Слушать, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Слушать». Сегодня третья часть. Её мы посвятим с вами ранее упомянутому стиху из пророка Малахии, Мал.2,2: «если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклял, потому что вы не хотите приложить к тому сердца». Этот стих говорит очень серьёзным языком и не только по отношению к Израилю, но и по отношению к детям Божиим. Именно так мы можем понять этот стих в непосредственной связи со всей книгой пророка Малахии.
В своей книге Малахия особым образом говорит о тогдашней ситуации Израиля; ситуация, в которой мы видим мощные параллели наших дней. Поэтому при рассмотрении этого слова постоянно следует держать во внимании тогдашнее и сегодняшнее время или ситуацию.
Между прочим, напоминаю вам, что Малахия был последним пророком перед пришествием Господа Иисуса в плоти. Время молчания Господа Иисуса по отношению к Своему народу Израилю длилось примерно 400 лет.
Малахия обращается к Божиему народу в Израиле после вавилонского плена. Так что вавилонский плен находился позади Израиля, и является делом прошлого. Поэтому обратимся к Псалму 136, который дополняет ситуацию Израиля в книге Малахии.
В этом Псалме мы найдём детали ситуации Израиля в вавилонском плену. В соответствии с Псалмом 136, который отображает всю нужду плена, на переднем плане стоит не материальное, жизненно необходимое питание, а душевное и духовное бедствие.
Я думаю, что духовная нужда Божиего народа была намного больше нежели плотская нужда в нехватке хлеба. Об этом мы читаем в Пс.136,1: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе».
Состояние этих Израильтян может лишь тот понять, который сам когда-то находился в плену. Лично я был в 1941 году вместе с моими родственникам и вообще со всеми немцами Поволжья принудительно переселён в Сибирь, где мы находились под комендатурой до 1953 года.
Без разрешения коменданта мы не имели права отлучаться из села, где проживали, и от 18 лет и старше ежемесячно расписывались у этого коменданта в доказательство того, что мы не сбежали. Для меня это было крайне унизительное положение!
Поэтому я понимаю этих бедных ссыльных Израильтян. Все их мысли в этом плену были постоянно связаны с Сионом. Эти Израильтяне никогда раньше не любили Сион так внутренне, как в этом плену.
Не ужасно ли это, что Господь Иисус вынужден сначала отправлять нас в плен, чтобы мы по-новому, всем сердцем начали любить духовный Сион – Иерусалим. Израильтяне утратили радость ко всему, а осталось только одно воспоминание.
Враги Израильтян, пленившие их, требовали слов песней и веселия, Пс.136,3: «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских«.
И каждый раз, когда притеснители от Израильтян этого требовали, то Израильтяне становились совершенно печальными и вешали свои арфы высоко на вербах (или ивах), чтобы не петь и не играть больше песен о Родине. А речная ива символизирует в Библии печаль. И как они могли в чужой стране петь песни Господни, читаем мы в ст.4.
Но на основании молитвы и глубокого, длительного смирения нескольких верных Божиих мужей Израиля, Господь Иисус проявил с небес великую милость, так что Израильтян снова вернули на землю их отцов, на свою возлюбленную Родину.
И когда после 70-ти лет плена их вернули на свою Родину, то Сион, то есть Иерусалим, представлял собой груду развалин. Во времена Ездры под водительством Неемии, этого Божиего мужа, стены Иерусалима были в ужаснейших обстоятельствах восстановлены.
Злой враг был очень озабочен тем, чтобы затормозить восстановление Иерусалима и его стен. Но Бог давал Израильтянам в этом труде успех, силу и благословение. И если Бог совершает какое-то дело, то я хотел бы видеть того, который мог бы перерезать или прервать Божию волю.
Позднее были также восстановлены храм и жертвенник. А затем мы находим в сообщении Господа один важный факт, через который мы легкомысленно перешагиваем или обходим его. Но желательно, чтобы Господь Иисус проявил к нам великую милость и открыл наши духовные глаза для понимания Его Слова.
Наш верный Господь сохранил Израилю на протяжении 70-ти лет плена священников из колена Левия. Это является великодушным действием нашего Господа. Поэтому Израильтяне могли снова совершать священническое служение и приношение предписанных законом жертв.
Если бы эти левиты погибли в Иерусалиме или во время вавилонского плена, то служение приношения жертв было бы в будущем невозможным.
А мы можем по отношению этого вопроса сказать: «как всё же верен наш Господь Иисус как тогда, так и сегодня». Дорогой слушатель, позволь только по-настоящему любить себя Этим живым Богом! Я уверен в том, кто это правильно понял, чтобы позволить сегодня живому Богу по-настоящему себя любить, тот является благословенным человеком.
Наконец этот многострадальный Израильский народ оказался снова в обетованной земле; наконец этот народ был на верном месте. И это – немаловажное дело быть на верном месте, на том месте, которое указал нам Господь Иисус. Это место одновременно обязывает нас многому.
Верное место не является местом, где мы можем говорить глупые вещи, о чём другие говорили. Верное место является обязательством подчинения Богу! Согласно своему мышлению Израильтяне хотели жить в обетованной земле Ханаана, но они любили так жить, как им хотелось, как они это считали духовно верным. В этом мы видим мощные параллели на наше время.
При этом они не замечали, что разрушали Божии благословения. Духовное состояние Израиля ни в коей мере не соответствовало обетованному месту. Тогда мы должны спросить: «а что вообще у Израиля было неверно, что было фальшивым?» Отвечаю на этот вопрос: из своего прошлого они ничему не научились. Не горько ли это, что Израильтянам не хватило 70-ти лет под водительством врага, чтобы научиться послушанию Господу?!
Дорогой брат и сестра, научились ли вы умерщвлять ваши мятежные сердца по отношению к Божией сущности? Знаете ли вы, что в том случае, если ваше мятежное сердце вы оставите необузданным, то по заданию врага вы являетесь губителями, хотя вы и не желаете таковыми быть!
Суд, в виде плена, который Господь Иисус навлёк на Свой народ, весь их плач в Вавилоне, разрушенный город Иерусалим – всё это они забыли!!! Таковы и наши сердца, что наше спасение, которое мы получили от Иисуса Христа, мы можем забыть!
Это говорит Новый Завет во 2Пет.1,5-9: «то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. 9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».
По вопросу того факта, что Израиль скоро забыл все свои печали и нужды и отвернулся от Господа, Святой Дух сообщает нам во:
Втор.32,15: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего».
Пс.118,70: «Ожирело сердце их, как тук…»
А ожирение наступает единственно в том случае, когда люди живут только для себя лично. Ожирение сердец (в основном духовное) является следствием собственных и своевольных мыслей, которые не проявляют готовности подчиняться. Писание говорит, что своеволие делает людей упрямыми, своевольными, как и Израильтяне противоречили.
Противоречие есть ни что иное, как демония. Поэтому Господь Иисус ответил на их бунтовские сердца тем, что проклял ранее данные Им Израилю благословения, то есть забрал Свои благословения назад. И везде там, где живой Бог забирает Свои благословения, это следует рассматривать как воспитательное средство суда. В нашем главном тексте мы читали: «…Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклял».
А благословение распространялось на все плоды земные, за счёт которых Израильтяне жили. Но если духовная сторона жизни народа больше не соответствует Божией воле, то всё внешнее в его хождении не может быть лучше.
Поэтому этот похотливый народ, народ богатый собственными мыслями, приносил Богу в жертву слепое, хромое и больное, как читаем в Мал.1,8: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф».
И если мы своё мышление одалживаем сатане, то мы очень быстро и глубоко можем привыкнуть ко злому. Общение со злым принесло свои плоды в том, что если Израильтяне приносили слепое и хромое, то совесть им говорила: «в этом нет ничего злого». Поэтому Господь Иисус и говорит в Мал.1,10: «…Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне».
Как видите, Господь не говорит: «Я не приму из ваших рук приношения, как это было дело с Каином, но Он говорит, что ваши приношения неблагоугодны Мне». С этим и мы живём, но живём вне Божиих благословений.
Весь грех исходил от священников, поэтому на них лежала вся вина, вся ответственность за эти Богу неугодные приношения. Об этом читаем в Мал.1,6-7: «Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?
говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» 7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения«.
Этот факт мы должны точно исследовать, чтобы знать, как это случилось, как говорит Слово Божие, что главными виновниками были священники. Рассмотрим этот пункт по порядку, чтобы на основании этого факта научиться. Что давало священникам повод или что являлось причиной возлагать на столе во святилище нечистый хлеб? Ведь это было ужасным духовным состоянием Божиего народа!
В отношении этих хлебов предложения от Господа были даны через Моисея определённые предписания. Священники чувствовали, что народ жил неосвящённым. Этот факт являлся исходным пунктом.
На основании несвятости народа и недостающего смирения священников перед Богом, Бог допускал «пожирателя» на поля Израильтян, на все их плоды, который пожирал эти плоды. Вследствие этого Израильтяне собирали совсем мало зерна.
Но священники жили от десятины, приносимой Израильтянами в Божий дом. Но так как урожай собирали очень скудный, то и десятина от него была очень скудной! Согласно закону священникам принадлежала одна десятина.
Но так как священники были такими же эгоистами, как и сегодня, многие дети Божии являются эгоистами; рождёнными, настоящими, подлинными эгоистами, поэтому они брали из приносимого свою полную долю, которая согласно Божиего определения принадлежала им.
А для Господа оставался жалкий остаток грубого помола, из которого затем пекли хлебы предложения. От своего собственного священники не хотели добавлять, поэтому на стол возлагали нечистый хлеб. Священники придерживались точки зрения, что народ должен совершать покаяние, чтобы Бог снова благословлял урожай, тогда мы будем снова приносить хороший хлеб.
Они втайне хотели принудить Бога принять против народа меры, чтобы народ каялся. Но Бог оценивал этот факт совершенно иначе. Он говорит: вы священники являетесь виновниками, потому что вы не смиряетесь. Таким образом, священники бесславили имя Божие, как читаем в Мал.1,6.
А народ в свою очередь видел, что священники возлагали во святилище на стол нечистый хлеб, поэтому подражал злому и говорит в Мал.1,12: «А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее — пища ничтожная«.
Поэтому и народ приносил в жертву Господу слепое, хромое и больное, так как со стороны священников они видели такое же непослушание. Против этих нечистых животных священники ничего сказать не могли, потому что они сами жили в непослушании против Бога и в полном смысле стол Господа постоянно оскверняли.
Мы видим, что верное место, которое мы выше отметили, лишь тогда будет стоять под Божиим благословением, а вместе с ним и мы, если мы будем в послушании то делать, что Господь Иисус нам в Своём Слове предписывает; но не то делать, что мы считаем верным, что даже не написано в Библии.
Господь Иисус дал нам Своё писанное Слово, которому мы должны верить и делать то, что там написано, а не то, что кто-то в сверхпровентилированном состоянии считает верным и нам это навязывает.
Но священники и вслед за ними Израильтяне не делали то, что предписывает Слово Божие, потому что они не хотели этого делать. Они не хотели этого делать, потому что упрямство и противоречие больше любили, чем Господа. И в собраниях сегодня мы находим противоречие, потому что упрямство и грех больше любят, чем Господа Иисуса.
Всё остальное является ложью, оговорками и уловками. В гл.3,13 пророка Малахии Бог вынужден жаловаться и говорит: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
С одной стороны в Ветхом Завете совершали богослужение, при котором живой Бог должен был через священство приблизиться с неба к Своему народу; а с другой стороны, живому Богу Израильтяне упрямились. Поэтому в рассматриваемом извращённом духовном состоянии Израиля Господь говорит: «И приду к вам…», а затем добавляет: «для суда…» (Мал.3,5).
Следовательно, в течение 70-ти лет своего плена, Израиль не научился тому, для чего именно Господь допустил их пленение. Поэтому по отношению к Божиему народу снова должен следовать суд! Что же иное должен был Господь Иисус вообще ещё делать?
Но, тем не менее, Господь Бог ещё раз пытается через пророка Малахия говорить к сердцам Своего народа. Поэтому Он обращается сначала к ответственным, которыми согласно главы 2,1-2 являются священники, и говорит им:
«Итак для вас, священники, эта заповедь: 2 если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, да Я их уже проклял, потому что принимаете это к сердцу».
Из дальнейшей истории Израиля мы знаем, что Израильтяне не слушали голос Господа Иисуса, они не выполняли волю своего Бога Иеговы, потому что не хотели. И всё то, что говорил Господь через пророка Малахию они не приняли к сердцу.
Итак, кто тогда, как и сегодня, не слушает слова Господа Иисуса, тот обворовывает Его в славе. Это ясно следует из сообщения пророка Малахии. Такие люди являются ворами по отношению Божией славы и через кражу присваивают Божию славу себе.
Именно это является причиной, почему Господь Иисус вынужден в Ин.5,44 предупредить, что таковые, которые ищут себе славу, не находятся в вере, потому что пытаются просадить мнения, которые противоречат Божией воле: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»
Так говорит Святой Дух в Новом Завете, что таковые, которые таким образом ищут себе славу, не стоят в вере. Да ниспошлёт наш верный Господь Иисус милость, чтобы в этом вопросе мы не уподобились Израильтянам, которые искали собственной славы. На такое поведение Израиля наш святой Господь Иисус ответил судом.
И далее Господь Иисус объявляет Своему народу грядущее проклятие, которое превращает оставшееся в то время Божие благословение в проклятие. Бог объявляет, что благословения, которые они ещё имели, Он уже проклял, потому что все слова увещевания Господа они не хотели принять к сердцу.
По этой причине мы видим также отсутствие или недостаток благословений во многих собраниях сегодня. Мы посажены Господом Иисусом для владения, для владения благословениями, поэтому неестественно, что дети Божии трудятся вне благословений.
Поэтому заглянем теперь немного глубже в Церковь Иисуса, которая является прообразом Израильского общества того времени. Как пророк Малахия когда-то особым образом говорил Израилю, точно так Господь Иисус говорит сегодня к нам через Новый Завет.
Напомню всем вам, что Господь Бог обещал воздвигнуть Своему народу Израилю Пророка из братьев их подобно Моисею и сказал: «Его слушайте» (Втор.18,15). Этого Пророка – Господа Иисуса – должны слушать, как Израильтяне, так и мы, дети Божии!
Однажды Израильтяне жили в Египте, где с ними обращались как с собственными рабами. Их труд был очень трудным. Их труд был настолько жёстким, что на основании этого трудного положения они научились обращаться и взывать к Господу. Почему?
Потому что у Господа нет другого средства, чтобы вызвать в нас желание взывать к Нему; Он вынужден посылать на нас жёсткость. И как Господь Иисус однажды вывел Свой народ Израиль из Египта (прообраз мира сего), так Он и каждого из детей Божиих вывел из мира сего, каждого, кто согласен, чтобы Господь Иисус спас его для жизни вечной.
Интересен тот факт, что в Иуде 5 вывод Израиля из Египта Святой Дух называет спасением, ст.1: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом».
Мы должны размышлять об этих славных библейских фактах. К великому сожалению и мы, дети Божии слишком быстро забываем, откуда мы, в конечном счёте, спасены. Каждое возмущение во мнениях, во мнениях, противоречащих Писанию, является ничем иным как проявление забывчивости по отношению собственного спасения. Эту забывчивость мы часто познаём на основании поведения верующих, что касается их ответственности.
Вывод из проклятия мы едва, то есть по достоинству слишком мало ценим, поэтому Бог допускает, что Его народ Израиль на 70 лет был уведён в вавилонский плен. И если в этом мире мы символично видим Египет, в котором мы однажды жили в необращённом состоянии, то Вавилон символизирует религиозный мир.
Это лагерь, в котором и сегодня ещё многие дети Божии пребывают. (Смотрите тему «Лагерь», о котором я перед этой проповедью говорил согласно Евр.13,13).
Ленивыми, а вернее гнилыми отговорками верующих, почему они остаются в этом «духовном» Вавилоне являются:
1. во-первых, что они якобы имеют в «Вавилоне» задание от Господа Иисуса: они должны там свидетельствовать об Иисусе Христе. Это первая ложь. Затем следует вторая ложь. Но эта вторая ложь не является абсолютной ложью, но, к сожалению, полуложью.
2. Они говорят: «многие, живущие в «Вавилоне», могут также вести жизнь освящения, какую далеко ни на каждом, вышедшем из «Вавилона» можно увидеть».
По поводу такого ответа (пункт 2) я должен сказать: к сожалению это часто так. Но это не оправдывает нас в том, чтобы оставаться в «Вавилоне» и, тем более, добровольно. Я позволю себе сказать, что Господь Иисус догматично требует от нас в Своём Слове полного разделения Своих искупленных от неверующих.
Через молитву и смирение Господь Иисус и сегодня выводит верующих из лагеря мира сего, как Он однажды вывел Свой народ Израиль из Вавилона на основании молитвы и смирения верных Божиих мужей.И если мы внимательно рассмотрим духовное состояние Церкви Иисуса сегодня, то увидим в ней такую же груду развалин, как в Иерусалиме тогда.
Теперь возникает очень важный вопрос: как будет судить и действовать наш Господь Иисус, если таковые верующие, которым нельзя жить в такой груде развалин, наоборот стараются сделать такую груду развалин посредством противоречий и своих подстрекательских мыслей и слов.
Когда-то Господь Иисус выразит Своё решение. В этом мы уверены, как тогда, так и сегодня, как в отношении Израиля, так и в отношении детей Божиих.
Под водительством Неемии дело восстановления имело успех. Не должно ли и сегодня, под водительством Господа Иисуса, восстановление лежащей на дне Церкви Иисуса, иметь успех?
И если сегодня Господь Иисус хочет дать благословение, но не может для этого дать соответствующую силу, то препятствием этого является, непременно, мощное идолослужение или идолопоклонство. Но слава нашему Господу Иисусу, что Он и сегодня сохранил Себе фундаментальных служителей, через которых мы можем совершать в собраниях настоящее богослужение.
Таким образом, Господь Иисус подарил одновременно многим верующим верное место в поместном собрании. Хотя как в отношении многих Израильтян тогда, так и в отношении детей Божиих сегодня, находящихся по Божией милости на верном месте, остаётся в отношении духовного состояния ожидать много, много лучшего.
Есть такие верующие, которые в собраниях видят только дом хлеба, который без всяких обязательств можно забирать. Из выше приведённых объяснений мы с вами поняли, что на верном месте Израильтяне не исполняли свои обязательства, поэтому Господь был вынужден лишить их благословений путём проклятия.
Своеволие их мышления Бог оценивал как противоречие против Себя; «против Меня», говорит Бог. Ожиревшие сердца не пропускают больше свет и познания в человека.
Из прошлого Церкви Иисуса верующие тоже не хотят учиться, как и Израильтяне – из своего плена. И в этом состоянии верующие читают Библию, молятся, и даже приносят Господу жертву хвалы и благодарения.
Но Господь Иисус может только чистые жертвы, но не слепых, хромых и больных животных принимать для Своего прославления. Не должен ли Господь Иисус и нам сказать, как Он однажды сказал Своему народу Израилю в Мал.1,10: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне».
Это является причиной, почему Господь Иисус сегодня так мало, так скудно может благословлять Свою Церковь. Хотя Он нёс на Голгофском кресте на Себе наш суд, то Он, тем не менее, вынужден на Своём доме начать суд, как написано в 1Пет.4,17: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?»
Дорогие братья и сёстры, воздавайте, пожалуйста, нашему Господу Иисусу и нашему небесному Отцу подобающую Ему славу, хвалу и благодарение! И это будет только в том случае возможно, если вы превозможете себя и постараетесь понравиться Господу. Воздавай Ему славу и приноси Ему одновременно мысли собственной воли.
Если вы не готовы к этому, то и Господь Иисус не сможет от тебя принять благоугодную Богу жертву. Вопрос для нас сегодня так гласит: готовы ли мы к этому? Если вы сегодня слышали предупреждающую проповедь Святого Писания из Ветхого Завета, и в вашем поведении последуете этому наставлению.
Тогда получится точно так, как написано в Иак. 1,25: «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».
А если не внемлете, останетесь глухими и не примете к сердцу увещевание нашей сегодняшней проповеди, то всё будет соответственно наоборот! Но чтобы все слушатели и читатели этой проповеди получили от Господа Иисуса максимум желаемых благословений, то желаю всем вам сделать из увещевания Святого Духа соответствующие и полезные для вас выводы. Аминь.