От вечности до вечности, часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «От вечности до вечности». Сегодня четвёртая часть. Если бы при возникновении первой греховной мысли у князя ангелов, то грех, хотя был бы и открытым перед Богом, он не был бы открыт перед всеми ангелами.При этом было бы покончено с одним грехом. Остальные ангелы, которые, как и князь ангелов, имели свободную волю и способность к возвышению, к восстанию, не были бы предупреждены. Их послушание оказалось бы, таким образом, непроверенным.
Следствием этого явился бы тот факт, что через определённое время и другие ангелы непременно согрешили бы равным образом, потому что мы знаем, что одна треть всех ангелов симпатизировали лжи сатаны.
Таким образом, Бог давал сатане и дальше свободу действия и обращался с ним дальше так, как будто бы ничего не было. Даже если бы князь ангелов и хотел, то он не мог на основании отношения Бога к нему увидеть и познать какие-либо изменения.
Точно так, как Господь Иисус обращался с Иудой в равной любви, хотя Он знал, что Иуда предаст Его. Да, даже при праздновании последней Пасхи, когда Иуда уже принял решение предать Иисуса, то, тем не менее, никто не мог на основании поведения Иисуса сделать заключение, что подозрение падает на Иуду.
Грех ослепляет. Мы с вами заметили, что князь ангелов стал свою красоту сравнивать. Да, он стал свою красоту сравнивать даже с красотой Бога. И что он при этом установил? По внешнему виду никакой разницы! При сотворении этого помазанного херувима Бог вложил в него всю Свою мудрость и любовь, сделав его по красоте равным Себе!
Именно на этом факте мы можем кое-что понять о Божией любви, потому что Бог заранее знал, что этот князь ангелов устроит среди ангелов восстание против Бога. И, тем не менее, Бог сделал его по красоте равным Себе.
Заметим себе, что князь ангелов видел только внешнее, как у себя, так и у Бога. И это было то, что он мог охватить своим умом: никакой разницы между собой и Богом! Мы можем быть уверены в том, что на основании этого его сердце значительно возвысилось. Это вид вёл его к дальнейшему обманному заключению, что он может стать как Бог.
Эта мысль настолько укоренилась в нём, что князь ангелов начал думать и претендовать на Божий трон, Ис.14,14: «взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему«.
Свои намерения он, конечно, не сразу открыто выставил, но в мире ангелов он начал искать и вербовать на свою сторону союзников. Его образ действия был связан с хитростью и ложью, как мы это позднее видим в речи змеи с Евой перед падением Евы и Адама в грех.
Читаю это место, Быт.3,1-5: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Из пророческого слова мы познаём, что, в конечном счёте, за ним последовала одна треть всех ангелов, которые поверили его лживым обещаниям:
Отк.8,12: «Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи».
Отк.12,4: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца».
А в звёздах мы символично видим ангелов.
Низвержение
Размах восстания ангелов достиг своей вершины, мера наполнилась до края, как читаем в Иез.28,18: это было «множество беззаконий твоих», которые предшествовали низвержению сатаны. Таким образом, было проверено послушание каждого ангела.
Теперь князь ангелов чувствовал себя достаточно сильным, чтобы открыть свои намерения и отважиться сделать задуманный шаг вверх против Наивысшего. Но в своей слепоте он сделал этот расчёт без Бога. Бог низверг его вместе со всеми последователями с небес на землю. Об этом мы читаем в различных местах Писания:
Ис.14,12: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы».
Иез.28,17: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор».
Лук.10,18: «Он же (Иисус) сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».
Отпавший князь ангелов, теперешний сатана, был низвергнут Богом с небес на землю. Но этим самым данная тема ещё далеко не рассмотрена, ибо падение сатаны имеет далекоидущие и сегодня ещё действующие последствия.
Даже само низвержение сатаны было связано с борьбой, потому что возмутитель и его союзники не были готовы, не желали без борьбы отступить от своей цели занять Божий трон. То, что с этой борьбой связано, мы ниже увидим.
Вследствие низвержения произошли мощные сдвиги в области власти ангелов, как в световой части, так и в части тьмы. На стороне световых ангелов некоторые из них должны были занять служебные области, которые вследствие низвержения осиротели.
А на стороне тьмы сосредоточился теперь огромный потенциал духовной силы и лжи (смотрите ниже: «изменения в составе тьмы»). По этому вопросу читаем в Иез.28,18: «…ты осквернил святилища твои».
Помазанный херувим имел от Бога определённое задание. Согласно сообщению Слова Божиего к этому заданию относилось и служение в святилище. Поэтому, князь ангелов был связан духовно с небесным святилищем. То же самое мы можем сказать и по отношению той трети ангелов, которые отпали вместе с ним,
Читаю из Отк.12,4: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца».
К этим отпавшим ангелам принадлежали как серафимы, которые особым образом были связаны с небесными святилищами, так и херувимы, которые имели другие служебные задания.
Нарушения в небесных вещах
Когда сатана со своими доверенными замахнулся осуществить удар против Бога, то в небесных вещах возникло огромнейшее нарушение, о котором Святой Дух, подытоживая пройденный путь, сообщает через пророков в Пс.73,3-8: «Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений [наших]; 5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева; 6 и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего; 8 сказали в сердце своем: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле».
Как ужасен был ущерб, который возник на небесах в результате восстания отпавших ангелов с последующим их низвержением на землю!!! От всех святых, славных и удивительных святилищ, которые прославляли Бога, остались только развалины.
Познаём ли мы здесь, что означает грех? Какое разрушение оставляет грех непосредственно перед лицом Бога? Хотя грех и восстание были устранены, но последствия греха, все разрушения остались!!! Этими развалинами являются «пустыни вечные» согласно Иез.26,20.
Развалины святилища были и являются для световых ангелов постоянным предупреждением и убедительнейшим примером того, чему способствует грех. Да, небесные вещи и устройства со времени восстания ангелов не такие, какими они были однажды Богом сотворены. Грех вызвал мощные изменения, неизмеримый ущерб!
Поэтом мы спрашиваем себя: нельзя ли всё это повернуть попятную? Но как тогда, так и сегодня, грех нельзя просто повернуть попятную. Против греха есть только одно средство: совершить покаяние и получить прощение грехов и всей неправедности посредством омытия кровью Господа Иисуса, ценой которой Он заплатил за грехи всех.
Читаю 1Ин.1,9.7: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. …и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».
Только Он, наш Господь Иисус, может снова всё восстановить:
Ис.58,12: «И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения».
Д.Ап. 3,21: «Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века».
Что Жертва Иисуса с пролитием крови нужна была и в отношении небесных вещей, мы читаем в Евр.9,23: «Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами».
В отношении этой темы я уже в других проповедях отмечал, что мысль о необходимости очищения небесных вещей некоторые круги верующих отклоняют. Но истиной является не то, что мы чувствуем, потому что наши чувства являются частью нашей плоти, но то, что об этом говорит Слово Божие.
В соответствии с высказыванием Слова Божиего кровью Иисуса были очищены небесные вещи, потому что они нуждались в очищении. Почему они нуждались в очищении? Потому что на небе произошло это восстание ангелов, а следы этого греха были ещё налицо.
Дальнейшие доказательства этого мы находим в книге Иова:
Иов 15,15: «Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его».
Иов 25,5: «Вот даже луна, и та несветла, и звезды (прообраз ангелов) нечисты пред очами Его».
Первое место показывает нам осквернение небес, а второе место показывает нам последствия. Почему ангелы нечисты пред очами Бога? Потому что и те ангелы, которые в восстании на небесах не участвовали, видели этот грех и его последствия.
Поэтому они определённым образом утратили свою «невиновность». Они стали уже не такими чистыми, какими они были до восстания, потому что они видели этот грех. Это не значит, что на световых ангелах наблюдается личный грех и нечистота. Но, ни один из ангелов не остался после восстания точно таким, каким он был до этого. Всё изменилось.
Изменилось также небесное служение для Бога. С одной стороны, на основании грехопадения части ангелов, служебные области были втянуты в беду; а с другой стороны недостаёт этой трети отпавших ангелов, которые были призваны для этого служения.
Эта, образовавшаяся брешь, не была заполнена посредством дополнительного творения. Но, тем не менее, Бог является восстановителем, как мы выше отметили.
Об это читаю из книги пророка Ис.58,12: «И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения».
С момента грехопадения небесное служение осуществляется ангелами, которые проверены и совершают своё служение в абсолютном послушании. Таким образом, прославление и честь Бога неизмеримо увеличилась и умножена.
Разрушение на земле
Состояние земли, о котором мы читаем в Быт.1,2, является дальнейшим следствием низвержения сатаны: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
Этот беспорядок или хаос, который мы видим в этом стихе называется на Еврейском языке «Tohuwabohu». Что этот беспорядок не является состоянием при сотворении земли, мы познаём не только на основании выше упомянутого места Писания из Ис.45,18, а так же из Иер.4,23: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, — на небеса, и нет на них света».
Выражения «земля разорена и пуста» и «нет на небесах света», как нельзя лучше характеризуют состояние земли после низвержения отпавших ангелов на землю. Эти выражения указывают на состояние суда.
Почему при восстании ангелов и земля была втянута в это разрушение? В Иез.28,16 сказано, что сатана был «херувимом осеняющим». Исходя из оригинала Библии, это значит, что он имел от Бога задание охранять, прикрывать, заслонять.
Дальнейшее доказательство мы имеем в Ис.14,12-17, где в образе царя Вавилона мы видим падение сатаны. При всей сознательной осторожности при применении прообразов, то там нам бросается в глаза тесная связь царя Вавилона с землёю.
А у пророка Авдия 1,3-4 в образе Едома мы узнаём сатану, который превозносится и говорит: «кто низринет меня на землю?» Это отношение к земле становится понятным на основании факта, что вследствие сотворения земли стало очевидным направление Божиего плана и намерения.
А в отношении всего этого помазанный херувим, на основании его служебного положения, получил возможность в определённой мере ознакомиться с намерениями Бога.
Когда сатана задумал завладеть властью на небесах, то, безусловно, он не упустил из виду тот аспект, в отношении которого он должен был себе сказать: «кто будет владеть землёю, тот будет иметь в своих руках ключи над дальнейшими планами Бога».
Посредством низвержения сатаны Бог отторг у него снова власть над землёй, потому что в противном случае всякая сотворённая на земле жизнь осталась бы навеки под властью сатаны и, таким образом, угодная Богу жизнь на земле была бы невозможна.
Поэтому Бог решил подвергнуть тогдашнюю землю суду, чтобы затем в течение шести дней её снова восстановить.
Бездна
В связи с низвержением сатаны с небес одновременно возникло расширение вниз. Это расширение охватывает такие области, которые не были предусмотрены Богом, и в которых до падения ангелов не было нужды: «и тьма была над бездною».
В оригинальном тексте применяется слово «Tehom». В Прт.8,24 мы читаем, что этих бездны не всегда были: «Я родилась (мудрость), когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою».
Эта бездна охватывает как видимые, так и невидимые (духовные) области. К видимой области относится, что воды потопа в большей своей части поступали из этой бездны:
Быт.7,11: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились».
Быт.8,2: «И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба».
В отношении духовной области хочу указать лишь на тот факт, что были созданы «новые» области, как например, бездна (Abyssos) с его нижней частью (Tartaros)
Лук.8,31: «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (в тартар).
2Пет.2,4: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
Итак, нижняя часть бездны называется «тартар», где согласно 2Пет.2,4 Бог хранит в цепях особо опасных демонов, которых Он поместил туда сразу же после низвержения ангелов с небес на землю. Для чего Бог это сделал?
Чтобы в перспективе восстановления земли и сотворения людей размер тьмы настолько сократить, чтобы создать свободное пространство для Своего плана спасения людей. Если бы Бог немедленно не заключил эти власти тьмы в тартар, то в будущем жизнь на земле не была бы возможной, как это запланировал Бог.
Поэтому избыток властей тьмы, действие которых является невыразимой мукой, Бог связал или «предал блюсти на суд для наказания». Не для их личного наказания, а для наказания людей, Отк.9,3-5: «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. 5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека».
Далее в этой бездне мы находим также преисподнюю, которая правильно называется «область смерти» или «страна смерти», Иез.32,27: «Не должны ли и они лежать с павшими героями необрезанными,
которые с воинским оружием своим сошли в (страну смерти) преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых».
Ещё читаем в Прт.27,20: «Страна смерти (Преисподняя) и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.
Из сообщения в Прт.27,20 мы познаём, что «страна смерти» и «Аваддон» разделены между собой, являются различными областями. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.