Иов — прообраз Иисуса, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! В Ветхом Завете есть много персонажей, которые являются прообразами нашего Господа Иисуса. Выдающиеся из них, которых вы хорошо знаете, и которых мы с вами рассмотрели, это: Моисей, Иосиф, Давид. Эти трое являются представителями Божиего народа Израиля. Сегодня я предлагаю вам для рассмотрения Иова, который не был Израильтянином.
Но Иов, тем не менее, прекрасный прообраз Господа Иисуса. Поэтому я обращаю ваш взор на эту прекрасную и в то же время загадочную личность. Я знаю, что многие дети Божии вообще не любят читать книгу Иова, потому что мало в ней понимают.
И лично я, когда впервые серьёзно стал читать Библию, книгу Иова пропустил до лучших времён. Она показалась мне очень скучной и непонятной. Но впоследствии я понял, что жестоко ошибался.
А теперь я хочу показать вам, что книга Иова является прекрасной книгой Святого Писания, потому что во многих главах этой книги, мы видим в Иове прообраз Господа Иисуса. В этой книге мы находим много тайн.
Конечно, все сообщения этой книги ни я, ни вы, до конца не понимаем и не поймём. Поэтому скажу вам сразу: кто читает поверхностно книгу Иова, как я в первый раз, тот найдёт в ней, в конечном счёте, как «Плач Иеремии», своё «плач».
Но о плаче или жалобах Иова речь идёт лишь вторично, то есть во вторую очередь. На первом плане мы видим во многих местах этой книги прообраз Господа Иисуса. Поэтому за основу нашей сегодняшней темы возьмём из книги Иова главу 1, с 1 по 20 стих.
В этой главе мы с вами увидим много параллелей между Иовом и Господом Иисусом. Конечно, эту истину можно хорошо понять лишь тогда, если оба образа, как Иова, так и Иисуса, мы будем сравнивать не простым чтением, но на основании глубокого исследования.
Не напрасно Святой Дух представляет нам обе личности в образе их жизни в Иак.5,11. Случайно ли это? Нет, конечно: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».
Характер сообщения нашего текста (Иов.29,1-20) не оставляет сомнения в том, что речь идёт о пророчестве. А так как это является пророчеством, то и всю эту главу нельзя рассматривать иначе, как пророчество. Хотя Иов не был Израильтянином, но он является для всех нас ярким примером терпения и верности.
Удивительным является и остаётся тот факт, что Бог мог в те времена создать такие личности, как Иова. В самом начале этой книги мы читаем о том, что Иов жил в земле Уц (Иов.1,1).
В Елберфелдерском переводе Библии в сноске читаем: (возможно, в сегодняшнем Авраном (Иез.47,18), который являлся частью половины колена Манассии на восточной стороне Иордана). Но по этому поводу следует сказать, что это не соответствует истине.
На основании Плача Иеремии 4,21 мы знаем, что Уц расположен в Едоме, то есть юго-западней Мёртвого моря. А выше названное место Авран находится в пределах удела Манассии около Геннисаретского озера, которое далеко удалено от Уца в Едоме. Поэтому хочу вам сказать, что со сносками следует осторожно обращаться.
Прежде чем мы перейдём к рассмотрению нашего текста, следует, прежде всего, выявить и показать определённые основания, которые откроют нам понятие библейского толкования.
1. В Ис.14,4 Святой Дух исходит от царя Вавилона, но от стиха 12 мы читаем о сатане. Здесь мы имеем дело с чертой характера пророчества.
2. В Иез.28,1-12 Святой Дух исходит от князя (царя) Тира, но от стиха 12 Святой Дух даёт нам сообщения только о сатане. Это и есть черта существа пророчества.
3. В Иове 29 Святой Дух исходит от Иова, но обсуждает внутреннюю или личную историю Господа Иисуса, что представляет более глубокую черту существа пророчества.
Описание личности Иисуса
Это нелегко, что-то сказать о личности Бога, чтобы объяснить Его скрытые черты существа. Но чтобы заинтересованному читателю оказать в этом вопросе существенную помощь, попытаемся этот вопрос решить с помощью Господа Иисуса.
О Боге можно говорить как о Личности, а также рассуждать о Его положении и функции. И, поскольку Библия это делает, то и мы находимся на верном пути, если будем пользоваться соответствующими высказываниями Писания.
В Триединстве мы имеем олицетворение Отца, Сына и Святого Духа. Отец является владельцем всей власти и жизни. И прежде чем Отец поставил Сына наследником всего (Еф.1,2), Он всё это держал в Своих руках.
Поскольку в нашей сегодняшней теме речь будет идти, главным образом, о Господе Иисусе, то я должен напомнить вам о той власти, которой Небесный Отец наделил Своего Сына для успешного выполнения задания по спасению людей. Задание, которое Отец поручил Ему и доверил:
1. Мтф.28,18: «власть на небе и на земле»,
2. Ин.17,2: «власть над всякою плотью»,
3. Ин.10,18: «власть отдать жизнь и опять принять её»,
4. Лук.5,24: «власть на земле прощать грехи»,
5. Ин.5,26: «власть давать жизнь вечную»,
6. Ин.5,27: «власть производить и суд», как Сын Человеческий,
7. Ин.16,7; Д.Ап.2,33: «власть излить Святого Духа»,
8. Евр.2,8; 1Кор.15,28: «всё покорил под ноги Его»,
9. Евр.1,2: «поставил наследником всего»,
Хотя Иисус это Сын Божий, но поскольку Он в плоти пришёл на землю к людям, то Он стал Сыном Человеческим. А так как Отец дал Ему власть судить, то Он придёт на землю как Судья.
А так как Он будет в 1000 летнем Царстве господствовать, то Он является и Царём. А так как Он вместе с Отцом сотворил землю, то Он является и Творцом (Кол.1,16). А поскольку Он пошёл за нас на крест, то Он является и Спасителем.
О Святом Духе можно сказать, что он является Утешителем, потому что Он нас утешает. О Святом Духе, как об Утешителе мы читаем в Евангелии от Иоанна в четырёх местах: 14,16.26; 15,26; 16,7. И, так как Он вводит нас во всю истину, то Он является Духом истины.
Верующие, которые не могут разобраться в позициях и функции личностей внутри Божества (в Триединстве) часто делают неверные высказывания. К примеру, некоторые дети Божии говорят, что Отец оставил Своего Сына на Голгофском кресте. Это абсолютно неверно! Поэтому поводу:
1) написано: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мтф.27,46). Там не написано: Отец Мой, Отец Мой, для чего Ты Меня оставил?
2) Также написано: «Ибо Отец и не судит никого» (Ин.5,22). И если бы Бог, как Отец оставил Своего Сына в труднейшие минуты на кресте, то этот факт являлся бы по отношению к Сыну судом!
3) Бог, совершающий суд, но не Отец, совершил над Сыном суд, потому что Господь Иисус взял на Себя наши грехи, Пс.88,39: «Но Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего».
Такого не может быть, чтобы Отец сначала послал Сына на землю с таким ответственным заданием, а затем сразил Его на Голгофе. Так не пойдёт, потому что это была бы неискренность и фальшивость. О Голгофе мы прообразно читаем уже об Аврааме и Исааке: «И шли далее оба вместе». Путь Сына был также путём Отца.
Хотя Его земное имя было «Иисус», но Он всегда был Сыном Божиим. Его пришествие в плоти связано с титулом «Сын Человеческий». Его унижение в плоти со всеми страданиями и смертью сделало Его по воле Отца способным основать новое, небесное поколение, то есть, род Божией семьи.
Поэтому Христос является надеждой Отца. Как второго Адама с небес, введёт Отец Сына в наследство Бога. Вместе с Ним мы является «духовным поколением нового человека». Поэтому сообщения Иова показывают нам смену, то есть, чередование пророчества.
Частично о жизни Иова, но, главным образом, в центре этой главы стоит славное имя Иисуса. В этой главе мы находим также исторические взаимосвязи Божиего сыновства Иисуса. Даже Его бытие до пришествия в плоти на землю.
На этом основании предметом данного толкования не должен быть путь Иова, но путь Слова ставшего плотию. Ещё раз подчёркиваю, что мы рассмотрим с вами несколько мест в книге Иова, в которых в личности Иова мы видим прообраз Иисуса, но центральным текстом в этом толковании мы берём:
Иова 29,1-20
Стих 1: В начале этой проповеди я сказал, что «возвышенная речь Иова» является пророчеством. Ибо по содержанию этой главы Иов не является её автором. Остаётся также открытым вопрос: насколько Иов сам понял этот взор, и понял ли он вообще то, что он сказал.
Смысл формулирования слов скрыт в этом тексте намного больше, чем в некоторых сообщениях о страданиях Христа в Псалмах Давида. Поэтому для некоторых верующих будет трудней следовать за ходом толкования так, как мы это до сих пор знаем. Рассматриваемый нами текст является довольно трудным.
Стих 2: «О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня».
К этому тексту я должен, прежде всего, дать объяснение к выражению «прежние месяцы». В оригинальном тексте вместо «месяцы» находим слово «луна». Ниже мы об этом поговорим.
Если мы будем исходить из того, что Иов сделал это высказывание на основании своей болезни, то мы должны сказать, что страдания нашего Господа Иисуса были намного страшней и более тяжкими, потому что Он нёс на Себе на Голгофском кресте грехи всего мира.
Иов не был покинут ни Богом, ни своими друзьями. Хотя их утешение было скорей обвинением, поэтому Иов вынужден был им сказать: «жалкие утешители все вы» (Иов 16,2). В противоположность этому наш Господь Иисус пережил следующее:
«Тогда все ученики, оставивши Его, бежали» (Мтф.26,56). А в соответствии с Мтф.27,46, Сам Бог оставил Иисуса. Иов тосковал о том времени, «когда Бог хранил его».
Кто из нас не поступил бы точно так же в подобной ситуации? В своей нужде Иов не должен был умереть, а наш Господь Иисус не избежал смерти. В сообщении Иак.5,11 между Иисусом и Иовом была большая разница.
В Своей смертельной нужде, в Своей слабости как человек, Иисус воскликнул: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мтф.26,39).
Вы когда-нибудь думали о том, что это значит: Богу как человеку, взять на себя грехи всего мира, 1Ин.2,2: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но за грехи всего мира».
Отец возложил грехи всех людей, которые когда-либо проходили, проходят и ещё пройдут по этой земле, и сделал Своего Сына самым великим грешником мира сего 2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грехом, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом».
Эти неисчислимые грехи всего человечества Бог возложил на Своего Сына, а затем совершал над каждым отдельным грехом суд гнева! Чтобы эту картину более образно понять, я приведу одно место из книги Иова 6,2-4, где Святой Дух нам особенно ярко рисует страдания Господа Иисуса при совершении над Ним суда гнева Бога,
Иов.6,2-4: «о если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё! Оно верно перетянуло бы песок морей! От того слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня».
Обращаю ваше внимание особенно на стих 6. Во Вседержителе мы видим Бога, совершающего суд гнева над всеми грехами на Своём Сыне. В «стрелах» мы видим суд над каждым отдельным грехом.
Суд Бога над грехами настолько жесток, что Святой Дух говорит: «яд их (этих стрел) пьёт дух Мой». Отсюда мы можем заключить, что душевные боли Иисуса были намного больше и страшней, нежели физические боли: «яд их пьёт дух Мой».
Стих 3: «Когда светильник Его светил над головою Моею, и Я при свете Его ходил среди тьмы».
Упомянутая во втором стихе Божия охрана, дальше описывается в ст.3: «Когда светильник Его светил над головою Моею». Совершенно нетрудно, относить эти отдельные сообщения в адрес Иова. Но что будет в том случае, если перед этим высказыванием мы поставим из стиха 2 слово «прежние»: «О, если бы я был, как при прежней луне?»
Причём слово «прежний» имеет в оригинале смысл «вечности». Итак, Иов говорит о своей охране Богом (ст.2), и о Божием светильнике над своей головой, и о своём хождении среди тьмы (ст.3). При этом он ссылается на время «при прежней луне».
Согласно Быт.1,16 это время «при прежней луне» могло быть в то время, когда Бог сотворил луну. Так что Иов говорит о моменте времени в несколько тысяч лет до его рождения. Это же значит, что охрану, Божий светильник и господствовавшую тьму, следует рассматривать, как возникшими в далёкой древности.
Это древнее событие зачатия оправдывает при этом понятие «ходил». Теперь наш вопрос заключается в том: «как может такое высказывание быть отнесено к Господу Иисусу?» Чтобы это понять, необходимо сначала описать или объяснить некоторые понятия. В противном случае трудно будет понять это толкование.
Прошедшее, настоящее, будущее с точки зрения Бога
Истечение прошлого, настоящего и будущего у Бога в вечности нет! Эти три вида истечения или формы времени существуют только в материи, а именно там, где господствует время, но не вечность. В вечности у Бога существует всё в настоящем.
Для прошедшего у нас считаются «истёкшие события» настоящего, то есть, события настоящего, которые уже свершились. Для вещей будущего в вечности считаются, с нашей точки зрения, «наступающие события» настоящего.
На основании этого для Бога не составляет никаких проблем, чтобы события глубокого прошлого, как и грядущих времён, увидеть и немедленно познать всё в Своём настоящем. Хотя истечение «времени» заложено в событии вечности, но перерасчётного фактора не существует, чтобы вечности представить (выразить) или перевести в истечение времени.
То, что касается Иисуса
Явление Бога на землю в Иисусе в плоти, является великой тайной, которая хотя и открыта людям примерно 2000 лет тому назад, но вступление Бога на этот путь с целью спасения людей именно таким образом, остаётся для нас и до сих пор тайной.
В вечности на небесах должны были состояться беседы или разговор, в процессе которого в Триединстве пришли к заключению о сошествии Сына Божиего в плоти на землю. Следствием этого разговора является совет или определение Божества, о котором читаем в Пс.2,7: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя».
Мы знаем, что слова в стихах 2 и 3, Иов произнёс вследствие глубокого испытания через свою болезнь. Если мы сравним испытание страданий нашего Господа Иисуса, то мы должны сказать, что на Голгофском кресте Он претерпел более тяжкое испытание. Как я выше показал этот факт в Иове 6,2-4.
И мысли Иисуса уводили Его назад к описанным в ст.2 дням: «как в те дни, когда Бог хранил Меня». Его мысли уводили Его также к событиям в ст.3: «Когда светильник Его (Его Отца) светил над головою Моею (головою Иисуса)».
Упомянутая в ст.2 «прежняя луна» является для Господа Иисуса временем пребывания в вечности: зачатие Сына Человеческого на основании Псалма 2,7 хотя и свершилось, но оно было ещё скрытым, хранилось во тьме. Ибо Господь Иисус не имел ещё тело из плоти и крови (ст.3).
Как выше я отметил: в вечности нет ни прошедшего, ни будущего, а существует только настоящее. Вследствие имеющегося в наличии «определения» или совета мы читаем о том, что над головою Сына находится светильник Отца.
Но то, что касается пришествия Иисуса в плоти, которое с Божией точки зрения как «будущее событие настоящего» ещё не исполнилось, то Господь Иисус, как Сын Человеческий, «ходил при Его свете среди тьмы». Свет Его пребывания в плоти ещё отсутствовал.
Стих 4: «Как был Я во дни (молодости) зрелости Моей, когда (милость) Божие доверие царило (господствовало) над шатром Моим».
При применении Слова Божиего по отношению к Господу Иисусу, открываются два исторических момента: истечение времени созревания Иисуса в Своей жизни в плоти на земле и в вечности.
а) Что касается Его жизни на земле, то Он начал Своё служение с тридцати лет, как читаем в Лук.3,23: «Иисус начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев…».
До этого возраста длилось «созревание» Иисуса для того чтобы приступить к выполнению задания Отца. В оригинале к выражению «во дни зрелости Моей» в Иове 29,4 имеется поясняющая сноска, которая гласит: «в дни осени Моей».
Осень является временем сбора урожая. Под выражением «в дни осени Моей» имеются ввиду эти 3,5 года служения Иисуса, в течение которых Он собирал духовный урожай Своего труда. Праздник снопа, третий праздник (первенец урожая = Пасха), который в Ветхом Завете указывает на Иисуса Христа.
Отличительным признаком этого праздника является «первый сноп» или «сноп – первенец». Для нас в Новом Завете служение Жертвы Иисуса означает – плод. Как Сын Человеческий, Иисус нуждался для Своего созревания в этих тридцати годах.
б) Что касается созревания Сына Божиего в вечности, в какой момент времени после «определения» или решения Божества это произошло, то мы читаем в стихе 4, что царило доверие Сына Божиего к Своему Отцу.
К слову «доверие» имеем в сноске объяснение: «доверенное сообщение», что однозначно указывает на «определение Триединства». Небесное созревание Сына Божиего было закончено, как написано в Гал.4,4: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону».
Вернёмся ещё раз к стиху 2, где читаем: «О, если бы Я был…», а затем продолжим стихом 4… «как был Я… когда Божие доверие было над шатром Моим». «Шатёр» и «шалаш» являются библейскими выражениями, которые одновременно символизируют состояние времени.
Поэтому «шатёр» и «шалаш» указывают на преходящее плотское тело Господа Иисуса. Его пребывание на земле было кратковременным, потому что по этому поводу читаем в Ис.53,8: «От притеснения (уз) и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отрезан (отторгнут) от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь».
Поэтому продолжительность земной жизни Иисуса соответствует продолжительности жизни «шатра». И, тем не менее, полное доверие Отца царило над Его земной жизнью, так как Иисус является возлюбленным Сыном Отца, в Котором мы видим также благоволение Отца, как читаем в Мтф.17,5:
«Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».
Но и в том случае, если Господь Иисус имел совсем короткую земную жизнь, то Его «шалаш» нельзя было сравнить с «шалашом» Моисея или Илии (Мтф.17,4). Тоска Иисуса в дни Своего страдания в плоти переходила к полному доверию к Богу.
Мы не верим в то, что это доверие было нарушено или уменьшено, когда Он был оставлен Богом и введён в ужасный суд, как об этом читаем в Ис.53,10: «Но Богу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.