Самсон-назорей, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Самсон-назорей». Может некоторые из наших слушателей разочаровались в Самсоне, поскольку в двух предыдущих частях я очень рельефно показал его своеволие и непослушание Господу Иисусу.Но, несмотря на все отрицательные стороны Самсона в плоти, Господь Иисус имел великое намерение прославиться через него среди Своего народа Израиля.
С самого начала третьей части, рассматриваемой нами темы, Святой Дух обращает наше внимание на тот факт, что наша цель заключается не в познании самого Самсона, о котором мы в основном выше говорили, а в более глубоком познании нашего Господа Иисуса путём Его противопоставления Самсону.
Чтобы лучше понять намерение Господа Иисуса, что Он вообще желает нам, детям Божиим, показать в лице назорея Самсона, чтобы мы ещё больше прославляли и благодарили нашего Господа Иисуса за Его долготерпение, любовь и мудрость, которую Он проявляет по отношению к нам.
Господь Иисус дал нам в Своём Слове эти сведения, чтобы мы росли не только в познании нашего Господа Иисуса, но чтобы мы росли также в любви к Нему и ко всем детям Божиим. Один брат сказал: «когда мы становимся христианами, то частично даём Иисусу приют в наших сердцах.
А если мы в вере растём, то цель, а вернее результат роста нашей веры заключается в том, чтобы дать Иисусу в нашем сердце полный приют, как написано в Еф.4,13: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Быть может, мы вообще не замечаем роста нашей веры и нашего доверия Господу Иисусу? Но мы можем себя проверять и задать вопрос: есть ли разница в нашей сегодняшней вере по сравнению с верой, которую мы имели двадцать лет назад, когда мы стали христианами. И если наша вера не мертва, тогда она растёт; тогда мы будем также расти в познании веры и нашей любви!
Как дети Божии, которые живут со Христом, мы можем испытать, что Господь Иисус в возрастающей мере исполняет нас Своим присутствие. И речь не о том идёт, чтобы мы постоянно становились более совершенными и превосходными.
Но речь идёт о том, чтобы Господь Иисус становился для нас в наших нуждах всё больше, чтобы Он становился для нас всё более важным, чтобы Он стал для нас единственно всем! С Господом Иисусом мы ни в чём не будем обделены.
Он обновит наше мышление, стремление, чувства и наши действия; и дарит нам духовный рост. Во всяком случае, наш рост в вере происходит не автоматически. Для этого необходимо принимать ответственные решения.
У нас нет необходимости долго останавливаться на явлениях наших недостатков: «я не могу любить.., обстоятельства слишком сложные и трудные… и собрание представляет уже не то, чем оно когда-то было…, если бы я имел лучшие шансы,… если бы я имел больше денег, лучшее образование, более благоразумного начальника, больше силы и т.д.
А я советую вам: идите со всеми вашими нуждами к Господу Иисуса. Излейте перед Ним ваши сердца, благодарите Иисуса за Его неожиданные возможности и изберите в соответствии с Его Словом путь послушания. Ибо Господь Иисус может для нас бесконечно больше сделать, чем мы можем у Него через молитву выпросить.
Он может нам такое дать, о чём мы и подумать не можем. Насколько велика сила, с которой Он в нас действует, мы читаем в Еф.3,20: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем».
Для этого нам следует коротко рассмотреть путь, которым Господь Иисус ведёт нас от самого вывода Божиего народа Израиля из Египта и до того момента, когда Господь Иисус стал призывать судей, через которых Он хотел осуществлять руководство над Своим народом.
Дополнительно нам следует также коротко рассмотреть основные аспекты книги Судей. Это значит, что мы снова будем двигаться от внешнего круга, расходящегося от брошенного в воду камня, к его центру. Начнём с того, что Свой народ Господь Иисус создаёт через Авраама, Исаака, Иакова и обещает дать им землю Ханаана.
О них мы говорим, как о патриархах Израиля. Определённый отрезок Своего плана в отношении Израиля Господь Иисус сообщает уже Аврааму в самом начале зарождения этого народа. Авраам имел во сне от Господа Иисуса видение, и Господь говорит Аврааму в Быт.15,13-16:
«И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении;
после сего они выйдут с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Из этого сообщения Господа Аврааму мы видим также, что на основании Своей суверенности Господь Иисус никого до времени не наказывает. Поскольку Господь Иисус обещал Аврааму дать Ханаанскую землю полностью во владение, то естественно, что эту землю следовало сначала освободить от всех народов, населявших её при жизни Авраама.
Это значит, что мера грехов этих народов должна была наполниться до краёв, чтобы их можно было истребить. Практически Израильский народ жил в Египте 430 лет. По прошествии этих 430-ти лет Господь Иисус выводит Свой народ из Египта через известного нам Божиего мужа Моисея, как читаем в Исх.12,40-41:
«Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. 41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне (весь Израильский народ) из земли Египетской ночью».
О выводе Израиля из Египта, и судах, которые Господь Иисус совершил над Египтянами, мы читаем в Исходе, в главах 12-14. Для вывода Своего народа Израиля из Египта Господь Иисус избрал Божиего мужа Моисея и поставил его предводителем над Израилем на все сорок лет странствования в пустыне.
Моисей является первой личностью, которому Господь Иисус поручил и доверил руководить Израилем и в послушании сообщать ему Божию волю. Для рассмотрения нашей темы «Самсон-назорей» этот факт является очень важным моментом.
Моисей не просто вёл Израиль по пустыне, но и в своей зависимости и тесном общении с Господом Иисусом управлял этим строптивым и своевольным народом, который, как в Египте, так и на всём пути следования по пустыне занимался идолопоклонством.
Он служил богам Египта, в то время как живой Бог постоянно находился в его среде. Такое вопиющее противоречие мы видим в Божием народе с момента его выхода из Египта и до сегодняшнего дня!
А ведь Господь Иисус видел всю эту неверность со стороны Своего народа, хотя Израильтяне не давали себе в этом отчёта: они ещё не знали, что их Бог Иегова является всезнающим и всемогущим Богом.
Но Господь Иисус терпел всю эту измену, потому что Он смотрит на конец Своего предприятия. О Моисее, как о первом руководителе Божиего народа Израиля, мы должны знать, как характеризует его Святой Дух. Приведу по этому вопросу три места Писания:
Чис.12,3: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле».
Исх.33,11: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии».
Втор.34,10: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу».
Из сообщения в Исх.33,11 мы видим, что Господь Иисус готовил в лице Иисуса, сына Навина, Моисею замену. Поскольку Господь Иисус не разрешил Моисею войти вместе с Израилем в обетованную землю Ханаана, то будущему предводителю Израиля предстояла в Ханаане жестокая и длительная борьба против жителей Ханаана.
Их, по повелению Господа Иисуса, следовало полностью истребить, хотя они превосходили Израиля в своей мощи и численно. Уже в пустыне Господь Иисус готовит его к этой трудной и сложной борьбе и ставит его главнокомандующим всего воинства Израиля, как написано в Исх.17,13: «И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча».
Почему Аморреев, жителей Ханаана, следовало по Божиему велению полностью истребить? При внимательном чтении Ветхого Завета мы легко установим, что в обетованной земле Ханаан к моменту возвращения Израиля оставалось кроме семи коренных народов ещё четыре вида исполинов. Эти исполины являлись смесью духа с плотью, которые возникли на земле в результате непослушания демонов, как читаем в:
Быт.6,2: «тогда сыны Божии (отпавшие ангелы) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал».
Быт.6,4-5: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».
Через этих отпавших ангелов, то есть демонов, сатане удалось настолько развратить Божие Творение, людей, что Бог решил истребить всё человечество. Об этом читаем в Быт.6,7: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».
Хотя Бог и истребил всех людей за исключением Ноя с его семьёй, но и сатана обладает такой властью, что сохранил часть этих исполинов, и поместил их после потопа в обетованной земле Ханаана.
Через этих исполинов сатане снова удалось оказать на людей в той местности такое развращающее влияние, что Господу Иисусу оставался один выход: истребить не только этих исполинов, но и всех жителей Ханаана, потому что все они представляли большую опасность для дальнейшего выполнения Божиего плана по спасению людей, как и до потопа!
По причине наличия развращающего духа сатаны в жителях Ханаана предстояла очень жестокая борьба, чтобы всё это зло искоренить. Поэтому перед входом Израиля в обетованную землю Моисей настойчиво предупреждает Израиль о том, как следует себя вести в обетованной земле.
Чтобы они не добавили к своим грехам ещё и грех Хананеев и были истреблены Господом. Об этом читаем во Втор.7,1-9: «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы,
Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, 2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
3 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; 4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
5 Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем; 6 ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — 8 но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву,
которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. 9 Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов».
А поскольку эту жестокую, длительную и ответственную борьбу пришлось вести Иисусу Навину вместе с Израилем, то Господь Иисус обращается непосредственно к Иисусу Навину.
Бог ободряет его, укрепляет и наставляет, чтобы овладеть обетованной землёй, как написано в И.Нав.1, ст.2-3,5-7,9: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: 5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.
6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; 7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой;
не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. 9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь».
Относительный мир и послушание Господу Иисусу со стороны Израиля мы наблюдаем некоторое время после смерти Иисуса Навина под руководством старейшин Израиля. Об этом читаем в И.Нав.24,31: «И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю».
И как стал вести себя Израиль после смерти Иисуса Навина и всех старейшин, которые после смерти Иисуса Навина ещё жили? Когда эти старейшины Израиля, которые жили при Иисусе Навине, умерли, тогда весь Израильский народ стал делать злое и впал в блуд, как читаем в Суд.2,10-19:
«и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, — 11 тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам;
12 оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; 13 оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам.
14 И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. 15 Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.
16 И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; 17 но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали.
18 Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел [их] Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. 19 Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и от стропотного пути своего».
Отсюда мы видим, что духовное состояние Израиля стабильно оставалось неустойчивым и изменялось как по синусоиде. Когда Израиль обращался к богам народов, окружавших их, то он оставлял своего Господа и поклонялся Ваалу и Астартам.
Видя этот блуд, эту измену Своего народа, воспылал гнев Господень на Израиля, и предавал их в руки грабителей, и грабили их… длительное время и угнетали их. Народ снова взывал к Господу и просил послать освободителя.
Тогда Господь Иисус из любви и жалости к Своему народу посылал им судей, которые спасали их от рук грабителей. Но главной причиной того, что Господь Иисус терпел этот духовный разврат со стороны Своего народа, заключается в том, что Господь Иисус должен исполнить обетования, данные патриарха Израиля, то есть ввести Свой народ в покой в 1000 летнем мирном Царстве.
А когда Господь Иисус воздвигал им судей, то Сам был с судьёю и спасал их от врагов их во все дни судьи, потому что сами судьи никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы освобождать Израиль от таких многочисленных и сильных врагов.
Но мы приблизились с вами к нашей главной цели: Господь Иисус воздвигает Своему народу Израилю судей, через которых Он освобождает Израиль от врагов. При этом Он всегда Сам пребывал с этими судьями и давал им победу.
Но прежде, чем мы пойдём дальше к нашей цели, то хочу сделать вставку и подчеркнуть нерадивость Израиля в отношении повеления Господа через Моисея и Иисуса Навина о необходимости захвата всех земель обетованной земли.
Именно невыполнение повеления Господа об обязательном захвате всех земель и истреблении всех жителей Ханаана, является причиной постоянно углубляющегося блуда Израиля с другими богами и отступлением от своего Бога Иеговы. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.