Очищение души
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня об очищении души. Это выражение встречается в Писании всего лишь один раз, а именно в 1Пет.1,20-23: «предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, 23 [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек».
Поэтому возьмём это место Писания за наш главный текст.
Часто дети Божии задают вопрос: «что имеет в виду Слово Божие под очищением души?» Трудность заключается в том, что это выражение встречается в Библии лишь один раз! Чаще мы встречаем выражения: «очищение плоти»; «очищение духа» и «очищение сердца». Но очищение души – всего один раз.
2Koр.7,1: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».
Д.Ап.15,9: «и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их».
Заранее замечу, а затем приведу несколько доказательств того, что под очищением души имеется в виду нечто иное, чем наше рождение свыше. При этом я опираюсь на Элберфелдерский перевод Библии.
В нашем исходном тексте Апостол Пётр пишет в адрес Церкви Иисуса и говорит: «очистив души ваши». Это такой процесс, который является прошедшим этапом той Церкви, которой Пётр пишет это Послание. Это процесс, который верующие этого собрания исполнили: они очистили свои души.
Я задал себе вопрос: имеется ли в Библии такой пункт или какое-нибудь доказательство, чтобы я мог сказать: «я могу быть уверенным, что, проповедуя в собрании, я имею перед собой хотя бы только рождённых свыше, только детей Божиих, не говоря уже о таких, которые очистили свои души»?
Чтобы я с уверенностью мог себе сказать, что никто из присутствующих не имеет проблем в каком-либо специальном грехе. Такого пункта нет, и не может быть, потому что я не знаю и не могу знать состояния ваших сердец.
Я не намерен проводить среди верующих такой анализ, так как не хочу брать на себя такую ответственность. Но известно одно: если я знаю, что имею перед собой только верующих, то могу сказать, что все присутствующие без исключения являются спасёнными, являются детьми Божиими.
Они являются искупленными кровью Иисуса, являются избранными, и, согласно 1Пет.1,14, я вижу их «как послушные дети». Это я могу сказать обо всех без исключения, не зная, что тот или иной в своей жизни делал.
Условием для этого является лишь то, чтобы я знал, что передо мной находятся только дети Божии. И мы знаем, что согласно библейскому учению дети Божии не могут потерять спасение. К этому предложению я ниже ещё вернусь.
Если же мы становимся Господу неверными и от веры отпадём, то Апостол Павел по этому поводу говорит во 2Tим.2,13: «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может».
Поэтому ещё раз подчёркиваю, что рождённый свыше человек не может погибнуть, не может потерять спасение. Я знаю, что дети Божии, слушающие эту проповедь, как верующие, однажды обратились к Господу, поэтому я не делаю исключения. А люди, однажды обратившиеся к Господу, спасены для жизни вечной.
Именно такое высказывание мы находим у Апостола Петра в нашем исходном тексте. Он говорит: «Послушанием истине через Духа очистивши души ваши…». Он говорит это всему собранию и не делает никаких вычетов, никаких исключений; не говорит, что большинство или некоторые из вас. Пётр распространяет своё высказывание на всё собрание.
Я основательно об этом поразмыслил, и мне не пришло ничего другого на ум. Это сообщение Слова является доказательством, является основанием того, чтобы в нашем главном тексте мы видели обращение к Господу или просто покаяние.
Следующим пунктом является… При этом я обратился к греческому оригиналу, в подстрочный перевод. А раньше я уже объяснял, что под действительным очищением имеется ввиду не то очищение, как мы это понимаем.
В оригинале (да будет это всем известно!) в этом месте мы читаем слово «освящение». Корень этого слова встречается в Библии 14 раз. А слово «освящение» встречается всего лишь 2 раза. Во всех остальных случаях в Библии находим вместо этого слово «очищение».
Первое из этих двух мест мы находим в 1Пет.1,22. При этом мы приходим к выводу, что процесс или событие в этом стихе является единственным в своём роде, так как Пётр говорит, что это событие находится позади вас, и что вы этот процесс не два или три раза совершили или совершаете, а один раз совершили его однажды.
Второй раз это выражение мы находим в 1Ин.3,3: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист».
И в этом стихе читаем в оригинале «освящает себя…». Так что в действительности текст этого стиха выглядит так: «И всякий, имеющий сию надежду на Него (на Его пришествие и восхищение Церкви), освящает себя так, как Он свят».
Так выглядит текст этого стиха в оригинале. Но поскольку «освящение» означает «отделение», то этот текст выглядит в действительности так: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, отделитесь от мира сего, как и Он удалён от мира сего». Имеется в виду от греховных дел мира сего!
В отношении этого стиха (1Ин.3,3) я много размышлял. Глядя на наше греховное тело, на этого старого Адама, я удивлялся этой формулировке в Библии: «И всякий… очищает себя, как Он чист».
В отношении нового Творения в нас, рождённого от нетленного Божиего семени и имеющего существо Иисуса, нечего очищать; а в отношении нашей плоти, в которой живёт «тайна беззакония» сатаны со времени падения в грех наших прародителей, даже Господь Иисус ничего сделать не мог.
Он не пришёл на землю в плоти с целью отремонтировать нашу плоть, нет! Нет! Поэтому, какой может быть разговор о том, чтобы в плоти на земле мы достигли чистоты Иисуса Христа?!
Понимаем мы теперь, почему событие в 1Пет.1,22 встречается в Библии только один раз? И если в 1Ин 3,3 читаем об освящении (отделение), то можем сказать, что этот процесс может происходить много раз! Если я имею надежду на пришествие Иисуса, то я стараюсь освящаться. Этому вопросу я посвятил проповедь: «Освящение».
Но у многих христиан дело обстоит в этом вопросе так. И это не ново, что если человек имеет какое-то важное намерение (строить дом или ещё что-то должен на этой земле сделать), он так рассуждает: «я надеюсь, что Господь не явится в ближайшее время, ибо я должен сначала завершить свою работу»; или вроде того, что «подожди, Господи, с пришествием, а то мои родственники ещё не все спаслись».
В таком случае надежда детей Божиих на скорое пришествие Господа отсутствует! Любовь к появлению Господа, как говорит Апостол Павел, отсутствует. Поэтому и «очищение» (освящение) на основе этого пришествия Господа отсутствует (см.Кол.3,1-5).
Средством для исцеления от этой болезни, от этого равнодушия служит проповедь. Мы приходим снова в собрание, слушаем проповедь Слова Божиего на тему о готовности ожидания Господа, и тогда Святой Дух нас увещевает и снова увлекает к этому ожиданию.
Если бы мы попытались перевести слово «освящение», то должны бы на русском языке сказать: «стать чистым путём прощения грехов». И мы знаем, что в нашей жизни существует два различных момента (или пункта), в которых путём прощения грехов мы становимся чистыми. Где они находятся?
Одним из этих двух пунктов в глобальном смысле является обращение к Господу с покаянием. А обращение является единственным в своём роде и не повторяется! Нет нужды в том, чтобы обращение совершать десять раз.
И даже тогда, когда сатана старается нам внушить: «ты же не спасён для жизни вечной», то это является лучшим доказательством, что мы действительно спасены. Погибшим грешникам сатана никогда этого не говорит.
Итак, обращение является единственным в своём роде событием. При следовании за Иисусом я тоже очищаюсь посредством прощения грехов, но именно тогда, когда я каюсь и прошу нашего Господа Иисуса о прощении за содеянные ежедневные грехи (согласно 1Ин.2,1-2).
Если я каждый день каюсь за совершённые в этот день грехи, то посредством прощения грехов становлюсь чистым. Поэтому это такой процесс, который повторяется.
Таким образом, мы должны в 1Ин.3,3 видеть прощение грехов (освящением – отделением…) через покаяние при следовании за Иисусом, так как этот процесс прощения является повторяющимся.
А в 1Пет.1,22 мы должны видеть фундаментальное прощение грехов при обращении, так как этот процесс является единственным в своём роде. И здесь я признаю перед Господом свои грехи, Он омывает меня Своей кровью и я становлюсь чистым.
Это был второй пункт доказательства, что в 1Пет.1,22 мы должны видеть очищение души при обращении. Но исходя из оригинала я выработал для этого доказательства ещё третий пункт.
При этом я задал себе вопрос: на чём же основано это очищение, вследствие чего происходит это очищение? Ответ мы имеем в выражении в нашем исходном тексте в выражении: «Послушанием истине…».
А мы знаем, что согласно Евр.9,22 «…и всё почти…очищается кровью». И если мы здесь читаем: «почти всё», то это значит за исключением каких-то немногих вещей, всё остальное очищалось посредством крови.
И теперь мы приходим к выводу, именно этим исключением является «очищение послушанием». Поэтому в Послании Евреям.9,22 написано: «Да и всё почти по закону очищается кровью…», но не всё!
Итак, души очищались посредством послушания. Хорошо! Но это может происходить и при следовании за Иисусом. Если я услышу в собрании соответствующую проповедь о моей готовности на день пришествия Господа, тогда как Он может в любой день явиться, то Святой Дух меня совершенно по-новому призывает.
Я оставляю ненужные дела, быть может, и греховные, которые я ранее совершал, проявляю снова в какой-то мере послушание и в этой мере освящаю себя, отделяюсь от греховных дел мира сего.
Но в оригинале, и это очень интересно, имеются различные понятия (выражения) для слова «послушание». Существует послушание, которое я имею, когда готов покаяться и говорю: «да, дорогой Господь Иисус, я готов и хочу теперь покаяться, я хочу спастись для жизни вечной».
Вторым видом послушания является то, которое я проявляю при следовании за Иисусом. Это – совершенно два различных послушания. Это слово встречается в 1Пет.1,22 в этой же главе ещё два раза. Поэтому становится ясно, что это может означать только обращение.
Одно из этих двух мест мы имеем в 1Пет.1,1-2: «…избранным, 2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится».
Весь этот перечень слов как: «избранным по предведению Бога Отца»; «при освящении от Духа»; «к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа» — всё это однозначные понятия, которые относятся к рождению свыше, но не к следованию за Иисусом, поэтому мы к ним ещё вернёмся.
Ещё раз встречается выражение «к послушанию» в этой же главе в ст.14, где однозначно и совершенно ясно видно, что это сказано о детях послушания – о рождённых свыше! Кто отважится утверждать, что здесь имеется ввиду послушание следования?
Если кто-нибудь станет это утверждать, то я стану утверждать, что все верующие являются детьми «непослушания». Ибо никто из детей Божиих, в том числе и я, не является при следовании за Иисусом «дитём послушания», никто!
Мы не знаем, в чём именно Господь усматривает грех. Во всяком случае, многое, что мы не считаем грехом, является в глазах Господа грехом, если даже согласно Иак.4,17 Слово говорит: «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Уже в одном этом пункте все дети Божии грешат, да ещё как!
Мы, дети Божии, не в состоянии распознать хотя бы один процент всех грехов, которые в глазах Господа является грехом. Поэтому никто не сможет при следовании за Иисусом стать «дитём послушания».
В таком случае мы все должны бы быть совершенными, чего не бывает. Господь и не требует от нас этого; и даже тогда, если Иисус сказал, Mтф.5,48: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Так, как написано в этом стихе: «вы должны быть», так выглядит содержание этого стиха в оригинале. Поэтому заметим себе, что это не приказ и не задание от Иисуса. Он не говорит в повелительной форме «будьте», а говорит «вы должны быть».
Таким образом, Он выражает своё желание по отношению к своим ученикам. Это выражение Иисуса мы можем так сформулировать: «вы, собственно, должны быть совершенны, но вы не можете из-за наличия греха».
Но почему в 1Пет.1,14 мы, всё же, имеем это выражение «дети послушания»? Потому что мы, теперь как спасённые, готовы были быть послушными в одном пункте, который гласит: веруйте в Иисуса, и вы спасётесь.
В одном этом пункте мы были послушными, поэтому мы и спасены для жизни вечной. И только поэтому мы охарактеризованы «детьми послушания». Поэтому это обстоятельство является стопроцентным доказательством, что в этом «послушании» ни в коем случае не имеется ввиду следование за Иисусом, а только покаяние!!!
Этот вопрос можно и далее углублять и приводить примеры в его доказательство, но мы видим, что этим «очищением», а вернее «освящением души» однозначно имеется ввиду обращение или покаяние. И это мы, дети Божии, все без исключения сделали. Все спасённые сделали очищение души.
Рассмотрим ещё четвёртый пункт. Но он стоит ещё под вопросом, потому что я не на сто процентов убеждён в его верности. Но, тем не менее, я скажу об этом. Насколько я познал Слово Божие, то существует только одно действие, которое человек сам осуществляет над своей душой – это есть покаяние.
Ибо вследствие покаяния душа человека запечатывается Святым Духом. Душа человека выходит из состояния погибели в состояние спасения; из состояния смерти, в состояние жизни! Это есть акт, который находится в ответственности человека.
И если состояние души человека изменяется посредством действия этого человека, то это происходит в том, что он становится на колени и молится: «Дорогой Господь Иисус, я верю, что Ты – Сын Божий и что Ты – Бог.
Я принимаю Тебя своим Спасителем, я признаю себя погибшим грешником, поэтому прошу Тебя, прости мне все мои грехи, омой меня Своей кровью и спаси для жизни вечной».
Через эту молитву покаяния человек совершает акт изменения в своей душе. Посредством симфонии я пытался найти в Библии хотя бы одно место, где было бы сказано, чтобы человек при следовании за Иисусом совершил акт изменения в своей душе.
Бог переносит душу умирающих людей в ад или в рай, забирает их оттуда, и т.д. Но для человека возможно только одно действие над своей душой – это покаяние.
Именно по этому поводу Апостол Пётр не говорит, что Бог очистил ваши души, а: «Послушанием истине через Духа очистивши души ваши…». Это – акт, который человек совершил над своей душой!!!
Мне лично известно по этому поводу лишь покаяние людей! Но, паче чаяния, если кто-то из вас знает хотя бы одно место в Библии, из которого однозначно видно, что есть и другое объяснение этому вопросу, то охотно позволю себя наставлять. Но лично я другого места не нашёл.
Поскольку я выше упомянул, что дети Божии не могут потерять спасение, как многие христиане к сожалению утверждают, то и в этой проповеди я хочу этот вопрос осветить немного подробнее. Но и этот вопрос тесно связан с рождением свыше.
За исходный текст возьмём снова 1Пет.1,23, где сказано: «Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек».
Это значит, что при покаянии человека в нём, в его плоти рождается новое, духовное творение от нетленного Божиего семени. Не от тленного семени, от которого рождается новый человек в плоти, а от нетленного, которое входит в человека через Духа Святого.
Это нетленное Божие семя входит в человека при покаянии вместе со Святым Духом согласно Еф.1,13: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатаны обещанным Святым Духом».
Совершив молитву покаяния, человек рождается свыше, то есть он рождён от Бога! Поэтому далее читаем в 1Ин.3,9: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога».
Зададимся конкретным вопросом: кто не может грешить? Ведь все люди грешат, в том числе и дети Божии, хотя бы на основании послания Иак.4,17! Есть верующие, которые считают, что они настолько духовны, что не грешат… А почему?
Да потому, что не знают, что же именно с точки зрения Господа является грехом. Оставим таких людей в покое и пойдём в нашем исследовании дальше. Кто грешит? Старый Адам, наша плоть, которую даже Господь Иисус не мог изменить в результате совершённого дела на Голгофском кресте.
Кто не грешит? Новый духовный человек, рождённый от нетленного Божиего семени!! Почему этот духовный человек не может грешить? Потому что он имеет существо Иисуса Христа.
Он рождается в человеке от нетленного Божиего семени через Святого Духа подобно тому, как и Человек Иисус зачат в Марии нетленным Божиим семенем через Святого Духа. Читаю из Евангелия от Лук.1,35: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Поэтому мы и говорим, что с момента рождения свыше Иисус Христос поселяется в сердце этого человека. Об этом читаем в Евангелии от Ин.14,23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».
В этом и заключается мудрость нашего милостивого и любящего нас Господа, что Он пошёл с людьми по совершенно новому пути, чтобы исключить возможность падения нового творения через искушение сатаной. При рождении свыше новое творение запечатывается Святым Духом. И эту печать сатана не может сломать.
Грешить продолжает плоть, потому что в ней остаётся закваска греха – тайна беззакония сатаны. Поэтому Апостол Иоанн и говорит верующим, своим духовным детям, которые через него пришли к Иисусу, 1Ин.2,1-2:
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира».
Апостол Иоанн пишет в этом послании таким людям, которые покаялись и пришли через него к Иисусу. Они являются его духовными детьми. Иоанн знает, что они спасены, но до его слуха донеслось, что они грешат, поэтому он обращает их взор на Иисуса Христа, Праведника.
Чтобы они могли снова просить о прощении содеянных грехов и совершить очищение, очищение хождения. Он не говорит им: вы должны снова обратиться к Иисусу, чтобы получить прощение и жизнь вечную, а говорит: «Он есть умилостивление за грехи наши», то есть и за грехи Иоанна!
Вывод: новое творение, рождённое от нетленного Божиего семени, не может грешить, потому что имеет существо Иисуса. И если я спрошу верующих: мог ли Господь Иисус, как человек погибнуть, то все в один голос ответят – нет!
Тогда почему Господь должен позволить погибнуть новой твари спасённых людей, если эта новая тварь не может грешить? Обратное утверждение основано на абсолютном незнании Слова Божиего, что Словом Божиим определяется как невежество.
Рождённый свыше человек, как и Иисус, не может погибнуть!
Как до рождения свыше, так и после рождения свыше плоть человека грешит, поэтому и читаем в послании Гал.5,17: «ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы».
Так выглядит содержание этого стиха согласно оригиналу. Согласно русскому переводу, получается так, что мы уже не делаем то, что хотели бы. А наша плоть делает именно многое, что неугодно Господу и новой твари в детях Божиих.
Если дети Божии систематически творят неугодные Господу дела, то в один прекрасный момент новое творение прекращает противодействовать греховным делам плоти: такие дети Божии духовно притупляются и перестают слушать увещевания Господа.
Когда дети Божии делают неугодные Господу, греховные дела, то этими действиями они огорчают Святого Духа, Которым новое творение запечатано. Поэтому Святой Дух и призывает в послании Eф.4,30: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатаны на день избавления». (так выглядит этот стих в оригинале). (Замечу, что искупление совершено на Голгофе!!).
Дети Божии запечатаны Святым Духом до того дня, когда Господь Иисус явится за Своей Церковью, избавит (поэтому: «на день избавления») спасённых от греховной плоти и восхитит её на небеса в Свою славу. После восхищения дети Божии не нуждаются больше в запечатывании, там нет больше врагов!!
При объяснении понятия об «очищении» или «освящении» души при покаянии человека возникает ещё один дополнительный, очень важный вопрос: Как происходит это очищение, что является главным фактором, который способствует этому очищению?
Этим фактором является кровь Иисуса, поэтому Он должен был умереть с пролитием крови. Совершенно ясно и однозначно сообщает нам об этом Писание в двух стихах.
Евр.9,22: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».
1Ин.1,7: «… Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».
Из послания Евр.9,22 мы можем понять, что без пролития крови не бывает прощения грехов. И если бы Иисус умер без пролития крови, то для людей не было бы прощения грехов, а, следовательно, и спасения. Но на выше поставленный вопрос: «как происходит очищение» мы, тем не менее, ответа не получили. Поэтому заглянем в Писание немного глубже.
Когда Господь сотворил Адама, то поместил его в Райский сад в Едеме, то, как читаем в Быт.2,16-17, сказал ему: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Когда Адам и Ева съели плод с дерева познания, то они умерли не физически, а духовно: начиная с этого момента, их душа умерла для Господа и они не могли больше иметь с Ним общение. Но Господь имел намерение спасти людей из этого положения, из плена сатаны.
Каким образом? Именно в этом заключается мудрость Господа. Очень важное сообщение для разъяснения нашего вопроса мы имеем в книге Лев.17,10: «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее».
Почему Господь так строго судит это действие?
А теперь зададимся вопросом: почему Господь запретил людям есть кровь? Ответ мы находим в следующих стихах книги Лев.17,11-14: «потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови. 13 Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу,
которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, 14 ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится».
Из этого текста мы видим, что, уже в законе, Господь запретил Своему народу есть кровь животных, ибо в крови, или даже сама кровь животных является их душой. Поэтому с помощью крови животных следовало совершать очищение души грешного человека.
Но так как все жертвы Ветхого Завета являются прообразом Жертвы Иисуса, то и процесс очищения души человека кровью животных является прообразом очищения души погибшего грешника кровью Иисуса при его покаянии. При этом душа погибшего грешника оживает. Почему?
Потому что Иисус был полноценным человеком, как и все люди на земле, но без греха. Его душа, как и у всех людей, находилась в Его крови. И когда человек при покаянии просит Господа: «Господь Иисус, омой меня своей кровью», то душа этого человека оживает!!
Поэтому теперь должно быть ясно, почему Иисус должен был явиться к людям в плоти. Об этом читаем в послании Евр.2,14: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
В духе Господь Иисус умереть не мог и, чтобы помочь людям, Он должен был придти на землю в плоти. Иисус должен был стать подобным людям, поэтому, как и мы люди, Он имел Свою душу в крови, чтобы Своей кровью Он мог очистить, освятить или оживить душу погибшего грешника при покаянии. Аминь.