Кажущиеся противоречия, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели! Поговорим сегодня на тему «Кажущиеся противоречия в Библии». Я подчёркиваю слово «кажущиеся». Предлагаю вам рассмотреть в Писании чрезвычайно интересный вопрос. Нельзя сказать тему, а именно вопрос. В Святом Писании, особенно в Ветхом Завете, мы встречаем много сообщений, в которых несведущие в Писании люди усматривают противоречия. Особенно это делают теологи или богословы, как их ещё называют.Правильно их следует называть либералистами. Они постоянно занимаются критикой Библии и пытаются сделать в Ней ревизию. Они только выборочно, частично принимают сообщения Святого Писания за истину. Чаще всего они не рождены свыше, то есть являются просто религиозными людьми.
Но к великому сожалению и многие дети Божии хромают в этом вопросе на одну ногу!!! Они тоже считают, что в Библии имеются противоречия. Поэтому в самом начале моей проповеди я должен выразительно сказать, что противоречия следует искать не в Святом Писании, а в мозгах людей, которые видят и ищут такие противоречия в Библии.
А поскольку мы сегодня займёмся с вами рассмотрением таких мест Писания, то хочу вам сказать, что для меня лично эти кажущиеся противоречия являются настоящей духовной пищей, посредством которой я обогащаю свои духовные познания. Я бесконечно рад и благодарю нашего Господа, что Он открывает мне суть таких мнимых противоречий в Своём Слове.
И когда я рассматриваю такие места Писания, то, по истине, наслаждаюсь милостью и любовью Господа Иисуса по отношению ко мне!!! Я вижу, как мило Он мне при этом улыбается и через Духа ободряет меня!
Посредством этих мнимых противоречий Святой Дух показывает мне, чтооо именно Господь хочет в каждом случае мне и всем Своим искупленным сказать. А именно: Он даёт нам возможность глубже заглянуть в Его сердце, в Его образ мышления, даёт понять Его существо, глубже познать Его план спасения погибших грешников; чтобы мы могли больше радоваться в Нём и соответственно благодарить Ему и воздавать Ему славу.
Поверьте мне, дорогие слушатели, наш милостивый и любящий Господь желает и вас посвятить в некоторые из этих тайн, чтобы вы могли вместе со мной от всего сердца радоваться в нашем Господе, чтобы в вашем познании Святого Писания вы могли подняться на одну ступень выше.
При чтении Библии я встречал много таких мест. Некоторые из них я не запечатлел в своей памяти, но прошу Господа, чтобы по ходу работы над этой проповедью Он указал мне снова на такие места. Не хочу, как русские говорят: «откладывать этот вопрос в долгий ящик», а начнём рассматривать те места Писания, которые я помню.
В некоторых событиях, которые мы будем рассматривать, главным героем выступает Израильский царь Давид, который является прекрасным прообразом Господа Иисуса во время благодати. Поэтому я с особым наслаждением рассматриваю эти события, чтобы прославить нашего Господа Иисуса.
Для этого обратимся прежде всего к 1Цар.21,2: «И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: «пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе»; поэтому людей я оставил на известном месте».
Первый логичный вопрос, который должен возникнуть при чтении этого места Писания, примерно так выглядит: «а кто же этот царь, о котором Давид говорит Ахимелеху? Ведь царём в Израиле был в то время Саул!!! А об отношениях Саула к Давиду, о развитии ненависти Саула к Давиду на основании зависти, мы читаем в основном в первой книге Царств в главах 18-21.
Пусть это будет немного громоздко, но я хочу вам напомнить причину ненависти Саула к Давиду и её развитие, а эти главы вы на досуге проработаете. Итак, 1Цар.18,5-13: «И Давид действовал благоразумно везде, куда ни посылал его Саул, и сделал его Саул начальником над военными людьми;
и это понравилось всему народу и слугам Сауловым. 6 Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. 7 И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!
8 И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. 9 И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида. 10 И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье.
11 И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. 12 И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил. 13 И удалил его Саул от себя и поставил его у себя тысяченачальником, и он выходил и входил пред народом».
Видя, что Господь с Давидом, Саул решил убить его руками Филистимлян. Он обещает выдать Давиду свою дочь за 100 краеобрезаний Филистимлян. Но Давид принёс Саулу даже 200 краеобрезаний. Видя, что его трюк не удался, Саул продолжает искать возможность убить Давида и, в конце концов, открыто объявляет, что хочет убить Давида.
Читаю это место из 1Цар.19,1: «И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида; но Ионафан, сын Саула, очень любил Давида».
Как далее развиваются события, мы видим из 1Цар.19,8-9: «Опять началась война, и вышел Давид, и воевал с Филистимлянами, и нанес им великое поражение, и они побежали от него. 9 И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах».
Давид больше не возвращается в царский дом. Но Саул понял, что его сын Ионафан тесно связан с Давидом и помог ему бежать. Теперь Саул ополчается против Ионафана, 1Цар.20,30-31: «Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный!
разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей? 31 ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть».
Из зависти в отношении успеха Давида, из опасения за свой трон Саул твёрдо решил его убить, поэтому до конца своей жизни преследует его. Чтобы спастись от мести Саула, Давид навсегда покидает царский дом и приходит к священнику Ахимелеху в Номву.
Итак, мы приходим к нашему исходному тексту: 1Цар.21,2 и спрашиваем себя: мог ли Давид иметь какое-то срочное и тайное задание от царя Саула? Исходя из сложившихся отношений Саула к Давиду, мы должны сказать, что такого задания не могло быть!!!
Тогда возникает следующий вопрос: «что же, тогда выходит, что Давид солгал Ахимелеху?» Возможно, что кое-кто, к сожалению, так и думает. Я думаю, что такой вывод даже не укладывается в сердце тех детей Божиих, которые знают характер Давида и, что он является прообразом Иисуса во время благодати.
Ведь такого и быть не может, чтобы Давид солгал! Именно в таком выводе, что Давид солгал, скрывается кажущееся противоречие: Саул не давал Давиду никакого задания, тогда как Давид говорит, что «царь поручил ему дело…».
К такому заблуждению мы можем придти, если будем судить по плоти, если не знаем или упустим из виду, что Давид является прообразом Иисуса во время благодати. Итак, в данной ситуации в Царе мы должны видеть Господа Иисуса, Которому небесный Отец дал всякую власть для исполнения Божиего плана спасения погибших грешников на всё время существования людей на земле.
Именно Он и хотел быть Царём над Своим народом. Уже в Ветхом Завете пророк Захария предсказывает пришествие Господа Иисуса к Своему народу Израилю, Зах.9,9: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».
Об исполнении этого пророчества мы читаем в Мтф.21. Для исполнения этого пророчества Иисусу нужен был ослёнок для въезда в Иерусалим, поэтому Он говорит ученикам в Мтф.21,3-5: «и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».
Когда Пилату не удалось отстоять Иисуса, чтобы Его отпустить, то он умыл свои руки и передал Иисуса евреям на распятие. А на кресте над головой Иисуса написал на греческом, латинском и еврейском языках следующее, Мтф.27,37: «и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский».
Следовательно, Царь, о Котором Давид говорит священнику Ахимелеху, является Сам Господь Иисус. Он хотел быть Царём Израиля в Ветхом З. и будет им в 1000 летнем мирном Царстве!!!
Но Израиль захотел тогда иметь над собой царя, как и прочие народы. Господь сказал Самуилу, чтобы он удовлетворил требование народа, 1Цар.8,7: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».
В Давиде мы должны видеть Иисуса, Сына Божиего, Который имеет задание от Своего Отца. Задание небесного Отца Своему Сыну Иисусу было очень срочным и, конечно, секретным!!!
Срочным оно было, потому что всё человечество после потопа настолько погрязло в грехах, что его следовало снова истребить, стереть с лица земли!!! Чаша грехов была с краями полна!!! Это мы видим из Гал.4,4: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону».
В «полноте времени» мы видим именно то обстоятельство, что чаша грехов человечества была с краями полна! Но наш милостивый и любящий небесный Отец не пошёл по пути истребления людей, а нашёл другой, более совершенный выход, Ин 3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Для спасения людей от вечной смерти в огненном озере небесный Отец дал в жертву Своего единородного Сына, самое дорогое и самое ценное, что у Него было. Ничто во всём мире не может сравниться с ценностью Божиего Сына, Иисуса Христа. Для спасения людей не было другого выхода, и дело это было крайне срочное, и никто не должен был знать о самом задании и в чём заключалось это задание!
Почему никто не должен был обо всём этом знать? Самое главное, то есть причина пришествия Бога в лице Иисуса на землю, заключается в том, чтобы сатана, виновник падения людей в грех, этого не понял. Сатана точно знал, что Иисус является Сыном Божиим и всячески старался привести и Его к падению.
По этому поводу прошу прочесть Мтф.4,1-16. Там мы читаем об искушении Иисуса диаволом. Потерпев поражение в диалоге с Иисусом, диавол на время оставляет Иисуса, но все его действия направлены на то, чтобы Иисуса распяли на Голгофском кресте.
Чтобы с Богом разделаться! Если бы сатана знал, что распятие Иисуса на Голгофе и пролитая Иисусом кровь лишит его силы и державы смерти, то он раздробил бы Голгофский крест в мелкие щепки, чтобы не допустить распятия Иисуса. Но к великому счастью сатана не знал Божиего намерения. А когда кровь Иисуса ручьём потекла на многострадальную и греховную землю, то было уже поздно, что-либо изменить.
Теперь должно быть ясно, почему Давид должен был задание Царя, то есть Отца небесного, хранить в тайне. Что дальше делает Давид? Он берёт у Ахимелеха 5 хлебов возложения, 5 хлебов из 12-ти. Ахимелех говорит Давиду: «нет у меня под рукой простого хлеба, а есть только священный…».
Эти 12 хлебов, для каждого колена Израиля один хлеб, свежими выкладывались каждую неделю, а старый могли есть только левиты. Давид берёт из них 5 хлебов! Для Израиля эти 12 хлебов предложения символизируют Мессию Израиля, Которого они ждали.
Прошу прочесть по этому вопросу 6-ю главу, хлебную главу в Евангелии от Иоанна. Давид взял эти 5 хлебов «и убежал в тот день от Саула, и пришёл к Анхусу, царю Гефскому», то есть он убежал к Филистимлянам. В отношении этих пяти хлебов я написал и наговорил проповедь в нескольких частях под названием: «Благодать на благодать». Она имеется для прослушивания.
Не странно ли это, что Давид не страшится и убегает к злейшему врагу Израиля, которого он до этого беспощадно бил? И в этом поступке либералисты видят противоречие. Но чтобы вам, дорогие слушатели всё стало ясно, продолжаем рассматривать это событие в духе. Господь Иисус знал, что Израиль не примет Его своим Мессией.
Но Господь не вернулся на небеса к Отцу с пустыми руками!!! Нет, нет! Символично мы это видим в Ис.55,10-11: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать,
чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».
«Дождь и снег» — всё это вода, а вода символизирует Слово Божие (Еф.5,25-26); а в Слове Божием мы однозначно видим Иисуса Христа (Ин 1,1). Об этом Слове, то есть об Иисусе, небесный Отец говорит: «оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершит то, для чего Я послал Его».
А послал небесный Отец Сына в этот мир с той целью, как сказано в Ин.3,17: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».
Небесный Отец послал Своего Сына в этот погибший мир, чтобы дать людям живую воду Евангелия, чтобы дать им хлеб жизни: Иисус в совершенстве совершил на земле в плоти волю Своего Отца, полностью выполнил Его задание. И это было Его пищей!!! Ин.4,34: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
Поэтому Давид не страшится идти к Филистимлянам. Если Египет символизирует мир сей, из которого мы спасаемся для жизни вечной, то Филистея символизирует также мир сей, но в котором мы и после рождения свыше остаёмся: (мы в этом мире, но не от мира сего).
Ин.15,19: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».
Другими словами можно сказать, что после отвержения Израилем Иисуса, Он принимает язычников, то есть Он уходит к «Филистимлянам». Как уходит? С чем Он уходит к язычникам? Он уходит к ним с пятью хлебами, с целью спасать их по благодати!!! А число 5 символизирует благодать: пять ран Иисуса стали нам благодатию!!! Нас язычников Господь Иисус спасает по благодати!
Этот факт мы видим также в жертвеннике всесожжения перед скинией собрания. Господь поручил Моисею в Исх.27,1: «И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четыреугольный, и вышиною трех локтей».
Как жертвенник всесожжения, так и сжигаемая на нём жертва прообразно указывает на жертву Иисусу. Размеры по земле: 5 лок. x 5 лок. указывают на то обстоятельство, что во время благодати Иисус спасает людей на земле по благодати, Ин 1,16: «и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать».
Число 3 символизирует общение (Отец, Сын и Святой Дух), поэтому 3 локтя вверх указывают в направлении небес, указывают на то обстоятельство, что с момента рождения свыше человек постоянно имеет общение с Господом, постоянно может пребывать с Ним во святилище в общении!!!
Пророчески мы это видим также при окончании строительства храма Соломона, когда этот храм освящали. Читаю это место из 2Пар.6,13: «… и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу».
А тот факт, что Давид притворился безумным (1Цар 21,13), говорит о том, что большинство погибших грешников, а особенно яростные противники Бога, принимают Господа Иисуса не всерьёз, принимают Его за сказочную фигуру и сочиняют о Нём разные анекдоты. Хотя я и вкратце осветил вопрос о задании царя Давиду, но надеюсь, что вы поняли духовный смысл этого сообщения Святого Духа. Поэтому можем поставить точки над всеми «и».
Переходим к другому событию, в котором главным героем является тоже Давид. Исходными возьмём два места Писания и сравним их:
2Цар 24,24: «Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, [взятой] даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра».
1Пар 21,24-25: «И сказал царь Давид Орне: нет, я хочу купить у тебя за настоящую цену, ибо не стану я приносить твоей собственности Господу, и не буду приносить во всесожжение [взятого] даром. 25 И дал Давид Орне за это место шестьсот сиклей золота».
В обоих случаях речь идёт о том, что Господь даёт через пророка Гада задание Давиду построить на гумне Иевусянина Орны жертвенник. Но цена, которую Давид платит за гумно и волов для жертвы, как видим, очень разная. Почему?
Чтобы это понять, необходимо рассмотреть всю обстановку того отрезка времени. Начнём наше исследование издалека и обратимся к 2Цар.24,1: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду».
Из-за непослушания, своеволия Израиля, из-за его постоянного блуда с другими богами гнев Господень не раз возгорался на Свой народ. Доходило даже до того, что Господь был готов истребить этот народ, стереть его с лица земли, но Моисей, прообраз Господа Иисуса, совершал за Израиля ходатайство перед Господом, чтобы Он не делал этого перед лицом окружающих народов.
В нашем тексте мы находимся в обетованной земле Ханаана и гнев Господа Иисуса в очередной раз разгорелся на Израильтян, и Он хочет их наказать. Поэтому, как мы видим, Он возбудил царя Давида провести исчисление Израиля и Иуды, то есть провести перепись народа. Но Господь не делает это Сам, обратившись к Давиду, и не делает это через пророка Гада.
Мы знаем, что Господь Иисус использует для выполнения Своей воли всех ангелов: как световых, так и демонов. Об этом читаем в Евр.1,14: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»
Чтобы возбудить Давида совершить исчисление Господь ослепляет его и допускает к нему самого сатану, как в своё время Господь допускал его к Иову, 1Пар.21,1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».
Сатана, который является отцом лжи и человекоубийцей, стремится доказать Богу, что Его творение несовершенно и всячески старается истребить людей, а детей Божиих ввергнуть в грех:
Ин.8,44: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».
Отк.12,10: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь».
Сатана, конечно, охотно принял это задание и возбудил Давида совершить это исчисление, как читаем в 1Пар 21,1. Когда мы этот текст читаем, то находим, что всё ясно и что это нормально. Но задумывались ли мы когда-нибудь о том, что и наши мысли могут быть инспирированы сатаной? И я вам скажу, что это бывает очень часто!!! Когда именно?
Когда мы ходим своевольными путями. Но чтобы это было максимально редко, следует Божии мысли как лекало прикладывать к нашим мыслям и сравнивать: соответствуют ли наши мысли мыслям нашего Господа. Ведь не зря мы читаем в Фил 2,5: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»:
(В новом переводе русской Библии в этом стихе ошибка исправлена и вместо слова «чувствования» написано слово «мышление»).
Однако вернёмся к Давиду. Иоав, главнокомандующий войсками Израиля при Давиде, видел неверное решение Давида и стал его в этом убеждать, 1Пар 21,3: «И сказал Иоав: да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?»
Даже Иоав видел, что наказан будет за это Божий народ – Израиль! Сама истина глаголит устами Иоава, поэтому он и знал, что действие Давида противоречит Божией воле и исчисление народа приведёт к наказанию Израиля! «Но царское слово превозмогло Иоава; и пошёл Иоав, и обошёл всего Израиля, и пришёл в Иерусалим» (ст.4).
А Господь сдержал, конечно, Своего слова и стал наказывать Израиль! ст.7: «И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля».
Но здесь мы должны задать себе большой вопрос: «почему всё-таки исчисление народа было против Божией воли, почему сие дело было не угодно в очах Божиих? Ведь в Писании мы не встречаем непосредственного запрета по отношению к исчислению народа. А наоборот, Моисею Господь повелевает произвести исчисление.
Об этом читаем в книге Чис.1-2 и 49: «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: 2 исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: только колена Левина не вноси в перепись, и не исчисляй их вместе с сынами Израиля;
А затем в ст.15 Господь добавляет: «исчисли сынов Левиных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли».
Потому что они не призывались в армию, они имели другое служение. На этом закончим, продолжим в следующий раз.