Кажущиеся противоречия, часть пятая
Мир вам, дорогие слушатели! Продолжаем рассмотрение темы «Кажущиеся противоречия в Библии». При рассмотрении личности Авессалома мы с вами отметили в нём очень важную черту, которая указывает на то обстоятельство, что он является прообразом антихриста. Он заявил, что у него нет сына, поэтому поставил себе памятник при жизни своей в «царской долине», хотя в другом месте Писания читаем о том, что у него было даже три сына!Но Писание упоминает нам ещё об одном человеке, который поставил себе памятник на горе Кармил и тоже при жизни своей. Это был Саул, первый царь Израиля в плоти. Хотя события, связанные с Авессаломом, сыном Давида, происходили значительно позднее выступления Саула, но действия этих двух исторических личностей в духе тесно связаны между собой.
Чтобы это было ясно, почему именно, то в этом месте выразительно ещё раз подчёркиваю, что Авессалом является прообразом антихриста, а Саул – прообразом плоти элиты Израиля, всей его верхушки, а особенно духовных руководителей: фарисеев, саддукеев и книжников. Именно этим определяется отношение Саула к Давиду!
А чтобы лучше понять роль Амалика в истории Израиля, его следует рассматривать как воплощение, как высшее проявление ненависти и преследования язычниками Божиего народа Израиля. Итак, в лице Амалика плоть язычников постоянно противостоит Израилю.
Чтобы этот факт лучше запечатлеть, противопоставляю Саула Амалику, который является прообразом плоти язычников или человека вообще. Для нашего познания этот факт особенно важен, чтобы разобраться в отношениях Израиля и антихриста в 70-ю седьмину после восхищения Церкви Иисуса; чтобы лучше понять внутренние связи современной элиты Израиля (раввинов и политической верхушки) с грядущим антихристом
В самом начале этой проповеди предупреждаю всех слушателей, что три последующие проповеди могут некоторым показаться скучными. Но я решил продолжить это рассмотрение для тех, кто от всего сердца желает углубить свои познания в истории Израиля, так как эти познания помогают нам и всё Писание лучше понимать.
Поэтому рассмотрим действия Саула и события, связанные с действиями Саула более подробно, так как личность Саул помогает нам открыть многие черты Иисуса Христа, Которого прообразно видим в Давиде и Самуиле.
При дальнейшем рассмотрении этой темы прошу всех слушателей помнить, как я выше отметил, что Господь Иисус хотел Сам быть Царём Израиля, а в качестве посредников Он воздвигал из среды Своего народа судей, которые должны были Израилю сообщать волю Господа и судить Израиль, то есть управлять им.
Но народ пожелал иметь над собой царя в плоти, как и все окружающие народы. Поводом для этого послужил тот факт, о котором читаем в 1Цар.8,1 и 5: «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов».
По поводу этого заявления народа Самуил очень сокрушался и молился Господу, 1Цар.8,7-8: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; 8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою».
В ст.8 Сам Господь открывает нам истинную причину того, что Израиль желает иметь над собой плотского царя: это измена своему Иегове и блудодеяние с другими богами. Израиль постоянно проявлял непослушание своему Богу, упорно ходил своими путями, поэтому главной отличительной чертой Израиля является своеволие!!!
Именно поэтому Господь связывает встречу Самуила с Саулом на пути поиска потерянных ослиц его отца. Осёл является упорным своевольным животным, поэтому он символизирует упорство! В отце Саула мы должны видеть предков Израиля. Поскольку Саул символизирует плоть Израиля, то он ходит путём своеволия: он ходит в поиске ослиц своего отца.
Самуил пытается уговорить народ отказаться от идеи поставить над ним плотского царя, мотивируя тем, что любой плотской царь, используя свою власть, будет их угнетать, 1Цар.8,19-20: «Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, 20 и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши».
Когда прочтёте весь этот текст, то убедитесь, что ослицы отца Саула нашлись. Они остались в семье Саула! А это значит, что Израиль не принял Иисуса своим Мессией и остался на пути своеволия и по сегодняшний день! Но из сообщения 1-ой и 2-ой книги царств мы знаем, что как до Саула, так и после него победу над всеми врагами Израиля давал Господь.
И если бы Господь не сражался за Свой народ, то сатана во мгновение ока истребил бы Израиль руками язычников с лица земли! Но Господь имеет Свой план, согласно которого уже в течении 6000 лет существования людей на земле Он действует в Своём великом терпении.
Подойдём, однако, ближе к рассмотрению Саула, 1Цар.9,1-2: «Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек знатный. 2 У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа».
Такого царя избрал Господь по желанию Своего народа. Можно сказать: лучшего из лучших! Но эти качества имеют глубокий духовный смысл. Ниже мы сравним его с Давидом, о котором мы выше уже говорили. Далее мы читаем о том, что по заданию отца Саул пошёл с одним из слуг искать пропавших ослиц.
Из содержания гл.9 мы видим, как искусно и безошибочно Господь ведёт людей к намеченной Им цели. Прошу прочесть на досуге эти главы, чтобы лучше воспринять все взаимосвязи и Божию мудрость. Я привожу лишь отдельные стихи как вехи, которые должны привести нас к выводу, который мы должны сделать на основании сообщений 1 и 2 книги Царств.
Господь ведёт Саула так, чтобы на пути поиска пропавших ослиц он встретился с Самуилом, которому в нужный момент Господь говорит в 1Цар.9,17: «Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим».
Далее в 1Цар.10,1 Самуил совершает по заданию Господа помазание Саула в царя Израилева и сообщает Саулу подробно о том, что с ним произойдёт с этого момента на всём пути до дома его отца. Почему? Чтобы не было сомнений, что всё, что с Саулом произойдёт, совершается по Божией воле,
Читаю из 1Цар.10,2-4: «когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе: «нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим?»
3 И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином; 4 и будут приветствовать они тебя и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь из рук их».
Эти сообщения Самуила Саулу имеют в жизни Саула, помазанного на царя Божиего народа, огромное значение. А если ясней сказать, то это сообщение имеет чрезвычайно важное значение в жизни Израильского народа.
Из этого сообщения мы узнаём о том, чего Господь ожидает от Саула – от Своего народа Израиля. Не случайно два события последовательно расположены одно за другим. Сначала Саул «встретит» двух человек близ гроба Рахили, а затем Саула «встретят» три человека.
Рахиль является прообразом на закон. По этому случаю обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что Рахили Господь разрешил войти в обетованную землю Ханаана не полностью до поставленной Господом Иакову цели, а лишь на небольшое расстояние, потому что в 1000 летнем мирном Царстве не будет закона, а лишь его отдельные элементы.
Согласно Быт 35 я в другой проповеди объяснил, что возвращение Иакова в Вефиль символизирует возвращение Израиля в 1000 летнее Царство. В нашем тексте встреча Саула с двумя человеками (свидетельство) вблизи гроба Рахили является напоминанием Господа Саулу о том, что он живёт во время закона и должен его соблюдать, исполнять Божию волю.
Об этом свидетельствует Самуил в 1Цар.12,14-15: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, [ходить] вслед Господа, Бога вашего.
15 а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, [как была] против отцов ваших».
В Новом Завете мы читаем подобное в отношении этого вопроса во 2Кор 3,6: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит».
Именно об этом говорит встреча Саула с двумя человеками вблизи гроба Рахили: буква закона убивает, поэтому Господь Иисус приготовил для Своего народа что-то совершенно иное. В ст.3 Саула встретили три человека, следующие в Вефиль – в дом Божий, куда в своё время следовал и Иаков со своей семьёй (Быт 35).
Обстоятельства этой встречи указывают на то, что Господь готовит в будущем для Своего народа. Три символизирует – общение! Три человека встречают Саула. Это говорит о том, что Бог ищет настоящего и глубокого общения со Своим народом.
Для этого Он обещает послать Своего Сына, Иисуса Христа, Которого прообразно видим в этих трёх козлятах (прообраз Божиего Агнца) и в трёх хлебах. По поводу небесного хлеба прошу прочесть Ин.6 – хлебную главу! Три козлёнка и три хлеба усиливают смысл и важность общения Господа со Своим народом.
Третий человек несёт мех с вином. Вино символизирует в Писании радость. Из трёх хлебов эти три человека дадут Саулу два хлеба. Число два символизирует свидетельство! Свидетельство, которое Господь даёт Саулу посредством этих козлят и хлебов, должно вызвать в сердце Саула величайшую радость.
О двух первых людях читаем: «они скажут тебе…», то есть сообщат. А о трёх последних читаем: «и будут приветствовать они тебя», то есть поздравлять с таким радостным известием о скором пришествии Мессии Израиля!!!
«И ты возьмёшь из рук их». Господь Иисус готовит Свой народ к самому знаменательному и ответственному событию во всей его истории: к пришествию Мессии, и чтобы Его приняли, а не отвергли, как в действительности поступила верхушка (руководство) Израиля, Ин.1,11: «Пришёл к своим, и свои Его не приняли».
Так как в жизни Израиля это событие является самым ответственным моментом, то остановимся на нём подробней, чтобы лучше воспринять намерения, долготерпение, милость и любовь Господа к Своему народу.
С козлятами эти трое людей направляются в Вефиль, в дом Божий. Это говорит о том, что с приходом Иисуса на землю Господь действительно хотел устроить Своё жилище среди Своего народа. Между царствованием Саула и пришествием Иисуса на землю было в Израиле много царей и плюс ещё период примерно в 400 лет, когда Бог не посылал к Своему народу пророков.
Так как Израиль окончательно отвернулся от своего Бога и погряз в блудодеянии с другими богами, поэтому и Бог отвернулся от Своего народа и перестал обращаться к нему через пророков. Поэтому и Апокрифические книги, отображающие историю Израиля в течение этого времени, не вошли в канон Библии, так как они написаны не под водительством Святого Духа, не от Бога!!! В это время Израиль уже не имел царей. Иерусалим был захвачен и разрушен в 588 году до Христа.
Этим временем закончилось и царствование последнего царя Иудеи Седекии (4Цар 24,17; 597-587 г.д.Х.). В период 536-424 г. до Р.Х. Божиим народом руководили пророки: Аггей, Захария, Малахия и управители: Зоровавель, Ездра и Неемия. С 424 г. до Р.Х. верховной властью практически являлась духовная элита – первосвященники (саддукеи и фарисеи) и книжники.
Всё это важно знать, чтобы провести параллели между действиями и отношением Саула к Давиду, что символизирует отношения духовной элиты Израиля к Иисусу. После Саула до пришествия Иисуса, как мы знаем, было много царей, но Господь делает в Библии укороченное дело и символично воплощает в Сауле всех царей и всё остальное руководство Израиля вплоть до пришествия Иисуса за Своей Церковью.
Поэтому ещё во время царствования Саула Господь призывает Давида и говорит в
1Цар.13,14: «но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».
Пс.88,21: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его».
Д.Ап.13,22-23: «Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. 23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса».
Хотя Давид был очень послушным Господу, но и он делал ошибки и довольно грубые. Однако Господь может сказать: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, который исполнит все хотения Мои», потому что в лице Давида Бог символично представляет нам Своего Сына Иисуса Христа, Который действительно ходил в полном послушании к Отцу и исполнил все Его хотения.
Почему Господь отринул Саула? Когда пророк Самуил помазал Саула в царя Израиля и рассказал ему весь дальнейший ход событий, то в заключение Самуил сказал Саулу, 1Цар.10,8: «И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать».
Галгал означает – скатывание, сваливание, переложение: то есть скатывание и сваливание с себя грехов и переложение их на Господа Иисуса. Перейдя Иордан, Израиль расположился станом в Галгале, где Иисус Навин по велению Господа совершил обрезание всех Израильтян, которые не были обрезаны в течение 40 лет странствования в пустыне.
Поэтому это место названо Галгалом. Читаю из книги И.Нав.5,9: «И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня».
Самуил посылает Саула в Галгал, чтобы Саул его там ждал. Но поскольку Галгал означает покаяние и очищение от грехов, то приход в Галгал в духе указывает на крещение, которое Иоанн Креститель совершил в Иордане, которое правильно следует называть «крещением покаяния».
Почему? Вера в Бога у Израильтян была, но для того чтобы они были способны принять Иисуса своим Мессией, они должны были раскаяться и очиститься от грехов блудодеяния. В первую очередь это касалось духовной верхушки Израиля – фарисеев и саддукеев.
Об этом сказано в Евангелии от Мтф.3,7: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?».
Иоанн Креститель видел их, как рентгеном, насквозь и знал, что они пришли лицемерно. Немцы говорят: «сыграть спектакль». Он знал, что в действительности в соответствии с их духовным состоянием они не были способны совершить такое покаяние, и что они обречены на вечную погибель.
Но призывал их «совершить достойный плод покаяния», так как Господь даёт им ещё один шанс для спасения!!! Самуил является тоже прообразом Иисуса, поэтому он испытывает Саула, говоря: «семь дней жди, доколе я не приду к тебе».
Ещё раз подчёркиваю, что приход Саула в Галгал по указанию Самуила духовно указывает на крещение покаяния в Иордане. В действительности же Господь испытывал Саула также, как Он испытывал Свой народ в пустыне.
Читаем во Втор.8,2: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (см. также Исх.15,25; 16,4; 20,20).
И в связи с избранием царя Саула Господь испытывал Свой народ. Он выявил и выставил народу напоказ, каким великим злом являлось в глазах Господа избрание Саула царём. Он совершает через Самуила убедительные знамения, какие Иисус совершал среди Своего народа.
Читаю из книги 1Цар.12,16-19: «Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими: 17 не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя.
18 И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила. 19 И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя».
Параллели к этому событию мы видим в Ин 6 при насыщении 5000. Время пребывания Иисуса среди Своего народа на земле было поистине временем «жатвы пшеницы». Когда евреи увидели и осознали великую выгоду для себя в совершённом Иисусом знамении, то они решили сделать Его своим царём – таким же царём в плоти, как и Саула в своё время.
О духовной стороне и смысле этого знамения они меньше всего были заняты Ин.6,14-15: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. 15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один».
Вернёмся к Саулу и посмотрим, как он выдержал испытание, данное ему от Господа через Самуила. С того момента, как Самуил велел Саулу идти в Галгал и там ждать его семь дней, в Израиле и жизни Саула произошли великие события.
Во-первых, Самуил собрал народ в Массифу, чтобы там официально объявить об избрании Саула царём, 1Цар.10,24: «И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!»
Далее в 1Цар.11 мы читаем о нападении Аммонитского царя Нааса на Израильский народ Иавис Галаадский, и хотел всем его жителям выколоть правый глаз. Но по просьбе жителей Иависа Саул собрал весь Израиль и выступил против Нааса. Господь дал Саулу и Израильскому народу великую победу над Аммонитянами.
Затем в 1Цар 13 читаем о том, что Филистимляне снова собрались на войну против Израиля. Поводом к этому послужил тот факт, что Ионафан со своей тысячей воинов разбил Филистимский охранный отряд, который был в Гиве, 1Цар.13,4: «Когда весь Израиль услышал, что разбил Саул охранный отряд Филистимский и что Израиль сделался ненавистным для Филистимлян, то народ собрался к Саулу в Галгал».
Боясь Филистимлян, народ стал разбегаться и прятаться в горах и кустах. Саул, прождав Самуила семь дней, как ему было велено и, видя, что народ разбегается, вознёс жертву всесожжения, на что он не имел полномочия от Господа. Самуил, пришедший в последний момент в Галгал, сказал Саулу,
Как читаем в 1Цар.13,13-14: «И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда;
14 но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».
Поэтому ещё при царствовании Саула Господь находит Себе мужа по сердцу – Давида – и даёт Самуилу задание помазать его в царя Израиля, 1Цар, 16,1.11-13: «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди;
Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда.
12 И послал [Иессей] и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. 13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму».
И тут же в ст.14 Святой Дух сообщает нам о том, что от Саула Дух Господень отступил и возмущал его злой дух от Господа! Однако вернёмся назад и рассмотрим ещё некоторые события, происшедшие с Саулом до помазания Давида в царя.
В 1Цар.13,2-3 на экране появился сын Саула, Ионафан, который со своей тысячей разбил Филистимский охранный отряд. В гл.14 читаем о том, как Господь даёт Израилю победу через Ионафана. (Прошу этот текст на досуге прочитать и не один раз).
«Люди Израильские были истомлены (напряжены) в тот день», потому что Саул дал распоряжение не отвлекаться приёмом пищи, а непрерывно преследовать врага, 1Цар.14,24: «… Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи».
Только Ионафан, не зная о распоряжении Саула, вкусил мёду, который в большом количестве был обнаружен в лесу. Раньше я уже рассматривал Ионафана и объяснил, что с точки зрения евангелизации он символизирует определённую группу детей Божиих.
Но я просил помнить, что всё содержание Ветхого З. касается в первую очередь Божиего народа – евреев. Для меня лично было тоже ново и ошеломляюще познать, что Ионафан в действительности символизирует мучеников – группу евреев, которые в 70-ю седьмину примут через двух свидетелей Иисуса своим Мессией.
Но они не войдут в число остатка в 144000, а погибнут от руки антихриста мученической смертью. Об этом мы поговорим ниже, а сейчас рассмотрим отношение к нему Саула.
Ещё раз обращаю ваше внимание на ст.24. Напряжение Израильского народа в этой битве было действительно велико. Мученики, на которых прообразно указывает Ионафан, проявятся только в 70-ю седьмину, поэтому и действия Саула в этом событии следует отнести к этому времени
Взглянём на сегодняшний Израиль. Время благодати подходит к концу. В течение 2000 лет Израильтяне не имеют настоящей духовной пищи, так как они не признают Новый Завет Словом Божиим и Иисуса своим Мессией, а ждут ложного мессию. На все их молитвы у «стены плача» Бог не отвечает, поэтому народ «истомлён», напряжение достигло кульминационной высоты, как мы выше отметили в 1Царств глава 14.
Подтверждение тому, что Господь не отвечает в настоящее время на молитвы и просьбы Своего народа, мы находим в 1Цар.14,36-37 и Мих.3,6-7, но эти стихи я зачитаю в следующий раз, а сейчас на этом закончим.