Давид или Авессалом, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели! Поговорим сегодня о Давиде, царе Израиля и его сыне Авессаломе. Поэтому нашу проповедь назовём «Давид или Авессалом». При рассмотрении предлагаемой вам темы нам следует помнить, что Давид является прекраснейшим прообразом Иисуса на время благодати, а Авессалом – прообразом антихриста.Но поскольку антихрист является детищем сатаны (как и Иисус, является Сыном Отца небесного), то он, то есть Авессалом, является одновременно прообразом сатаны. Я думаю теперь ясно, почему я противопоставил Авессалома Давиду.
Это два духовных полюса. Иисус Христос и сатана. Иисус является Единственным Истинным Богом, Иоан.1,1. Сатана является богом мира сего, о котором во 2Кор.4,4 читаем: «князь мира сего».
Поэтому о них читаем в Ис.53,12 об Иисусе и о сатане: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».
«..с сильными…» Вот это сильные в Ис.53,12 имеются ввиду власти тьмы, о которых мы читаем в Ис.49,24-25: «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? 25 Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу».
«…Я буду состязаться…», где мы это видим?, где Он состязался? На Голгофе, в Кол.2,15 читаем об этом, как Иисус с ними состязался и вышел из этого сражения победителем: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».
Вот это вот два полюса, Господь Иисус и сатана. Поэтому, дорогие слушатели, я хочу возвратить ваш взор ещё раз к Давиду и рассмотрим его ещё с одной точки зрения. За основной текст нашей проповеди возьмём 2Цар.19,9: «И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей, от Авессалома».
Я уверен, что при рассмотрении этой темы, мы вместе получим очень большое наслаждение. Для того чтобы причина противопоставления этих двух личностей нам стала ещё ясней, мы должны учесть, что сатана претендовал на высшее звание и власть: не меньше, чем на Божий трон!!
В одной из проповедей мы рассмотрели с вами трёхкратное помазание Давида. Для лучшей связи я ещё раз освежу в вашей памяти содержание этой проповеди. Затем рассмотрим вкратце Авессалома и только после этого мы противопоставим их, чтобы понять, духовный смысл, вложенный Святым Духом в это противопоставление в отношении нашего времени.
Ещё раз заостряю ваше внимание на том, что при изложении этой темы мы должны быть крайне внимательны. И когда мы будем говорить о Давиде, мы постоянно видели бы в его личности нашего Господа Иисуса, а вместо Авессалома – постоянно видели бы антихриста и сатану!!
Итак, поговорим о трёхкратном помазании Давида
О первом помазании Давида мы читаем в 1Цар.16:12-13, которое совершил Самуил по велению Господа в связи с неверностью царя Саула: «И сказал Господь: встань, помажь его; ибо это он. И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почил Дух Господень на Давиде с того дня и после».
Для того чтобы помазать Давида, его пришлось забрать от стада овец. Это тоже очень важно и ниже мы ещё коснёмся этого вопроса. Через некоторое время, после этого помазания, Давид сразился с Голиафом и одержал над ним блестящую победу.
Следовательно, промежуток времени между приходом Давида от овец и до победы над Голиафом соответствует времени с момента пришествия Иисуса на землю и до Голгофы. Но пришествие Иисуса с небес от Отца на землю стало возможным вследствие события, о котором читаем в Евангелии от Лук.1,30-32:
«И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его».
«Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (ст.35).
Отсюда мы видим, что условием зачатия и последующего рождения Иисуса является тот факт, что Бог осенил Марию Святым Духом. Это событие соответствует первому помазанию Давида. О втором помазании Давида читаем во 2Цар.2,4.
После смерти Саула Давид вопрошает Господа, говоря: «идти ли мне в какой-либо из городов Иудиных? И сказал ему Господь: иди. И сказал Давид: куда идти? И сказал Он: в Хеврон» (ст.1). Господь разрешил Давиду переселиться в Хеврон, где он прожил семь с половиной лет, но не в Иерусалим. «И пришли мужи Иудины, и помазали там Давида на царство над домом Иудиным» (ст.4).
Второе помазание Давида соответствует событию крещения Иисуса Иоанном Крестителем в Иордане (Мтф.3,16). Так как Иисус пришёл к Своим, то последующее за водным крещением помазание Иисуса Святым Духом, Отец совершает над Сыном для того, чтобы Он мог исполнять служение среди Своего народа.
А это была Иудея! Израиль же символизирует язычников! Поэтому Давида помазали мужи Иудины: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него».
Третье помазание Давида мы имеем во 2Цар.5,3-4. Чрезвычайно интересное и важное событие, предшествовавшее третьему помазанию Давида. Для получения общей картины напомню некоторые элементы, связанные с Авениром, начальником войска Саула и Иевосфеем, сыном Саула, правившим после Саула два года над Израилем.
Так как Господь хотел объединить Свой народ в одно государство и всё подчинить Давиду, то Он поссорил Авенира с Иевосфеем. О причине ссоры читаем во 2Цар.3,7-8: «У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя. И сказал (Иевосфей) Авениру:
зачем ты вошёл к наложнице отца моего? Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея, и сказал: разве я – собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины».
Этот упрёк Иевосфея явился поводом к тому, что с этого момента Авенир развивает бурную деятельность по подчинению Израиля Давиду: «То и то пусть сделает Бог Авениру, и ещё больше сделает ему! Как клялся Господь Давиду, так и сделаю ему:
отниму царство от дома Саулова, и поставлю престол Давида над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии. И послал Авенир от себя послов к Давиду, сказать: чья эта земля? И ещё сказать: заключи союз со мною, и рука моя будет с тобою, чтобы обратить к тебе весь народ Израильский» (2Цар.3,9-10,12).
«И обратился Авенир к старейшинам Израильским, говоря: и вчера и третьего дня вы желали, чтобы Давид был царём над вами. Теперь сделайте (это): ибо Господь сказал Давиду: «рукою раба Моего Давида Я спасу народ Мой, Израиль, от руки Филистимлян и от руки всех врагов его. То же говорил Авенир и Вениамитянам» (ст.17-19).
Далее мы знаем, что Давид соглашается с предложением Авенира с условием, что ему вернут его жену Мелхолу. Он посылает к Иевосфею послов, чтобы забрать Мелхолу. После встречи Авенира с Давидом Иоав из мести убивает Авенира, поэтому начальниками войска у Иевосфея становятся два брата: Баана и Рихав.
Эти двое, решив войти в доверие к Давиду, убивают Иевосфея и приходят с его головой к нему. Давид объявляет Иевосфея праведным и повелевает своим слугам убить их, как и Амаликитянина, добившего в своё время Саула, 2Цар.4,10-12:
«Если того, кто принёс известие, сказав: «вот, умер Саул», и кто считал себя радостным вестником, я схватил и убил его в Секелаге, вместо того, чтобы дать ему награду; то теперь, когда негодные (безбожные) люди убили человека невинного (праведного) в его доме на постели его, неужели я не взыщу крови его от руки вашей и не истреблю вас с земли?
И приказал Давид слугам, и убили их, и отрубили им руки и ноги, и повесили их над прудом в Хевроне. А голову Иевосфея взяли, и погребли во гробе Авенира, в Хевроне».
Действия Давида по отношению к Амаликитянину, Бааны и Рихавы, выглядевшие для нас довольно загадочно и напоминающими о том, как Давид расправился с Аммоннитянами и Моавитянами, имеют тоже своё духовное объяснение. Мы рассмотрели их выше.
А теперь нас интересует другой вопрос. Семя, посеянное Авениром в сердцах Израильтян, находит своё развитие во 2Цар.5,1-4: «И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон, и сказали: вот, мы – кости твои и плоть твоя.
Ещё вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля, И сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождём Израиля».
И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем. Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет».
Если поверхностно судить, то на первый взгляд можно подумать, что третье помазание Давида символично указывает на совершённое дело Иисуса на Голгофе, потому что там Он пролил Свою кровь и за язычников.
Ведь в вышеприведённых стихах к Давиду пришли все колена Израилевы, которые символизируют язычников. Они пришли к Давиду, чтобы заключить с ним завет. Но при изучении Слова Божиего, постоянно следует помнить, что с язычниками Господь не заключал завета!
Следовательно, чтобы получить ответ на наш вопрос, следует идти другим путём. Вернёмся к двум местам Писания, к которым мы обращались выше, но по другому случаю. В вопросе, на который нам следует ответить, речь идёт о восстановлении Божиего народа в одно целое.
Разделение Божиего народа на два государства было не по Божией воле, поэтому конечной целью Господа является объединение Своего народа в одно целое. А это мы видим в Ос.3,4-5 и Иез.37,22:
«Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни».
«Вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один царь будет царём у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперёд разделяться на два царства».
Эти пророчества Осии и Иезекииля нацелены на 1000 летнее царство, в которое Господь скоро введёт Свой народ и обеспечит его миром и покоем. Согласно Иез.37,24 видимым царём Израиля в плоти будет Давид, а невидимым Царём духовно – духовный Христос.
Но весь народ будет подвластен царю Давиду. Поэтому выше приведённые слова Авенира во 2Цар.3,9-10,12,17-19 являются пророческими.
Третье помазание Давида символизирует признание остатком Израиля Давида своим царём в 1000 летнем Царстве, что можно выразить словами из Ос.3,4-5: «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего».
После того как помазали Давида в царя над Израилем, мы читаем дальше во 2Цар.5,4-5: «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет. В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою».
О чём же говорят эти цифры? 33 года царствования Давида в Иерусалиме над всем Израилем и Иудою говорят сами за себя: 33 означает – покой, в который Божий народ (Израиль и Иуда) войдёт в 1000 летнем Царстве. Центр управления будет, конечно, в земном Иерусалиме.
Давид царствовал всего 40 лет. 40 символизирует – испытание. С полным правом мы можем сказать, что и для Господа является великим испытанием всё то, что Он претерпел и ещё вынужден будет претерпеть со Своим народом со времени его создания и до конца 1000 летнего Царства.
«Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился». Тридцать лет было Иисусу, когда Он приступил к служению среди Своего народа. И это было непосредственно после второго помазания. Поэтому следует полагать, что начало служения Иисуса среди Своего народа на земле, является уже началом Его царствования над Израилем.
Другим доказательством для этого является тот факт, что Иисус приходил к Своим, чтобы устроить им 1000 летнее Царство. Но осуществление этого намерения Господа отсрочено на 2000 лет из-за неверия Израиля.
Об этом говорит так же и тот факт, что именно на Голгофе Господь заключил со Своим народом новый завет, который будет ратифицирован в 70-ю седьмину. Это именно тот завет, который Давид заключил со старейшинами Израиля во 2Цар.5:1-4.
Итак, 2-ой завет заключил Иисус со Своим народом на Голгофе, а Церковь Иисуса живёт во время этого нового завета и пользуется благодатью Иисуса. Реальность и силу этого завета Израиль поймёт и примет в 70-ю седьмину через двух свидетелей.
К третьему помазанию Давида следует так же приобщить чрезвычайно интересное событие из 2Цар.19,9-12.40-43. Но ещё более важным является то, что это событие имеет глубокий пророческий смысл. После поражения Авессалома и вместе с ним Израиля, который в основном его поддерживал, народ Израиля начал роптать на своих старейшин:
«И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь избавил нас от рук врагов наших, и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей, от Авессалома. Но Авессалом, которого мы помазали (в царя) над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя?»
Заметим себе, что первыми на это право, ввести царя в Иерусалим, заявили Израильтяне. Слух об этом разговоре дошёл до Давида, поэтому он предпринимает контрмеры: «И царь Давид послал сказать священникам Садоку и Авиафару: зачем хотите вы быть последними, чтобы возвратить царя в дом его…
Вы братья мои, кости мои и плоть моя – вы; зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его? И отправился царь в Галгал, отправился с ним и Кимгам; и весь народ Иудейский провожал царя, и половина народа Израильского.
И вот, все Израильтяне пришли к царю, и сказали царю: зачем братья наши, мужи Иудины, похитили тебя, и проводили царя и дом его и всех людей Давида с ним через Иордан? И отвечали все мужи Иудины Израильтянам: затем, что царь ближний нам; из-за чего сердиться вам на это?
Разве мы что-нибудь съели у царя, или получили от него подарки? И отвечали Израильтяне мужам Иудиным, и сказали: мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы; зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее (имело больший вес), нежели слово Израильтян».
Бесспорно, что Давид был заинтересован в сохранении мира между Иудеей и Израилем. Почему тогда Давид предпринимает меры, ведущие к расколу? Но это опять-таки кажется лишь на первый взгляд.
В основе действий Давида лежат обетования, данные Господом Иуде через Иакова в книге Быт.49,10: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (приносящий покой и мир) и Ему покорность народов».
Мы только что отметили, что в Иерусалиме Давид царствовал 33 года, и что эта цифра указывает на покой в 1000 летнем Царстве. Обетование Иуде заключается в том, что он, как носитель покоя и мира (из него происходит Давид и Иисус), будет царствовать в 1000 летнем Царстве!
Но плоть есть плоть. Хотя наследственный грех будет прощён остатку в 144000, и по этой причине в 1000 летнем Царстве умирать не будут (Рим.6,23), но закваска греха в плоти остаётся! Не зря в Зах.2,13 Святой Дух говорит по отношению к плоти:
«Да молчит всякая плоть пред лицем Господа!»
Во времена 1-го и 2Цар. Пятикнижие Моисея было уже налицо, поэтому Израильтяне должны были знать об обетованиях Иакова всем 12 коленам. Они должны были знать, что в 1000 летнем Царстве вся власть обетована Иуде, но, тем не менее, начали этот спор с Иудой.
Израиль был прав в том, что он первым предложил (но это сделали между собой, а не официально Давиду) ввести царя в Иерусалим и, что он имеет у царя (территориально) десять частей. Все остальные претензии являются не правомерными.
Но Господь знал, что, даже при прощении наследственных грехов, плоть будет и в 1000 летнем Царстве спорить и проявлять недовольство. Колено Иудино будет практически расселено на всей обетованной Господом территории Израиля, а остальные 11 колен – по всему земному шару, что составит более десяти частей по сравнению с Израилем.
Потомки этих 11 колен будут завидовать Иуде и пожелают тоже принимать участие в управлении; будут проявлять недовольство и нарушать установленный Господом порядок богослужения.
Очень выразительно говорит об этом Писание в Зах.14,16-17: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племён земных не пойдёт в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них».
Такие строгие меры воспитания будет вынужден применять Господь по отношению к недовольным и бастующим народам в тысячелетнем царстве. Из выше приведённого места 2Цар.5,5 неосвещённой осталась одна цифра, но мы это оставим, это немножко сложней, «В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев».
А в другом месте сказано, что он царствовал просто семь лет. Поэтому мы перейдём с вами к рассмотрению личности Авессалома, сына Давида. Это очень интересная личность и постараемся немного осветить её.
Поговорим об Авессаломе, третьем сыне Давида, которого родила ему Мааха, дочь Фалмая, царя Гессурского. Следовательно, Мааха была язычница. В истории Израиля Авессалом является очень интересной и весомой личностью.
Чтобы лучше понять его роль в истории своего народа, прошу перед рассмотрением его личности прочесть во 2-ой книге Царств, главы: 13-19, чтобы получить о нём максимальную информацию.
У Авессалома была красивая сестра Фамарь, которую полюбил Амнон, брат Авессалома по отцу. У Амнона был друг Аминадав, его двоюродный брат, человек очень хитрый, как говорит Писание. По совету Аминадава Амнон добился разрешения Давида, чтобы Фамарь пришла к нему и изготовила ему кушанье.
У себя в доме Амнон обесчестил Фамарь и, возненавидев, выгнал её. Авессалом затаил в себе ненависть к брату и решил ему отомстить. Во время стрижки овец Авессалом приглашает к себе своих братьев, а вместе с ними и Амнона. По заданию Авессалома его слуги убивают Амнона. Авессалом убегает за пределы Израиля и три года живёт на родине своей матери в Гессуре.
Иоав заметил, что Давид тоскует о своём сыне Авессаломе и прибегает к политической хитрости, чтобы склонить сердце Давида простить Авессалома и вернуть его в Израиль. Для этого Иоав использует женщину Фекоитянку (установление шатров).
Эта женщина символизирует интриги, с помощью которых как тогда, так и сегодня люди приходят к власти. Интриги в политических кругах – это сильнейшее оружие сатаны! Эту женщину Иоав посылает к Давиду, научив её предварительно, что и как говорить.
Давид раскрывает эту хитрость, но даёт согласие на возвращение Авессалома в Израиль. Устами этой женщины Святой Дух сообщает нам во 2Цар.14,14 очень важные Божии истины, ст.21и 24: «Мы умрём, и (будем) как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать;
но Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного». И сказал царь Иоаву: вот, я сделал (по слову твоему); пойди же, возврати отрока Авессалома. …пусть он возвратится в дом свой, а лица моего не видит» .
Таким образом, Авессалом жил два года в Иерусалиме в удалении от лица царя. Но такое положение ему крайне не нравилось. Ему нужна была свобода и признание! Коварством и угрозами (он сжёг у Иоава поле ячменя) он добивается через Иоава приёма у царя.
«И пошёл Иоав к царю, и пересказал ему (это). И позвал царь Авессалома; он пришёл к царю, и пал лицем своим на землю пред царём; и поцеловал царь Авессалома».
Это означало: прощение и мир. После этого он предпринял бурную деятельность, чтобы привлечь на свою сторону Израильский народ, 2Цар.15,1: «После сего Авессалом завёл у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов».
Он становился у ворот при дороге, ведущей к царю и перехватывал людей, шедших к царю с каким-либо спорным делом, и говорил им, 2Цар.15,3-4,6: «вот дело твоё доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.
…о, если бы меня поставили судьёю в этой земле! ко мне приходили бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином. приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян».
Как видим, Авессалом основательно готовился к перевороту власти. Давид всё это, конечно, видел, но ничего не предпринимал, чтобы этому воспрепятствовать, потому что во всей этой истории мы видим пророчество о предстоящем в недалёком будущем откровении антихриста.
События, связанные с Авессаломом, напоминают нам так же о давно прошедших событиях на небесах, связанных с отпадением сатаны и одной трети ангелов с последующим низвержением их на землю.
На этом сегодня закончим рассмотрение этой темы, продолжим в следующий раз.