Благословение, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Поговорим сегодня о благословении. Из Быт.25,29-33 мы с вами знаем, что за кушанье из чечевицы Иаков откупил у своего брата Исава первородство. В дальнейшем Исав об этом очень пожалел. А в Быт.27,1-29 мы читаем о том, как Иаков по инициативе матери (Ревекки) обманным путём добился того, что отец (Исаак) благословил его вместо Исава.Когда Исав узнал об этом, то говорит отцу в Быт 27,38: «Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал».
Возьмём этот стих за основной текст нашей сегодняшней проповеди. В нём говорится об Исаве, сыне Исаака. Святое Писание говорит о нём, как о человеке, пренебрегающем благословениями. И таких Исавов мы имеем даже и сегодня в Церкви Иисуса предостаточно!
Но многие дети Божии, а до определённого времени и я тоже, даже не подозревают и не понимают, что ещё относится к существу Исава. Именно об этом мы и поговорим с вами сегодня.
Параллельное место по этому вопросу мы имеем в Новом Завете, где Господь предупреждает нас через Святого Духа в Евр. 12,16: «чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства».
Вы представляете, что это значит? Святой Дух ставит Исава рядом с блудниками и нечестивцами!!!
Я уверен, что все дети Божии, читая в Библии эти сообщения, удивлены и крайне возмущены легкомыслием Исава. Обратимся ещё к стиху 17 этой же главы, где читаем: «Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; ибо не нашёл в себе места (или пространства) для покаяния, хотя и просил о том со слезами».
Обращаю ваше внимание на тот факт, что в русском переводе Библии допущена грубая ошибка. Я написал этот стих согласно оригиналу: Исав не нашёл в себе места для покаяния, то есть не мог изменить своего мышления, а не мышление отца!!! Возьмём сюда ещё из Евр 12,15: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».
Стихи 15;16 и 17 из Евр.12 в духе тесно связаны между собой и приведены в Новом Завете в перспективе на Исава. Лишиться благодати Божией или быть хотя бы обделённым в этой благодати, всегда связано с очень серьёзными последствиями как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Если мы в какой-нибудь мере воздерживаемся от Божией благодати, то мы воздерживаемся от хранящей нас Божией силы. Терпеть недостаток или нужду в благодати, означает: не стоять больше под полной охраной Божией силы.
Как только князь мира сего, или враг человеческих душ – сатана – начинает оказывать на наши сердца влияние, то мы теряем правильное чувство по отношению ко грехам. Границы определения греха в нашем мышлении меняются.
Уже в Ветхом Завете являлось ужасным грехом, если кто-то передвигал пограничные камни. Точно так же обстоит дело, если мы не держим вещи мира сего и связанную с ними бдительность под контролем: это влечёт за собой грех. А мы все знаем, как быстро мы по натуре склоняемся к таким событиям. Это дело идёт намного быстрее, чем мы думаем и себе доверяем.
Как только какое-нибудь дитя Божие не живёт сегодня больше в благословение другим, то оно настолько удалилось от такого состояния, что от него будет исходить пагуба. Шаг между проклятием и благословением очень незначителен!
Но Святое Писание идёт ещё на шаг дальше и говорит через Апостола Иакова, что как проклятие, так и благословение находится в нас – это то, что исходит из наших уст. Но он что-то ещё к этому добавляет. И это является нашей темой, Иак.3,10: «…не должно, братия мои, сему так быть».
Мы знаем, что под этим подразумевается. Но вследствие этого открывается или становится явным, что среди детей Божиих или в мышлении детей Божиих может одновременно присутствовать проклятие и благословение.
Встречаются круги таких верующих, которые нас не интересуют, но они до упаду отрицают такие библейские факты. Это не наше дело, что они думают. Зато мы стоим в ответственности и в мудрости сверху.
Вопрос: действует ли в нас ещё Божия милость? В этом случае речь не идёт о том: являемся ли мы детьми Божиими? Если окружающий нас мир больше не замечает, что в нас действует Божия милость, то это является великой проблемой и есть опасность, что и другие могут быть от нас заражены!
А именно потому, что за этим стоит дух, который теснит, оказывает давление. Все духи теснят. И Дух Божий теснит нас рассказывать истину и ходить в истине. Ещё раз повторяю, что все духи теснят. И кто не имеет для этого взора или духовного понятия, как это должно быть, тот слеп-
Поэтому мы не должны удивляться, что Святой Дух совершенно ясно говорит об этом в Посланиях семи Церквам, что дети Божии могут быть слепыми. В Евр.12,15 мы прочитали: „чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие“.
За это ответственен лично каждый из нас, но никто другой! Именно в этом лежит кардинальный пункт следования за Иисусом, так как мы разрешаем врагу взрасти в наших сердцах горькие корни.
И речь здесь идёт не о том вопросе: правильно это или неправильно, и что я об этом думаю. Библия совершенно ясно говорит, что горькие корни содержат греховные вещи разрушительной работы сатаны.
А дальше в этом ст.15 читаем: «и чтобы им не осквернились многие».
Как это начинается? В негативных мыслях против других, против порядка, против существующего порядка, которые Господь Иисус утвердил в жизни каждого из нас. Однако мы пойдём дальше: порядок, который Господь Иисус вложил или дал через священство в поместных собраниях.
Быть несогласным с этими порядками означает: всезнайство, идолопоклонство. Библия говорит, что это является горькими корнями! Библейский путь подчинения ведёт нас к тяге любви друг ко другу. Подчинение является тем, что Иисус нам практически показал Своей жизнью на земле по отношению к Отцу, а всё остальное является мятежом или бунтом – корнями горечи.
Пока такие мятежи находятся в стадии корня, то снаружи его человеческим глазом не видно. Но, знаете ли, кто эти корни видит? Враг!!! Он взрастил эти корни, а мы предоставили себя в распоряжение этому ядовитому посеву. Это является существом Каина и это является существом Исава.
Заметим себе, что Исав имеет в себе параллели Каина! В отношении Исава Слово Божие говорит очень строго и однозначно в Авд. 1,18: «И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа — пламенем, а дом Исавов — соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это.
В выше приведённом слове в Евр.12,16-17 содержится серьёзнейшее предупреждение для тех, которые избегают или уклоняются от Божией милости, уклоняются от подчинения. В сердцах верующих лишь тогда может возникнуть состояние благословения, если мы будем подчиняться Слову Божиему, а всё остальное является бредом.
Поместное собрание лишь тогда может в глазах Господа Иисуса существовать и быть плодовитым, если его члены станут подчиняться всем наставлениям и указаниям Писания. (Конечно, если в собраниях укоренились учения заблуждения, то в этом вопросе появляются границы).
Такой случай я здесь, при рассмотрении этого вопроса, исключаю. Я говорю здесь о библейски ориентированных собраниях, чтобы не возникали противоречия. Иногда и злой враг использует те же места Библии, чтобы противопоставить или показать их слабым верующим, чтобы их устрашать.
Таких верующих, которые в своих искушениях пришли к падению, которым сатана затем нашёптывал: «ты, как и Исав, с этого момента не имеешь в себе больше места или пространства для настоящего покаяния».
Мы глубоко сожалеем о том, что врагу вообще ещё удаётся возбуждать в сердцах верующих такие вещи, мысли. Сегодня, во время благодати такие слова врага являются чистейшей ложью. Ведь мы, как дети Божии, постоянно имеем доступ к трону благодати, чтобы такие вопросы разрешить с Господом Иисусом.
Именно это Господь Иисус завоевал для нас на кресте, чтобы у Божиего трона мы постоянно могли находить приемлемую благодать. Мы являемся такими, которые заключены в небесную семью, которые принадлежат Господу Иисусу. Поэтому мы постоянно имеем доступ к трону благодати.
Подставь только уши этому змеиному нашёптыванию, тогда из горького корня вырастёт огромное дерево, которое ты не сможешь больше завалить, потому что оно выросло в твоём сердце толщиной в 10 метров в обхвате! А таким людям сатана ещё больше говорит, потому что он не останавливается на достигнутом. Дай ему только маленькое пространство в сердце, и он мощно увлечёт тебя в темноту.
Одно нам следует помнить: Исав был безбожником! Поэтому и пространство для покаяния имеет для нас огромное значение. Исав был безбожником, но ни одно дитя Божие, падшее в грех, не является пренебрежителем Божией благодати. Такого не бывает!
Дети Божии не являются презрителями (пренебрежителями) Божией благодати, как в нашем тексте сказано об Исаве. По той причине, что Исав пренебрёг Божией благодатью, он не находил в своём сердце пространства для покаяния.
А дети Божии являются таковыми, которые приняли Божию благодать и по этой благодати спасены. В этом заключается великая разница. Эти высказывания Святого Писания в отношении Исава мы ни в коей мере не можем переносить на верующих.
Но, что касается хождения, то дети света, к сожалению, могут ходить путями Исава. Это является совершенно другой темой. Но если дети Божии плачут в отношении своих грехов, в отношении своих ошибок, то они падают, как говорит Слово Божие, перед Господом Иисусом ниц (но не на спину!).
Как читаем во 2Кор 7,10: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».
Такое отношение верующих к покаянию, как в этом стихе, является именно тем, что Исав не смог сделать. У Исава мы не находим этого, чтобы он искал «неизменное покаяние ко спасению».
А причину что: «возвысил Исав голос свой и заплакал», мы видим в том, что в этот момент он прозрел и понял, что он вообще потерял из-за своего поведения. По этой причине он и заплакал, так как понял: из-за моего безбожного поведения я понёс в своей жизни такую утрату!
Он попытался вернуть себе проигранное благословение, снова приобрести его. Но место или пространство для покаяния в отношении своего безбожного поведения он не нашёл в своём сердце. И даже тогда, когда он заплакал.
Исав был безбожником, то есть не был в смысле Нового Завета дитём Божиим. Исав остался безбожником и после своего раскаяния, потому что оно не содержало в себе покаяния ко спасению. Он остался безбожником, потому что он не любил Бога. Именно в этом пункте заключалась глубина его поведения.
Точно также безбожники мира сего не могут быть образом спасённого человека сегодня. Спасённый никогда не может разделять судьбу безбожника. Нам следует только знать, где всё это написано в Библии.
Дитя Божие никогда не может быть судимо с миром сим! Об этом Ап. Павел говорит в 1Кор 11,32: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Однако вопреки высказыванию Слова Божиего некоторые верующие не верят тому, что дети Божии не будут судимы с миром.
Но это является личным делом веры. А кто позволяет себе так думать, то это не наше дело. Для этого наш верный Господь Иисус предупреждает нас в образе Исава о том, чтобы не разделять пути безбожников и путь пренебрегающих благодатью Божией. Именно в этом заключается вопрос. Но, тем не менее, всё же мы это делаем, если терпим нехватку в Божией благодати. Тогда такие пути являются нашими путями!!!
Тогда мы терпим дефицит в Божией благодати, и мы удаляемся от Божией благодати через собственные пути мыслей, которыми мы затем ходим. Но все эти пути находятся вне требуемого Господом подчинения, вне порядка библейски ориентированного поместного собрания.
Опасность этого для всех нас очень велика, так как все ходим ещё в плоти греховной склонности. Поэтому глубокий испуг должен бы нас всех охватить, когда вдруг замечаем, что ступили на путь Исава. Это является причиной к тому, что Давид восклицает в Пс 1,1: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей».
Он не говорит: «горе тому», а говорит: «блажен муж». Мы могли бы сказать: «не ходит на совет Исава…». Так начинается вся книга Псалмов. В этом Псалме мы имеем две вещи, которые касаются нашей темы:
1-е это: Сидящие там, которые имеют общение с нечестивыми и таким образом пришли в стабильное состояние с ними. Это могут делать только безбожники.
2-е это значит: идти этим грешным путём. Хотя дети Божии, безусловно, спасены для жизни вечной, но для них это возможно, чтобы идти этим грешным путём. Этого не должно, конечно, быть, но к великому сожалению Церковь Иисуса очень страдает от этого духа.
Это является также духом Исава. В лице Исава Господь Иисус предупреждает и предостерегает нас и от пути самообмана этих безбожников, от людей, которые презирают Бога. Господь Иисус предостерегает нас от духа Исава, для которого еда из чечевицы была дороже, чем первородство и небесное благословение, которые ему были уже даны.
Но Исав был таким, который хотел иметь:
1. наслаждение мира сего при жизни своей и
2. благословение будущего Божественных обетований.
Существо Исава заключается в том, чтобы быть дитём Божиим, но, тем не менее, бунтовать и не соглашаться с тем, для чего мы ещё не выросли духовно, так как испытываем нехватку в Божией милости.
Мы уклоняемся от этой Божией милости на основании нашего мышления, не соответствующего мышлению Господа Иисуса. Наши плотские помышления мы очень высоко ценим, потому что они исходят от нас.
Слово Божие говорит в Мтф 6,24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».
Но Исав верил, что он может двум господам служить; и этому верят все, кто живёт в духе Исава. Если мы ступим на путь погибших грешников, то мы, как Исав в нашем тексте, будем иметь великую потерю в небесном благословении.
Поэтому история Исава является особым предупреждением для всех людей, которые живут, наслаждаясь земными преходящими вещами, преходящими мыслями; для которых небесные, вечные обетования являются в той же мере бесполезными.
В противном случае они предпочли бы всему земному Божию милость. Так как Исав являлся первородным, то ему автоматически причиталась великая Божия милость. Но отказ от своего благословения за наслаждение чечевичного блюда является презрением, пренебрежением.
Что стоило для него это благословение, мы видим из его слов, Быт 25,32: «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?»
Как все безбожники и, как все дети Божии, которые страдают нехваткой Божией милости, так же Исав не считался с вечностью. Со всем пренебрежением, лишь за одноразовый обед Исав отдал лучшее благословение, которое мог иметь от Господа, чтобы взамен получить то, что обещает ему отец в Быт 27,28: «да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина».
Хотя Исав легкомысленно и с пренебрежением говорил о благословении первородства, но впоследствии, когда он его утратил, он хотел его снова иметь. Это значит, что он пришёл к определённому познанию.
Но к этому познанию Исав пришёл слишком поздно, так что он безвозвратно потерял Божие благословение. Уже ничего нельзя было изменить. Это предупреждение касается одновременно всех, которые желают воспользоваться лучшими удовольствиями в настоящей жизни, а также – будущего; которые желают иметь Божию милость, а также наслаждение мира сего.
Наслаждение этим миром заключается в том, чтобы главным образом просадить свою волю. А эта черта в существе людей является делом сатаны в нашей плоти. Такие люди предаются заблуждению Валаама, который хотел одновременно иметь награду и деньги Валака, как читаем в Иуда ст.11: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей».
Но дальше о Валааме читаем, что он одновременно желал, Чис 23,10: «Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!»
Но вопрос заключается в том, как в действительности умер Валаам вопреки его желанию? Как и Исав, он погиб вместе с безбожниками. Об этом Писание сообщает нам в И.Нав.13,22: «также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими».
А конец его был таким же, как тех, о которых Давид говорит в Пс 27,1: «Псалом Давида. К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу», то есть в преисподнюю.
Все те, которые холодны или тёплы, равны тем, которые в дни пророка Илии хромали на обе ноги. Это такие люди, которые терпят нужду в Божией милости 3Цар 18,21:
«И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова».
А Исав должен быть предупреждением для всех: как для безбожников, так и для верующих. Каждый верующий должен сегодня знать и научиться, что наслаждение этим миром, начиная от любви мира сего и до своеволия.
Всё это стоит ему небесного благословения. С этим связана потеря и в отношении вечности. Почти нет истории в Библии, равной этой, которая так ужасно показывает ответственность и одновременно тех касается, которые легкомысленно и пренебрежительно отдают небесные благословения взамен ничтожным вещам мира сего.
Как только верующие вступают сегодня на путь безбожников и живут, наслаждаясь настоящим, то они этим доказывают, ни больше и ни меньше, как тот факт, что они пренебрегают небесным благословением. А их потери, как правило, велики уже здесь на земле.
И, следует откровенно сказать, что они исключают себя из Божиих благословений, так как они хотят так жить. Они исключают себя из Божиих благословений, которые Господь Иисус приготовил на небесах, но не может их дать, поскольку они хотят иметь нехватку в Божией благодати.
Очень метко говорит об этом Святой Дух в Мал.3,10: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
Прекрасное обетование имеем мы в этом стихе, которое приемлемо как в Ветхом, так и в Новом Завете. Это значит, что у Господа Иисуса имеются на небесах горы неиспользованных благословений, которые Он приготовил для людей. И Он просит, чтобы дети Божии или Израиль в Ветхом Завете испытали нашего Господа в Его верности при условии правильного поведения с нашей стороны.
О людях, идущих путями Исава, нельзя сказать, что они не хотят получить Божиих благословений. Они, конечно хотят! Иначе они не ходили бы путями Исава, даже если они являются детьми Божиими. Как несравненно велика потеря тех, которые проходят мимо Божией милости и, в конечном счёте, лишаются прав на милость в Божием Евангелии. Об этом следует своевременно предупредить всех.
Носитель обетований, Исаак, имел для своего первородного сына Исава одно благословение, которое включало в себя не только земное, но и небесное благословение, как написано в Быт.27,28: «да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина».
В этом мы видим небесное благословение! Следовательно, благословения, которые Исав должен был получить от Исаака, – двояки. Хотя в Быт.27,28 не упоминается слово «благословение», но слова «дождь» и «роса» символизируют в Библии благословение.
А Исаак – прообраз – Господа Иисуса обещает Исаву в «небесной росе» небесное благословение!!! В этом мы видим очень глубоко идущее пророчество. Поэтому в отношении первородства и благословения Исава и Иакова можно очень много сказать, если возьмём во внимание всю историю Иакова!!! Это чрезвычайно интересно!!!
Обращаю ваше внимание ещё на следующий аспект. Когда Ревекка забеременела, а Господь Иисус наградил её по молитве Исаака двойней, то она стала вопрошать по этому поводу Господа, Быт 25,23: «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».
А для детей Божиих, рождённых от нетленного Божиего семени, Бог имеет одно благословение, которое, как неувядаемое, нетленное наследство, находится на небесах. Об этом читаем в 1Пет 1,4: «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас».
Это небесное благословение детей Божиих мы видим в «небесной росе». Как для Исава, так и для всех безбожников благословение первородства не имеет вообще никакого значения. Ну что могут безбожники сделать с благословением первородства?
Исав был, собственно, прав, что за бесценок продал Иакову своё первородство. Говоря современным языком: благословение первородства предназначено для тех, которые следуют за Господом Иисусом. На что безбожникам небесные благословения, которые они так или иначе никогда не получат, так как не придут к Иисусу с покаянием.
А Иаков высоко оценил это благословение. Он полюбил благословение первородства, хотя не имел его. И на это его отношение к благословению первородства узрел Бог на небесах и зафиксировал у Себя.
Вывод: ты должен любить Господа Иисуса, даже если ты Его ещё не имеешь в сердце. Тогда ты Его непременно получишь! Понимаете ли вы, о чём Слово Божие здесь говорит? И если ты не позволишь Иисусу спасти себя, то могу тебе сегодня сказать, хотя я не пророк, что ты не любишь Господа Иисуса, если навеки погибнешь.
Даю тебе добрый совет: полюби Его от всего сердца. Взывай к Нему и скажи, что ты тоже желаешь иметь эту «небесную росу» благословения; и хочешь, чтобы Он мог проявить свою любовь к тебе, потому что Он любит тебя!!! Только дай Иисусу проявить Свою любовь к тебе в полной мере. Но для этого ты должен придти к Иисусу со своими грехами.
Позволь спасти себя из этого строптивого и развращённого мира, как говорит ап. Павел в Послании Фил 2,14-15: «Все делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире».
Брат Исава, Иаков, любил благословение первородства, поэтому мы любим Иакова. Мы любим Иакова, потому что он любил Бога. Тот факт, что Иаков любил Бога, мы видим в том, что он заставил Исава поклясться в том, что он действительно отдаёт Иакову первородство за чечевичное блюдо.
Читаю это место из книги Быт 25,32-33: «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову».
Вы представляете, какую сделку сделал Иаков со своим братом Исавом! Иаков так уверенно хотел иметь первородство, потому что он видел, что его родной брат Исав считал это первородство ни во что и только ногами его топтал и этим самым хулил Бога.
Поэтому Иаков сказал ему: «поклянись мне теперь же», что отдашь мне его. Я хочу его иметь, я люблю его, а ты не любишь». При этом Исав поклялся, что отдаёт Иакову первородство. Нам, детям Божиим, это трудно представить.
Исав с клятвой продал Иакову своё право первородства и, таким образом, утратил, связанное с первородством небесное благословение. А что Бог видел в этой клятве Исава, мы видим из Быт 25,34: «И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство». – Это Бог видел!
Действие пренебрежения первородством характеризует Исава в лице Бога, как порочного, покинутого. В поведении Иакова мы видим негативные черты характера – это бесспорно! А как в Исаве мы находим добрые, положительные черты характера, так и сегодня находим среди развращённого рода мира сего добрых и благородных людей.
Но они являются погибшими. С другой стороны мы находим таких детей Божиих, которые ведут недостойную жизнь, но они спасены для жизни вечной! Бог подтвердил такой факт.
И кто отважится противиться Богу в этом вопросе? Выступи, пожалуйста, вперёд, кто желает спорить с Богом! Для Бога Исав был презирающим Его благодать, был безбожником. И сколько существует сегодня таких людей, которые презирают Божию милость!
Лично я от всего сердца желаю всем посетителям нашего сайта, чтобы среди вас не оказались такие, которые пренебрегли бы, или не презрели бы небесным благословением Божией милости, которая, в конечном счёте, связана с вечной жизнью.
Желаю всем вам, чтобы вы не пренебрегли небесным благословением Божией милости взамен временных земных наслаждений!!! Бог предупреждает каждого человека от хождения по следам Исава. Он предупреждает тебя и меня.
Крик Исава был в тот день ужасным, когда он, хотя и из эгоистичных побуждений, но снова хотел получить первородное благословение. При этом таким пренебрежителям или презрителям открываются глаза на тот факт, что для них всё утрачено, что связано с благословением!
Поэтому он со слезами обращается к отцу Быт 27:34,38: «Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.