Бог, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Напоминаю вам ещё раз о том, что в Святом Писании для Бога насчитывается порядка семисот имён. За последнее время мы рассмотрели с вами несколько тем, в которых наш Господь Иисус представляется нам. «Я есмь путь», «Я есмь истина», «Я есмь жизнь» и «Я есмь истинный виноградный ствол». А поскольку Господь Иисус является Богом, то всё это – тоже имена Бога. Как Иисус и Христос являются именами Бога, так и «Всемогущий», «Всезнающий», «милостивый», «долготерпеливый» и т.д. — всё это имена единого Бога.
До этих четырёх проповедей об Иисусе, мы говорили с вами о «Небесном Отце», что тоже является именем Бога. Сегодня я предлагаю вам серию проповедей о Самом Боге. Хотя мы, как дети Божии, имеем Святого Духа и носим в себе новое Божие Творение, которое грешить не может, но наша плоть остаётся греховной, как и до покаяния.
Поэтому, насколько это возможно в нашей греховной плоти, мы рассмотрим с вами ряд имён Бога. В теме «Бог» как и в теме «Небесный Отец», Израиль находится по сравнению с язычниками на первом плане. Через Свои действия и откровения Бог привёл Израиль к тому, кем он стал.
На основании этого, Израиль был уверен в своём Боге, а также уверен в своём собственном существовании. Из всего вышесказанного Израилю светила или излучалась Божия слава: особенно из всего видимого Божиего Творения.
Слава истинного Бога обоснована в Ветхом Завете на основании Его откровения в избранном народе Израиля через пророков и через сотворённые Им чудеса, как читаем во многих местах Писания:
Втор.33,2: «Он (Моисей) сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона».
Ис.41,22: «Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем».
Ис.43,9 и 11: «Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!» 11 Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня».
Ис.44,7: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это».
- 1. Это откровение Бога среди Своего народа Израиля является более высокой ступенью откровения, чем сотворение мира. Только природа может поставить в свет Божию славу и откровение Его законов.
Чтобы познать Божие всемогущество, Бог призывает падшего духом Израиля направить свой взор на сотворение мира для укрепления его в вере. Именно таким образом можно познать неустанное Божие действие и постоянно устремляться вперёд, как читаем в Ис.40,27-28:
«Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? 28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим».
Возвещение небом и землёй Божией славы сравнивается со славой, которую Бог открывает в законе, как читаем в Пс.18,2-10: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. 3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. 4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: 7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. 9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны».
В каждом голосе звучит Божия слава. Как сила наводящая порядок, проходит она по всей земле и излучается славой солнцем. Среди атеистов есть такие, которые отвергают существование Бога и оспаривают Его живое и праведное управление.
О таких Слово Божие говорит в Пс.13,1: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро».
Отрицание существования Бога – это безумие неверия. В неверии в живого Бога проявляется полнейшее невежество, ибо Он открывается в Творении и судах народов. Псалмописец восклицает в Пс.93,8-10:
«Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? 9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? 10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?».
То, что Бог сотворил людей и образовал им уши и глаза, и что Он судит народы, это люди, во всяком случае, ещё признают. Но господство живого Бога над этим миром они признать не хотят и не могут. Такое неверие соответствует сегодняшней теологии, что «Бог мёртв».
В Новом Завете существование Бога мы видим в личности Иисуса Христа; и прежде всего на основании действий, исходящих от Него. В те времена, когда язычникам стали проповедывать Евангелие, то было необходимо доказывать им о существовании истинного Бога именно в тех областях, которые были им знакомы.
Апостол Павел проповедывал в Листре Бога, Который сотворил небо и землю и дал людям свидетельство Своего благодеяния, как читаем в Д.Ап.14,15-17: «мужи! что вы это делаете?
И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, 16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши».
А к Афинянам Павел говорил ещё обстоятельнее. Истинный Бог даёт жизнь и дыхание; Он является Господом или Управителем мировой истории: Он установил происхождение человеческого рода от одной пары и распространение людей по всей земле.
Это является поводом к тому, что люди ищут Его. Об этом читаем в Д.Ап.17,22-29: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. 23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».
Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. 24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет 25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». 29 Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого».
Существование Бога доказывается самой природой, историей человечества и существом человека. Его невидимое становится явным через сотворение мира сего, Рим.1,20: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
Как мастер делает себя заметным своими делами, так и Бог, как написано в Евр.3,4: «ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог».
Познание Бога открывается во внутреннем человеке. Бог вложил людям это в сердце, поэтому, не сознавая того, они ищут возвращения к Богу, как читаем в Рим.1,19: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им».
Каждый человек приходит к определённому восприятию Бога через природу. А чем Этот Бог является, следует из Его дел. Он является Творцом неба и земли, и не нуждается в чьей-либо помощи, как написано в Д.Ап.17,25: «и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё».
Если Бог является творцом духов, то Он и Сам должен быть духом, как читаем в:
Чис.27,16: «да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека».
Пс.32,6: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их».
Ин.4.24: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Бог создал разумные творения, потому что и Сам Он является мудрым и разумным Творцом, читаем в Пс.93,9: «Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?»
Бог оказывает благодеяния по отношению ко всем людям мира сего. Он проявляет эту доброту как по отношению к верующим, так и по отношению к погибшим грешникам. Он делает это, потому что в Своём существе Он является добротой.
Об этом мы читаем в Д.Ап.14,17: «хотя (Бог) и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши».
В проповеди «Благодать на благодать» я объяснял, что доброта является одной из главных качеств существа Бога. А милость или благодать является средством, чтобы Божию доброту сделать достоянием людей.
Поэтому в Псалмах 24,11; 84,11; 88,15, а также в Притчах 3,3 и 20,28, вместо, «милость и истина» следует читать: «доброта и истина». Бог является Сам по Себе добротой! Поэтому Он не может иначе, как постоянно оказывать доброту по отношению к людям, Своему Творению.
Это свойство Его существа мы должны хорошо запомнить. В дальнейшем, по ходу откровения Бога людям, Он открывает или излучает им Свою мудрость. А Божия слава проявляется в Его Творении, как читаем в Пс.18,2: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».
Об этой истине Святое Писание величественно свидетельствует в книге пророка Исаии, Иова и в Псалмах. Божия слава прославляется в самом великом, в появлении неба, в мощных событиях природы, в катастрофах земли.
А также в самом малом: в человеке, в млекопитающих, в птицах небес, в лилиях полей. Огромное количество Божиих мыслей предлагает нам откровение, в отличие от неопределённых очертаний или контуров.
На основании выше сказанного можно оценить или измерить достоинство Божиих имён для откровения невидимого Бога. Язык является важным документом в истории спасения людей.
Имена Бога являются очень метким источником, на основании которого открываются познания Бога. То, что людям о Боге стало известно, является производным от Божиих имён. Познания Бога соответствуют Божиим действиям.
Они характеризуют каждую эпоху истории спасения, к которой они (эти познания) относятся. Они показывают Бога не в соответствии с Его совершенством и не в соответствии с Его внутренним миром, но скорее в том, как Он открывается в Своих действиях по спасению мира сего.
Каждая истина отражает в Божиих именах свой свет и право. Каждое обетование и угроза, которые провозглашаются в Божием народе, Израиле, имеют в Божиих именах своё поручительство, свой смысл, свою живую силу.
Каждая молитва, исходящая из сердца богобоязненных людей, каждое доверие к Божией помощи, каждое утешение в прощении, каждая надежда на избавление и на будущее спасение – всё это имеет свою надёжность, свой смысл, всю истину и действительность в Божиих именах.
На различных ступенях Божиего откровения имена Бога имеют очень разное развитие в отношении их содержания и смысла, которые мы можем в них познать. Эти имена являются Божиими обозначениями, которые происходят из познаний Бога в определённые времена.
Поэтому многочисленные имена живого Бога являются в библейском словоупотреблении обычными.
Первым именем Бога является имя «Еl», что означает «Бог», которое встречается уже в именах «Mеhujael» и «Мethusael», об этом находим в Быт.4,18: «У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусаела; Мафусаел родил Ламеха».
Как видите, эти два имени имеют добавление «Ел», что означает Бог. «Мафусаел» означает «мощный Бог». Среди Божиих имён имя «Ел» является старейшим. Поэтому оно имеет большее количество добавлений (архангел Михаел, судья Самуел и др.), которые характеризуют истинного Бога.
Достопримечательным является подбор или соединение «Елион-Ел», что означает «священник Бога Всевышнего, как читаем в Быт.14,18: «и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего (Елион-Ел)».
Выше этого имени стоит имя «Елоим», что является особой формой еврейского языка и означает «Триединство». Встречается это имя в Быт.1,1: «В начале сотворил Бог (Елоим) небо и землю».
Это значит, что небо и землю творили: Отец, Сын и Святой Дух – Триединство. Имя Бога «Елоим» свойственно Ветхому Завету, и ни в каком другом семитском языке не встречается.
Единственное число от имени «Елоим» является имя «Елоа», как обозначение истинного Бога в поэтических местах. Смысл этого имени означает: предмет ужаса. Множественное число «Елоим» означает неопределённую даль распространения, чтобы указать на полноту власти и силы Бога.
Напоминаю, что это особая форма множественного числа и распространяется только на имя Бога. Поэтому это имя является всеобщим выражение для Бога. Это имя может быть применено и для языческих богов. В виду его широты и полноты, это имя является в Ветхом Завете неизменным обозначением Бога.
Израилю Бог открылся именем Иегова. «Елоим» означает «достопочтенное» (достойное уважения) в соответствии с многократной полнотой содержания, которое пронизывается Божией жизнью. Это, конечно, не случайно, что старейшие имена Бога подчёркивают силу, неограниченную полноту и возбуждение боязни.
Познание Божией вечной силы в делах Его Творения открывается через Его имя «Елоим», как читаем в Рим.1,20: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
Бог завета Израиля открывается Авраму, Исааку и Иакову. Бог говорит Авраму в Быт.17,1: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен».
Бог Сам свидетельствует о том, что Он явился Аврааму, Исааку и Иакову всемогущим Богом «El-Schaddai» («Ел-шаддай»), как читаем в Исх.6,3: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий», а с именем Моим Иегова не открылся им».
Имя Бога «Всемогущий» характерно для времени патриархов; оно характеризует удивительное Божие всемогущество, которое прорывает природу и делает её пригодной для служения божественным целям в Его Царствии.
Обетование великого потомства, и божественной защиты связаны с откровением этого имени «Иегова». Ни фараон, ни Авимелех, царь Герарский, не могли причинить чего-либо злого Божиему святому.
Благословение и его защиту мы видим в Быт.15,1: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика».
Исаак, сын Авраама, крепко держал воспоминания о делах и обетованиях Всемогущего. Именем Иеговы он благословил своего сына Иакова, об этом читаем в Быт.28,3: «Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов».
Иаков познал Его тоже как Бога своих предков, когда Иегова явился ему во сне, как читаем в Быт.28,13-15: «И вот, Господь стоит на ней (на лестнице) и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся].
Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;
15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».
Когда Иаков бежал от своего брата в Месопотамию, то и там Иегова был с ним и обильно благословлял его, как читаем в Быт.31,42.53: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем.
Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.