Божия воля, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Божия воля». Сегодня третья заключительная часть. Для связи второй и третьей части повторю конец второй части, который гласит о том, что в Послании Колоссянам мы находим дальнейшее принципиальное высказывание по отношению к нашей теме в Кол.1,9-11: «Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью».
Молитвы и просьбы верующих за верные познания дают нашей жизни правильное направление. Ибо, кто живёт в соответствии с Божией волей, тот вырастает в зрелого христианина, 2Пет.3,18: «но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь».
Обобщая выше сказанное, мы приходим к заключению, что Господь Иисус открыл нам в Своём Слове Свою волю для успешной жизни. Господь Иисус поддерживает нас Своей непрерывной молитвой, чтобы мы могли жить в соответствии с Божией волей. Кроме этого мы замечаем, что каждый, исполняющий Божию волю, свидетельствует о Его любви, власти и величине. Всё это содействует духовному росту и зрелости.
В отношении выше упомянутого текста Ин.17,20-23 я обещал, что этот текст мы подробнее рассмотрим. Поэтому дальнейшее рассмотрение нашей темы я продолжу под названием: «В слушании и исполнении Божией воли Господь Иисус является нашим лучшим примером».
Когда мы при евангелизации призываем людей к покаянию, то их самая большая ошибка заключается в том, что они, как правило, смотрят на верующих, хождение которых далеко не соответствует Божией воле. Но все люди, как неверующие, так и верующие, могут и должны учиться у Иисуса тому, что означает: нашу практическую ежедневную жизнь равнять, или приводить в соответствие с Божией волей.
Исполнение Господом Иисусом Божией воли было для Него таким же жизненно важным делом, как и ежедневный хлеб для плоти. По этому вопросу Иисус свидетельствует о Себе во многих местах Писания. Особенно в Евангелии от Иоанна. Что исполнение Божией воли, воли Его Отца, является Его духовной пищей мы читаем в Ин.4,34: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
Уже в Ветхом Завете Святой Дух сообщает нам о послушании Иисуса Своему Отцу и о Его решении исполнить Его волю, Пс.39,7-9: «Жертвы и приношения Ты не восхотел (это сказано об Отце); Ты открыл мне уши (это значит, что Отец положил Своему Сыну Иисусу на сердце Своё желание спасать людей.
Бог предоставил Ему возможность добровольно решить вопрос о необходимости принести Себя в Жертву за все грехи людей; и дальше по тексту читаем) всесожжения и жертвы за грех (которые по закону совершались в Ветхом Завете) Ты не потребовал.
8 Тогда я (то есть Иисус) сказал: вот, иду (исполнять Твою волю!); в свитке книжном написано о мне: 9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце».
Это значит, что любовь Иисуса к Своему Отцу так велика, что у Него не было другого, более важного желания, как исполнять волю Своего Бога и Отца; чтобы принести Ему радость в Сыне.
Но чтобы никто не сомневался, что речь в этом тексте идёт об Иисусе и Его Отце, то Святой Дух повторяет этот текст в Евр.10,5-9: «Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. 7 Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. 8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, —
которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил», 9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе».
Иисус твёрдо усвоил, что без Отца, от Самого Себя, Он ничего не может делать. Поэтому и свидетельствует о Себе в нескольких местах в Евангелии от Иоанна, хотя Иисус имел собственную волю.
Об этом читаем в Ин.17,24: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»,
но в ст.19 и 30 этой же главы и в Ин.6,38 читаем дальше о том, что Иисус постоянно ориентируется волей Своего Отца:
Ин.5,19: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также».
Ин.5,30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
Ин.6,38: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».
(смотрите также: Мтф.6,10; 26,42; Ин.18,11)
Иисус постоянно пребывал в общении со Своим Отцом и вращался в пределах Его воли! Это является и нашим путём:
Ин.8,31: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики».
Ин.15,5: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
1Ин.2,17: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Господь Иисус постоянно проявлял абсолютное послушание Своему Отцу и всегда был готов получать от Него указания:
Евр.5,8: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию».
Фил.2,8: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Иисус не давал в Себе места своеволию, не давал Себе возможности действовать в Своей власти. Он не искал возможности утверждать Себя лично. Он не ориентировался также мнениями общественности, а только тем, что говорил Ему Отец. В Нём мы видим зависимость от Отца и независимость от людей.
Когда Иисус исцелял людей, их утешал и увещевал; если в синагогах, в храме Он учил людей, и в тиши Своих учеников, то Он делал это в полной зависимости от Отца. Он постоянно уединялся и в тиши в молитве решал с Отцом дальнейший ход событий.
Хотя Он являлся Богом в плоти, но хотел оставаться Посланником. Когда Он приступил к Своему открытому служению, то в Назарете Он объявил в синагоге, Лук.4,18-19: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедывать лето Господне благоприятное».
Как пророчество мы об этом читаем у пророка Исаии 61,1-2. Это Господне благоприятное лето наступило с пришествием Иисуса к Своему народу Израилю и через это лето благодать и любовь небесного Отца нашли в Иисусе своё воплощение.
В лице Иисуса благодать и любовь Отца пришли на земле среди людей в действие, чтобы сыскать и спасти погибшее, Лук.19,10: «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
И мы, все дети Божии, являемся посланниками, которые имеют задание: найти в этом мире погибших грешников, которые ещё способны уверовать и через покаяние принять Иисуса в сердце, 2Кор.5,20: «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».
Чтобы приводить людей к Иисусу с целью их спасения мы должны быть хорошо укоренёнными в Слове Божием. Соблюдать Слово Божие означает, чтобы наше слушание маневрировало перед нашими действиями или опережало наши действия.
Напоминаю вам по этому поводу о действиях Марии и Марфы, у которых Иисус любил бывать в Вифании. Об этом читаем в Лк.10,38-42. В этой истории, Иисус не призывает нас к тому, чтобы мы только слушали, как Мария, и ничего не делали. Нет! нет!
Слушание требует своё время, и работа требует своё время. Если Иисус порицает Марфу и Марию хвалит, то Он, тем не менее, помнит о последовательности: сначала следует слушать, а затем – работать! Точно так и Божия милость предшествует делам, как мы об этом, совершенно однозначно, читаем в Послании Ефесянам 2,9 и 10!
Хотя Иисус в плоти пришёл с небес на землю по заданию Отца, но в Ин.6,38 Он говорит: «ибо Я сошёл с небес…». Это говорит о Его абсолютной добровольности. То же самое Иисус сообщает Своим ученикам о Святом Духе.
О Его полнейшем послушании небесному Отцу, Ин.16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
Из сообщения Иисуса ученикам о Себе и о Святом Духе следует полнейшая гармония, согласие и единство между Отцом, Сыном и Святым Духом!!! Поэтому в отношении общения я в некоторых моих проповедях ссылаюсь на общение между Отцом, Сыном и Святым Духом. Лучшего общения, как внутри Триединства, нет! Поэтому число три и означает – общение.
А теперь коротко посмотрим, как реагирует Небесный Отец на абсолютное послушание Его Сына, основанное на Его любви к Отцу. Два характерных места мне хочется отметить в Новом Завете. По поводу крещения Иисуса в Иордане Иоанном Крестителем мы читаем в Лук.3,22: «и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
Эти слова Небесный Отец говорит непосредственно Своему Сыну, подтверждая этим Своё полное расположение и согласие со всеми действиями Иисуса при выполнении задания Отца: «в Тебе Моё благоволение!». Второй случай, когда Отец акустически говорит с неба, мы имеем по случаю преображения Иисуса на горе.
Иисус знал, конечно, что будет происходить на этой горе, о чём будет идти разговор, поэтому взял с Собой троих учеников, как свидетелей, чтобы они слышали говорение Отца. Сюда же на гору по Божией воле явились в плоти Моисей и Илия для обсуждения с Иисусом дальнейшего хода событий святого плана спасения людей.
В этом случае слова Небесного Отца были направлены к ученикам, Мтф.17,5: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Раньше, испытывая Своих учеников, Иисус спрашивал их мнение о Себе, Мтф.16,13-17: «…Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».
А теперь в подтверждение и для укрепления веры учеников Небесный Отец говорит на горе «преображения»: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Иисус также твёрдо уяснил, как я выше отметил, что задание, которое дал Ему Отец, должно было быть исполнено в назначенный срок, поэтому перед каждым решающим шагом Иисус разговаривает в молитве с Отцом. Иисус слушался Отца даже тогда, когда жёсткость Божией воли касалась Его непосредственно.
Иисус знал, что в этих ситуациях главную роль играет внутренняя установка. Приведу две такие ответственные ситуации в жизни Иисуса. В одном случае Иисус стоял перед вопросом избрания двенадцати учеников, Лук.6,12-13: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами».
В другой, ещё более ответственной ситуации, мы видим Иисуса в духовной борьбе непосредственно перед Его взятием, уводом на суд людей с последующим распятием на Голгофском кресте, где Бог должен был совершить на Нём суд гнева над нашими грехами, Мтф.26,36-46:
«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. 37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. 38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. 40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. 43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. 45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; 46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня».
Как Бог, Иисус знал, конечно, о страшной тяжести суда, который должен быть над Ним совершён, но, будучи Человеком в плоти, Ему стало страшно перед надвигающимися на него горами грехов всех людей мира сего. Не зря читаем в Евр.5,8: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию».
Над всеми выше приведёнными сообщениями, которые касаются Иисуса, можно поставить общий заголовок: «Иисус был слушающим». Он хотел и должен был слушать Отца, чтобы познать Его волю. Это внутрисердечное «должен» должно быть и нашим ключом к познанию и испытанию Божиего водительства.
У Иисуса мы, прежде всего, можем научиться слушать небесного Отца и лично Иисуса Христа. Кто откровенно ищет для своей жизни Божию волю, тот должен желать и слушать Иисуса. Чем свободней от предрассудков, не предвзято и более смиренно мы читаем Его Слово, тем восприимчивей мы станем для Его речи.
Наше слушание является не акустическим, а внутренним интенсивным слушанием. В таком случае мы получаем указания и силу для служения в Божием Царствии. И это наше слушание является не самоцелью. Апостол Павел практиковал такого рода слушания и таким путём сделал свою жизнь зависимой от Божиего водительства и указаний Святого Духа.
И мы должны это говорение Господа Иисуса взять себе на вооружение и сказать: «Говори, дорогой Господь Иисус, я слушаю!» Один христианин наших дней сказал по этому поводу: «Если человек слушает, то Бог говорит; а если человек слушается, то Бог может действовать. Речь идёт не о том, чтобы мы давали Господу идеи.
А речь идёт о том, что Он даёт нам указания». И мы постоянно должны себя проверять в том, хотим ли мы действительно Господа слушать и ежедневно давать Ему возможность говорить к нашим сердцам как читаем в:
Чис.9,8: «И сказал им Моисей: постойте, я послушаю, что повелит о вас Господь».
1Цар.3,10: «И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой».
Познание Божией воли и опыт Божиего водительства должны для нас стать нормальным опытом. Если в тихом часе мы находимся перед Господом, то на ум могут придти различные беспокоящие нас мысли. Как мы можем в таком случае придти в покой, чтобы слышать говорение Господа Иисуса?
Если мы вслух будем читать Библию и молиться, то это может нам в таких случаях очень помочь. При работе над Библией, при её исследовании очень важно и полезно для занятости нашего мозга, делать эти работы письменно (особенно с помощью компьютера).
Это помогает нам хорошо сконцентрироваться над Словом Божиим. При этом мы можем даже какой-нибудь Псалом вполголоса напевать.
От нашего Господа Иисуса мы учимся оставаться с небесным Отцом в «зрительном» контакте. Как псалмист говорит в Пс.15,8: «Всегда (ставлю) видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь».
При всей рабочей суматохе в различных профессиях всегда случаются короткие паузы, во время которых мы можем иметь короткий разговор с Господом Иисусом. Это такие короткие мгновения, во время которых мы с благодарностью и в прошении можем оставаться с Господом в контакте.
При этом мы не должны стремиться к достижению определённых высоких результатов, а просто говорить в сердце с нашим Господом Иисусом. Приведу несколько характерных примеров:
Неем.2,4-5: «И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному 5 и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, [где] гробы отцов моих, чтоб я обстроил его».
Дан.6,11: «Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим».
Лук.2,49: «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»
И в Своей земной жизни Иисус знал и придерживался в Своём служении к тому, что Его Отец имеет определённый план как для больших дел, так и для малых. Он также знал, что для исполнения этих дел Бог имеет также определённое время, о чём я выше уже упоминал:
Ин.2,4: «Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой».
Ин.7:6,8: «На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. 8 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось».
Мы должны научиться слушать, как Иисус слушал Отца.
У Иисуса мы учимся действовать не от себя, но старательно слушать и обращать внимание на волю Небесного Отца и нашего Господа Иисуса. И нас Он желает вести в соответствии со Своей волей.
Чтобы это испытать, мы должны жертвовать немало времени: слушать Иисуса, чтобы Он мог через Святого Духа говорить к нам. Во время молитвы это может случиться в каждое мгновение, что в наших мыслях мы снова приблизимся к сердцу Небесного Отца!
И если мы слушаем голос Иисуса, то речь идёт не только о том, чтобы нам самим расти и созревать в вере, но прежде всего о том, чтобы стать послушным голосу нашего Господа Иисуса, «Который хочет, чтобы все люди… достигли познания истины».
Он открывает наши уши, потому что Он хочет, чтобы мы проповедывали Его Евангелие во всём мире. Мы постоянно должны себя спрашивать: хотим ли мы наше желание по вопросу водительства рассматривать лишь по отношению к нам.
Или же мы охватили (или поняли), что речь идёт о много большем? Потому что в Д.Ап. мы читаем следующее: «Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Слушать так, как слушал Иисус, означает, чтобы мы действительно давали в нас место действию Святого Духа:
Ин.14,26: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».
Ин.16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
Святой Дух постоянно будет ссылаться на учение Господа Иисуса, объяснять нам это учение и укреплять к послушанию:
Мтф.10,20: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».
Рим.8,26: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».
1Пет.1,12: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы».
Когда Святой Дух к нам говорит, то Он никогда не выдумывает или изобретает что-то новое. Содержание Его вести всегда будет идентичным с учением Иисуса и Его Апостолов:
Мтф.28,20: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам…»
Д.Ап.2,42: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Аминь.