Небесный Отец, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о Боге, как об Отце. Поразмыслим о Божием имени «Отец» с различных точек зрения или в различных вариантах. Божие имя Отец встречается в Ветхом Завете 14 раз, а в Новом Завете – более 180 раз.В соответствии с библейским удостоверением откровения, Бог не является всеобщим Отцом всех людей, как это думают религиозные люди, но на основании особого отношения через Завет, Он в первую очередь является Отцом избранного народа Израиля.
Об отношении Бога, как Небесного Отца по отношению к язычникам, поговорим ниже. В соответствии с пророком Малахии 2,10 невозможно найти выражение всеобщего Отца: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?»
И в Новом Завете имя Отца не без различия распространяется на всех людей. Люди не являются детьми Божиими по природе, ибо грех удалил нас от Бога, и сделал нас непохожими на Него, как читаем в Еф.2,3: «между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».
Уже во многих проповедях я подробно освещал этот вопрос, но ввиду чрезвычайной его важности повторю, что только через новое духовное зачатие нового Творения в человеке через нетленное Божие семя восстанавливается отношение с Богом и покаявшиеся люди становятся детьми Божиими (1Пет.1,23 и 1Ин.3,9).
1Пет.1,23: «[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек».
1Ин.3,9: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога».
Божие имя – Отец, означает больше чем Божия возвышенность или Божие величие над всем творением. Посредством имени Бога Отец открывается внутреннее общение жизни, снисходительность и в совершенстве доверяющаяся и предающаяся людям Божия любовь.
Эту любовь Бог оказывает Своим избранным для наслаждения. Божественное имя Отец скрывает в себе невыразимое богатство утешения. Свойство или качество какого-либо отца состоит в том, что он любит своих детей.
Он заботится о них, питает их, защищает их, воспитывает и учит их; он проявляет к ним милость и оставляет им наследство. Если обо всём этом поразмыслить, то мы заметим, что в слове отец содержится большое утешение.
Наш добрый Небесный Отец открыл нам во Христе Своё любящее сердце. Поэтому мы можем Ему доверять и на Нём строить; Ему мы можем отдаться всей нашей любовью и с уверенностью нашего сердца. Приведу по этому вопросу несколько мест Писания:
Лук.11,11: «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?».
Лук.15,12: «и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение».
Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Ин.16,27: «ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога».
Кол.1,12: «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете».
Рим.8,32: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?».
Иегова является Отцом Божиего народа Израиля. Избранный народ Израиль является Божиим первородным сыном, Его собственность из всех народов мира сего. Божественное Отцовство в Ветхом Завете основано не на естественной основе.
Будто Бог является Отцом людей, потому что Он даёт им естественную жизнь. Лишь только любовь к Израильскому народу характеризует имя Бога «Отец». Если Иегова является Отцом избранного народа, тогда Он не является Отцом всех остальных народов.
Бог повелевает Моисею сказать Фараону, о чём читаем в Исх.4,22: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой».
Из этого сообщения (Израиль есть сын Мой, первенец Мой) следует, что впоследствии и другие народы должны быть возвышены до положения Божиего сыновства; но Израиль имел временное преимущество.
В этом смысле следует понимать и следующее место Писания из Втор.32,6: «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?».
Выражения от оригинального слова «qanah» гласят: «основывать», «создавать», «приготавливать». Эти выражения говорят о том, что Израиль был приготовлен как народ завета и как собственность Бога. В отличие от всех других народов Бог, Небесный Отец, возвысил Израиль до положения сыновства.
В абсолютном этом смысле Иегова является Творцом Израиля и его Создателем, как написано в Ис.43,1 и 15: «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. 15 Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш».
Ис.45,11: «Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?».
И далее читаем по вопросу создания Богом Израиля в Ис.64,8: «Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей».
Мощное и очень меткое сообщение Святого Духа! И далее я должен подчеркнуть, что всё, чем Израиль является и имеет, он бесконечно должен благодарить силе благодати своего Бога, как читаем в Пс.99,3: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его».
Отцовство Иеговы подтверждается прежде всего в избавлении Израиля из Египта, как мы читаем в Ос.11,1: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего».
А затем мы читаем о том, что водительство в течение сорока лет через пустыню является для Израиля Отцовским воспитанием. Из всех наставлений, которые Моисей даёт Израилю перед входом в обетованную землю, он особенно подчёркивает:
Втор.8,5-6: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. 6 Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его».
Ос.11,3: «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их».
В Ефреме мы символично видим своеволие Израиля, который крайне нуждается в обучении и наставлении. Каждое водительство Израиля и его избавление Богом от врагов в Ветхом Завете, и предстоящее избавление от всех окружающих врагов в настоящее время, является оказанием Божественного Отцовства.
Об этом читаем в: Ис.63,16: «Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш«.
Пророчество Иеремии о возвращении из Вавилонского плена изгнанных десяти колен Израиля посредством вмешательства Иеговы, открывает Бога как Отца, как читаем в Иер.31,9: «Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой».
И в Мал.2,10, как я выше упомянул, выражение Божественного Отцовства следует точно также понимать. На основании пренебрежения Израильтян женщинами из своей среды, пророк порицает смешение Израильтян с иноземными женщинами.
Об этом читаем в стихе 11 из гл.2: «Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога».
И если в стихе 10 этой главы сказано: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?», то в совокупности Израиль, тем не менее, носит имя «Божий сын».
И это имя переносится на всех родственников или всех принадлежащих к этому народу, как читаем во Втор.14,1: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».
В 1000 летнем Царстве будет иметь место сыновства отдельных личностей. Это является таким отношением, которое основано на избрании, но не каждому в отдельности подобает. Израиль, в общем, избран Богом Своим народом. Это особенно характерно при Давиде, и нацелено на царство Давида:
2Цар.7,14: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих».
Пс.88,21: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его».
Пс.88,27-28: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. 28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли».
Отцовское и сыновне отношение имеется также между Богом завета Израиля и семенем Давида. Обоюдная искренняя, задушевная любовь испытывается и доказывается в верности по отношению к Господу в послушании служения.
Отношение семени Давида, как сына к Богу, своему Отцу, указывает на происхождение Сына от Небесного Отца. Семя Давида, доверенное вечным царским достоинством, имеет своё происхождение в Божией воле. В отношении Своего Царства Он обязан Божественному избранию и призванию, как читаем в
Пс.2,7: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя».
Пс.88,28-29: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, 29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен».
Имена «Отец» и «Сын» указывают на общность владения. Семя, как Сын, получит в качестве наследства от Отца власть или господство. Но так как Его господство является вечным, то Он будет господствовать как Сын и Наследник Царствия во веки веков.
В связи с этим обетованием Бога Давиду хочу ещё раз напомнить, что Давид будет в плоти царствовать в 1000 летнем Царстве, как читаем в Иез.37,23-25: «И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими,
и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. 24 А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих,
и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. 25 И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно».
Царство Отца неограниченно: оно охватывает весь мир. С сыновством одновременно связано вечное всеохватывающее мировое господство, как читаем в Пс.88,27-35: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, 29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. 30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба. 31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим.
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: 33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их; 34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. 35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
Таковы обетования Бога Своему сыну Давиду!!! А поскольку Давид является прообразом Господа Иисуса на время благодати, то и пророчество в Пс.2 относятся как к Сыну Божиему, Иисусу, так и к Давиду, как читаем в Пс.2,7-9:
«возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
Обобщение Ветхозаветных обетований мы находим во 2Кор.6,18: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».
А теперь напрашивается мысль, чтобы имя или обозначение Бога, как Отца услышать из уст Иисуса, как обобщение ветхозаветных обетований. Особенность в употреблении имени Отца устами Иисуса, заключается прежде всего в том, что Он очень часто говорит: «Мой Отец».
Это указывает на отношения Бога, что в Ветхом Завете являлось предметом обетования. Имя Бога «Отец» является особенно новозаветным именем Бога, потому что время Нового Завета является временем исполнения Божиих обетований.
Вследствие этого мы приходим к познанию Бога, которое взошло или началось через Иисуса Христа и передано нам. В Новом Завете есть много мест, в которых Иисус говорит о Своём собственном Отце. Для наглядности приведу некоторые места:
Мтф.16,17: «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».
Ин.5,18: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».
Ин.8,54: «Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш».
Ин.10,29: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего».
Ин.15,1 и 8: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
Иисус говорит в смысле нового, высшего откровения Бога, которое было в самом начале Ветхого Завета обетовано, и которое Израильтяне с тоской ожидали и желали:
Ин.5,37: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели».
Мтф.11,25: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».
Этими сообщениями Святой Дух открывает нам осуществлённое Богом избавление. Его Отцовское отношение распространяется сначала на круг учеников. В этом смысле Господь Иисус говорит в:
Лук.12,32: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».
Лук.10,21-24: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
22 И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».
И далее Господь Иисус говорит ученикам по этому поводу в Мтф.10,20: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».
В том же стиле обращается Иисус к слушателям в:
Мтф.23,9: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».
Мтф.5,1 и 8: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Особый вес имеет для учеников Иисуса следующее место из Ин.20,17: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Это сообщение ведёт нас в глубокое и сердечное отношение Бога-Отца, в новозаветную принадлежность верующих к детям Божиим. Этими фактами Святой Дух выражает помилование Богом людей ко спасению и постоянное присутствие Божией благодати, что охватывает всё благовестие:
1Ин.3,1: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его».
Рим.8,15: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: `Авва, Отче!».
Гал.4,6: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: `Авва, Отче!».
Обращаю ваше внимание на выражение: «от Бога Отца нашего», которое встречается почти во всех Посланиях апостола Павла. Привожу одно из них, из 1Кор.1,3: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».
Для сведения перечислю места Нового Завета, где это выражение встречается: 1Кор.1,3; 2Кор.1,2; Гал.1,3; Еф.1,2; Флп.1,2; 4,20; Кол.1,2; 1Фес.1,1.3; 3,11.13; 2Фес.1,1; 2,16; 1Тим.1,2; Фил.3.
В связи с этими сообщениями Писания сравним выражение: «один Бог и Отец всех», как читаем в Еф.4,6: «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас».
Обращение Иисуса к Богу словом «Отец» свойственно Новому Завету, и следует рассматривать как центральное исполнение Божиих обетований. Выражение «ваш Отец» встречается в обращении Иисуса не только параллельно с выражение «Мой Отец». Но, таким образом, первое выражение («ваш Отец») делается доступным через второе («Мой Отец»):
Мтф.7,11: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».
Мтф.7,21: «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Сравните также: Мтф.10,29.32; 18,10.14.19; 20,23; 13,43).
Применение Иисусом имени Бога «Отец» неразделимо находится во взаимосвязи с Мессианским самосознанием Иисуса. Так как Иисус знает, что Он Божий Сын, то есть Он знает, что по отношению к Израилю Он является Мессией, то Он может Бога называть Своим Отцом.
Он является Христом, Которого Бог послал на землю к Своему народу Израилю, Которому принадлежит Сам Бог и всё то, что принадлежит Богу, за Которого Бог постоянно вступает. Имя Бога «Отец», принадлежит, таким образом, и народу обетования, Божиему собранию, то есть в смысле обетования и мессианскому собранию.
К мессианскому собранию относится всё, что принадлежит Мессии, а поэтому и всё, Кем Бог является для Мессии и что Он для Мессии имеет. В этом факте мы видим обоснование, что никто не знает Отца, как только Сын, и те, которым Сын открыл Его.
Мтф.11,27: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.