Друг Царя, часть третья
Мир вам дорогие слушатели и читатели наших проповедей, мы продолжаем тему «Друг Царя», как я уже выше я отметил, что согласно Иак.2,23 и Авраам наречён другом Бога. На досуге я поразмыслил над жизнью веры Авраама, и мне стало как-то неприятно, что в лице Авраама я не коснулся этого классического примера друга Царя в Ветхом Завете. Поэтому Святой Дух побудил меня продолжить рассмотрение темы «Друг Царя».Именно это место Писания (Иак.2,23) явилось для меня поводом к этому размышлению. Повторяю этот стих: «И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт.15,6), и он наречен другом Божиим«.
Я предлагаю исследовать, почему Святой Дух присваивает Аврааму такой высокий титул «друг Божий». Первую часть этого стиха Иаков взял из Быт.15,6, а откуда он взял вторую часть: «…и он (Авраам) наречён другом Божиим»?
Как вы думаете, дорогие слушатели и читатели, Иаков сам добавил это выражение? Я думаю, что он взял эти сведения тоже из Ветхого Завета. Хотя, как Апостолу, Святой Дух мог в нём эту мысль инспирировать.
Но я думаю, что он взял эти сведения из Ветхого Завета, потому что пророку Исаии Господь Иисус сказал об этом однозначно в Ис.41,8: «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего».
Значит, этот высокий титул, которыми Господь Иисус наделяет особо верных, послушных и Богобоязненных людей, дал Аврааму Сам Господь Иисус. Но интересен тот факт, что эту характеристику даёт Аврааму не только Господь Иисус через пророка Исаию, но эту же мысль Господь Иисус сообщил нам в Своём Слове через царя Иудеи Иосафата.
О нём мы можем сказать, что это был положительный царь, так как читаем во 2Пар.19,3-7: «Впрочем и доброе найдено в тебе, потому что ты истребил кумиры в земле [Иудейской] и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога. 4 И жил Иосафат в Иерусалиме.
И опять стал он обходить народ [свой] от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу, Богу отцов их. 5 И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи в каждом городе, 6 и сказал судьям:
смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и [Он] с вами в деле суда. 7 Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (неподкупный).
Я нахожу, что Господь Иисус даёт Иосафату в этом тексте хорошую характеристику! Из этого текста следует, что не только сердце Иосафата расположено к Господу Иисусу, что не только он ходил перед Ним в Богобоязни.
И свой народ в Иудее он стремился всем сердцем склонить на сторону Иеговы, Бога Израилева. Поэтому, когда ему донесли, что Моавитяне, Аммонитяне и часть жителей Сеира приготовились напасть на Иудею, то он объявил пост по всей Иудее. Во время этого поста люди собрались в Иерусалиме просить помощь у Господа.
А затем про Иосафата читаем во 2Пар.20,6-7: «и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя! 7 Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек?»
Начиная от стиха 6 и до 12-го стиха, мы читаем в этой главе о молитве Иосафата. Чтобы лучше понять всю тогдашнюю ситуацию, советую прочитать главы 19 и 20. Господь Иисус, видя откровенное сердце Иосафата и расположение всего народа к Богу, даёт им ответ через (можно сказать) рядового Израильтянина левита по имени Иозиил.
Это очень интересно, что в Ветхом Завете мы находим несколько примеров, когда Господь Иисус открывает Свои мысли, Свои намерения народу не через Своих пророков, а через простых представителей Израильского народа. Так и в этом случае с левитом Иозиилом.
Из его сообщения мы видим, как Господь Иисус заранее, до мелочей всё точно рассчитывает. Чтобы обратить ваше внимание на Божию мудрость и на то обстоятельство, что Он является всезнающим и остаётся милостивым независимо от поведения людей.
Приведу слова Иозиила из 2Пар.20,14-18: «Когда на Иозиила, сына Захарии, сына Ванеи, сына Иеиела, сына Матфании, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания 15 и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат!
Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. 16 Завтра выступите против них: вот они всходят на возвышенность Циц, и вы найдете их на конце долины, пред пустынею Иеруилом.
17 Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, [посылаемое] вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами. 18 И преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу».
Господь Иисус дал через Иозиила точную и предельно ясную инструкцию, как Израильтянам следует себя вести. На основании содержания 2Пар.19 и 20 мы с вами имеем представление об обстановке в Иудее при царе Иосафате.
Видя, что Иосафат сам всем сердцем искал Божие лице, и что сердца Израильтян он отвернул от идолов и повернул их к Богу Израилеву, Господь Иисус вложил в уста Иосафата выше упомянутые слова в отношении Авраама.
Он своей верой, верностью и доверием к Господу является прекрасным примером в Ветхом Завете и в Библии вообще: «Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал её семени Авраама, друга Твоего, навек?»
Выше мы много говорили о Моисее, которого Господь Иисус с великим трудом, в длинном диалоге смог уговорить вывести Божий народ Израиль из Египта и в течение 40 лет провести по пустыне.
Несмотря на все отговорки Моисея, Господь Иисус не отставал от него, потому что Он видел сердце Моисея, что он станет таким верным и послушным Его слугой. Он настолько был верен Господу Иисусу, настолько отдавал себя служению во имя Его народа Израиля, что был готов, как апостол Павел в Новом Завете, сказать, как читаем в:
Исх.32,32: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал».
Рим.9,3: «желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих (евреев), родных мне по плоти».
Кое-кто из слушателей и читателей может мне возразить: «не таким уж и послушным был Моисей! Ведь вопреки повелению Господа он ударил скалу два раза (Чис.20,10-11), чтобы из неё добыть воду!» Это верно, и на первый взгляд правомочное возражение.
Но так мы можем рассуждать при незнании духовной подоплёки этого события. Хотя это выходит за рамки нашей темы, но я объясню: почему Господь Иисус не разрешил Моисею, из-за этого кажущегося непослушания, войти в обетованную землю Ханаана.
Моисей является сильнейшим прообразом Господа Иисуса. А Господь Иисус, о чём я говорил во многих моих проповедях, пришёл в этот мир в плоти, чтобы ввести Своей народ Израиль в 1000 летнее Царство и быть Царём над Израилем; жить среди Своего народа.
Во входе Израиля в обетованную землю Ханаана мы прообразно видим вход Божиего народа в 1000 летнее Царство! Но поскольку Израиль, при пришествии Иисуса в плоти на землю не принял Его своим Мессией, то, естественно, что Господь Иисус не мог ввести Свой народ в 1000 летнее Царство!!!
Именно поэтому Моисей, прообраз Господа Иисуса, не вошёл вместе с Израилем в обетованную землю Ханаана!!! Эти взаимосвязи в Слове Божием мы должны знать!
Итак, в отношении послушания Моисея Господу мы о нём кое-что уточнили. И это очень важно! Теперь мы перейдём к Аврааму и посмотрим, как он ходил перед Господом Иисусом. В противоположность Моисею, он с первого же раза ответил на призыв Господа полнейшим послушанием.
Читаю из книги Быт.12,1-2,4: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана».
Как видим, без всевозможных увёрток и условий, Аврам пошёл в землю, которую Господь Иисус ещё не назвал, но по ходу дела обещает Авраму указать. Аврам пошёл в вере! По этому поводу читаем в Послании Евреям гл.11,8: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет».
Почему Господь Иисус избрал и призвал Авраама, а ни кого-нибудь другого? Потому что Он видел его сердце, что он последует зову Господа Иисуса не на основании знамений и чудес, а – по вере!!!
Именно такого мужа искал Себе Господь Иисус, чтобы через него показать нам, что такое вера вообще. Господь Иисус долго заставил Авраама ждать обещанное потомство, которому Он обещал дать в наследство землю Ханаана. В 75 лет Авраам вышел из Харрана, а в 100 лет Господь даёт ему обещанное потомство, единственного сына Исаака.
Господь Иисус даёт Аврааму и Сарре сына Исаака, когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90 лет, когда они практически были уже неспособны произвести потомство. А Господь Иисус сделал возможным то, в чём мы, люди практически бессильны.
Господь Иисус преднамеренно заставил Авраама и Сарру так долго ждать обещанное потомство, чтобы им показать Своё всемогущество! Именно этим, можно сказать, чудом Господь Иисус показал Аврааму, что Он является Всемогущим Богом. Это событие сыграло в вере Авраама главную роль.
Это была главная цель, которую Господь Иисус поставил Себе в воспитании Авраама на Божие служение. Поэтому читаем в Исх.6,3: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Иегова» (Господь) не открылся им»;
Причину, почему Господь Иисус открывается Моисею с именем Иегова я объяснял в проповеди «Иегова – имя откровения Иисуcа в Ветхом Завете».
Но сейчас я ещё раз обращаю ваше внимание на тот факт, что Господь Иисус открывался Аврааму с именем Всемогущий, чтобы воспитать в нём мужа веры, отца веры!!! С этой целью рассмотрим в жизни Авраама событие, которое является главным испытанием веры Авраама на прочность.
Этот экзамен Авраам выдержал с отличием, что очень обрадовало сердце Господа Иисуса. Господь Иисус видел, конечно, что Авраам духовно созрел для такого испытания, поэтому Он и сказал об этом Аврааму.
Читаю эту историю в Быт.12,2-3: «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».
А в Рим.4,11 далее о нём читаем: «И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность».
Об испытании Авраама на прочность веры мы читаем также в Евр.11,17-19: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование».
Ещё раз напоминаю вам, что история приношения Авраамом своего сына Исаака является сильнейшим прообразом приношения Небесным Отцом Своего Сына Иисуса в Жертву на Голгофском кресте за грехи всего мира.
Авраам – прообраз Бога, а Исаак – прообраз Иисуса Христа. Хотя мы все хорошо знаем эту историю, однако посмотрим, как протекало это испытание, о котором читаем в Быт.22,1-18: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. 4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. 6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе.
9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. 10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. 14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь (на основании этого мы видим, что ходом всего этого события управлял Сам Иисус: сначала читаем «Ангел Господень», затем «Ангел сказал», затем снова «Ангел Господень», а в конце Господь Иисус представляет Себя Аврааму открыто в выражении: «говорит Господь»!)
Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря;
и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».
Авраам, конечно, переживал, в отношении того, что получил от Господа Иисуса задание принести своего единственного сына, которого он любил, наследника Божиего обетования, в жертву всесожжения как агнца.
Но Авраам имел от Господа обетование, о котором мы выше прочитали в Евр.11,19: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить», и твёрдо верил этому обетованию Господа Иисуса.
Хотя мы выше читали о кажущемся непослушании Моисея, но Господь Иисус использует его в дальнейшем одним, и я бы сказал, главным Своим свидетелем вместе с пророком Илией в 70-ю седьмину, чтобы преподнести Израилю Евангелие Царствия. Господь Иисус доверил Моисею завершить прерванный ввод Божиего народа в обетованную землю Ханаана, в 1000 летнее Царство!!!
И Авраам тоже проявил непослушание Господу. Во время голода в Ханаане он ушёл со своей женой в Египет и с целью сохранения собственной жизни научил Сарру говорить, что она его сестра. Практически Авраам отказался от своей жены!
И это он сделал два раза: в Быт.12,11-13 и в Быт.20,2. Но и этому действию Авраама есть духовное объяснение. В Аврааме мы прообразно видим Бога, а в Сарре мы прообразно видим Божий народ Израиль. А Святой Дух представляет нам Израиль в Писании женой Бога. Отсюда следует, что Господь Иисус дважды оставляет Свой народ Израиль.
Первый раз за 400 лет до Своего пришествия Он замолкает и не посылает больше пророков к Своему народу, через которых Он говорил к Израилю. Во второй раз Господь Иисус оставляет Свой народ после того как Израиль отверг Иисуса и не принял Его своим Мессией.
Всё это прообразы, но лично я постоянно восхищаюсь тем, что через эти прообразы Господь Иисус очень доходчиво объясняет нам детали и тонкости Своего план спасения людей. А для этого Он наглядно использует таких Божиих мужей, как Моисея, Авраама, Давида, Соломона, Илию и целый ряд других, очень выдающихся исторических личностей Ветхого Завета.
Все они имеют свои положительные и отрицательные стороны. Но в том-то мы и видим Божию мудрость, что как этих исторических героев, так и нас, детей Божиих, Господь Иисус может и на деле использует в строительстве Своей Церкви.
Это значит, что многие дети Божии, которые стремятся подражать Моисею и Аврааму в их послушании Господу Иисусу, наш милостивый Иисус Христос воспитывает таким образом, чтобы они стали настоящими друзьями нашего Небесного Царя – Господа Иисуса.
Приведу ещё несколько мыслей о царе Израиля, Давиде, который тоже делал ошибки, грешил, но наш милостивый Господь Иисус дал и ему очень хорошую характеристику, о которой читаем в 1Цар.13,14: «но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».
Вы представляете, что Господь Иисус заранее знал, что Давид будет мужем сердца Его, что на Давиде будет Его благоволение! Хотя Бог – Всезнающий, но всё равно это удивительно, как Бог выбирает людей, через которых Он хочет прославиться и использовать их в исполнении Своего плана спасения людей.
Эту характеристику Давида Господь Иисус выразил уже устами Самуила, поэтому мы здесь читаем: «Господь найдёт Себе мужа по сердцу Своему…». Тогда это было дело будущего. В Новом Завете мы находим это же свидетельство как исполнившееся в Д.Ап.13,22: «Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню».
И в третий раз свидетельствует об этом Святой Дух через псалмописца Ефама Езрахита в Пс.88,20-22: «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа. 21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. 22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его».
Трижды мы имеем в Библии это прекрасное свидетельство о Давиде, царе Израилева, который согласно Иез.37,24 будет видимым царём Израиля в 1000 летнем Царстве. Такое доверие и почёт Господь Иисус не оказал или не окажет ни Моисею, ни Аврааму и никому иному из героев Ветхого Завета.
Поэтому Давида не можем просто назвать другом Царя. В глазах Господа Иисуса Давид имеет больший вес и достоинство, чем обычный друг Иисуса. В этом все дети Божии скоро убедятся. Аминь.