Я есмь истинная лоза, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Итак, мы рассмотрели с вами три аспекта из Ин.14,6: «Я есмь истина», «Я есмь жизнь» и «Я есмь путь».
А теперь мы рассмотрим с вами слова Иисуса из Ин.15,1: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».Но прежде, чем мы начнём рассматривать эту тему, я должен вам кое-что объяснить в отношении «виноградной лозы». «Виноградные лозы» являются именно теми ветвями, о которых мы читаем в ст.5 этой же главы: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
В оригинальном тексте Иисус говорит: «Я есмь истинный Weinstock», что означает: «Я есмь истинный виноградный ствол». А мы, все дети Божии, являемся лозами или ветвями на этом виноградном стволе!!!
Теперь вы должны заметить и понять, какую грубую ошибку допустили переводчики русской Библии в этом тексте. А я хочу, чтобы вы знали истину, что Иисус является истинным виноградным стволом, стволом самого виноградного куста, на корнях которого всё держится и все лозы получают своё питание.
Поэтому данную проповедь я буду строить, исходя из этой поправки. А поскольку наш главный текст гласит из Ин.15,1: «Я есмь истинный виноградный ствол, а Отец Мой – виноградарь», то в данной проповеди коротко рассмотрим одновременно и выражение «Отец Мой – виноградарь».
С «виноградным стволом» дело обстоит точно так, как и со стволом масличного или оливкового дерева, в котором мы символично видим нашего Господа Иисуса. В природных ветвях, которые отломились от ствола по своему неверию, мы символично видим Израиль, а в диких ветвях, которые Господь Иисус привил к стволу, мы видим язычников.
В конце времени благодати, когда войдёт полное число Церкви Иисуса, дикая ветвь будет Иисусом снова отсечена, а природная ветвь – привита. Привожу этот текст из Рим.11,17-24: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. 19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». 20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. 22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. 24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине».
Когда мы читаем слова нашего Господа Иисуса в Ин.15,1, то прежде всего возникает вопрос: почему Иисус называет Себя виноградным стволом? Когда Он говорит о Себе, что Он есть путь и истина и жизнь, то эти образы для нас более или менее понятны.
Чтобы по ходу рассмотрения этой темы быстрее включиться на нужную волну, скажу сразу, что речь первично будет идти об Израиле. На примере диких и природных масличных ветвей мы видим, что предпочтение отдаётся природным ветвям (Израилю), которые раньше находились на стволе масличного дерева, но из-за неверия отломились!
Однако по окончанию времени благодати природные ветви снова привьются к своему стволу! Это значит, что Господь Иисус снова займётся Своим народом, Израилем.
Поэтому обратимся сразу к Божиему плану в отношении Его избранного народа, Его первенца, как Он говорит через Моисея в Исх.4,22: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой».
В проповеди «Небесный Отец» я вскользь говорил об этом, но сейчас остановимся на этом вопросе подробней. Израиль – это Божий сын, причём первенец, то есть первородный! А это очень важно! Это значит, что у Него есть и не первородный сын, который стоит на ступень ниже.
Первородный сын пользуется всегда преимуществом по отношению к следующим детям. Я думаю, мы все хорошо помним историю сыновей Исаака, Исава и Иакова. Исаву принадлежало первородство, а Иаков с матерью обманным путём лишили Исава первородства, и оно досталось Иакову. Преимущество первородного заключалось прежде всего в том, что он имел особое благословение.
В Своём плане спасения людей вообще Бог начинает с избрания Израиля, и его формирования как народа. Святой Дух символично сообщает нам об этих Божиих действиях и Его замыслах через пророка Исаию.
Об этом записано в Ис.5,1-9: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, 2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней,
и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. 3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? 5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. 7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его.
И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; [ждал] правды, и вот — вопль. (то, о чём мы читаем в стихах 5-7, это исполнилось на Израиле сегодня!) 8 Горе вам, прибавляющие дом к дому,
присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9 В уши мои (говорит Исаия) [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей.
Этот текст очень богат информацией. Во-первых, слово имеет сам пророк Исаия и в первом стихе говорит: «Воспою Возлюбленному моему…». В Возлюбленном мы видим Господа Бога, Который для Исаии является Возлюбленным! О чём же Исаия желает своему Возлюбленному спеть, какую песню?
«Песнь Возлюбленного моего о винограднике Его». Далее Исаия объясняет: «У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучнённой горы». В винограднике мы видим возлюбленный Богом народ Израиль.
И Бог сделал для него всё, чтобы он наслаждался всеми дарами Бога на этой утучнённой горе, чтобы Израиль радовался в Господе. И чтобы Господь Иисус тоже мог радоваться о Своём народе. Чтобы приблизиться к ответу на выше поставленный вопрос: почему Господь Иисус называет Себя виноградным стволом, приведу несколько мест Писания о Его радости о Своём народе и о радости Израиля о своём Боге – Иегове:
Ис.61,10: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством».
Ис.62,5: «Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой».
Ис.65,18-19: «А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. 19 И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля».
Соф.3,17: «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием».
Во всех этих местах Писания речь идёт о 1000 летнем Царстве, когда радость Господа Иисуса со Своим народом Израилем будет обоюдная.
Первое чудо, которое Господь Иисус сотворил, будучи в плоти среди Своего народа, мы видим в том, что на свадьбе в Кане Галилейской Он превратил воду в высококачественное вино. И оно было намного лучше, чем то, которое подавали сначала.
С пророческой точки зрения это значит, что, при присутствии Иисуса в плоти среди Своего народа, у него было мало радости, потому что основная масса Израильтян не признала Иисуса своим Мессией. В 1000 летнем мирном Царстве, когда Господь Иисус будет царствовать над Своим народом, то радость будет обоюдно совершенная!
Я думаю, вы все заметили, что радость Господа Иисуса о Своём народе, и радость Израиля о своём Господе, Святой Дух связывает с вином; а совершенную радость – с хорошим вином!!! Это значит, что вино символизирует в Библии радость, и особенно в Ветхом Завете.
Подтверждение этого факта мы видим в эпизоде, когда царь Израиля, Давид, перенёс ковчег завета от Аведдара в скинию, построенную им в городе Давидовом. Тогда радость всех была беспредельной. Поэтому в честь этого события Давид учредил праздник, о деталях которого читаем в 1Пар.16,3: «и роздал всем Израильтянам, и мужчинам и женщинам, по одному хлебу и по куску мяса и по кружке вина».
А теперь спрашиваем себя: из чего Израильтяне делали вино? Только из винограда, поэтому виноградникам Израильтян уделено в Ветхом Завете особое внимание. Если молодой Израильтянин женился и подлежал призыву в армию, то его не забирали, как читаем во Втор.20,6:
«и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им».
Во Втор.28, где Моисей, напутствуя Израиль перед входом в обетованную землю, сообщает ему все благословения при послушании Господу и исполнении всех заповедей закона; а также все проклятия при непослушании Израиля Господу.
В связи с непослушанием Израиля Господу читаем об одном примере проклятия в отношении значения и важности виноградника в жизни Израильтян, как читаем в ст.39: «Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберешь [плодов их], потому что поест их червь».
А поскольку Израильтяне не будут пить вина, следовательно, у них не будет больше радости, так как исполнятся все обещанные Богом проклятия, приведённые в главе 28. Вино Израильтяне получали из винограда, а виноград они собирали в своих виноградниках.
Во дни царствования Соломона Господь Иисус дал Своему народу Израилю мир и изобилие всех даров этой утучнённой земли Ханаана, как читаем в 3Цар.4,25:
«И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона».
А теперь вернёмся к тексту в Ис.5, где в стихе 2 мы прочитали: «и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
Господь Иисус ожидал, что с Его пришествием в плоти на землю, Израиль принесёт «добрые грозды», то есть примет Его своим Мессией, но Израиль принёс дикие, кислые ягоды: он отверг Иисуса и не принял Его своим Мессией.
Однако Израиль не просто отверг Иисуса, но он убил Его, как читаем в притче, рассказанной Иисусом первосвященникам и старейшинам народа. В этой притче Господь Иисус практически повторил обстоятельства пророчества в Ис.5,1-9.
Я прочту этот текст из Мтф.21,33-41: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома (Небесный Отец), который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг (пророков) к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына (Иисуса), говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу:
это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (фарисеи и книжники точно знали, что Иисус является Божиим Сыном). 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.