаю из Евангелия от Лук.19,29:
«И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, 30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился;
отвязав его, приведите; 31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. 32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. 33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу. 35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. 36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге».
В это время Иерусалим был наполнен людьми, потому что был один из трёх праздников, в который, согласно закону, всем Израильтянам следовало явиться в Иерусалим. Читаю из книги пророка Зах.9,9: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».
И тут происходит что-то интересное. Читаю из Евангелия от Лук.19,37-39: «А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! 39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим».
Ученики объявляют Иисуса Мессией и Царём. Поэтому фарисеи вмешиваются в это событие, так как рассматривали эти действия, как хуление Бога. Что делал Иисус, когда Он приблизился к Иерусалиму? Он плакал об Иерусалиме, так как знал, что произойдёт с ним в будущем. Читаю из Евангелия от Лук.19,41-44:
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем 42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, 44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
«В сей твой день» = 10-ому Ниссану в 32-ой год нашей эры, что соответствует 6-му апрелю нашего календаря. Почему 32-ой год нашей эры? Потому что Иисус жил и совершал Своё служение среди людей на земле 33 года.
Согласно сообщению Писания, Иисуса распяли на кресте в пятницу Читаю из Евангелия от Ин.19,31: «Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их».
«Та суббота была день великий», потому что это был праздник Пасхи. В это время Иисусу было 33 года. А «в сей твой день» — в день въезда Иисуса в Иерусалим – Ему было 32 года, так как это событие было в предпоследнюю Пасху, за год до распятия Иисуса.
Период времени с 445 года до нашей эры до 32-го года нашей эры составляет 476 лет (нулевого года не существует). В соответствии с современным календарём, в котором год имеет 365 дней, мы получаем за этот период 173740 дней.
От 14-го марта (Пасха совершалась 14-го Ниссана) до 6-го апреля мы имеем ещё 24 дня. И ещё один пункт следует брать во внимание. Согласно нашему календарю, мы имеем високосные годы, что составляет ещё 116 дней.
Все эти дни вместе взятые составляют 173 880 дней: точное число дней, которые Архангел Гавриил назвал как промежуток времени от издания приказа о восстановлении Иерусалима до пришествия Мессии. Откуда, собственно, Архангел Гавриил имел такую точную информацию? Это – пророчество, которое никто случайно сам исполнить не мог.
Для лучшей наглядности расчёта периода времени в 483 года (69 годонедель или 173880 дней), о котором Архангел Гавриил сообщает Даниилу, прилагаю графическое изображение.
Этот факт является однозначным доказательством, что Иисус действительно был Мессией Израиля. Если мы ещё раз обратим внимание на то, что Иисус сказал в Евангелии от Лук.19, то увидим, что Он предсказал завоевание Иерусалима и его разрушение.
37 лет позднее Иерусалим был завоёван римским фельдмаршалом Титом. При этом погибло 1,6 миллиона его жителей. Храм был полностью сожжён и до последнего камня разобран, чтобы найти содержащееся там золото.
Почему в 68-ом году новой эры Иерусалим был разрушен? Ответ мы находим в последней части Евангелия от Лук.19,44: «и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Этим «временем посещения твоего», был тот день, когда Иисус въезжал на ослике в Иерусалим. Вернёмся к книге пророка Дан.9,26:
«И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения».
Мессия, как Царь будет предан смерти. Он ничего не будет иметь! Народ приходящего вождя разрушит город. Кто Иерусалим разрушил? Римская армия. Здесь ясно сказано, что придёт другой вождь – вождь мира сего.
На эти пророчества в книге Даниила указал Иисус Своим ученикам, когда они спрашивали о «конце». На это пророчество сослался Господь Иисус. 69 седьмин точно исполнены до единого дня.
И мы можем быть уверены, что оставшаяся «неделя» будет исполнена с не меньшей точностью. Труднейшую часть этого пророчества следует видеть в том, что между 69-ой и 70-ой годонеделей имеется интервал, по меньшей мере, в 38 лет.
Господа Иисуса распяли на кресте. Святых рассеяли. Но мы знаем, что этот интервал продолжается уже более 1900 лет. Но впереди, после времени благодати, находится ещё период в 7 лет – 70-я седьмина.
Чему же мы можем из этой информации научиться? Даниил исследовал Писание и пребывал в молитве. И, как мы поняли, очень серьёзно и искренне. Можем ли и мы о себе сказать: «в этих вопросах я, как и Даниил, искренен и серьёзен перед Господом».
Самое важное заключается в том, что в Своём Слове Бог показывает, что на каждой странице Святого Писания речь идёт о какой-нибудь Личности. И этой Личностью (часто символично) является Иисус Христос.
В книге Даниила мы имеем обетование о Его пришествии, пророчество, данное на много сотен лет до его исполнения. Имеешь ли ты личную связь или отношение с Иисусом Христом? Понимание или точка зрения, что Он является великим учителем, недостаточна.
Иисус Христос является Сыном Божиим. Об этом факте свидетельствует Писание однозначно, поэтому главным вопросом является: принял ли ты Иисуса Христа своим личным Спасителем и Господом? Рождён ли ты свыше и спасён для жизни вечной?
Если нет, то имею к тебе ещё один вопрос: есть ли что-нибудь в твоей жизни, что удерживает тебя от этого шага? Какие же выводы должны мы, как дети Божии, сделать из всего выше прочитанного или слышанного?
Совершенно по-новому открыть для нас Библию, как очень точное сообщение нашего Господа Иисуса. Аминь.