Божие жилище, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим сегодня о Божием жилище, и главным текстом нашей темы возьмём из Послания Ефесянам 2,19-22: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».Мы с вами знаем, что Божий храм в Иерусалиме ныне больше не существует. А каждый из вас, который уже бывал в Иерусалиме, мог заметить лишь жалкие остатки: остаток от стен Иерусалима под названием «стена плача».
Но кто из вас видел строительный план или план реконструкции храма: либо во времена Соломона или во времена Иисуса, тот заметил, каким впечатляющим было это здание. Если во времена Соломона кто-то входил в этот храм, если он видел это великолепное строительство, прекрасно украшенные колонны, все орнаменты.
Если он слышал пение мощного хора, или, если он как священник, мог заглянуть во святилище, где всё было обтянуто или облицовано золотом, где можно было увидеть много ценного, то можно было, конечно, получить впечатление о величии, о славе и величине Бога. Для этого и служил этот храм, чтобы Бог мог нам, таким образом, символично представить частицу Своего существа и Его плана спасения.
А теперь апостол Павел прообразно использует этот храм на нас, на Церковь Иисуса Христа, на всех тех, которые верят в Него и через покаяние стали детьми Божиими и получили жизнь вечную. Поразмыслим с вами сегодня об этом. Что это, прежде всего, значит, что именно желает Святой Дух этим выразить, что Церковь Иисуса он показывает и характеризует храмом. А с другой стороны мы проследим вопрос: какое место имею я, какое место имеешь ты в этом храме?
Почему Святой Дух использует именно храм изображением Церкви? Решение этого вопроса мы находим в стихах 21-22 нашего текста, где сказано: «На котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
Как «скиния собрания», так и храм Соломонов в Ветхом Завете являлись жилищем Божиим. Не в том смысле, чтобы Бог там жил, как мы живём в наших домах или квартирах. Это ясно! И в Ветхом Завете Израильтяне об этом уже знали.
Когда Соломон в своё время совершил освящение храма, то он сказал во 2Пар.2,6: «И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве [только] для курения пред лицем Его».
«Для курения пред лицем Его», но не для того, чтобы Этот великий Бог, Которого небеса не вмещают, в этом каменном храме мог жить! Это же невозможно! Этот факт Израильтяне и тогда уже знали. И, несмотря на это, Бог особым образом дал обетования, что Он хотел присутствовать в этом храме.
Сверх того, что Он, так или иначе, повсюду присутствует, Он обещал присутствовать также в этом храме. Бог обетовал присутствовать в этом храме! Именно это имеется в виду, если нас, детей Божиих – Церковь Иисуса – Святой Дух обозначает в Новом Завете храмом.
А мы знаем, как говорит Слово Божие, что в каждом человеке, который принимает Иисуса в своё сердце, Бог устраивает Себе жилище (обитель), Ин.14,23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».
Если кто-то уверует в Иисуса Христа и примет Слово Божие, о чём Библия говорит как о покаянии или как о рождении свыше, тогда Господь Иисус и Небесный Отце устраивают у таких людей обитель. Это что-то такое, что мы, как следует или недостаточно, часто можем себе представить, и что это, собственно, значит.
Ибо, если мы об этом хотя бы мгновение поразмыслим, то заметим, что это даже непостижимо, что живой Бог, сотворивший небеса и землю, Который настолько свят, что даже ангелы закрывают перед Ним свои лица и взывают: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель…» (Отк.4,8).
И что Этот Бог устраивает Себе жилище в нас греховных людях, которые проявили себя Его врагами. Следствием этого является сообщение в 1Кор.6,19-20, где апостол Павел говорит, 1Кор.6,19-20:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».
И если я в это верю и имею об этом ясное представление, то автоматическим следствием этого должно быть моё познание, что живой Бог живёт во мне! Тогда совершенно не подходящим является тот факт, что я терплю в себе ещё грех и всякую духовную грязь.
Если в этом Божием дому выглядит как у моего соседа Рампеля под диваном, какую грязь и беспорядок мы там обнаружим. А я думаю, вы все знаете, как выглядит под тяжёлым диваном, который, быть может, один раз в году передвигают, чтобы под ним убрать…
Эти два понятия, присутствие в нас греха и проживание в нас святого Бога, как то не совмещаются. Собственно, при нормальном ощущении или чувстве это следовало бы замечать. Но тот факт, что каждый из нас в отдельности является храмом Божиим, я упоминаю лишь, между прочим, потому что в Еф.2 речь идёт ещё о чём-то другом.
Там не говорится о том, что Бог в каждом из нас в отдельности живёт, но там сказано: «На котором (на этом фундаменте) и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Заостряю ваше внимание особенно на этом выражении.
То есть все мы вместе взятые, полностью Церковь Иисуса Христа, называется или характеризуется здесь Божиим храмом. Кое-кто может подумать или сказать: «разве это ни то же самое? Ведь совершенно ясно, если Бог живёт в Кристьяне, в Юргене, в Волфганге, и если все эти вместе соберутся, то не может же так быть, что Бог вдруг будет отсутствовать».
Но Слово Божие не делает нам излишние или ненужные обетования. Оно не даёт нам обетование в том, что и без того ясно. Для этого обратимся ко всем нам известному месту Писания в Мтф.18,20: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Если бы Господь Иисус, так или иначе, всегда присутствовал среди нас, когда каждый из нас в отдельности находится в повседневной жизни, то обетование в Мтф.18,20 было бы излишним. Ибо совершенно ясно, что Господь Иисус и тогда находится с нами, когда мы двое или трое собраны во имя Его.
Если здесь выразительно подчёркивается, что Господь Иисус тогда находится посреди нас, если двое, трое или же 200 или 300 человек собраны во имя Его, то это значит, что там, где собралось Его собрание, Он особым образом открывается, что там Он присутствует особым образом.
А именно таким образом, который превосходит тот факт, что Он живёт в каждом из нас в отдельности. Поэтому в Еф.2 и в некоторых других местах Писания, Церковь Иисуса рассматривается как храм Божий!!!
Поэтому Господь Иисус избрал Церковь Своим храмом, и дал по этому поводу обетование, что в этом храме Он присутствует особым образом. Мы теряем это обетование, а, следовательно, и связанное с ним благословение.
Если мы, как собрание, не даём Господу Иисусу возможность мощно Себя проявить. Немного дальше в этом же Послании Ефесянам в главе 3 в стихах 9-10 Господь подчёркивает: «и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, 10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия».
Мы можем задать себе вопрос: почему Бог открывает Свою премудрость через Церковь, в которой имеется так много слабых и грешных людей, почему не через несколько выдающихся людей, которые ведут действительно святую жизнь? Не проще ли было бы это с точки зрения людей?
Но именно для этой цели Господь Иисус избрал Церковь, чтобы в её среде открыться в Своей манере, в Своём существе. Я думаю, что существенной причиной является тот факт, что в первую очередь Его существо мы видим в Его любви. А любовь мы можем познать только через общение.
Именно поэтому Господь Иисус избрал Церковь, чтобы особым образом присутствовать в её среде, чтобы особым образом в ней открыться. Это такая красота, такая прелесть, что Господь Иисус даёт нам здесь возможность познать Его и получать от Него благословения!
Следующий вопрос, который мы немного подробней рассмотрим, заключается в следующем: какое место занимаешь ты, какое место занимаю я в этом храме? Мы с вами заметили, что Господь Иисус сделал Свою Церковь храмом. Этот образ Господь использует для чего-то величественного, для чего-то впечатляюще славного.
Господь Иисус сделал в целом Свою Церковь для Своей обители (жилища). Он дал нам обетование, что в Церкви Он особым образом будет присутствовать и открываться. И какое же место имеем мы, дети Божии в этом храме?
Я думаю, что всем должно быть предельно ясно, если мы соберём 500 камней в одну кучу, то это будет далеко ещё не храм! Тогда все камни хотя и все хорошо собраны вместе и находятся недалеко друг от друга, но они не являются ещё храмом.
Храм лишь тогда возникнет, если согласно строительного плана эти камни хорошо будут подогнаны друг ко другу. Только так возникнет храм. Именно об этом идёт речь в Еф.2. В начале нашего текста мы читаем: «бывши утверждены на основании Апостолов и пророков…».
Бог позаботился о том, чтобы фундамент был солидным, чтобы там никто ничего не взял. Но Бог взял для фундамента тех людей, которые несколько лет жили и ходили с Иисусом на этой земле. Которых Он особым образом оснастил, которых Он оснастил особыми дарами, чтобы на них построить Свою Церковь.
Однако этот Божий план не кончается пророками и Апостолами, но само собой понятно, что он относится также ко всем остальным камням. Господь Иисус имеет также Свой план со мной и с тобой. Он желает нас встроить в таком месте этого храма, где мы можем получить от Него возможно большее благословение и сами могли другим передать, возможно, большее благословение.
При этом дело заключается не в том, чтобы мы сами отыскали это место или предопределили, как нам это нравится или как нам это заблагорассудится. Чтобы кто-нибудь просто ушёл из одного собрания потому, что в прежнем собрании ему больше не нравится.
Или потому что кто-то «наступил ему на мозоль»; или потому, что с тем или другим больше не согласен; или же он уходит потому, что какие-то задания, которые дал ему Господь, ему не нравятся. Он считает, что лучше он всё оставит в этом собрании, уходит в другое собрание и там занимается тем, чего Господь Иисус ему не поручал.
Но так дело не пойдёт! По этому поводу ещё раз напоминаю намерение Господа Иисуса с каждым дитём Божиим, о котором недвусмысленно сказано в 1Кор.12,18: «Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно».
В этих «членах» имеются в виду все дети Божии, в «теле» – духовное тело – Церковь Иисуса. Особенно выделяю последнюю фразу этого стиха: «как Ему было угодно!», а не так, как многие дети Божии этого желают и к этому стремятся.
И если, как в нашем тексте, сказано: «на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает», или должно возрастать, то мы должны свободу давать Господину строительства, нашему Господу Иисусу, чтобы Он определял, где наше место в этом храме; чтобы мы Его спрашивали: «Господи, где это место, которое Ты для меня предусмотрел?»
А мы можем быть уверены что, то место, которое Господь Иисус для нас предусмотрел, всегда является самым лучшим потому, что Господь Иисус знает наши способности! Мы не найдём себе лучшего места, даже если мы так думаем.
По этому поводу напоминаю вам место Писания, где читаем о том, что левиты имели в Ветхом Завете каждый своё место при разборке скинии собрания, при её переноске на следующее место, и при новом её сооружении.
Но при этом это ответственное дело протекало не произвольно, не так, что Аарон говорил: «а ну ребята, подходите сюда и берите каждый то, на что его глаза смотрят, перенесём всё на новое место и там снова соберём. Так мы быстро и хорошо справимся с этим делом».
Но дело в том, в этой работе каждый левит имел своё заранее предопределённое задание. Это всё ясно и там не могло быть недоразумения: каждый выполнял свою задачу и ничего другого.
И по отношению ко всем детям Божиим Божий план, Его намерения заключаются в том, что каждого из нас Он хочет там использовать, где мы максимум можем Его прославить. Но для этого необходимо, чтобы мы позволили Ему показать нам это место; чтобы мы не сами отыскали себе такое место и думали: «здесь для меня лучше и удобней!»
Я вспоминаю об одном брате, который, когда он уверовал, очень усердно евангелизировал. А когда через некоторое время я его снова встретил, то он сказал: «теперь я это больше не делаю, не хожу из дома в дом, это мне больше ничего не даёт». В первое мгновения я был просто ошеломлён, так как у него появилась совершенно другая точка зрения, выраженная в его словах: «это мне больше ничего не приносит».
Но дело заключалось не этом. А дело заключается в том, какое задание имеет Господь для нас. И, между прочим, хочу ещё заметить, что можем быть уверены, если мы ходим перед Господом в послушании, то всегда будем Им богато одарены и обильно благословлены.
Храм Соломона Святой Дух использует и в других местах Нового Завета как прообраз Церкви Иисуса. Одним из этих мест является 1Послание Коринфянам. Там апостол Павел идёт ещё на один шаг дальше и говорит, что возможен не только тот факт, чтобы мы как живые камни были Господом встроены в этот удивительный храм.
Но Господь Иисус желает также, чтобы мы участвовали в строительстве этого храма. Привожу этот текст, 1Кор.3,9-16: «Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. 10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»
Лично я едва ли могу себе представить необходимость вести более безутешную жизнь со следующим притуплённым чувством: «собственно, всё, что я делаю, окажется в конце для кошки». А ведь с таким убеждением и сознанием вынуждены жить многие люди!
Единственная возможность, которую они имеют, заключается в том, чтобы это сознание оттеснить от себя. Но в подсознании это убеждение у большинства, всё же, присутствует. Что останется от всего того, что я делаю? Что будет с золотом, которое я сэкономил? Возможно для детей? Но от этого я тоже ничего не имею!
Что я имею от того, чего я в своей профессии достиг? Ничего! В мои 67 лет всему этому конец! Что я имею от докторского титула, от всех оказанных мне почестей? Что я имею от того, что 10 раз за свою жизнь побывал на Малёрке и два раза на Гавайях?
Честно говоря, что, собственно, остаётся в заключение от всего этого? Ничего от этого не останется!!! И если ничего из того, что я делаю, не имеет постоянства, то это является абсолютно тяжкой, обременительной мыслью. Даже если кто-нибудь пойдёт в политику и скажет: «я должен в политике кое-что к лучшему изменить». (И такие верующие бывают!)
И что он может достичь? Может так случиться, что вся его работа, усердие и хлопоты будут напрасными, что он достигнет противоположное того, чего он, собственно, добивался. И что в действительности останется?
По этому вопросу мы находим в ст.14 выше приведённого текста что-то величественное: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду». Есть возможность, что в течение нашей сознательной жизни мы что-то сделаем, что наверняка устоит!
Что бы ни случилось, всё то, что непреходяще или «неоскудевающее» и «не ветшающее», как в нашем тексте читаем, всё это устоит. Не стоит ли, чтобы мы устраивали для этого нашу жизнь, и создавали такое непреходящее (не ветшающее); чтобы мы не собирали кучу дров, которая когда-то сгорит и ничего от неё не останется.
Но именно это является печальной истиной. В выше приведённом отрезке Писания (1Кор.3,9-16) речь идёт о верующих, но не о таких людях, которые ничего о Боге, и знать не хотят и без Него живут, для которых так или иначе всё это не имеет никакого смысла.
В том то и дело, что речь здесь идёт о верующих. Такое бывает, что люди рождены свыше, а в конце жизни ничего пребывающего для вечности не сделали, ничего полезного в руках не остаётся, всё просочилось сквозь пальцы. Это является потрясающим делом!
Мы стоим перед выбором, мы имеем возможность так устроить перед Господом нашу жизнь, чтобы от нашего труда что-то осталось для вечности. И как это может случиться? Да именно в том, что мы будем участвовать в строительстве этого храма, о котором в нашей теме речь идёт.
Чтобы при строительстве этого храма после нас осталось что-то со стабильной ценностью: золото, серебро и драгоценные камни. Мы все можем стать Божиими соработниками. На эту тему я писал уже проповедь под названием «Соработники». Она имеется в нашем сайте.
При выше приведённых размышлениях часто приходит мысль: «смогу ли я что-нибудь полезного сделать при работе в Божием Царстве, при участии в строительстве этого храма? Быть может этот брат и та сестра; они могут кое-что для этого сделать.
А я – величайший неудачник, какой когда-либо бывал, что я могу в этом деле сделать? Но в Еф.4,7 мы по этому поводу читаем в Еф.4,7: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова».
Затем объясняется, как благодать выглядит. Замечу, что здесь не говорится о Божией благодати для спасения. В ст.11 и 12 перечисляются некоторые виды или дары служения и о цели или о назначении этого служения, Еф.4,11-12: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».
«Он поставил», а не мы себя ставим! Поставил «к совершению святых… для созидания Тела Христова»; для завершения строительства этого храма – тела Церкви Иисуса.
Обратимся ещё к другому месту Писания, а именно к 1Пет.4,10: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией».
Каждое дитя Божие получило от Бога дар, который оно может применить при строительстве Божиего храма – Церкви Иисуса. В отношении темы «Церковь и дары» многие дети Божии думают: «некоторые являются евангелистами, некоторые учителями, некоторые пастырями, а кто я такой?» При этом большинству детей Божиих ничего больше на ум не приходит.
Но если мы обратимся к пос.Рим.12, то убедимся, что кроме учителей там упоминаются ещё совершенно другие задачи и служения. И я верю, если мы честно позволим Господу Иисусу показать нам, то место, где Он желает нас видеть на Своём теле, то каждый из нас, безусловно, установит и поймёт, что он получил от Бога определённый дар, а, следовательно, и задание.
Читаю из послания Рим.12,6: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры».
До этого момента мы с вами уже знаем, но Святой Дух ведёт нас в этих дарах дальше, чтобы не мыслили так узко, Рим.12,7-8: «[имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием».
Но поскольку в русском переводе Библии эти стихи трудно читаются, то я их перефразировал, чтобы их легко было читать и хорошо понять:
Рим.12,6-8 «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; если ты учитель – пребывай в учении; если ты увещатель, то увещевай; если ты раздаватель, то раздавай в простоте; если ты начальник, то начальствуй с усердием; если ты благотворитель, то благотвори с радушием».
И если учесть Рим.12,6, где читаем: «имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры», то имеем в этих трёх стихах семь различных даров от Господа Иисуса, что означает – Божие совершенство. Поразмыслите над этим. На этом мы сегодня закончим, продолжим в следующий раз.