Послал Слово Своё, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Послал Слово Своё». Повторяю наш главный текст из Пс.106,20: «послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их». Сегодня вторая часть. В прошлый раз мы с вами закончили на Исх.9,22-24.
В этом тексте мы видим, что град, то есть лёд, как и огонь, прообразно указывает на Божий суд гнева. Для связи прочитаю снова этот текст: «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской.
23 И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; 24 и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее».
Египет является прообразом безбожного мира, а град и огонь прообразно представляют Божий суд гнева над погибшими людьми в 70-ю седьмину. Прочтите, пожалуйста, в Исх.9 стихи с 18 по 34 и вы увидите, что означает град.
Слово град встречается в Библии 37 раз, что означает: «конец всего преходящего», а следовательно и этого материального преходящего мира. А скрежет зубов встречается в Библии 7 раз, что в данном случае означает совершенный скрежет зубов, скрежет на веки вечные!
А теперь следует заключительное слово, в котором без сомнения видим Божие Слово – нашего Господа Иисуса, Ис.55,11: «так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».
Здесь мы ясно видим, что в Слове, исходящем из уст Бога, мы с одной стороны видим писанную Библию, которую мы имеем, а с другой стороны видим Иисуса Христа, Которого мы видим в выражении: «для чего Я послал Его».
А что именно Богу угодно мы читаем в 1Тим.2,4: «Который (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись». Во-первых: Господь Иисус «пришёл к своим (Израилю), и свои Его не приняли». А во-вторых, в Ин.3,16 читаем: «Ибо так возлюбил Бог мир (всех людей), что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Выше я сказал, что в отношении Своего Творения, то есть людей, Бог проявил очень много заботы, любви, терпения, мудрости чтобы с ними иметь общение. Первые шаги сближения с людьми я описал в статье «Колодцы». Но конкретно и практически Господь Иисус открылся Своему избранному народу Израилю, с которым Он начал осуществление Своего плана спасения людей.
Чтобы сердцем, но не умом лучше понять великую заботу, любовь, терпение и мудрость, вложенные Господом Иисусом в Свой народ Израиль и разочарование, которое Он при этом претерпел, необходимо рассмотреть несколько фрагментов из жизни Израиля во время его сорокалетнего странствования в пустыне.
А именно те моменты, когда Израиль искушал Господа Иисуса. Я не знаю, сколько искушений Господа Иисуса Израилем за время сорокалетнего странствования в пустыне вы насчитали, но я насчитал 18 искушений, что означает грех. Да, эти искушения являются великим грехом по отношению к нашему милостивому и любящему Господу Иисусу.
Я соберу эти 18 искушений в этой проповеди и поставлю их как в фокусе перед вашими глазами. Для чего? Да пусть никто из нас не думает, что мы лучше Израильтян. Нет, нет! Мы имеем совершенно одинаковую плоть, в которой живёт тайна беззакония сатаны! И все мы, дети Божии, как и Израильтяне, способны на ужасные согрешения, если бы Господь Иисус не удерживал нас от этого.
Как лучи солнца, собранные через увеличительное стекло в фокус зажигают горючие вещества (как дерево или бумагу), так 18 этих искушений, собранные здесь в фокусе, пусть горят огнём самосуда в наших сердцах, чтобы очиститься от тайных грехов, чтобы не было бесконечно стыдно перед судилищем Христа!!! При этом прошу помнить, что солнце является прообразом Господа Иисуса.
Итак, начнём с первого искушения. Как ни странно и обидно, но первым искушал Господа Моисей, которого Господь Иисус призвал, чтобы вывести Израиль из Египта и ввести в обетованную землю Ханаана.
1-е искушение
Исх5,22-23: « И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня? 23 ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, — Ты не избавил народа Твоего».
Здесь Моисей проявил неверие и упрекает Господа Иисуса в невыполнении Его обещаний. Следовательно, это является искушением. Вы скажете: но ведь Моисей был призван Господом руководителем Израильского народа. Это верно. Но он является таким же членом Израильского народа, поэтому искушение Моисеем Господа относится тоже к искушениям всего народа.
2-е искушение
Это искушение совершил весь Израильский народ. Причём уже до выхода из Египта, когда Господь Иисус открылся Израилю через Моисея и предложил отвергнуть египетских идолов и уповать на живого Бога. Об этом читаем в пророке Иезекииле. А в пророке Амосе Святой Дух рисует нам эту ситуацию ещё раз перед глазами:
Иез.20,7-10: «и сказал им: отвергните каждый мерзости от очей ваших и не оскверняйте себя идолами Египетскими: Я Господь Бог ваш. 8 Но они возмутились против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских.
И Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской. 9 Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской. 10 И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню».
Ам.5,25-26: «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? 26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя». (Это те идолы, которых Израильтяне вынесли из Египта, и которым они продолжали служить в пустыне! Это очень прискорбный факт).
3-е искушение
Это искушение Израильтяне совершили непосредственно перед переходом через Чермное море, когда они увидели мчащееся Египетское войско во главе с Фараоном. О вере ещё не могла идти речь, поэтому их охватил панический страх. Об этом читаем в Исх.14,11-12:
«и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? 12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне».
4-е искушение
Это искушение Израильтяне совершили на остановке под названием Мерра, где в озере была горькая, непригодная для употребления вода. Об этом читаем в Исх.15,23-25: «Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра.
24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? 25 [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его».
Дерево – прообраз Голгофского креста, а горькая вода – прообраз закона. Народ испытание Господа не выдержал: проявил неверие и недоверие к тому, что Господь обещает в Исх.15,26:
«И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой».
И здесь мы видим содержание нашего главного текста, Пс.106,20: «послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их».
5-е искушение
Израильтяне возроптали через Моисея и Аарона против Господа Иисуса, требуя мяса и хлеба. Об этом мы читаем в:
Исх.16,2-4: «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!
ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. 4 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет».
Исх.16,8.13: «И сказал Моисей: [узнаете], когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана».
6-е искушение
Народ требует воды. В Исх.17 читаем об этом в Исх.17,2-7: «И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? 3 И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?
4 Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями. 5 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою [некоторых] из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди;
6 вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. 7 И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?»
Трудно представить, чтобы, постоянно видеть присутствие Господа днём в облаке, а ночью в огненном столпе, и всё же сказать: «есть ли Господь среди нас, или нет?». Какое всё же терпение должен иметь наш Господь Иисус, чтобы сносить такое неверие, такие упрёки, такое оскорбление и унижение со стороны Своего народа! Лично мне очень прискорбно становится на сердце, когда я вновь читаю эти места в Библии.
7-ое искушение
Это искушение Господа Иисуса Израильским народом проявилось в том, что за время отсутствия Моисея в стане народ делает себе золотого тельца и говорит: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!».
А Господь Иисус говорит в это время Моисею на горе, Исх.32,7-12: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; (почему Господь говорит: народ твой? Потому что Моисей является прообразом Господа Иисуса, Который фактически занимается Израильским народом),
8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! 9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;
10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. 11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;
Исх.32,14: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой».
В изготовлении этого золотого тельца и в заявлении народа: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» вылилось всё обременение или даже одержимость демонами, которым и через которых Израильтяне служили сатане через своих идолов, о которых перед выходом из Египта Господь Иисус сказал: «отвергните каждый мерзости от очей ваших и не оскверняйте себя идолами Египетскими».
Это обременение накапливалось у Израильтян от одного поколения к другому. Поэтому люди настоящего времени намного больше обременены, чем тогдашние Израильтяне! Вот и судите, как могут и как практически ведут себя такие люди после покаяния?!
Ведь при покаянии демоны не покидают своё удобное жилище в этих людях! Следствием всего этого является неверность христианства в настоящее время; поэтому Господь Иисус и говорит в Лк.18,8: «…но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?»
Поэтому и не удивительно, что царь Израиля Соломон, выходец из этого же народа, которому Господь Иисус дал такую мудрость и который сам просил, 3Цар.3,9: «даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?»
…не удивительно, что впоследствии Соломон так глубоко пал как в физический, так и в духовный блуд, как об этом читаем в 3Цар.11,1-6: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. 4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. 6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его».
Весь этот физический и духовный блуд является следствием обременения, наследственным грехом!!!
8-ое искушение
Поскольку Израильский народ постоянно был чем-то недоволен, то при очередном ропоте Господь Иисус начал истреблять его огнём. Об этом читаем в Чис.11,1-3: « Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его,
и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана. 2 И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь. 3 И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень».
9-ое искушение
Можно сказать: едва закончилось истребление Господом ропотников, как в стихе 4 читаем о вновь разгоревшемся ропоте народа. Причём зачинщиками этого ропота являются пришельцы, то есть язычники, которые живут в обществе Израиля и являются его членами.
И это не единичный случай со стороны пришельцев: они часто подстрекали Израильтян к ропоту и недовольству. Причиной ропота является зависть шести вещам мира сего и пренебрежение манной,
Чис.11,4-6: «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? 5 Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; 6 а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». (И далее читаем в этой же главе)
Чис.11,18-21 (Господь говорит Моисею): «Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, — то и даст вам Господь мясо, и будете есть.
19 не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, 20 но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря:
для чего было нам выходить из Египта? 21 И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я [нахожусь]; а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц!» (Моисей снова проявляет по отношению к Господу неверие, но Господь Иисус, молча терпит эти унижения и говорит Моисею):
Чис.11,23: «И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка? ныне ты увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет?»
Чис.11,31: «И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли».
Чис.11,32-34: «И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. 33 Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.
34 И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ».
Духовный смысл этих шести видов пищи, о которых читаем в стихе 5, я подробно объяснил в другой проповеди. На этом на сегодня закончим, продолжим в следующий раз.