Кажущиеся противоречия, часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели! Продолжаем рассмотрение темы «Кажущиеся противоречия в Библии». Мы с вами обсудили в трёх частях, в трёх проповедях, а теперь приступаем к четвёртой. В последней части третьей проповеди мы пришли к тому, что мы будем рассматривать Иова из книги Иова. И для этого я привёл как основной текст диалог нашего Господа Иисуса с сатаной из Иова 1,8 и Иов.2,3.Зачитаю ещё раз один из этих стихов, Иов.2,3: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно».
Говорит Господь Иисус сатане. Мы сравнили этот диалог Господа Иисуса с сообщением в Рим.3,10-12: «как написано: нет праведного ни одного; 11 нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».
Апостол Павел цитирует здесь из Пс.13,1-3: «Начальнику хора. Псалом Давида. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. 2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».
И что же теперь получается? Снова противоречие? Ведь об Иове свидетельствует Сам Господь Бог, Который не может лгать!!! Он даёт нам о нём такую прекрасную характеристику. Одним словом эту характеристику можно выразить так, что Иов был совершенным человеком!
А в Пс.13 и в Рим.12,10-12 Святой Дух сообщает нам противоположное. Где же теперь правда? Такие сообщения даёт нам Святой Дух в Писании, чтобы мы не просто автоматически читали и поглощали прочитанное, как бегемот солому, а задумывались и в молитве просили нашего милостивого Господа Иисуса открыть наши духовные глаза на такие кажущиеся противоречия. Чтобы Господь нам показал, что Он этим хочет сказать.
Мы знаем, что на земле был только один совершенный человек – это Человек-Бог, Иисус Христос. А Иов является прекрасным прообразом Иисуса Христа. Поэтому рассмотрим теперь личность Иова и постараемся в этом убедиться.
Следует заметить, что в Евангелиях наш Господь Иисус совершенно ограниченно говорит о Своих страданиях, которые Он должен был перенести. Зато эти страдания Иисуса мы видим в страданиях Иова. Но чтобы в Иове лучше увидеть страдания Иисуса и их понять, приведу частично два Псалма, в которых мы тоже символично видим страдания Иисуса:
Пс.21:1,12-21: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. 13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, 14 раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. 16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. 17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; 19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. 20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; 21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою».
В тельцах, псах, скопищах злых, мы символично видим элиту Израиля, людей, которые отвергли Иисуса, не приняли Его своим Мессией и настояли на Его распятии. Мы видим их насмешки и издевательства над умирающим Господом. А в остальном мы видим страдания Иисуса, Его общее состояние в предсмертной агонии. О всех издевательствах над Иисусом ещё до распятия мы можем прочесть в Евангелиях.
В выражении: ибо скорбь близка, а помощника нет мы видим тот факт, что Бог совершал на Своём Сыне суд гнева над всеми грехами мира сего. А в выражении: «Господи, не удаляйся от меня» мы видим обращение Иисуса к Богу, когда Тот вынужден был в течении трёх часов оставить Сына.
Когда совершал на Нём суд гнева над нашими грехами, Мтф.27,46: «а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
Это же обращение Иисуса к Богу мы видим и во втором стихе в Пс.21. Кто до сего времени не знал, тот без сомнения может принять, что большая часть Псалма 21 сообщает нам о страданиях Господа Иисуса на Голгофском кресте. Заглянем ещё в Пс.68,2-5 и рассмотрим там несколько стихов с той же точки зрения:
«Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. 3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. 4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего].
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. (за то, в чём люди провинились, безгрешный Иисус должен был за них рассчитаться, заплатить за присвоенное или украденное у Бога Своей жизнью!).
В проповеди «Порядок в Божием Творении» я подробно объяснил, что моря и океаны и вообще большое скопление воды символизирует мирской океан. Как моря и океаны постоянно находятся в движении и бушуют, так и погибшие грешники мира сего постоянно бушуют, потому что у них нет мира в сердце. Волны морей и океанов выбрасывают из их глубины грязь и нечистоты.
Иисус в плоти пришёл на землю и 33,5 года находился среди этих бушующих людей, которые, как говорит Давид в Пс.108,4: «за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь».
А теперь перейдём к Иову. Для определения того, что Иов является прообразом Иисуса Христа, рассмотрим гл.29, которая по смыслу, явно делится на три части.
1.Часть первая. В этой части Святой Дух подчёркивает прошлое Иисуса, когда он пребывал ещё на небесах у Отца в Его славе, Иов.29,1-11: «И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: 2 о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, 3 когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы;
4 как был я во дни молодости моей, когда милость Божия [была] над шатром моим, 5 когда еще Вседержитель [был] со мною, и дети мои вокруг меня, 6 когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея! 7 когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое,
8 юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; 9 князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; 10 голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. 11 Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня», (здесь речь идёт об ангелах различного ранга; и все они суть служебные духи; как они в послушании обслуживали Божий трон и Божии повеления среди людей на земле).
2. Вторая часть. Хождение Иисуса в плоти на земле, которое в ст.18 заканчивается Его смертью на Голгофском кресте, Иов. 29,12-18: «потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. 13 Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. 14 Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло.
15 Я был глазами слепому и ногами хромому; 16 отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. 17 Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное. 18 И говорил я: в гнезде моем скончаюсь, и дни [мои] будут многи, как песок». (в Ис.53,10 читаем: «Он узрит потомство долговечное...» Это значит, что со Своими искупленными Он будет пребывать вечно!).
3. Третья часть. В третьей части мы видим возвышение небесным Отцом Своего Сына Иисуса. Мы видим Его одесную Отца – Царём царей, откуда Он управляет и, как читаем в Евр.10,13: «ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его».
Итак третья часть гласит, Иов.29,19-25: «корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; 20 слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей. 21 Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. 22 После слов моих уже не рассуждали;
речь моя капала на них. 23 Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои. 24 Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не помрачали. 25 Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих.
А теперь обратимся ещё к гл.16 и выборочно, с короткими комментариями рассмотрим некоторые стихи. В стихах 9-14 Святой Дух символично указывает на суд гнева Бога над грехами всех людей мира сего на Своём Сыне; и на страдания, которые наш Господь Иисус претерпел в результате этого суда.
В Евангелиях Господь Иисус очень мало говорит о Своих страданиях. Читаю этот текст, Иов.16,9-14: «Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами своими; неприятель мой острит на меня глаза свои. 10 Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам; все сговорились против меня.
11 Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня. 12 Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя. 13 Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, 14 пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец».
Проломы, которые Бог совершает на Своём Сыне стрелами, мы однозначно и выразительно видим в Иов.6,4: «Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня».
«Стрелы Вседержителя» — это стрелы суда гнева Бога: над каждым отдельным грехом одна стрела!!! Яд этого суда, яд этого наказания, яд каждой стрелы пил дух Господа Иисуса!!! А этих грехов, которые были возложены на Иисуса, невозможно даже счесть. Поэтому Иисус и говорит: «ужасы Божии ополчились против Меня».
Мириады этих стрел выстроились в очередь у Голгофы, ожидая свой черёд, когда она сможет нанести Творцу мира свою смертельную рану. Поскольку яд каждой стрелы пил Дух Господа Иисуса, то я убеждён, что Его духовные страдания были неизмеримо больше физических болей. Эти страдания мы никогда не можем понять и, тем более, прочувствовать.
Дорогие слушатели, я думаю, что вы согласны со мною, что Иов является прекрасным прообразом Иисуса Христа, и особенно в своих страданиях. Поэтому мы имеем теперь ответ на наш вопрос, который поставили в начале этого исторического случая посредством сравнения свидетельства Самого Господа Иисуса об Иове с сообщением в Рим.3,10-12 и в Псалме 13.
При сравнении этих мест Писания теологи (богословы) или либералисты и даже некоторые дети Божии считают, что в Писании есть противоречия. Но после рассмотрения выше описанных четырёх примеров мы с вами теперь знаем, что противоречий в Писании нет!!! Из последнего рассмотренного случая мы познали, что в Иове мы должны прообразно видеть Иисуса Христа, Который действительно был единственно совершенным, непорочным Человеком!!!
Когда я говорил несколько проповедей на тему «Пленённый орёл», то хотел также ответить на «вопрос Саула», который он задал начальнику войск Израиля Авениру, но так и не ответил. Сейчас это очень уместно, потому что в своём вопросе Саул противоречит сам себе.
Об этом читаем в 1Цар.17,55-56: «Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя, царь; я не знаю. 56 И сказал царь: так спроси, чей сын этот юноша?»
Этот вопрос задаёт затем Саул сам Давиду, 1Цар.17,57-58: «Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова Филистимлянина была в руке его. 58 И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема».
А теперь мы спросим Саула: «ты что, дорогой, действительно не знаешь, кто перед тобой стоит, не знаешь, что это Давид, который уже длительное время служит твоим оруженосцем и душепастырем? Ведь ты сам за ним посылал к Иессею, а теперь прикидываешься незнающим?!!»
О том, как Саул посылал за Давидом, читаем в 1Цар.16,19.21-22: «И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. 22 И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих».
Не бросается ли здесь в глаза, что Святой Дух сохранил в Священном Писании кажущийся нам бессмысленный разговор между Саулом, его военачальником Авениром и Давидом, который выглядит как противоречие?
Этот разговор кажется нам таким мелочным и бесцветным, а многим христианам он является преткновением, что Саул вообще спрашивает Давида, чей он сын, тогда как из выше приведённых стихов явно вытекает, что он его хорошо знает. (Для лучшего понимания следует учесть, что Саул является прообразом плоти элиты Израиля).
По причине этого вопроса многие (невозрождённые богословы и дети Божии, которые плохо понимают Писание) критикуют Писание, так как не имеют понятия и представления о его внутренних духовных значениях.
Мы сейчас не хотим исследовать, звучит ли этот вопрос неразумно, и не будем пытаться выравнивать мнимое противоречие, а посмотрим, не хочет ли Святой Дух обратить наши сердца на что-то особенное. Возможно, спустя 3000 лет, этим вопросом Он хочет нам ещё что-то сказать!!!
Сравним вопрос Саула с вопросом Господа, который Он задал фарисеям в Мтф.22,42: «Что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»
Элита Израиля: фарисеи, саддукеи и книжники точно знали, что Иисус это Сын Божий. Об этом они знали из Пророков и Никодим, один из начальников Иудейских сказал об этом Иисусу. Но из зависти они не признали Иисуса своим Мессией и стали искать, как Его убить.
Поэтому Иисус поставил фарисеев Своим вопросом в тупик! Они не могли ответить. Но зато у нас наступает прояснение и мы начинаем понимать, что Святой Дух не желает нас занимать неоткровенным вопросом Саула и не хочет направить духовные глаза нашего сердца на Давида, а хочет нам указать на Того, метким прообразом Которого является Давид!
По существу это есть вопрос всех вопросов, и даже вопрос вечности, который касается лично каждого, и от которого зависит спасение наших душ.
Когда Саул задаёт Авениру этот вопрос, то Авенир видел в Давиде скромного юного пастуха с посохом и пращёю в руке и с пастушеской сумкой, висящей у него на плече, бесстрашно шедшего навстречу Филистимлянину. О таких юных пастухах Авенир знал очень мало, потому что он был полководцем и имел общение только с сильными воинами с блестящим вооружением.
Откуда он мог знать, чьим сыном является этот юноша? Быть может, поэтому он ответил пренебрежительно: «да живёт душа твоя, царь; я не знаю».
Коренастому Авениру нам хочется крикнуть: «ты этого, Авенир, не знаешь и, тем не менее, этот юноша идёт навстречу великану, чтобы освободить Израиль, а с ним и тебя!!! Твоё незнание постыдно погибельно». Удивляемся ли мы, что годы спустя, когда погиб Авенир, Давид оплакивал его, 2Цар.3,33: «смертию ли подлого умирать Авениру?».
Нет, конечно, он не должен был так умирать, но, тем не менее, он умер так, потому что он не знал, чьим сыном был разбивший голову великану, как пророчески мы читаем в Быт.3,15: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
К великому сожалению Авенир остался равнодушным по отношению к этому величайшему событию, глубокий смысл которого остался для него скрытым, ибо он не был мужем веры. В Давиде, под этой скромной пастушеской одеждой, он не распознал помазанного Божиего Царя Израиля.
Через несколько минут по ходу событий Авенир узнал, что Давид был сыном Иессея, но на этом он и остановился. Он не занялся дальнейшим исследованием и остался во мраке. Авенир является определённой прослойкой элиты Израиля, которая при откровении Иисуса в плоти отвергла Его и не приняла своим Мессией.
Эта элита могла и должна была исследовать пророчество Михея и опознать в Иисусе Сына Божиего – своего Мессию, Мих.5,2-4: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. 4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли».
За 400 лет до пришествия Иисуса на землю, «доколе не родит имеющая родить», Господь оставил Свой народ Израиль и не посылал к нему больше пророков, так как народ полностью оставил своего Иегову и погряз в идолопоклонстве. Сообщения ст.4 касаются 1000 летнего мирного царства.
Кроме этого верхушка Израиля имела пророчества о пришествии Мессии в Ис.7,14 и 9,6. И, тем не менее, они говорят в Ин.6,42: «И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?»
Мы убеждены в том, что этот кажущийся бессмысленный разговор между Саулом и Авениром именно потому приведён здесь Святым Духом, что он имеет величайшее значение.
Ещё и сегодня Святой Дух спрашивает каждого человека в этом мире: «что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» Пожалуй, каждая пробуждённая душа может, как и Савл из Тарса задать вопрос: «Кто Ты, Господи?» и получит ответ: «Я Иисус» (Д.Ап.9,5).
Фарисеи, которым Господь Иисус поставил этот вопрос, знали, что Христос – Сын Давида. Но они так же, как Саул и Авенир, не продвинулись дальше, хотя Господь Иисус пошёл в этом вопросе глубже, чтобы возбудить их сердца. Но они не могли ответить Иисусу, так как были слишком горды, самоправедны и слишком важны, чтобы попросить Иисуса внести ясность.
Результат был тот же, как и у Саула с Авениром: они отвергли Его, вели против Него борьбу и даже осудили Его на смерть. Саул также впоследствии постоянно искал убить Давида. Многие из этих фарисеев наверняка погибли, когда Римляне завоевали Иерусалим и разрушили его, поэтому мрак и тьма стали их вечным уделом.
День спасения они не распознали. За занавесью плоти они не усмотрели «славу как Единородного от Отца» (Ин.1,14).
Как это прекрасно, если какая-то душа, освещённая Святым Духом, вместе с Иоанном Крестителем может засвидетельствовать, Ин 1,34: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Небесный Отец постоянно стремится обратить внимание всех людей на Своего возлюбленного Сына, от Которого всё зависит. Даже с высоты небесной славы Он провозглашает, указывая на Своего Сына, Мтф.3,17: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
а также читаем во 2Пет.1,17-18: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе».
Однако мир сей, обманутый сатаной, не знает Его. На старый вопрос: «Чей сын этот юноша?» мир отвечает сегодня, как Авенир тогда: «Я не знаю». Поэтому мир не может последовать призыву Духа в Пс.2,12: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него».
Не веря свидетельству, данному Богом о Своём Сыне, мир ставит Его лжецом. Об этом читаем в 1Ин.5,10: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем».
Саул и Авенир погибли. Точно также и сегодня гибнут все, не желающие знать, чьим сыном был Давид и чьим Сыном является Иисус Христос. Но те, которые Его знают, полностью доверяются Ему. По крайней мере, так должно было бы быть. Но, судя по выше приведённым толкованиям, мы заметили, что это далеко не так.
К сожалению, в Церкви Иисуса становится всё больше пленных детей Божиих, как этот орёл в металлической клетке, о котором я рассказывал в проповеди «Пленённый орёл». Прообразно мы рассмотрели таких людей в лице Ионафана.
Со стопроцентной уверенностью я могу сказать, что каждое такое пленённое дитя Божие безмерно страдает под этим непомерно тяжёлым гнётом греха и всей душой, всем сердцем и всем своим существом желает освободиться от этого гнёта и быть более полезным для нашего возлюбленного Господа Иисуса.
Поэтому и в будущем продолжим тему: «Смотреть на Господа», чтобы помочь детям Божиим выбраться из позорного плена, где они пребывают по собственной вине.
Это возможно только при помощи Слова Божиего, а в Слове Божием мы это видим лучшим образом в истории Давида. Выше мы рассмотрели несколько фрагментов из истории Давида. В конце этой проповеди даю всем слушателям на память стих из Пс.15,8, который написал тоже Давид: «Постоянно я вижу Иегову перед собой; так как Он одесную меня, то я не поколеблюсь».
Особенно в трудные минуты, когда сатана предпринимает на нас массивные атаки, будем иметь Иисуса перед своими глазами, будем на Него смотреть! Такие обстоятельства мы видели при выводе Израиля из Египта, когда Израильтяне расположились станом у Чермного моря, а фараон со своим войском атаковал их.
В следующий раз продолжим, по-видимому, ещё в двух частях эту тему.