Как же вы времени сего не узнаёте?
Мир вам, дорогие слушатели. В прошлый раз мы с вами рассмотрели вопрос: Где находится меч? Меч – прообраз на Божий суд гнева над всем миром, который будет совершён в семидесятую седьмину, находится пока что в ножнах. Сейчас, во время благодати, он находится в ножнах.
Поэтому я предлагаю вам сегодня порассуждать на эту же тему, хотя я назвал сегодняшнюю проповедь «Как же вы времени сего не узнаёте?». То есть времени благодати, в которое мы, христиане, должны действовать. Не прозевать это время.
Продолжим размышления на эту тему. Таким образом проходит год за годом нашей жизни во Христе, всё меньше времени остаётся до Его пришествия за Своей Церковью. Но большой и актуальнейший вопрос заключается в том: воспринимаем ли мы это серьёзно и реально?
Если да, то ещё раз привожу выше поставленный вопрос: «Как мы используем, данное нам драгоценное время?» Осознаём ли мы, какой драгоценный талант доверил нам Господь в это время, чтобы мы пускали его в оборот и приносили большие проценты для Господа!?
Иисус сказал однажды народу, читаю Лук.12,56: «Лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаёте?».
А мы, дети Божии, как мы узнаём и оцениваем время? В чём мы видим его ценность и смысл? Мир говорит: «Время – деньги», а «хорошая жизнь» является его целью и смыслом. Но дети Божии смотрят на время с точки зрения Господа.
Они смотрят на время в связи с вечностью и знают, что в настоящее время Бог встречает падшего человека благодатию и хочет ему дать жизнь вечную. Дорогой читатель, не должно ли знание этой истины оказать влияние на всю нашу жизнь, на наше существо и наше отношение к этим погибшим людям?
Если Бог хочет сейчас спасать погибшего грешника без его собственной заслуги на основе благодати через веру и дать ему жизнь вечную; если это является целью Господа в настоящее время, тогда наша цель и действия должны соответствовать Божией цели.
Тогда и мы должны ориентироваться на то, чтобы в нашем поведении и существе были видны Божия воля и существо. Так было у верных христиан во все времена. Они стремились к тому, чтобы Божии качества и воля были видны в их жизни.
Неверные христиане хотят тоже знать Бога, но их поведение не воспроизводит Его настоящего образа. А теперь поясним выше сказанное ещё двумя примерами из Писания, чтобы эта серьёзная истина была возобновлена в наших сердцах, так как мы часто на этом спотыкаемся.
В истории военачальника Неемана мы находим примеры, как верности, так и неверности, которые должны быть нами познаны. Дай Бог, чтобы наша жизнь постоянно была письмом Христа, читаемым всеми людьми!
Нееман был прокажённым язычником. Он услышал, что Бог Израилев может исцелять от проказы. Но он не знал, что это происходит лишь на основе благодати, не взирая на личность, её достоинства и её заслуги.
И независимо от приносимых ею богатств и совершаемых добрых дел. Эту истину Нееман должен был познать перед домом Елисея в поведении пророка. Когда Нееман со своими рысаками, колесницами и подарками остановился у дома пророка, чтобы получить исцеление, то Елисей, совершенно обойдя его высокое достоинство и сокровища, даже не вышел к нему, а сообщил лишь наставление для его исцеления.
И снова, когда Нееман после своего исцеления открыл свои сокровища, чтобы вознаградить за это пророка, то он ничего не принял, чтобы не затмить благодать своего Бога посредством принятия вознаграждения.
Елисей знал Божии мысли, знал Его благодать и Его милосердие по отношению этого бедного прокажённого Сириянина. Но Нееману следовало сойти с высоты военачальника царя Сирийского, чтобы предстать пред Богом в правильном положении бедного прокажённого. Этому он должен был научиться у двери пророка.
Елисей, как пророк Господа, не считался с его рангом и положением. Он видел только его проказу и нужду, но передал ему точное наставление, как он мог освободиться от своей проказы. Через эту весть Нееман узнал путь к своему спасению.
Если бы он покорился Господу и осознал, что навеки погиб, что ничего не может принести и ничем воздать возвышенному Богу, а зависим только от благодати, то исцеление, какое он искал, стояло бы перед ним открыто. Но Нееман не хотел быть исцелён таким образом.
О том, как должно было произойти его исцеление, он имел собственное представление. Но об этом Бог не заботился. Нееман хотел, чтобы с ним обошлись, как с великим военачальником и не хотел что-либо бесплатно получить от Бога. Елисей же не мог принять вознаграждение, ибо Нееман должен был познать Бога дающим, а не – берущим.
Елисей верно стоял на своём месте. Он как зеркало отражал высочество, славу и блеск благодати своего Бога. Его сердце не искало для себя ни почести, ни прибыли, ни славы. Он искал только славу своего Бога. Сердце Елисея, свободного от стяжательства, не мог возбудить нажим Неемана принять от него хотя бы самый ничтожный подарок.
Характер и существо его Бога не должны были быть искажены посредством принятия хотя бы самого ничтожного подарка. Елисей понимал и правильно оценивал своё время. Он знал, что ему следовало делать, чтобы образ Бога и Его существо были им правильно представлены.
Совершенно другой образ мы видим в слуге Елисея, Гиезии, который, как и муж Авигеи, Навал, является прообразом безбожных евреев. И он знал Бога и должен был знать время, чтобы правильно Его представить. Но честь Бога не была для него главным критерием.
Его сердце не стремилось к тому, чтобы представить правильную картину о Боге; его сердце желало серебра и праздничной одежды Неемана. Жажда богатства затмила, похитила рассудительность Гиезии. В Иак.1:15 читаем об этом следующее: «Похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех раждает смерть».
Как серьёзно предупреждает это слово! От Божиего глаза ничего не остаётся скрытым: «но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр.4,13).
И Гиезия скоро должен был в этом убедиться! Всё скрытое Бог вывел на свет, и серьёзный суд был совершён над Гиезией. Слова Елисея, обращённые к Гиезии, имеют глубочайшее значение. Он спрашивает Гиезию: «Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?»
Сатана уверял, конечно, Гиезию, что всё выше названное, кроме серебра и одежд, он сможет приобрести посредством серебра Неемана. Но вместо всего этого был строгий суд: «Пусть же проказа Неемана пристанет к тебе и к потомству твоему навек. – И вышел он от него (белый) от проказы, как снег» (4Цар.5,26-27).
Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что при провозглашении суда пророк не ссылается на ложь и обман Гиезии, как ужасны бы они не были, но берёт во внимание время. Он спрашивает: «Время ли брать серебро и брать одежды?» – собирать и накапливать вещи мира сего.
Не время ли было для прославления и оповещения о живом Боге? Гиезий думал только о возможности получения материального выигрыша. Но время сбора урожая – получения награды – для детей Божиих ещё не пришло.
Свою награду он хотел получить до времени. Эти мысли занимали его сердце больше, нежели прославление Бога и необходимость правильного представления Его характера в данное ему время.
Теперь нам становится ясно, какой глубокий смысл заключается в вопросе: «Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники?»
Да, дорогой читатель, время ли гоняться и стремиться за земными богатствами или просто за материальными вещами, и забывать о нашем призвании? Гиезий не принял во внимание особенность того часа: далеко стоящему от Бога язычнику дать правильную картину живого Бога.
Как серьёзна эта история! «Если мы неверны, Он пребывает верен» (2Тим.2,13). Он не может и не отречётся от тех, которые знают Его, и которых Он призвал, чтобы Его прославлять.
С другой стороны мы находим в этой истории удивительную нежность и милость Бога по отношению к Нееману, который всем сердцем желал понравиться Богу, но и одновременно осознаёт свою слабость.
Видя духовным глазом затруднительное положение Неемана, пророк Елисей нежно и осторожно касается его проблем. Елисей не возлагает на него тяжестей, которых он ещё не может нести:
«И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака; потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа. Только вот в чём да простит Господь раба твоего:
когда пойдёт господин мой в дом Риммона для поклонения там, и опрётся на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за моё поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сём. И сказал ему (Елисей): иди с миром» (4Цар.5,17-19).
Каждое дитя Божие должно больше осознавать, что наше наследство и награда находятся не в этом мире, а на небесах, так как мы являемся сонаследниками Христу (1Пет.1,4; Рим.8,17; Евр.1,2 и 10,34; Кол.1,5;3,2; Лук.6:23,35; Ин.4,36; 1Кор.3,14; Отк.22,12). Два примера:
«К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас».
«Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут».
Поэтому в довершение вышеприведённых мест о наследии и награде в вечности следует сказать: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3,2), потому что мы являемся участниками «в небесном звании» (Евр.3,1).
Если мы будем помышлять о земном, то будем иметь великие потери. Мы потеряем духовный взор на Божии мысли и Божии пути и не будем оценивать время во свете откровения Евангелия Божией благодати.
* * *
По поводу оценки времени коротко рассмотрим ещё одно место из Ветхого Завета: «А вам самим время – жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении?» (Агг.1,4).
На этот стих имеется проповедь в четвёртом томе «Избранных проповедей», но сейчас мы коснёмся этого места коротко и в другой интерпретации. Из-за своей неверности Божий народ был изгнан из обетованной земли.
Небольшой остаток был в слабом состоянии и на основе Божией милости и верности возвращён в Ханаан. Отстаивая Божие право, они начали вновь строить Божий храм.
Но затем наступило время трудностей и испытаний. Уставши и ослабевши, они решили, что не пришло ещё время для восстановления Божиего дома. И на время они смотрели уже не с точки зрения Господа и Его плана в отношении храма.
Они судили на основании видимого и говорили: «не пришло ещё время, не время – строить дом Господень» (Агг.1,2). Следствием этого рассуждения было то, что они строили собственные дома и использовали время в собственных интересах, чтобы хорошо устроить свою жизнь и приятно проводить время.
Конечно, их заблуждение и неверность были не так уж очевидно злы, как в истории Гиезии, но, по сути, это было то же самое. На основании такого отношения и высказывания народа, было слово Господне через Аггея пророка: «А вам самим время – жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении?»
Поведение остатка Израиля можно сравнить с нашим временем. Это слово Господа в полной мере обращено и к нашим сердцам. Работаем ли мы на строительстве Божиего храма? Или наши мысли направлены на строительство собственного дома, на наше благополучие, на наше удобство, честь и авторитет.
Не хотим ли мы сегодня же проверить, куда направлено наше сердце!? Слова, которые Аггей должен был сказать народу: «обратите сердце ваше на пути ваши», направлены и к нам! Почему наблюдается так мало усердия для Божиего дела и так мало духовного плода?
Почему мы испытываем в наших сердцах так мало радости в Господе? Не потому ли, что мы больше озабочены о наших делах, нежели о делах Господа? И ещё одно: как мы оцениваем качество или ценность времени?
Господь доверил нам его как драгоценный талант, который мы должны пускать в оборот, и о применении которого мы должны однажды дать отчёт. Время нам дано, чтобы в его пределах приобрести награду для вечности.
Его ценность тем больше, чем меньше и неопределённей его длительность. Иов говорит (Иов 7,6-7): «Дни мои бегут скорее челнока… жизнь моя дуновение…».
Прошедшее время никогда более не возвратится, оно больше не нам принадлежит. Поэтому Слово Божие увещевает нас разумно использовать время: (Еф.5,16 и Кол.4,5)
«Дорожа временем, потому что дни лукавы»;
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем».
Поэтому в перспективе вечности наша короткая жизнь имеет невыразимо высокую ценность. Во время нашей жизни мы имеем неоценимое преимущество служить Иисусу Христу, проповедывать Его добродетели.
За пределами нашей жизни мы уже не будем иметь возможность свидетельствовать о Том, Который полюбил нас, как никто другой и нёс на Себе суд над нашими грехами, омыл Своей кровью наши грехи и открыл доступ в Дом небесного Отца.
«Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружие света» (Рим.13,11-12). Аминь.