Знамения и чудеса, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели, продолжаем рассмотрение темы «Знамения и чудеса». Сегодняшнюю нашу проповедь начнём с рассмотрения случая в Евангелии от Мрк.16,17-18.
Что же это означает
Прежде всего, зададимся вопросом: не уничтожает (в смысле упраздняет) ли Писание (если для себя рассматривать, то можно по-разному истолковывать) всё то, что до этого момента найдено нами? Безусловно, нет!!
Поэтому это высказывание Господа не трудно привести в общую связь: Иисус дал здесь не общее (или всем обязательное) для всех верующих обетование творить перечисленные знамения. Это доказывает риторический вопрос Павла Коринфянам, 1Кор.12,29-30: «все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками?».Во-первых, высказывание Павла ограничивает число лиц, что сегодня умышленно не замечают. Во вторых заметим, что Иисус не обещал, что знамения согласно Евангелию от Марка гл.16,17-18 будут сопутствовать верующих во всех будущих столетиях.
Как дословный текст, так и связь со всем Словом дают возможность заключить (обзор всего пути спасения даже требует этого), что Его обетования ограничены временем служения апостолов.
Иначе мы должны были бы сделать вывод, что все верующие на пути истории Церкви, которые не творили чудеса, не верили по-настоящему, что было бы чистейшим вздором. Как мы читаем в книге Д.Апостолов: верный Господь исполнил Свои обетования.
Вспомним только роль знамений на пути спасения, и всё станет ясно. Особенно кажется странным то, что многие верующие в корне это признают, но не хотят признать или не могут, что к знамениям, которые прекратились, относится и знамение говорить языками.
Эта странная, необычная нелогичность, где речь идёт об этом знамении, наводит на подозрение, что за этим стоит ни кто иной, как враг всего Божиего порядка. Тем более, что Господь специально сообщил нам по поводу этого знамения: «языки умолкнут» (1Кор.13,8). Ввиду того, что всегда ссылаются на книгу Д.Ап. или на 1Кор, то относительно этого вопроса следует сделать:
Краткое объяснение к значению говорить языками
В общем обзоре библейского значения знамений стало уже ясно, что они встречались всё время экономно и в соответствии с Божиим планом. Далее знаменательно то, что появление знамений нигде не отмечается отдельным или целым этапом пути спасения.
А после введения каждого нового откровения ослабевали и затем постепенно совсем исчезали. Эту закономерность мы видим как при введении Ветхого Завета (книга Исход), так и при введении Нового Завета (Евангелий и книги Деяний).
Является ли знамение говорить языками исключением из этого правила? Впервые это знамение упоминается в Евангелии от Мрк.16,17 при обетовании Господа. Оно здесь абсолютно ясно стоит в связи с миссионированием, с распространением Евангелия.
Это обстоятельство позволяет ожидать, что это знамение для неверующих. В 1Кор.14 Павел останавливается на употреблении способностей этого знамения и объясняет запутавшимся Коринфянам, что является, собственно, функцией его употребления:
«В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают меня, говорит Господь».
Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих (1Кор.14,12-22). Это объяснение подтверждает, что мы на основании Евангелия от Мрк.16,17 подозревали или о чём догадывались. Знамение языков предусмотрено неверующим!!
Поэтому и кажется крайне странным то, что сегодня верующие этими дарами между собой просто забавляются!! Но далее становится ещё ясней и точней и это очень многозначительно: это знамение дано «народу сему», то есть евреям!!!
Появление этого знамения в книге Д.Апостолов подтверждает этот факт абсолютно точно и ясно. Прежде всего, следует отметить, что языки практически не на каждой странице и не в каждой главе книги Д.Ап. встречается, а всего лишь целых три раза. И это на протяжении нескольких десятков лет!
Поэтому их, эти способности творить знамения, называют (Пётр Майер к вопросу «пятидесятническое движение однажды и теперь») редкостным явлением – диковинкой. Вопрос заключается в трёх следующих случаях:
1) Книга Деяния, гл.2, в отношении излияния Святого Духа – часа рождения Церкви Иисуса.
2) Книга Деяния, гл.10, в отношении обращения Корнилия, что является картиной излияния Святого Духа на язычников, и причисление Господом язычников к Церкви.
3) Книга Деяния, гл.19, в отношении введения учеников Иоанна Крестителя в Новый Завет.
По порядку рассмотрим эти три случая.
Деяния – глава 2
День Пятидесятницы недвусмысленно является разовым событием на пути плана спасения. Это событие так же неповторимо как страстная пятница, как день воскресения Иисуса. Поэтому логично, что при этом мощном событии свершились среди прочих и особые знамения говорить языками.
Это не должно удивлять. Ни в коем случае мы не должны требовать пережить того, что пережили ученики в день Пятидесятницы. День Пятидесятницы также мало повторим, как страстная пятница и Пасха.
Просить нового дня Пятидесятницы также бессмысленно как требование, чтобы Иисус стал снова человеком в плоти. К примеру, за то, что Моисей во второй раз ударил скалу – прообраз Иисуса Христа – Господь строго наказал его тем, что не впустил в обетованную землю Ханаана!! Он должен был говорить скале, а не бить её.
Что означает: второй раз распинать Христа на Голгофе!!! Это, то же самое: мы не можем просить небесного Отца, чтобы Он ещё раз послал Сына в плоти на землю и вторично распинал Его на кресте.
Разовость и неповторимость пути спасения имеет следствие. Теперь, с момента дня Пятидесятницы, мы живём на новом этапе пути спасения. И с этого момента ни один человек, как тогда ученики, не должен проходить этой дорогой из Ветхого Завета в Новый Завет.
Через знамение говорить языками Господь обращался к неверующим, к евреям и прозелитам (Д.Ап.2,10).
Деяния глава 10
И в Д.Ап.10 Святой Дух рисует нам особый случай: первый язычник был крещён «одним Духом в одно тело» (ср.1Кор.12,13). Для присутствующих евреев это было что-то неслыханное, поэтому они и изумились (ст.45). Они ещё не могли постичь, что благодать пришла к язычникам. Но знамение говорить языками убедило их, что Святой Дух действительно излит и на язычников.
Следовательно, и здесь знамение было для евреев. Итак, когда «братия, бывшие в Иисусе» услышали, что и язычники приняли Слово Божие, то они ужаснулись (гл.11,1-3). Поэтому Пётр вынужден случившееся выложить перед этими «неверующими евреями».
Вскоре после события в доме Корнилия, где Пётр подчёркивает, в ответ на вопрос и упрёки со стороны еврейского христианства, «когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святой, как и на нас вначале» (гл.11,15).
Проявившаяся способность говорить языками показала Петру и его спутникам, что событие в доме римлянина идентично с тем «как и в нас в начале», то есть в день Пятидесятницы. Впрочем, из этого стиха вытекает, что в первоначальной Церкви способности (данные) творить знамения встречались не как на конвейере. Пётр выразительно и стихийно ссылается на «начало», а не на продолжающие данные распространяться.
Деяния глава 19
И в этой главе есть особый случай. Учеников Иоанна Крестителя Павел спрашивает: «приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Павел хотел знать, веруют ли они в смысле Нового Завета. Между прочим, это значит, что это было нормальное апостольское учение, как мы видим в послании Еф.1,13.
Кто веровал, тот имел Святого Духа. А кто Его не имел, тот показывал этим, что он не Христов (Рим.8,9). Это означало, что он ещё неверующий в смысле Нового Завета, ещё не является дитём Божиим! А ученики Иоанна Крестителя были верующими в смысле Ветхого Завета. Павел же выкладывает им совершенный план спасения.
Господь даёт им лично знамение говорить языками, как подтверждение верности их шага на основе наставления Павла, потому что на его месте мог быть фальшивый учитель. Так что и здесь знамение дано для евреев, ибо ученики Иоанна Крестителя были, безусловно, евреями, потому что Иоанн Креститель не проповедывал язычникам.
Если сегодня кто-нибудь говорит: «ученики в книге Д.Ап.19 говорили языками, когда они получили Святого Духа, поэтому и мы должны это делать. То следует отметить, что их способность говорить языками не являлось их рождением свыше!!
Тогда сегодня должны бы найтись ещё такие люди, которые знают только благовестие Иоанна Крестителя, а это значит быть верующими только в смысле Ветхого Завета. Это, безусловно – бессмыслица. Мы не можем этого требовать.
Итак мы видели, что эти знамения в книге Д.Ап. единичны и специальные случаи. Известные круги верующих хотят сегодня сделать исключение к закону. И кто это делает, тот является фальшивым учителем.
Ещё одно замечание к 1Кор., которое вновь и вновь цитируют, если хотят оправдать дары творить знамения в случае говорить языками. 1-е Послание Коринфянам является одним из раннейших Посланий Павла. Он пишет его из Ефеса (Деян.19), то есть в такое время, когда он сам ещё творил знамения.
В более поздних Посланиях, как Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Тимофею не встречается больше ни слова, ни о языках, ни о прочих знамениях. Так же мало пишет об этом Пётр, Иоанн, Иаков или Иуда. В Посланиях отсутствуют также указания и ссылки на знамения.
Для Коринфян подходили ещё особые обстоятельства. Это мы видим в том, что Господь не только знамениями говорил через языки, а что Он умерщвлял и верующих на основании того, что они недостойно ели и пили (причащались), что было для них мощным знамением (1Кор.11,30).
Случается ли это и сегодня ещё? Вспомним только протестантские обычаи давать неверующим причаститься! Если бы Господь, равным образом, продолжал к нам говорить знамениями как тогда в Коринфе, то мы имели бы в церквах (в зданиях церквей) поля трупов.
И не только в церквах, но и во многих общинах, где нарушается Божий порядок причащения (празднование вечери)!! Не достаточно ли это ясно? С прекращением знамений, в общем, прекратились и языки!!
г) История Церкви доказывает прекращение знамений
Высказывания отцов Церквей подтверждают то, что мы заимствовали у Слова Божиего, что именно знамения и чудеса прекратились со смертью апостолов. Доктор Б.Б.Вафилдс пишет в своей книге „Couterfeit Miracles“.
После того как он проработал литературу писателей третьего столетия: Тертулиана, Минуциуса Феликса, Оригенеса и Цыприана «мы попали, в постоянно нарастающем потоке, в четвёртое столетие.
В поток, в котором ни один писатель от своего имени или от имени любого церковного деятеля не утверждал, что творили какие-либо чудеса. Не удалось также найти ни одного детального обсуждения такого случая» (ст.12).
В 392 г. после рождения Христа, Августин спрашивает: «почему сегодня не случаются такие вещи?» и отвечает: «они никого не волновали бы, если бы они не были удивительны…» Господь обходился с нами мудро в том, что Он дал их раз и навсегда, чтобы убедить мир.
Чтобы впоследствии мир надеялся на массу, которая таким путём переведена к вере» (стр. 41). И как часто мы будем оценивать обоснование Августина (и других) для прекращения знамений, нужно увидеть и понять, что они прекратились.
Хрызастомос жил в 4 столетии и считался лучшим проповедником своего времени. Он говорил: «не утверждай, что чудеса тогда не случались, потому что они сегодня не случаются … В те дни они были полезными, сегодня же – нет! О сверхъестественных силах не осталось и следа».
«Исидор из Пелузиума» (4 столетие) спекулятивно говорит в отношении этого вопроса: «возможно и сегодня случались бы чудеса, если бы жизнь учителей в своём значении соответствовала жизни апостолов».
А «Исидор из Севиллы» пишет в 7-ом столетии: «причина, почему Церковь сегодня не творит чудеса как во времена апостолов, состоит в том, что чудеса тогда нужны были, чтобы убедить мир в правдивости христианства. Теперь, после того как мир убеждён, ему надлежит светить добрыми делами… Кто сегодня, как верующий, стремится к сверхъестественным силам, добивается тщеславия и человеческого одобрения, аплодисментов».
Во всяком случае, с расцветом всего мирского, в христианство проникало суеверие и вера в чудеса. Это длилось до тех пор, пока в средние века не были приписаны каждому римско-католическому «святому» невероятнейшие чудо-силы.
Все притязания на знамения и сверхъестественные откровения Мартин Лютер отвергал как фанатизм и говорил: «Господь остаётся в рамках Своего Слова и иначе как через Слово не хочет с нами действовать». Лютер был человеком Слова Божиего, и в этой мере он стал благословением.
Но он не был в принципе и в вопросе крещения против Господа, как думают сегодняшние лютеране во всём мире. Он был за правильное крещение: взрослыми!! Но, за его правильную трактовку библейского учения Ватикан подсылал своих ставленников, чтобы его убить.
Немецкие князья укрывали Лютера по Божией воле от этого покушения, поэтому Мартин Лютер сделал под их нажимом компромисс. Естественно, что эти князья был крещены детьми.
Поэтому, если они хотели спастись для жизни вечной, им следовало покаяться и взрослыми принять крещение!! Но они этого не понимали, поэтому Мартин Лютер сделал в этом вопросе компромисс и оставил существовавшее до этого крещение младенцев.
Баптисты, насколько мне известно, держат в этом вопросе верный курс: в соответствии со Словом Божиим. Хотя нет необходимости вас в этом убеждать. Но посмотрите, как слепо упорствуют в этом вопросе лютеране во всём мире ещё и сегодня!!
Это является одним из выдающихся примеров религиозности. Они желают повторять по традиции то, что делали их предки, причём делали заведомо неверно. Это то, что в Библии называется «суетной жизнью» (1Пет.1,18-19).
Из этих стихов ясно видно, да будет это известно всем религиозникам, что религия не спасает!!! А ведь перед смертью, Мартин Лютер позвал к себе видных духовных деятелей того времени, и убедительно увещевал их, чтобы после его смерти они не создали новую религию. Но, вопреки этому, они всё же создали эту религию.
Однако вернёмся к нашей теме. «Игнатиус из Лоиолы» был современником Мартина Лютера. Поворот в его жизни произошёл на основе видения «святой Марии» с малышом Иисусом. Из видений получал он впредь свои решающие указания.
Он стал основателем иезуитского ордена и этим самым стал и услужливейшим инструментом Рима в борьбе с реформацией. Охотней всего он называл себя «атнилютером». При противопоставлении этих двух фигур напрашивается вывод.
Один, руководимый только Словом Божиим, становится инструментом Господа в благословение многих народов. Другой, руководимый видениями, становится инструментом сатаны, проклятием многих народов. К примеру, Австрия была уже на 94% протестантской, когда римско-католической религии удалось вернуть в католицизм с помощью иезуитов практически всю Австрию.
Следующий примером тому, что сатана с пристрастием прибегает к знамениям и чудесам, чтобы завести в заблуждение людей, есть американский руководитель секты «Джим Джонс» (Jim Jones), который основал в Калифорнии «Peoples Temple».
В одной проповеди он жалуется: «Слишком много людей смотрят в Библию вместо того, чтобы на меня смотреть!». Своему чёрному помощнику в проповеди он даже приказал: «иди и проповедуй меня! а я подтвержу это чудесами».
Как важно «одной верой ходить» и каждое, якобы Богом, или Святым Духом, вызванное действие, сначала поставить под вопрос. Особенно, если оно каким-либо образом воздействует на наши пять чувств. Приведу пример с «Еван Робертсом».
Он был инструментом в руках Господа, чтобы начать большое пробуждение в Валесе в 1904-1905 годах. Пробуждение пошло на убыль, когда врагу удалось посредством чудес и разного рода сверхъестественных проявлений отвлечь Евана Робертса от Слова Божиего.
Следующий случай наглядно это поясняет: «Робертс имел привычки уединяться в комнате или коморке для молитвы, после того как все уже отправились в зал Богослужения. Однажды, он был очень удивлён, когда увидел, что всё помещение наполнилось сверхъестественным светом.
Он трепетал от мысли, что это является испытанием Господа и, таким образом, воодушевлённый, пошёл к служению на проповедь. В этот день было спасено много душ. Это было в одну среду. В ближайшее воскресение он пришёл в город «Н», где ему предстояла особо решающая проповедь.
Этот город оказал Евангелию до этого момента очень большое сопротивление. Поражение укрепило бы врагов, победа – напротив – воодушевила бы верующих. После того, как Робертса оставили в камере одного, он встал на колени для молитвы.
Он испытал большое сопротивление врага, стал бороться против него, но прорыва не добился. Он почувствовал тяжесть воздуха. Камера стала мрачной как мрак Египта!! Он молился дальше. В конце концов, без признаков победы, он вынужден был идти на кафедру.
Определённой победы нельзя было отрицать, потому что многие другие тоже молились, но открытой победы не получилось. В эту ночь враги торжествовали, речь идёт больше о демонах в невидимом мире. Их укрепления были непоколебимы.
Месяцы спустя, когда во время отдыха в Ланчестере Робертсон анализировал опыт пробуждения, то пришёл к заключению, что оба случая: как свет, так и мрак, были от врага!! Перед этим событием каждая победа базировалась только на вере и достигалась в полной зависимости от Святого Духа.
Робертсону казалось это событие, движение силы сатаны почти невероятным, но это было так!!! Стратегия сатаны была одна, чтобы отвести его от основы веры. Чтобы отвлечь его внимание на впечатление и чувства.
Обескуражить его непосредственно мраком или пытаться его непосредственно мраком обескуражить не помогло бы принести сатане успеха, потому что его веру не удалось бы поколебать. Необыкновенный свет достиг цели врага, исполнил его намерения.
Робертсон признал, что после этого события со сверхъестественным светом он начал и дальше высматривать такие манифестации, вследствие чего позиции его веры были ослаблены. Ради нейтралитета к политике пропущу 6-ю главу под названием «общая картина последнего времени» и перейду к заключению нашей темы.
Если всё это направление, характеризуемое сенсационными чудесами и знамениями, исходит не от Господа, а от сатаны, тогда нам нельзя оставаться нейтральными наблюдателями. Некоторые считают это мудростью или братской любовью терпеть инакомыслящих.
Но дело тут не в инакомыслящих, а в соответствующих делах и учении. Что такое мудрость? Писание определяет мудрость совсем скромно и просто как послушание Слову Божиему (Втор.4,5-6; Мтф.7,24). И что же предлагает нам Слово? Читаю из послания Еф.5,11: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте».
Это значит: обнажайте и занимайте позицию против этого. Господь славит Церковь в Ефесе в том, что они ненавидят дела Николаитов, Отк.2,6: «которые и Я ненавижу».
А Псалмист требует: «любящие Господа, презирайте злое!» Оставаться по отношению фальшивых учений нейтральным и пассивным не есть выражение любви. Это не метод, чтобы никого не поранить, а более выражение самовлюблённости, желание щадить только себя, по возможности остаться незаметным и не рисковать выставить себя неприятно.
Интересным образом связывает апостол нелицемерную любовь непосредственно с отвращением злого (Рим.12,9). Если мы любим Господа и Его Слово, то будем усердствовать, чтобы содержать учение Господа в его Церкви в чистоте.
И если мы любим братьев и сестёр, тогда мы будем в любви предупреждать и делать замечания. Если мы не займём правильной позиции, кому мы тогда ещё сможем указывать верную дорогу? И, как говорится в 1Кор.14,8: «труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?».
К сожалению, и среди христиан сегодня очень популярна толерантность, терпеливость, как это требует дух времени. Только не быть упрямым: «каждому своё», так гласит девиз. Терпеть других с их мнением, каково бы оно не было.
Это соответствует тогда, когда дело касается личных вкусов и мнений о еде, питье и т.п., о чём в Рим.14 ясно сказано. Но если затрагивается Слово Божие, то речь уже не идёт о личных вещах. Нет! это касается в высшей степени каждого из нас. Тут мы не можем отвечать словами Каина, Быт.4,9: «Разве я сторож брату моему?».
Мы должны помнить о том, что все мы в отдельности члены одного тела и если один член страдает, то все остальные вместе страдают.
Как благотворно ясно высказались ведущие братья общин и свободных церквей Германии в так называемом «Берлинском объяснении» в сентябре 1909 году, в котором они заняли позицию против возникшего движения пятидесятников.
«Так называемое движение пятидесятников происходит не сверху, а снизу. В нём действуют демоны, руководимые коварством сатаны, смешивают ложь и правду, чтобы совращать детей Божиих. Во многих случаях так называемые «духовно одарённые» показали себя дополнительно как одержимые».
Каким всё же благословением было Берлинское объяснение верующим Германии! Здесь труба давала ещё определённый и ясный звук, и к сражению можно было готовиться. И Германия оставалась ещё долго защищённой от влияния движения языков.
А сегодня? Кто ещё осмеливается так ясно говорить? Остаётся пожелать всем мужества в вере, чтобы, как написано в послании Еф,4,15: «истинною любовью всё возвращали в Того, Который есть глава Христос».
Ещё несколько мыслей по поводу видений, которые имели современники Лютера Игнатиус и Еван Робертс.
Поскольку я родился и вырос в России, то для меня не могло остаться незамеченным проявление мрака и тёмных сил. Только тогда, будучи без Господа Иисуса, я не оценивал опасности всего этого мрака.
А верующие не оценивают это там и сегодня. Потому что не имеют в этих вопросах света Господа, не имеют ясных позиций. Среди верующих широко распространено:
1. гадание,
2. вера в сны (сбывающиеся сны!),
3. вера в счастливые и несчастливые приметы,
4. лечение недугов заговариванием (что является белой магией),
5. видения и т.д.
Господь Иисус не только призвал меня и спас для жизни вечной, но и проявил ко мне чрезвычайную милость, которую я не заслужил (Рим.9,15.16.18). Он вырвал меня из этого болота лютеранской религиозности и сатанинского мрака. Он перенёс меня в Германию, дал здоровое библейское учение.
Он широко открыл мои духовные глаза на всё то, что происходит сейчас со Словом Божиим во всём мире. Он дал мне в сердце особую любовь, помочь разобраться в вышерассмотренных вопросах и выйти из заблуждения верующим в России, Украине и всем русскоговорящим в мире. Именно потому, что я знаю ваше состояние.
Далеко не пойду в отношении видений. Моя родная сестра, которая теперь в вечности с Господом, имела видение подобно Игнатиусу. На затемнённом газетами окне она видела силуэт «мнимого Иисуса» со святым ореолом вокруг головы, таким, как Его часто рисуют религиозные люди.
Она утверждала, что на основании этого видения она покаялась. На все мои разъяснения ожесточилась и ответила: «от Бога ли, от сатаны ли это видение было – неважно, важно то, что через него я пришла к вере». После моих разъяснений, не достигших её сердца, мы с братом стали только молиться за неё.
Потому что эти видения имели глубокие корни через наших предков. Впоследствии моя сестра пришла в баптистское собрание, услышала благую весть, и по-настоящему покаялась.
Другой пример. Муж моей тёти, проповедник небольшого лютеранского собрания в Казахстане был в сталинские времена репрессирован и осуждён к расстрелу. Затем расстрел был заменён 25-ю годами заключения. В заключении он имел несколько видений.
Он предсказал смерть Сталина при свидании с сыновьями. Предсказал развал Советского Союза. Но самое главное, что я хочу отметить: он имел видение подобно Робертсу. Только сначала он видел в своей тюремной клетке мрак, вокруг страшная вонь, вороны одолевали его.
Это видение он правильно оценил, что оно от сатаны. Стал сильно молиться и это отвратительное видение исчезло!! Затем в камере без окон появился мощный свет!! голуби крыльями ласкали его!! И он поверил, что теперь это от Господа.
Тут, к сожалению, сатана взял его хитростью. Он гордился этим видением, думая, что Господь особенно к нему благоволил. Какой, однако, сатана коварный!!! Его приёмы одни и те же в разных частях света!!
Я славлю Господа Иисуса, что Он призвал меня (Пс.4,4), спас для жизни вечной, открыл мне Своё Слово и дал Духа распознания ложных учений. Он дал мне важное задание по разоблачению этих сатанинских трюков. Аминь.