Украшенные дома, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Украшенные дома». Для связи повторю мысль из прошлой первой части. У многих детей Божиих происходило в жизни так, как сообщает ст.9: «что принесёте домой, то Я развею». Это то же слово, что в 1Пет.5,5 «Бог гордым противится…» Ибо выше перечисленные вещи являются выражением суеты земной жизни, 1Кор.15,32: «Станем есть и пить, ибо завтра умрём!». И это Он хочет нам объяснить. Это будет великой милостью, если мы поймём суетность всего нашего поведения, и Бог развеет все эти вещи, так как в Его глазах они не имеют веса.
Мы не против строительства домов и не против того, чтобы есть и пить, не против соответствующей одежды и заработка, если Господь Иисус занимает в жизни первое место. Твой дом ты строишь для твоего уюта и для твоего благосостояния.
Но если мы хотим строить Божий храм, то это можно сделать лишь за счёт нашего уюта и нашего благосостояния. За это нужно платить! Господь не бросает нам для этого деньги с неба! Ведь мы являемся строителями Нового Завета, где строительство зиждется на жертвах.
Большинство Божиих мужей и жён построили Божии дома полностью за счёт собственного предпринимательства, и всё отдали на служение Господу. Они всё отдали Господу и, часто бывает так, что по-человечески на них смотрят как на ненормальных. Другие всё имеют, а эти — нет!
Когда израильтяне были готовы к послушанию, то они немедленно получили величайшее обетование. Пророчество Аггея описано в гл.1,2-11. В ст.12 сообщается, что Зоровавель и Иисус вместе с остатком Израиля, послушались голоса Божиего:
«И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа». Да, слышанное слово изобличило израильтян и привело их назад, ст.13: «Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал народу: «Я с вами! Говорит Господь».
Интересно то обстоятельство, что Аггей, выждав перед этим реакцию народа и не дождавшись следующего обращения Господа, говорит в этом стихе из собственного побуждения: «Я с вами!» Этого Бог ему раньше не говорил. Затем Писание здесь говорит, что он это сказал благодаря благовестию Господа.
Он имел от Господа это задание и понял, каковы были Божии мысли. Поэтому он имел полномочие так сказать. Но это выражение не было ему Господом сообщено как пророчество в ст.1-11. Что это обещание Аггея на сто процентов соответствовало Божией воле, подтверждается в гл.2,4-
Где он снова пророчествует от имени Господа: «Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф».
Господь даёт Своим слугам свободу и подтверждает это Своими словами. Если мы проявляем послушание, то Господь с нами, но не перед этим! Бог не находится под давлением, чтобы нас обязательно благословлять лишь потому что мы верующие. Бог, безусловно, хранит нас, но Он ждёт нашего послушания, чтобы Он мог нас благословлять.
Радость в Иисусе связана с послушанием каждого в отдельности, но не с мистическим опытом. Радость в Господе приходит вследствие послушания Его Слову. И это является самым здоровым отношением.
Божии обетования действительны только для послушных, потому что они верят Святому Писанию и в послушании рассматривают его как одно целое. Никто не может сказать: Я твёрдо верю в Бога, но не слушаюсь Его. Мы видим, что эти два понятия не подходят друг к другу. Послушание является ничем иным, как проявленная в жизни вера.
При строительстве храма израильтяне установили, что он был очень убогим по сравнению с храмом Соломона. По этому поводу в Езд.3,12 читаем: «Впрочем, многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко…»
Этот второй храм, который ещё называют храмом Ездры-Неемии, никоим образом нельзя было сравнить с храмом Соломона: на нём не было ни золота, ни серебра. Он был очень бедным и убогим, так как израильтяне возвращались из плена и не имели средств.
Если присмотримся к духовному храму Господа в настоящее время, то и он равным образом не имеет внешне никакого блеска. Об этом ап. Павел говорит в 1Кор.1,26-28: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти,
не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее».
Следовательно, как мы выше отметили, Церковь Иисуса не имеет внешне никакого приметного блеска! Поэтому, если мы рассматриваем современное состояние Церкви Иисуса, то у нас возникает настроение или желание её оплакивать.
И если мы именно с этой точки зрения будем рассматривать Церковь Иисуса, которую часто называют просто «толпой» или «сбродом», мы не увидим славы, и можем очень легко заблуждаться, потому что не распознаем славные Божии обетования, данные Церкви в Его Слове.
При внешнем обзоре Церкви всё выглядит, к сожалению, слишком убого, мало духовного; слишком мало таких, которые равнялись бы на существо Иисуса. В детях Божиих мы видим также много мирского, много того, что нас подавляет.
Тогда возникает логичный вопрос: ради чего мы вообще стараемся; есть ли смысл вести дальше строительство духовного храма при виде всего плотского у наших братьев и сестёр? Стоит ли до изнурения трудиться и сходить с ума? Не лучше ли всё оставить в покое? Для всего этого мы должны иметь духовный взор. Если в Церкви Иисуса мы поставим плотское на первый план, то это лишит нас мужества, приведёт в уныние.
Но Святое Писание объясняет нам, что Церковь Иисуса является телом Иисуса. И если мы выполняем какое-нибудь служение в собрании или в благовестии, то не должны рассматривать наших братьев и сестёр в их слабости, если они не справляются с каким-либо заданием.
При этом мы должны иметь перед глазами Христа. Служение в собрании является служением на теле Христа. Не сказал ли Господь Иисус в Мтф.25,40: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Именно такой подход к делу является перспективой, которая нам нужна, чтобы с радостным сердцем совершать в собрании наше служение. И если ты участвуешь в служении, то ты делаешь это для Господа, и не смотри на братьев и сестёр. Старайся сам очистить своё сердце перед живым Богом. Ты можешь это сделать только для себя, но не для других. Я могу досадовать на других, но это делу не поможет! Библия говорит в Иак.1,20: «Ибо гнев человека не творит правды Божией».
Церковь Иисуса зиждется на примере каждого верующего в отдельности; и настолько духовна, насколько духовен каждый в отдельности; настолько боеспособна, насколько каждый в отдельности посвящает себя Господу.
Чтобы Божий народ не расстраивался по поводу второго храма, Господь утешает его, обещая этому храму большую славу, чем первому, Агг.2,9: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сём Я дам мир, говорит Господь Саваоф».
Бог не дал Израилю золота, чтобы в конце строительства этот храм имел большую славу, чем храм Соломона. Бог не дал земного богатства! Данное Богом Израилю обещание нашло своё исполнение в том, что ставшее плотию Божие Слово, Иисус Христос, посетил этот храм, Он жил, учил и говорил в этом Доме Своего Отца.
Следовательно, присутствием Божиего Сына этот Божий дом был исполнен величайшей славой, какую он когда-либо видел. Его слова (Ин.8,12), которые открыли Его миру как свет, были настолько ценны, что Он произнёс их в сокровищнице храма в Ин.8,20: «Я свет миру… Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что ещё не пришёл час Его».
Если мы рассмотрим теперь различные духовные храмы, которые Святое Писание нам показывает, то прежде всего приходим ко храму нашего тела. Ибо согласно 1Кор.6,19 тело каждого Божиего дитя является храмом Святого Духа. По природе наше тело является телом смерти, как ап. Павел говорит в Рим.7,24 и это было для него поводом воскликнуть: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»
Павел так говорил, потому что с этим телом связано помышление плоти и злое существо старого Адама. Но, тем не менее, Бог сделал его храмом. В нашем теле мы видим бедность, низость, скудость.
И наше тело не отличается славой; мы часто больны и страдаем недомоганием во многих отношениях; часто находимся в таком состоянии, которое следует оплакивать. Но это тело Бог избрал быть сосудом, чтобы открыть в нём Божию славу: в нём живёт новое Божие творение, которое грешить не может!
Эта Божия слава открывается в тайне нового творения: «Иисус Христос в вас» (2Кор.13,5), в каждом отдельном Божием дитяти. И эта слава намного больше, чем та, которую Бог мог однажды открыть в Адаме, сотворённом по образу Бога, но в плоти.
Но теперь мы рождены от Бога через Его нетленное семя, имеющее все свойства существа Бога. Поэтому в нас нет больше образа, а Сам Господь живёт в нас, 1Пет.1,23 «Как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век».
Библия говорит, что мы будем видеть Господа и будем Ему равны. И тогда, согласно 1Кор.15,43 эта слава откроется полностью: «Сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе».
Святое Писание учит, что при восхищении храм нашего тела преобразится и Святой Дух будет с нами вечно. Это будет слава! Святой Дух больше не покинет нас, поэтому Писание и учит, что хотя дети Божии могут отпасть от веры, но они больше не погибнут. Если бы это было возможно, то Святой Дух оказался бы в огненном озере, чего не может быть: Он останется с нами вечно — это новое творение.
В соответствии с 1Кор.3,16-17 перейдём к поместному собранию. Там отдельные дети Божии рассматриваются как поместное собрание. В соответствии с 1Кор.11,7 Господь представляет в лице поместного собрания небесную Церковь в том, что в лице братьев Он представляет славу Господа, а в сёстрах — славу Церкви: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа».
Но это следует рассматривать духовными глазами, а не материальными. И это мы демонстрируем перед видимым и невидимым миром каждое воскресение, когда приходим в собрание, чтобы прославить смерть Иисуса Христа.
И если в соответствии с 1Кор.12,13 рассмотрим Церковь Иисуса в мировом масштабе на протяжении двух тысяч лет времени благодати как тело Христа, то в Еф.3,10 ап. Павел учит нас, что через этот духовный храм начальствам и властям на небесах открылась Божия мудрость: «Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия».
Я думаю, что эти невидимые начальства и власти знают Божию славу лучше, чем мы. Мы говорим о ней и являемся её представителями, но не имеем о ней и малейшего понятия или правильного представления. Обещанная Богом слава второго храма у Аггея особенно исполняется в детях Божиих. Об этом ап. Павел говорит в отношении Христа в Еф.3,20: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века».
Божия слава присуща сегодня Церкви на земле. Мы знаем, что в вечности это было иначе. По этому поводу Господь Иисус говорит в Ин.17,5: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».
Эта Божия слава дана нынче Церкви Христа! В вечности мы будем представлять эту славу. И если кто-то захочет её увидеть, он будет смотреть на Церковь. Внешне на земле в нас не видно никакой славы.
А согласно Ис.53,2 наш Господь, как и второй храм при Аггее, не имел никакой славы: «Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему».
За время Своего пребывания на земле Иисус ходил среди людей не так, как Его часто представляют на картинах с ореолом вокруг головы, чтобы каждый мог Его узнать и заметить, что это Сын Божий. Наоборот, этого никто не замечал. В чём же замечали это люди?
По Его поведению и по Его существу. Храм Его тела был разрушен и через три дня снова воздвигнут (Ин.2,19-21). В этом выражении Иисуса мы видим Его чудное воскресение. Почему тело Господа Иисуса был храмом? Потому что в соответствии с Кол.2:9 в этом теле обитала вся полнота Божества: «Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно».
При строительстве храма Бог открывает израильтянам, что они все нечистые (Агг.2,10-14). Приведу только стих 14: «Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, всё нечисто».
Это же потрясающе! Там они ставят себя живому Богу в распоряжение, начинают слушаться, а затем Он открывает им, что они нечисты. Это говорит о том, что Он не может принять их жертвы.
Это одна сторона, а с другой стороны это показывает нам, что если кто-нибудь в собрании несёт святое служение, то другие не становятся через это святыми. Но если ты не свято ходишь, то в соответствии с этим словом твоя несвятость распространится, безусловно, и на других. Поэтому Бог желает видеть очищение.
Нечистота израильтян переносилась на их жертвы и на все дела их рук. И как может быть иначе, если наши сердца не очищены? Ибо от избытка сердца говорят уста. И наши дела, жертвы и всё, что мы делаем никогда не могут быть чистыми.
Быть может, мы воображаем себе и внушаем себе, что мы делаем добрые и угодные Богу дела, но это не всегда соответствует действительности. Поэтому, при предшествующем послушании, Бог проводит очищение.
Об этом сообщает нам пророк Захария в Зах.3,1-10: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.
И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял пред Ангелом,
Который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды; а ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные.
И сказал: возложите на голову его чистый кидар, — и возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял».
Очищению подвергался не кто-нибудь, а первосвященник. На основании Зах.1,7 это очищение проводилось 24 числа, одиннадцатого месяца; ровно через два месяца после того, как Бог говорил пророку в Агг.1,10.
Это очищение проводилось в отношении первосвященника Иисуса. И это очень важно! Ибо только после личного очищения он был способным устранить нечистоту народа через возобновление жертвенного служения. Первосвященник до тех пор не мог принять функции служения, пока сам был нечистым.
Очищение в поместном собрании должно начинаться с руководящих и старших братьев (см. «Покаяние – небесный подарок»), а затем проходить донизу. Таковы мысли Господа в отношении очищения Своих. И если это совершилось, то Божия слава может снова заполнить Божий дом.
Тогда можно сказать, что время рассеяния Божиего народа закончено, плен закончен, начинается время собирания, Бог может благословлять и храм может быть построен. И если этот дом не очистить, то храм Церкви, как и храм Израиля в соответствии с Мтф.21,13, станет «вертепом разбойников».
Поэтому рассмотренное слово должно нас воодушевить к строительству Божиего дома сегодня. Тогда возникает вопрос к каждому из нас: готов ли ты с полной отдачей предоставить себя в распоряжение Иисусу, чтобы строить Его дом?
Речь не идёт о том, как ты выглядишь, или о том, что другие делают неверно; речь идёт о твоём послушании, которое требует Бог. Твоё послушание нужно Господу, чтобы строить Его дом, потому что во многих отношениях он находится сегодня в запущенном состоянии.
Вот уже в течение двух тысяч лет наш Господь готовит наши украшенные жилища на небесах у Отца. Об этом Он ясно сказал. Там мы достигнем состояния полного покоя, где каждый будет наслаждаться, той наградой, которую он получит за совершённые на земле дела во имя Господа. И та награда, которую ты получишь на небесах, содержит, в конечном счёте, то, что ты делал здесь на строительстве Божиего дома. Аминь.