Слушать, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Слушать». Сегодня вторая часть. Для связи, прочитаю ещё раз Втор.32,26-27, это говорит Бог: «Я сказал бы: рассею их и изглажу из среды людей память о них; 27 но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделал все сие».Именно так думают сейчас народы, окружающие Израиль: они лелеют мысль истребить Божий народ Израиль с лица земли, но Господь Иисус скоро отомстит всем им в Армагеддонской битве в долине Иосафата!!! (Отк.16,16).
В стихах 28-29 этой главы Господь Иисус даёт окончательное заключение, окончательную оценку своему народу, Втор.32,28-29: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. 29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!»
А что с Божиим народом будет, мы видим из выше упомянутого стиха 19 из Втор.18: «а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу».
Это значит, что все Израильтяне, которые не примут Иисуса через свидетельство двух Божиих свидетелей своим Мессией, погибнут в суде Божиего гнева в 70-ю седьмину. О печальной судьбе этой части Израиля Господь Иисус повелевает пророку Исаии сказать им в Ис.6,9-10:
«И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
О том, что Свои слова Господь Иисус не бросает на ветер, а исполнит эту угрозу, мы читаем в Новом Завете в Евангелии от Мтф.13,14-15: «и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете,
и глазами смотреть будете — и не увидите, 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
А далее в стихе 17 Он говорит, Мтф.13,17: «ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».
На упрёки фарисеев и книжников, что ученики Иисуса едят хлеб неумытыми руками, Иисус отвечает в Мрк.7,6: «Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня».
Хотя в этом стихе ничего не сказано о слышании, но я привёл этот стих, потому что в последней его фразе мы видим ответ на Втор.29,4. Пророк Исаия точно определил отношение Израильского народа к своему Богу Иегове: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня!»
А Господь Иисус это видел на протяжении 40 лет странствования Израиля в пустыне и в Ханаане. Ведь Он – Сердцеведец! Хотя народ и говорил, Исх.19,8: «И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним»,
но своего обещания народ не сдерживал. Израиль действовал и поступал с расчётом. Чтобы вы поняли, что я этим хочу сказать, приведу один простой пример. Какой-нибудь человек получил от другого очень богатого, но неприятного, нелюбимого для него человека задание.
За выполнение этого задания работодатель обещает вознаградить исполнителя задания огромным количеством золота. За такое богатейшее вознаграждение исполнитель берётся выполнить заданную ему работу, несмотря на то, что он питает к работодателю неприязнь: он идёт на компромисс со своей совестью.
Подобным образом можно объяснить отношение Израильского народа к Господу Иисусу, Который обещал ввести Свой народ в землю, в которой течёт молоко и мёд (Втор.11,9). Это условие было для Израиля соблазнительным, но доверия, глубокой любви и богобоязни мы не находим в сердцах Израильтян, не находим!!!
А находим лишь постоянную измену!!! А Господь Иисус всё это видел с самого начала, когда Он вывел Израиль через Моисея из Египта. Но мы знаем, что с другой стороны Господь Иисус искренне любит Свой народ Израиль. Он заранее знал этот народ, что «сердце его далеко отстоит от своего Бога».
Хотя Он и сказал во Втор.29,4: «но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать»,
но в силу Своей любви к этому народу, Господь Иисус заранее многократно поклялся патриархам, что введёт их потомков в землю Ханаана. А что Господь Иисус с клятвой обещал, то Он исполнит при любых обстоятельствах.
И чтобы не исполнить угрозы суда, и не изгладить вообще память Израиля из среды людей, как читаем во Втор.32,26-27, то Господь обручился в Своей верности со Своим народом, о чём читаем в Ос.2,19-20:
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. 20 И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа».
Так что после выше рассмотренных мест Писания мы можем теперь в отношении выше приведённого стиха Втор.29,4 с уверенностью сказать, что это касается той части Израиля, которая примет антихриста своим Мессией и погибнет в 70-ю седьмину в суде Божиего гнева.
Господь Иисус проклял благословения, которыми Он раньше благословил Свой народ! Это очень горький факт! Выше я указал на это проклятие во Втор.28 от стиха 15 и до конца главы. Внимательно прочтите и эту часть главы 28. После отвержения Израилем Иисуса, Он отставил Свой народ на 2000 лет времени благодати в сторону.
Этот факт является по отношению Божиему народу проклятием, потому что удаление от Бога является проклятием. В отношении слушания Божиего гласа в Ветхом Завете можно ещё очень много сказать.
Но перейдём теперь с вами в Новый Завет и посмотрим, что Господь Иисус непосредственно или через Святого Духа говорит нам о значении слушания в отношении спасения для жизни вечной. Правда, некоторые аспекты слушания из Нового Завета мы уже выше рассмотрели.
Напоминаю вам ещё раз о том, что посредством слышания и послушания людей гласу Господа Иисуса, Он имеет цель привести людей к вере в Него и дать жизнь вечную, а в первую очередь – Свой народ Израиль. Когда сотник Римских оккупационных войск попросил Иисуса исцелить его слугу, то Иисус отвечает в Мтф.8,7-8,10:
«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры».
Простой Израильский народ постоянно искал встречи с Господом Иисусом, с большим интересом слушал Его свидетельство, восхищался Его учением, как читаем в Мтф.7,28-29: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».
Об интересном свидетельстве Иисуса перед народом в синагоге мы читаем в Лук.4, где Иисус читал из пророка Исаии пророчество о Себе. Читаю ст.18-19: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим,
и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедывать лето Господне благоприятное».
А также ст.20-22: «И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. 21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?»
В Евангелии от Луки гл.8 читаем о том, что Иисус ходил по городам и селениям и проповедывал о Царствии Божием. Он рассказывал притчу о сеятеле. Читаем Лук.8,4: «а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
А также ст.18-21: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. 19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. 21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его».
Современные люди не любят слушать о том, что они являются погибшими грешникам. Зато многие религиозные люди и погибшие грешники любят слушать, что Господь Иисус – есть любовь. И дальше этого они не идут, ни на шаг больше не приближаются к Иисусу.
Даже многие из учеников Иисуса (но не из 12 учеников) считали Его слова о вечере воспоминания странными, как читаем в Ин.6,54-56: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
Это следует, конечно, не буквально понимать, а символично. Иисус не призывает Своих искупленных к каннибализму. В этом сообщении Иисуса мы видим хлеб и вино, через которые дети Божии празднуют вечерю воспоминания.
А в Ин.6,60.66 читаем о неустойчивых учениках, которые, как и современные люди считали речь Иисуса странной и не могли Иисуса слушать: «60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним».
В отношении того, что иудеи не могли слушать речь Господа Иисуса, очень интересно проследить хотя бы часть Его диалога с иудеями в Ин.8. Иисус часто говорил с народом и учил его, стремится объяснить народу Своё происхождение, то есть, что Он является Сыном Божиим.
Интересен тот факт, как Он строит Своё доказательство. Прочтите, пожалуйста, всю главу 8. А теперь прочтём из этой главы, Ин.8,37-43: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. 38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. 40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. 42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел;
ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего».
Иисус, пытаясь объяснить иудеям, что Он является Сыном Божиим и послан Отцом к Своему народу, чтобы вернуть или обратить их сердца к Богу и спасти от вечной гибели, рассказывает в Ин.10 притчу о добром пастыре.
Но «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их», говорит Господь Иисус в Ин.12,40.
Часть этой притчи читаем в Ин.10,14-16: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».
Иисус говорит здесь о будущем, о детях Божиих, которых в то время ещё не было. Нет, чтобы прямо спросить: «а Кто этот Пастырь, кто эти овцы с одного и с другого двора и Кто является Отцом, но на все объяснения Иисуса иудеи говорят:
Ин.10,19-20: «От этих слов опять произошла между Иудеями распря. 20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?»
Ин.10,24-26: «Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. 25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите;
дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. 26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам».
Затем в ст.27 Иисус ещё раз подтверждает Своё объяснение об овцах «другого двора», в которых Он имеет в виду детей Божиих, Свою Церковь: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною».
В первое время после вознесения Иисуса на небеса, Он дал Своим ученикам власть Его именем совершать чудеса и знамения с целью воспитать в Своём народе веру. В Д.Ап.3 читаем о том, когда апостолы Пётр и Иоанн шли Иерусалиме в храм на молитвенный час, то исцелили сидящего у входа хромого от роду мужчину, просящего милостыню.
Радость этого хромого, когда вместо милостыни он был апостолом Петром исцелён, была безмерно велика: он скакал от радости и хвалил Бога. И во всём народе, который находился в храме, это чудо вызвало сильный резонанс.
Читаю из Д.Ап.3,8-10: «и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. 9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; 10 и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним».
Но после мощного и убедительного свидетельства, которое апостол Пётр дал перед Иудеями (в гл.3,12-26), многие из присутствовавших и слышавших слово об Иисусе уверовали, Д.Ап. 4,4: «Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч».
Именно о том, что вера приходит от слышания, как мы видим в выше приведённом стихе, апостол Павел пишет впоследствии в своём Послании Римлянам, Рим.10,17: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Мы с уверенностью можем сказать, что в конечном счёте все люди в какой-то мере и каким-то образом слышат радостную весть с Голгофы, но уже пророк Исаия пророчески сообщает нам о том, что апостол Павел цитирует в стихе 16 этого же Послания: «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?» (Ис.53,1).
Но скажу вам, дорогие слушатели, лично мне очень отрадно читать в Деяниях Апостолов такие свидетельства, какое Пётр с дерзновение дал перед народом. И этот первый духовный и обильный плод, который Господь Иисус дал через свидетельство Петра, был для Иисуса тоже великой радостью.
Он подтвердил это, когда Пётр и Иоанн, вернувшись к своим, рассказали о случившемся и вместе со всеми совершили хвалебную Богу молитву, Д.Ап.4,31: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением».
И я всем сердцем радуюсь вместе с нашим Господом Иисусом в отношении такого активного служения детей Божиих в Божием Царстве; но и всем им также от всего сердца желаю, чтобы и сейчас они совершали такую плодотворную работу.
Напоминаю вам также о свидетельстве апостола Павла в своей проповеди об Иисусе в еврейской синагоге в Антиохии Писидийской, где при богослужении, после чтения закона апостолу Павлу предложили сказать слово. О его свидетельстве читайте в книге Д.Ап.13,16-41.
Что произошло по окончанию богослужения читаем в ст.42-44: «При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. 43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители [Бога],
обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. 44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие».
Безусловно, что эту работу среди жителей города провели верующие язычники этого собрания, так что «почти весь город собрался слушать слово Божие». Но сатана и тогда уже активно совершал свою разрушительную работу, поэтому он возбудил сердца Иудеев к противостоянию апостолу Павлу.
«Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам; ибо так заповедал нам Господь:
«Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни; и слово Божие распространялось по всей стране» (Д.Ап.13,46-49).
В своём первом Послании Фессалоникийцам апостол Павел показывает нам результат внимательного и правильного слушания Фессалоникийцами слова Божия и его действия на сердца людей. Он ставит их в пример всем верующим.
Читаю из 1Фес.2,13-14: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев».
Поэтому и мы, все дети Божии, в последнее время перед пришествием Господа Иисуса, когда в Церкви Иисуса наблюдается такая неверность, «…должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр.2,1).
И последнее, что я хотел вам сообщить в отношении слышания в завершение второй часть нашей темы, это касается слышания умершими гласа Сына Божия при пришествии за Своей Церковью.
Читаю из Ин.5, ст.25 и 28-29: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. 28 Не дивитесь сему;
ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.