Иов — прообраз Иисуса, часть четвёртая
Приветствуем вас, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Иов – прообраз Иисуса». Сегодня четвёртая часть. Сегодня начнём со Стиха 14, нашего главного текста, я снова его цитирую: «Я облекался в праведность, и она одевала Меня, как в мантию и как тюрбан в Моё право».С праведностью дело обстоит, как со взаимосвязью, которую мы находим при различном образе поведения. К примеру, если мы храним себя от греха, там, где мы это можем, то Господь Иисус будет нас хранить там, где мы уже не можем себя хранить.
Но между праведностью нашего Господа, и праведностью детей Божиих, которые следуют за Иисусом, имеется большая разница. Поэтому рассмотрим, прежде всего, генеральную тему:
Праведность
Если мы будем исходить из того, что грех является неправедностью, то мы автоматически должны усмотреть две стороны понимания о праведности. Безгрешность выражает Божию сторону в Его праведности; а с другой стороны связанность с грехом – выражает праведность человека. О Божией стороне праведности мы не нуждаемся в особом объяснении.
а) Праведность Бога. В Плаче Иеремии 1,18 читаем: «Праведен Господь».
А в Пс.7,9 читаем: «Ты испытуешь сердце и почки, праведный Боже».
В Ис.53,11 Святой Дух говорит о Слове, ставшем плотию – Иисусе Христе: «Он, Праведник, Раб Мой…».
Даже общение Иисуса с нашими грехами на кресте, было «Божией праведностью». Поэтому ввиду безгрешности и совершенства Господа Иисуса, всё, что Он сказал и сделал, является Божией праведностью.
Рождённого в грехах человека, невозможно с Ним сравнивать! Так как существо и источник Бога являются чистотой, то из этой полноты Бога может только праведность исходить.
б) Праведность людей Если Святое Писание констатирует факт: «Всякий человек ложь» (Пс.115,2), то все люди связаны с грехом и в сравнении с нашим Господом Иисусом и небесным Отцом являются неправедными.
Но что имеет ввиду Библия, если она говорит о людях, как о праведных? Попытаемся сделать выбор таких людей, которые имеют свидетельство Писания, что они были праведными. Во всяком случае, в праведности таких людей мы не можем видеть их безгрешность.
Быт.6,9: «Ной был человек праведный»
2Пет.2,7: «А праведного Лота…избавил»
Евр. 11,4: «ею получил свидетельство, что он (Авель) праведен»
Лук.1,6: «оба они (Захария и Елисавета) были праведны перед Богом»
Лук.2,25: «Он (Симеон) был муж праведный»
Лук.23,50: «Иосиф, член совета, человек добрый и праведный»
Д.Ап.10,22: «Корнилий сотник, муж праведный и боящийся Бога»
Все восемь личностей имеют свидетельство Святого Писания, что они были праведными. Тогда почему сам Иов говорит в гл.9,2: «как может человек быть праведным перед Богом?» Иов совершенно точно познал великую разницу между Божией праведностью и праведностью людей.
Памятуя о своей позиции, Иов говорит в Иов.9,15: «Хотя бы я и праведным был, но не мог бы отвечать, о милости буду взывать к Судии моему».
Мы обсудили с вами Божию праведность и праведность людей. А теперь посмотрим, как с точки зрения праведности Бог характеризует Иова. В двух местах, в Иове.1,8 и 2,3 Бог свидетельствует сатане об Иове.
Но такую характеристику, какую Бог даёт Иову, невозможно дать ни одному природному человеку, Иов.2,3: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?
ибо нет такого, как он, на земле: человек совершенный (непорочный), поступающий праведно (справедливый), богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей безупречности (непорочности, незапятнанности); а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно».
«человек совершенный, поступающий праведно, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе твёрд в своей безупречности (незапятнанности)». Такую характеристику невозможно дать ни одному человеку на земле, даже Иову.
Прообразно в лице Иова Бог дал эту характеристику Своему Сыну – Сыну Человеческому! Человеком совершенным или, что то же – безупречным – был только Господь Иисус; и только Он, на основании Своей праведности, мог поступать праведно!
А когда Бог, по настоянию сатаны, лишил Иова детей и всего имущества, то сатана упрекает Бога, Иов.2,5-6: «но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — не отречётся ли он открыто от Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».
Однако Иов не отрёкся от Бога. Дело в том, что Иов, как и Исаак, не должны были умереть, так как они являются только прообразами. Но нашего Господа Иисуса Бог полностью предал в руки сатаны на истязание, потому что ради нашего спасения Господь Иисус должен был, и хотел умереть, да ещё и с пролитием крови.
Когда Бог допустил искушение Иисуса сатаной, то читаем в Лук.4,5-8 и 13: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 и сказал Ему диавол:
Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени».
По причине наследственного греха, человек не в состоянии быть праведным или сделать себя праведным. И если Писание выше упомянутые восемь личностей характеризует праведными, то эту праведность Бог приписывает в перспективе на их будущее спасение.
И это будущее спасение они носили с собой в своём хождении. Самым надлежащим образом Слово Божие показывает нам это в Новом Завете, где мы нашу праведность или оправдание получаем на основании веры:
Рим.5,18: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Рим.5,1: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».
Это значит: Бог не видит нас больше с точки зрения греха, но с точки зрения дела Иисуса на Голгофском кресте и с точки зрения Своего бесконечного прощения через Божию Жертву. С точки зрения полнейшего прощения, Бог видит нас оправданными или праведными.
Но что касается верующих Ветхого Завета, которые ещё не знали оправдания из веры (как Симеон), то обещанная им праведность проходила через жертвы животных к совершенной Жертве Иисуса Христа.
Вернёмся к стиху 14, где написано: «Я облекался в праведность, и она одевала Меня». Из темы «Божия праведность» мы извлекаем единственную основополагающую праведность у Господа Иисуса.
Поэтому применим эту праведность по отношению нашего Господа Иисуса. Его путь на земле позволял Ему, на основании Его безгрешности, сказать: «Я облекался в праведность».
Кто уже из нас позволил бы себе в этом греховном теле сказать такое предложение, чтобы при этом снова не согрешить! Это было благоволение небесного Отца, что праведность Бога, одела и Своего Сына в праведность в Свою праведность.
Затем в стихе 14 дальше читаем: «как в мантию и как тюрбан в Моё право». Когда Иисус порядка 2000 тому назад был на земле, то Его праведность топтали ногами. Его верхняя одежда, хитон, был бесшовный, поэтому о нём бросили жребий, Ин.19,23:
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».
«Тюрбан» или кидар – указывает на сан или отличие Первосвященника и царей (Иез.21,26; Исх.28,4). Господа Иисуса не хотели тогда иметь Первосвященником. Но для нас Он стал, тем не менее, Первосвященником, хотя люди этого не хотели.
Небесный Отец хотел Первосвященства Своему Сыну, а этого нам достаточно. А что касается того факта, что праведность Иисуса по отношению к погибшему миру ещё не восстановлена, то в суде над живыми в 70-ю седьмину Слово Божие из Иез.21,27 будет исполнено: «Низложу, низложу, низложу и его (погибшего мира) не будет, доколе не придет Тот, Кому принадлежит право, и Я дам Ему».
Здесь речь идёт единственно о нашем Господа Иисусе.
Стих 15: «Я был глазами слепому и ногами хромому».
Дойдя до этого места, до этого высказывания нашего главного текста, мы должны поставить правомерный вопрос: «кто может слепому быть глазами?» Здесь не идёт речь об оказании внешней помощи; смогу ли я вести слепого.
Ибо слепой останется слепым, если его даже ведут. Поэтому остаётся, собственно, одно единственное средство: сделать слепого зрячим, чтобы я был его глазом. Уже в Ветхом Завете Слово Божие с большой точностью говорит об этом вопросе, когда Бог говорит Моисею в Исх.4,11:
«Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?»
Но Божия воля заключается в том, как написано в Пс.145,8: «Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных».
Примерно 2700 лет назад Господь Иисус сообщил в Ис.61,1-3 через Своего пророка: о «провозглашении года принятия Господом». В Лук.4,17-19 это обетование исполнилось во Христе Иисусе: «Ему подали книгу пророка Исаии;
и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедывать лето Господне благоприятное».
А в стихе 21 Иисус затем говорит: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Восстановление зрения у слепых исполнилось во Христе и связано с благоприятным летом Господним. Благоприятное лето Господне длится от начала служения Господа Иисуса, до Его пришествия.
а) Во время Евангелия Царствия (Мтф.24,14) мы находим в Библии открывание физических глаз (Ин.9), а
б) во время Евангелия благодати – мы находим открывание духовных глаз.
Но что-то совершенно другое мы познаём в Ис.42,19, где сказано: «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?».
Без всяких сомнений мы имеем в этом стихе дело с нашим Господом Иисусом, рабом Божиим. Но речь здесь не идёт о физической или духовной слепоте нашего Господа Иисуса. Он был слеп и глух по отношению к греху мира сего. Быть слепым означает, что Он видел грехи не так, как мы.
В стихе 15 нашего текста дальше читаем: «и ногами хромому». У хромых обстоятельства аналогичны с описанием в отношении слепых. В глаза бросается тот факт, что «слепые и хромые» в Библии часто упоминаются вместе. Например, в Мтф.21,14: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их».
В заключение этого стиха 15 нашего текста мы можем спросить: «подходят ли высказывания Слова Божиего в нашем тексте на кого-нибудь другого лучше, чем на нашего Господа Иисуса? Он, Который мог этому множеству слепых и хромых быть физическим, и более того – быть духовным зрением. Поэтому все вместе славим Его высокое Имя!
Стих 16: «Отцом был Я нуждающимся (нищим), и тяжбу того, которого Я не знал, разбирал внимательно».
Святое Писание часто упоминает нищих вместе с бедными. Такие примеры мы видим у пророка Амоса, во Второзаконии и др.
Ам.4,1: «Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих».
Втор.24,14: «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих».
Следовательно, нищие, бедные и нуждающиеся носят на себе симптом недостатка и нужды. Помочь нуждающимся и бедным, является давним желанием Бога. Поэтому Господь Иисус принёс Себя на Голгофском кресте в Жертву для бедных мира сего.
Дать им спасение, было намерением этого действия любви. Поэтому Господь Иисус ожидает от искупленных, чтобы они ходили за Ним в Его мышлении, как читаем в Рим.15,26: «ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме».
В этом сообщении мы познаём существо нашего Господа Иисуса, практически проявляемое в сердцах детей Божиих. Писание призывает детей Божиих помогать нуждающимся, Еф.4,28: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».
После того, как Господь Иисус в Мтф.26,11 сказал: «Ибо нищих всегда имеет с собою», то никто не придёт в затруднительное положение, или в смущение, чтобы сказать: «я не знаю бедных». Поэтому в нашем хождении за Господом Иисусом мы нуждаемся в свете для познания Его Слова.
Так как Бог избрал бедных мира сего, Иак.2,5: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?».
То и нас призывает Святой Дух в Гал.2,10 помнить о нищих: «только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности».
Величайшая нужда и бедность людей мира сего находится в духовной области. Потому что эта бедность имеет в погибели людей величайший размах. Кто кроме нашего Бога, может показать Себя «Отцом бедных»?
Кто может им быть Отцом? По этому вопросу читаем в Мтф.23,9: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».
Далее в стихе 16 нашего текста читаем: «и тяжбу того, которого Я не знал, разбирал внимательно».
Благо тому, кто как Давид в Пс.9,4 может сказать: «Ибо Ты осуществил (исполнил) моё право и мою тяжбу; Ты воссел на престол, Судия праведный». Как это прекрасно, если наш Господь Иисус берёт наши тяжбы в Свои руки, потому что мы Ему принадлежим. Самая ужасная наша тяжба связана с виной нашего греха.
Существует ли перед Богом ещё большая вина, чем вина нашего греха, которая связана с бесконечной вечностью?
Как это прекрасно, что в этом вопросе мы имеем Поручителя (гаранта). Уже в Ветхом Завете пророк Исаия вынужден признать Ис.38,14: «Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: О, Господи! меня страшит; вступись за меня Поручителем».
Но в Новом Завете Иисус Христос сделался лучшим поручителем, как читаем в Евр.7,22: «то лучшего завета поручителем соделался Иисус».
Когда царь Израиля Соломон в Прт.22,23 говорит: «Потому что Господь будет вести их дело...», то он находился ещё в ожидании, но уже пророк Иеремия мог позже в Плаче Иеремии сказать: «Ты защищал, Господи, дело души моей».
За наше дело, за дело нашего спасения Бог отдал Своего Сына в Жертву, сделал Его нашим Поручителем, Д.Ап.5,31: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов».
И если мы в стихе 16 нашего текста читаем: «и тяжбу (или дело) того, которого Я не знал, разбирал внимательно». В этом мы видим удивительное дело на кресте, где Иисус умер за мои грехи, когда мы были не только Его врагами (Кол.1,21), но когда нас ещё на свете не было.
И если затем сказано: «разбирал внимательно», то в этом мы видим удивительное дело на кресте, где Иисус умер за мои грехи, когда мы были не только Его врагами (Кол.1,21), но когда нас ещё на свете не было.
И если затем сказано: «разбирал внимательно», то мы можем из того исходить, что здесь мы имеем обоснование избрания Израиля на основании уже общего принятого Божиего плана, в котором создание Церкви занимает центральное место.
А избрание Церкви Иисуса, как главная цель Бога, совершено через Бога уже до основания мира. Далее следует исходить из того, что Всемогущий и Всезнающий Бог исследует или разбирает также пути жизни погибших людей.
Подтверждение этого факта мы видим в Рим.8,29: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями».
Поскольку Бог является Всезнающим, Всевидящим и Сердцеведцем, то Он уже до основания мира видел всех людей, которые за всю историю человечества пройдут по этой земле; поэтому Он совершенно точно знал помыслы сердца каждого ещё не существующего человека.
Он уже тогда исследовал помышления всех людей и точно предопределил, кто из них, на основании свободного и добровольного решения, может быть подобным образу Сына Своего. О тех людях, которые не примут Иисуса своим личным Спасителем сказано в Мтф.25,12: «истинно говорю вам: не знаю вас».
Иначе все погибшие люди могли бы перед большим белым престолом сказать: «тот факт, что мы остались погибшими, является виной Бога, потому что до основания мира Он не предопределил нас для спасения, а выбирал произвольно». Но в нашем главном тексте совершенно ясно написано: «разбирал внимательно».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.