Сватовство Невесты, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Сватовство Невесты», сегодня третья часть.
Вербовщик невесты даёт свободу в доме Вафуила
Стих 49: После того, как Елиезер с поразительной ясностью рассказал о задании Авраама, то в стихе 49 он ставит дому Вафуила вопрос о Ревекке. Он говорит, Быт.24,49: «И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево».Насколько Авраам оказывал влияние на Елиезера, мы видим в последнем выражении этого текста: «если нет, то скажите мне, и я обращусь направо, или налево». В очень тонкой манере Елиезер указывает в своём поведении на Святого Духа.
Это мы видим в том, что свободу решения он оставляет дому Вафуила. В Новом Завете мы видим эту свободу Духа во 2Кор.3,17: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».
Как всё следование за Иисусом совершается на основе добровольности, так и Святой Дух сегодня ещё никому не навязывается. Только сатана принуждает людей. Если согласно ст.50 в доме Вафуила Лаван упоминается первым, то это значит, что он, как наследник, вступил в свои права и ответственность.
Оба мужчины, отец и сын говорят: «От Иеговы пришло это дело…». Исходя из их слов, мы видим, почему Бог хотел, что жену Исаака не следовало искать в другом месте. Ибо и родственники Авраама ходили Божиими путями, поэтому они могли сказать: «От Иеговы пришло это дело…».
Если согласно стиху 50 оба мужчины сказать не могли ни худого, ни доброго, то это значит, что они немедленно становятся под Божию волю. Хотя и не говорили ни худого, ни доброго, но в стихе 51 они сразу же говорят: «вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь».
Эти слова очень бросаются нам в глаза, потому что они указывают и на нас. Ибо и мы, невеста Христа (Церковь) приобретены для Господа Иисус через великого вербовщика невесты, через Святого Духа.
Стих 52: Как в отношении Ревекки, так и к нам говорил Небесный Отец. Когда Елиезер услышал слова мужчин, то он «поклонился Господу до земли». Ибо теперь Бог удивительным образом ответил и подтвердил, что невеста Исаака найдена, потому что Он услышал и ответил на молитву Елиезера.
И Авраам, господин Елиезера, будет очень радоваться. После того, как невеста найдена, Елиезер вынимает и дари Ревекке, а также брату её и матери её богатые подарки, Быт.24,53: «И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки».
В этих действиях Елиезера мы должны следующее видеть. На Ближнем Востоке был тогда такой обычай. Отцу девушки, которую сватали, дарили обычно видные подарки в виде коров, верблюдов, овец и другие. Но это были мирские обычаи.
Но здесь у Ревекки мы видим обратное. Большие и дорогие подарки дарят прежде всего невесте, потому что она является прообразом Церкви Иисуса. На основании этого мы видим, как Авраам и его родственники ходили Божиими путями.
А тот факт, что и брат Ревекки Лаван и её мать получили драгоценности, говорит о том, если кто-то приходит к живой вере в Иисуса Христа, то благодать спасения и благословение молитвы увеличиваются на родственниках.
В золотых и серебряных украшениях мы видим новозаветные духовные дары и благословения, которые нам даются через Святого Духа. Как Ревекка ничего не сделала, чтобы оправдать это богатство, так и мы, дети Божии, не имеем никакой заслуги в духовном богатстве, которое стало нашим достоянием на основании благодати.
Оно оправдано через нашу веру. Так как мы принадлежим к невесте Христа, то Небесный Отец ввёл нас через Святого Духа в это богатство. В стихе 53 мы видим, что это сокровище мы должны получить сначала в глиняных сосудах, а в стихе 54 мы получаем наслаждение в тесном и внутреннем общении, что символично видим в еде и питие.
Насколько для Господа Иисуса важно и сильно выражение общения, представленное в еде и питие, мы видим в Его сердечной просьбе ко всем искупленным в 1Кор.11,24: «сие творите в Моё воспоминание».
Эта вечеря воспоминания Его смерти. Её Господь Иисус учредил только тем, которые Ему принадлежат. Господь Иисус не желает, чтобы погибшие люди, которые не Ему принадлежат, участвовали в воспоминании страданий Его смерти.
Они и не могут заниматься воспоминание Его смерти, потому что они не умерли с Ним. Может ли более интенсивное общение быть, как то, о чём читаем в 1Кор.11,24-25: «сие есть Тело Моё, за вас ломимое… сия чаша есть новый завет в Моей Крови»; как хлеб, так и вино мы сразу принимаем в себя.
Стих 54: «И ели и пили, он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему».
После того, как Бог действительно дал счастья, то есть проявил милость к путешествию Елиезера, и невеста для сына наследия была найдена, то Елиезер, «раб наследия», не хотел больше оставаться.
Как можно быстрее он должен был сообщить своему господину Аврааму, как велик Бог его господина; и как ясно было водительство Иеговы в жизни вербовщика невесты – Елиезера. Поскольку в соответствии с Божией волей невеста найдена, то вербовщик невесты не желает больше терять время, а скорее доставить невесту своему господину.
Дорогие братья и сёстры, точно так, как у Елиезера было, происходит и произойдёт с нами во время благодати. Как только последний член Церкви будет найден, то Святой Дух не промедлит не только ни единого дня, но и ни единой минуты, чтобы перенести невесту Господу Иисусу.
Эта передача Иисусу Его невесты посредством Святого Духа является по времени тем моментом, когда Он придёт за Своей невестой, но только до облаков 1Фес.4,17: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Очень важно отметить следующий факт: как и в Церкви Иисуса не все спасённые готовы к пришествию Иисуса, так и в стихе 55 нашего текста находим состояние у Лавана и матери Ревекки. Он хотят помешать немедленному уходу Ревекки!
В новозаветном духе это значит: передвинуть на более поздний срок объединение главы (Христа в прообразе Исаака) с невестой, то есть с Церковью в прообразе Ревекки. Это мы видим в том, что Лаван и мать Ревекки говорят, в Быт.24,55: «Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь».
И сейчас есть такие дети Божии, которые, не понимая Божиего плана спасения людей, говорят Ему в своих молитвах: «подожди ещё Господь Иисус с пришествием, потому что многие из моих родственников ещё не спасены для жизни вечной, и мне нужно ещё то и то сделать».
В отношении немедленного ухода Ревекки из среды родственников их реакция чисто по-человечески понятна. Но, в конечном счёте, это всего лишь земные причины, которые служат удерживанию ухода невесты. Поэтом спрашиваем себя: ценим ли мы земные преходящие вещи важней, чем небесные, вечные обетования и их исполнение?
Дорогие братья и сёстры, в оценке вашего сердца ничего не должно быть важней, и никакие другие вещи не могут стоять выше, чем ваш ежедневный призыв: «Ей, гряди, Господи Иисусе!».
И Господь Иисус, зная стремление и тоску большинства детей Божиих уйти с этой многострадальной и греховной земли, чтобы скорей встретиться с Ним на небесах в Его славе, укоротит последние дни нашего пребывания на этой земле,
как Он обещал в Мтф.24,22: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».
Лично я много размышлял о том, как и каким образом, Господь Иисус сократит эти дни? Ведь количество дней Он не будет сокращать! Но буквально вчера, то есть 17.03.10 я получил одно интересное сообщение по интернету, которое неоспоримо указывает на это обстоятельство.
В результате недавнего сильнейшего землетрясения в Чили наклон оси земного шара претерпел изменение, так что в результате этого сутки укоротились! Это изменение учёные посчитали. Хотя и на мизерную долю времени, но сутки уменьшились!
Между прочим, наклон оси земного шара существенно влияет и на климат на земле! А ведь в 1000 летнем Царстве климат существенно изменится на всём земном шаре! Услышит ли Господь Иисус ваши ежедневные призывы в ваших молитвах, или вы живёте в помышлении Лавана, об этом знает Сам Господь Иисус и вы совершенно точно.
Поэтому не позволим связывать нас с земными вещами. Как Елиезер тогда, так и Святой Дух сегодня, имеют в этом вопросе совершенно другое мнение. Елиезер говорит в стихе 56 «Не удерживайте меня!..».
Это выражение говорит нам о следующем: как только Господь Иисус, как только Добрый Пастырь спасёт последнюю овцу и запечатает её Святым Духом, то не будет больше никакой задержки в передаче невесты Святым Духом Господу Иисусу.
Вспомним в этом месте также о тоске Святого Духа вернуться, наконец, к Небесному Отцу. После совершения труда по поиску невесты Он очень хотел бы покинуть ужасное место согрешения, эту землю.
Его, безусловно, тошнит от согрешений детей Божиих, потому что Он живёт только в искупленных, но не в безбожниках. Он постоянно является свидетелем наших согрешений. Поэтому Он, живя в грешном теле детей Божиих, Сам стенает и в детях Божиих вызывает стенание, то есть тоску о небесной славе, где находится наш родина.
Непосредственного места о стенании Святого Духа мы в Писании не находим, но этот факт ясно следует из Рим.8,23, где читаем: «и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».
Отсюда следует, что только Святой Дух, Который и сам стенает, может в детях Божиих вызвать это стенание, то есть страстное желание скорей покинуть эту грешную землю и быть восхищёнными в небесную славу.
Но пока время благодати ещё не кончилось, поэтому и действие Святого Духа по отысканию последних членов Церкви Иисуса продолжается. И Елиезер ссылается на Бога, Который дал счастье к его пути в Месопотамию.
А это значит, что каждая отсрочка времени пришествия Господа Иисуса за Своей Церковью направлена против Божией воли. Поэтому, как мы выше в стихе 56 читали, Елиезер снова просит: «Не удерживайте меня, ибо Господь благословил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему».
Человеческое обоснование не считается перед Богом и Его волей. Человек всегда ищет выход. Но родственники Ревекки ссылаются в конечном итоге на «свободу», которая теперь царит в доме Вафуила, которая гласит,стих.57: «призовём девицу и спросим, что она скажет».
Со стороны Елиезера в этом решении нет возражений, потому что прообразно видим в нём Святого Духа, Который, как мы выше видели, олицетворяет свободу. И вне Святого Духа нет свободы! Поэтому Ревекку позвали и спрашивают, стих 58: «Призвали Ревекку, и сказали ей: пойдёшь ли с этим человеком? Она сказала: пойду».
Решение для этого вопроса Ревекка приняла уже в то время, когда она слышала слова и получила дары от Елиезера. Согласно Ин.16,13 это означает сегодня для детей Божиих: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
Елиезер в самом начале сказал Ревекке слова своего господина Авраама, прообраза Небесного Отца. Эти слова стали для Ревекки решающими! Эта истина, согласно Ин.16,13, которую Слово Божие называет «Духом истины», принесла нам духовные дары.
А поскольку мы познали истину, как Ревекка тогда, то мы следуем за Иисусом в соответствии с водительством Святого Духа. А наш истинный вербовщик невесты, Святой Дух, намного больше Елиезера.
Возвращение вербовщика невесты с невестой
Стих 61: Непосредственно после решения Ревекки: «пойду» мы видим в стихе 61 её решительное действие, Быт.24,61: «И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел».
Чтобы за кем-то следовать, как данной ситуации, необходимо проявлять большое доверие. Основой доверия в нашей ситуации является истина, которая обильно отображена в Елиезере. Ревекка должна была преодолеть длинный путь, который и Елиезер преодолел, чтобы найти Ревекку.
Новозаветно при пришествии Господа Иисуса, чтобы войти в небесную славу, мы должны при восхищении преодолеть тот путь, по которому Святой Дух до этого к нам пришёл. Для Ревекки этот путь длился по времени очень долго. Для нас этот путь до небесной славы намного длинней, но время для его преодоления будет намного короче.
Авраам и Исаак жили в то время в Хевроне (Быт.23,2), где недавно умерла Сара. В соответствии со стихом 62 Исаак находился в пути. Он шёл домой в землю «полуденную» из места под названием «Беэр-лахай-рои».
Эта местность получила своё название от источника, носившего это название. Впервые это название встречается в Быт.16,13-14. С этого места Писания я начал толкование темы «колодцы», поэтому я напомню вам это место:
«И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. 14 Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом».
Исаак вышел в поле поразмыслить и пока возвращался из этого места, то наступил вечер. Конечно, многие мысли волнуют его душу. Только что умерла его мать, Сара, а его отец, Авраам, состарился к этому времени. Неизвестно, как дальше пойдут дела?
Плюс ко всему уже длительное время отсутствовал Елиезер, который должен был найти Исааку невесту. Услышит ли Бог его молитву, чтобы привести из его родственников подобающую? Так он размышлял о желаниях своего сердца при закате солнца.
Стих 63: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить; и возвёл очи свои, и увидел: вот, идут верблюды».
Не должны ли и мы размышлять о том, что мы должны ожидать вербовщика невесты, Церкви Иисуса, который должен нас доставить в небесную славу? Тем более, что мы знаем, что давно наступил вечер и время благодати склоняется к концу (сравните с Лук.24,29). Но и Ревекка увидела в это время Исаака, как читаем в стихе 64:
Стих 64: «Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда».
Ревекка ещё не знала, что человек, которого она увидела, является сыном наследия отца веры, Авраама. Дорогие братья и сёстры, и мы едва сможем это постигнуть, что это наш Господь Иисус, когда при встрече мы Его впервые увидим.
Потому что тогда нам откроется Божия слава. В вере (на верблюдах) приехала Ревекка (невеста) в обетованную землю Ханаана. Но затем она увидела Исаака. Здесь мы в прообразе мы видим тот факт, что от веры перейдём к видению.
Пока мы находимся в плоти на земле, то ходим в вере (2Кор.5,7). Но мы «увидим Его, как Он есть» (1Ин.3,2). По этой причине мы и читаем: «и спустилась с верблюда».
Это значит: как только увидим нашего Господа Иисуса, то не будем больше нуждаться в вере (Рим.8,24). Когда Ревекка увидела Исаака, то она не нуждалась больше ни в вере (верблюды), ни в надежде. В небесной славе и больше не будем нуждаться ни в вере, ни в надежде.
Стих 65 Ревекка спрашивает Елиезера: «кто этот человек, который идёт по полю на встречу нам?»
Не только Ревекке, но и нам Господь Иисус придёт навстречу до облаков, как читаем в 1Фес.4,17: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
Все дети Божии, любящие Господа Иисуса, уже сейчас очень радуются Его пришествию. А раб Авраама сказал: «это господин мой». Очень бросается в глаза тот факт, что Елиезер до этого момента только отца веры Авраама называл «своим господином».
И вдруг он говорит об Исааке как о «своём господине». Что произошло? В то время, пока Господь Иисус совершал на земле Своё служение, то Он находился в зависимости от Своего Отца.
Это отношение между Сыном и Отцом мы видим в полном послушании Иисуса по отношению к Отцу. А когда Господь Иисус после совершения Своего дела на кресте воскрес, то в Мтф.28,18 Он мог сказать: «дана Мне всякая власть на небе и на земле».
Таким образом, задание Отца было выполнено, после чего мы видим Господа Иисуса стоящего автономно как победителя. Согласно Д.Ап.4,27 Иисуса называли тогда «рабом Бога», когда Израиль и язычники восстали против Него:
«Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским».
И в другой раз, согласно Д.Ап.4,30, когда Иисус был вознесён на небо, то Его называют «рабом» Небесного Отца: «тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса».
Но это объясняется оставленным «именем Иисус Христос». В подобном событии и Исаак является прообразом: в стихе 14 он был ещё «рабом» назван, а здесь, в стихе 65 он назван «господином». Так как Исаак является прообразом Господа Иисуса, то в Д.Ап.2,36 читаем: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
Сей или «Этот Иисус» является земным именем Господа Иисуса, которое говорит нам об Иисусе, как о Человеке. Невеста Агнца может быть приведена к Нему, после того когда Он как Человек может быть назван Господом.
До Голгофы ученики Иисуса никогда не могли быть Его телом. Елиезер обращает и говорит об Исааке, как о своём господине, так как невеста приведена к нему и стала ему принадлежать. Поэтому Ревекка «взяла покрывало, и покрылась». В этом действии Ревекка показывает своё признание и покорность по отношению к Исааку.
Стих 66: Теперь Елиезер рассказывает Исааку все события, которые мы рассмотрели в этой главе. Новозаветно для нас это значит: Сын над Своим домом, глава Церкви, радуется в отношении действия Святого Духа – вербовщика невесты, по вопросу собирания Его тела – Его жены.
Стих 67: В заключение Исаак ведёт Ревекку не в свой шатёр, а ведёт её в шатёр умершей Сарры! Затем мы читаем: «и взял Ревекку». В этом коротком сообщении Слова Божиего содержится очень глубокая мысль.
Как Исаак принял Ревекку, так и Господь Иисус принял нас. Поэтому апостол Иаков говорит в Д.Ап.15,14: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое».
В этом тексте мы видим спасение погибших грешников, которых Господь Иисус принял! А в Рим.15,7 читаем по этому вопросу: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Затем в стихе 67 дальше читаем: «и она сделалась ему женою». Этому бракосочетанию, на основании которого Ревекка стала женой Исаака, должна была предшествовать свадьба, о которой здесь не упоминается.
В противоположность этому наша свадьба со Христом, главой Церкви, упоминается, как читаем в, Мтф.22,2: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего».
А в двух следующих местах Писания Святой Дух сообщает нам о браке Иисуса не символично, как в Мтф.22,2, а о настоящем браке Господа Иисуса со Своей женой:
Мтф.25,10: «Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились».
Отк.19,7: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя».
Обращаю ваше внимание на тот факт, что в этом вопросе некоторые места Писания указывают одновременно на Церковь Иисуса и на Израиль.
В стихе 67 читаем дальше: «и он возлюбил её». Но наш Господь Иисус любит нас намного больше, о чём читаем в Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
И эта великая любовь нашего Господа Иисуса к нам, как читаем в 1Кор.13,8, никогда не пройдёт: «любовь никогда не перестаёт».
Дорогие братья и сёстры, заметьте себе, что наш верный Господь Иисус от всего сердца любит всех Своих искупленных!
В конце нашего текста, в стихе 67 читаем: «и утешился Исаак в печали по матери своей». В конечно счёте утешение Исаака заключается не только в том, что он любил Ревекку.
Потому что любовь и склонность нельзя требовать от ближнего; но эта любовь и склонность может себя лишь добровольно давать другому. Поэтому Исаак нашёл утешение в том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Д.Ап.20,35).
Это является историей вербовщика невесты и Елиезера, который был послан, чтобы сыскать и найти невесту для сына Исаака. И я думаю, что вы заметили в этой истории поразительные параллели по отношению ко Христу и Святому Духа.
Из всего этого мы должны получить: назидание, а также ободрение для нашей жизни веры. Эту проповедь я написал не для того, чтобы увеличить объём наших познаний в Писании.
А больше с той целью, чтобы наш верный Господь Иисус увеличил имеющуюся у нас налицо веру, чтобы мы могли Ему лучше служить и стать более похожими на Него. В заключение указываю на тот факт, что Елиезер, как вербовщик невесты, должен был найти единственную персону, как невесту. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.