Иов — прообраз Иисуса, часть третья
Приветствуем вас, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Иов – прообраз Иисуса». Сегодня третья часть.
Стихи 9 и 10: «Князья удерживались от речи, и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их». В стихе 8 было уже сказано о злом времени в жизни Иисуса.Если в те времена при появлении Иисуса юноши прятались, то даже «князья удерживались от речи», чтобы не попадать в дискуссию с книжниками. Правителем или властелином того времени был Пилат; а Ирод, как царь, был безвластной «лисой».
Общая напряжённость тогдашнего времени в Израиле возросла ещё и на основании оккупации страны римскими войсками.
Поэтому с чисто человеческой точки зрения нас не удивляет, если «князья удерживались от речи», даже если речь шла о великом Благодетеле Иисусе из Назарета. Возможно, что в такой ситуации они вспоминали также о Слове из Прт.17,27, где сказано:
«Разумный воздержан в словах своих…». Здесь не имеется ввиду свидетельство Бога, речь идёт о собственных делах. И Иов научился, говорить не лично от себя, если он говорит: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов.39,34).
А у нас всё наоборот: слишком охотно мы хотели бы нашу руку другим на уста положить. И Давид имел подобные проблемы, если в Пс.38,2 он говорит: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои (одену себе намордник), доколе нечестивый предо мною».
В этом наморднике, о котором говорит Давид, мы символично видим то, что Святой Дух говорит по отношению к нам в Мтф.12,36: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда».
Для спасённых, то есть для детей Божиих, которые на суд не попадут, в этом мы видим судилище Христа согласно 2Кор.5,10: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое».
А для погибших грешников – этим является великий белый престол согласно Отк.20,11-12: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».
Разница, конечно, очень велика: открываем мы уста в собственных делах или по заданию Господа Иисуса! Яркий пример по этому вопросу мы видим в Ветхом Завете по отношению к пророку Иеремии, когда Господь к нему говорит, Иер.1,9: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои».
Христиане не обязательно должны быть пророками, чтобы Слова Божии им были положены в уста. Скорее это является выражением нашего хождения в общении с Господом Иисусом. Соломон говорит в Прт.13,3: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда».
«Открывание рта» существовало и существует во все времена. Исключением не является также время благодати, и «открывание рта» детьми Божиими в Церкви Иисуса. И везде, где сегодня дети Божии не господствуют над своими собственными устами, там они ещё не умерли со Христом.
Из-за собственной несвятости они являются постоянным источником ссор и распрей со спасёнными. Это является злом и великой бедой под солнцем, если в вопросе очищения искупленные остаются на полпути. Затем в стихе 10 мы дальше читаем: «Голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их».
Насколько мы в Святом Писании можем понять, то эти «знатные» в Израиле ещё всегда были непредсказуемыми людьми. При восстановительных работах об этих знатных читаем в Неем.3,5: «подле них чинили Фекойцы; впрочем знатнейшие из них не наклонили шеи своей поработать для Господа своего».
А в Неем.10,29 затем читаем о том, что и они стали участвовать в этих восстановительных работах: «пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием — поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его».
В Д. Ап.25,2-3 эти знатные обжаловали апостола Павла, чтобы Фест вызвал Павла в Иерусалим, и злоумышляли убить его по пути: «Тогда первосвященник и знатнейшие из Иудеев явились к нему с жалобою] на Павла и убеждали его, 3 прося, чтобы он сделал милость, вызвал его в Иерусалим; и злоумышляли убить его на дороге».
Но когда Иисус вошёл в Иерусалим как царь, то эти знатные не промолвили и слова. Они не знали, какими функциями власти будет обладать Иисус. Они предчувствовали, если так можно сказать, сделки. Лучше принудить себя закрыть уста, хотя «язык их прилипал к гортани их», чем необдуманными словами закрыть себе источники бизнеса.
Предприимчивость и бизнес находится у Израильтян в крови. Вражда против еврейского народа основана главным образом на зависти. Евреи обладают чем-то таким, что другие в способности решать деловые вопросы не имеют. Но поразительным является тот факт, как различные люди реагируют на вхождение Иисуса в Иерусалим.
Стих 11: «Если ухо слышало обо Мне, то оно счастливо славило Меня, и если глаз Меня видел, то он свидетельствовал обо Мне».
Над стихом 11 можно было бы поставить заголовок следующего содержания: «Свидетельство Духа в Сыне Человеческом». Для всех нас должно быть ясно, что в безгрешном Иисусе Христе Святой Дух действовал беспрепятственно.
На основании нашего греха мы, в противоположность Иисусу, ограничиваем в нас действие Святого Духа. При этом определяющим является тот факт, как сильно и как часто мы ещё грешим; и как часто мы вынуждены пользоваться получением прощения.
Препятствием для действия Святого Духа является также недостаток библейских познаний. Это ведёт к тому, что многие дети Божии, которые при покаянии со всей откровенностью признали перед Господом свои грехи, не знают о том, являются они детьми Божиими или нет. В этом месте я хочу процитировать слово из Рим.8,16: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии».
Это значит, что в нормальной жизни веры детей Божиих Святой Дух свидетельствует нашему духу: «ты являешься дитём Божиим». Таким образом, Святой Дух не действует в нас безгрешность, но так сильно действует на наш человеческий дух, что мы познаём: мы являемся детьми Божиими.
При чтении Библии, во время молитвы и при слушании Слова Божиего в нас возникают такие действия, при которых Святой Дух может и желает объяснить в этих вопросах истину. Но Святой Дух использует не только дух человека, но и совесть! Об этом мы читаем в Рим.9,1: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом».
Все эти объяснения необходимы, чтобы все события, связанные с Господом Иисусом, лучше понять. Чем сильнее мы живём и ходим в истине, тем активней Святой Дух может действовать в верующих.
Духовные глаза и духовные уши
Буквальные выражения: как «духовные газа» и «духовные уши» мы в Библии не находим. Но, тем не менее, они для каждого понятны. Безусловно, мы уже слышали выражение: «глазами сердца» или «на глазах сердца». Как мы не можем видеть духовные глаза, так мы не можем и новое Творение в нас видеть.
Если в Лук.2,30 Симеон говорит: «ибо видели очи мои спасение Твоё», то мы точно знаем, что это является чисто духовным высказыванием. А если Бог в отношении Израиля жалуется Пс.113,14: «есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют».
То это следует понимать в духе. Господь Иисус не имеет в виду, что все они должны обратиться к врачу «ухо-горло-нос». В таких случаях речь идёт в основном о глазах и ушах сердца. Если дети Божии дают своим духовным глазам и ушам зачахнуть, то Святой Дух не может свободно действовать.
Следствием этого являются слабые в вере и духовно слабые дети Божии. Духовные глаза и уши могут зачахнуть вследствие непослушания, лени и неверия. Ответственным в этом деле является каждое дитя Божие в отдельности. В стихе 11 нашего текста Писание говорит: «Если ухо слышало обо Мне, то оно счастливо славило Меня».
Мы должны исходить из того, что из-за Своей безгрешности в плоти, наш Господь Иисус не имел никаких препятствий. Но Он не был таким безгрешным, как Адам до падения в грех, но Он был Бог, открывшийся в плоти.
Это что-то совсем другое, чем безгрешный Адам. Безгрешный Адам был сатаной искушен и пал в грех. И Господь Иисус был искушен сатаной в знакомой нам истории искушения, но Он не пал.
Если во всех духовных действиях и управлении Господа Иисуса на земле, духовное ухо слышало слова и речь Его благодати, о пути плотского уха, то духовное ухо прославляло Господа Иисуса. Это и есть совершенно ясное действие Святого Духа, о котором мы читаем в Рим.8,16: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии».
Точно так мы поймём и вторую половину стиха 11, где сказано: «и если глаз Меня видел, то он свидетельствовал обо Мне».
Следовательно, если духовный глаз видел через плотской глаз действия Иисуса, когда Он совершал знамения и чудеса, то Дух давал в Нём свидетельство соответствия или согласования. Мы убеждены в том, что такого рода действие Духа можно увидеть только в безгрешном человеке, каким был наш Господь Иисус.
Стих 12: «Ибо Я спасал страдальца, взывавшего о помощи, и сироту, которая не имеет помощника».
Словечко «ибо» является связующим звеном по отношению к тому, что было сказано в стих 11. Если мы думаем об освобождении страдальца, то Святой Дух напомнит нам о величайшем бедствии, о страдании под тяжестью греха. Господь Иисус Христос проявил милосердие по отношению ко всем страдальцам,
как читаем в Пс.21,25: «ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему».
Именно это является образом отношения нашего возлюбленного Господа Иисуса по отношению к каждому страждущему грешнику. Ни одного погибшего грешника Он не пренебрёг в его беде и скорби.
Как мог бы наш Искупитель снизойти к нам с небес в плоти, если бы Он не проявил милость к бедствию греха! Только греховные существа давят бедствующих и страждущих, лежащих на земле.
Эту картину мы видим во времена пророка Иезекииля, который вынужден жаловаться в Иез.22,29: «А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо».
Удивляемся ли мы тому, что Бог вынужден судить? В грядущее время суда в 70-ой седьмине Бог воздвигнет Пастуха, о Котором читаем в Зах.11,16: «Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет».
В этой же главе в стихе 11 сказано: «И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа» (а Слово – это Иисус!).
«Бедные из овец» – это «страдальцы» из стиха 12 нашего текста. Поэтому, после убийства Доброго Пастыря, мы читаем в Зах.13,7 о выводе и решении Бога, Зах.13,7: «О, меч! поднимись на пастыря Моего (на Иисуса) и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых».
Поэтому Бог провозглашает суд над всеми ложными пастырями; особенно по отношению к антихристу или к «околохристу», как его правильно следует называть, потому что в первую половину 70-ой седьмины он будет себя выдавать за Бога.
Читаю из книги пророка Зах.11,17: «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет».
А в соответствии с пророчеством в Зах.14,12 в конце 70-ой седьмины глаза их истлеют в яминах их: «И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него».
О! как мы можем и должны благодарить Богу, что мы возлюблены нашим Добрым Пастырем, Который отдал за нас Свою жизнь, Который проявил милость к бедствию нашего греха и всё это унёс с Собой в смерть!
Проявил милость к нам, пришедшим с нашими грехами к Нему, и простил нам все наши грехи. Теперь мы свободны от всякого суда, потому что мы верим в Него! Но, в то же время, Христос, Который позволил убить Себя на Голгофском кресте, никому насильно не будет навязывать Своё спасение!
Поэтому в стихе 12 нашего текста дальше читаем: «взывавшего о помощи». Тех, которые слишком горды и высокомерны, Господь Иисус не может спасать. Он сказал в Мтф.11,28: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Где только люди сегодня не ищут спасение, прибежище и помощь! Сатана совершил действительно хорошую предварительную работу, подготовил почву для неверующих людей: посредством мировых религий, в различных формах оккультизма; как например акупунктуру, акупрессуру, автогенную тренировку и другие.
Все эти виды оккультизма чаще всего взяты из религий Ближнего Востока и Востока. Эти методы сатана изощрённо предлагает как неверующим, так и верующим. Я знаю таких детей Божиих, которые охотно принимают и пользуются такими сатанинскими методами лечения.
Самое ужасное заключается в том, что дети Божии оказываются запутанными не только в дело лжи сатаны, но как спасённые, под предлогом или прикрытием наукой, выступают предствителями сатаны.
В заключение в стихе 12 читаем: «и сироту, которая не имеет помощника».
Слово «сирота» мы впервые встречаем в Исх.22,22: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте».
А во Втор.27,19 Бог проклял таких, которые превратно судили сироту! «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь».
Безбожие так возрастало в Израиле и переливалось через край, что автор Пс.93,6-7 жалуется: «вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют 7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев«.
Поэтому Давид вносит в этот вопрос ясность: он объясняет, Кто является Господом, Пс.67,6: «Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище».
Перед вознесением на небеса наш верный Господь Иисус сказал в Ин.14,18: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам».
Это Его «пришествие к нам» мы видим в даре Святого Духа. Вследствие этого Он мог сказать в Мтф.28,20: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
И если Господь Иисус говорит: «Я приду к вам», то мы с тоской ждём Его пришествия с небес. И Он действительно очень скоро придёт за Своей Церковью!
Стих 13: «Благословение погибавшего приходило на Меня, и сердце вдовы Я сделал ликующим».
Если здесь речь идёт о погибающем, то это касается упомянутого в стихе 12 «страдальца, взывавшего о помощи, и сироту».
Помощь для страдальца и сирот, благословением возвращается на Того, Который оказывает эту помощь. И здесь мы должны видеть Сына Божиего в плоти, Который в своё время в плоти приходил на эту землю, чтобы везде сеять и раздавать благословения.
Его Благословения, проявленные по отношению к бедным, возвращались на Благословляющего. Это относится как к Господу Иисусу, так и ко спасённым. В этом месте напоминаю вам о Слове Божием во 2Кор.9,6: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет».
И если мы знаем, что Господь Иисус был среди нас людей наибольшим Даятелем благословений, то не удивительно признать в Нём также Того, Который при Своём вознесении с земли на небо, взял с Собой богатейший плод благословения.
Но и мы, дети Божии, должны благословлять, потому что мы призваны к этому, чтобы наследовать благословение, как читаем в 1Пет.3,9: «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».
Как во всём, так и в этом вопросе наш Господь Иисус является для нас великим примером. Он был благодетелем всех больных и бедных, которые к Нему приходили, поэтому Он стоял тогда под мощными благословениями.
Но это Его благословение неизмеримо увеличилось, когда на Голгофском кресте Он пострадал за грехи всего мира, 1Ин.2,2: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира».
Перемена действия или просто переход от благословенного к благословляющему мы находим уже в Ветхом Завете. Когда Иаков получил от своего отца Исаака наследственное благословение, то Исаак говорит в Быт.27,29:
«да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!»
Это значит: кто постоянно будет благословлять Иакова, а также его потомков, тот автоматически должен стоять под благословением Исаака. Подобным образом мы видим и у Лавана двойное благословение согласно Быт.30,27:
«И сказал ему (Иакову) Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня».
Этот факт, что ради Иакова Господь Иисус благословил Лавана, мы видим в следующих стихах этой главы, Быт.30,28-30: «И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам. 29 И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне; 30 ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим».
Иаков был через двух дочерей Лавана, на которых он женился, Богом благословлён. После этого Лаван говорит, как читаем в стихе 27: «я примечаю, что за тебя Господь благословил меня». В Лаване мы прообразно видим социальные круги сегодняшнего общества, которые занимаются единственно обогащением в этом мире.
Другое место в отношении благословения мы видим в речи Валаама, который по повелению Господа Иисуса должен был благословить Божий народ Израиль, Чис.24,9: «Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? (Израиль) Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!»
Это высказывание Валаама точно соответствует словам в Быт.27,29, как мы выше читали: «проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!»
Согласно Чис.24,2 Валаам говорил через Божий Дух. Он пришёл, чтобы проклясть Израиль. Что только происходило в его сердце, когда он вынужден был сказать: «проклинающий тебя проклят!»
Так как он хотел Израиль проклясть за подарки волхвования, то он над собой произнёс участь проклятого (Чис.22,7). В И.Нав.13,22 мы затем читаем о том, как над Валаамом свершилось проклятие через меч. В конце стиха 13 нашего текста сказано: «и сердце вдовы Я сделал ликующим».
По этому поводу мы можем сказать, что никто кроме нашего Господа Иисуса не сделал сердце вдовы таким ликующим. Ибо Он из праха поднял бедного и дал жизнь тем, которые не имели больше надежды, Пс.112,7: «из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.