Бог, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Бог». Сегодня вторая часть. В прошлый раз мы закончили на Быт.31 ст42 и 53. Для связи я прочитаю ещё раз этот текст.
Когда Иаков бежал от своего брата в Месопотамию, то и там Иегова был с ним и обильно благословлял его, как читаем в Быт.31 ст42 и 53: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем.Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака».
Иегова хранит Иакова и напоминает о Себе также при его возвращении из Месопотамии в Ханаан, об этом сообщается в Быт.35,10-12: «и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль.
И нарек ему имя: Израиль. 11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; 12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию».
В конце своей жизни Иаков благословляет своих сыновей именем Всемогущего, о чём читаем в Быт.49,25-26: «…от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше,
благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, 26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими».
Во всём Ветхом Завете мы видим имя Бога – Всемогущий. Приведу два примера из многих:
Ис.13,6: «Рыдайте, ибо день Иеговы близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего».
Пс.67,15: «когда Всемогущий рассеял царей на сей [земле], она забелела, как снег на Селмоне».
Особенно часто мы встречаем имя Бога «Всемогущий» в книге Иова. Имя Бога «Всемогущий» открывает нам всю Его силу, как Творца, которая находится во взаимосвязи завета Бога с Израилем.
Авраму Бог указывает на полноту звёздного неба, как читаем в Быт.15,5: «И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков».
Патриарх Авраам познаёт и охватывает это во всей чистоте и глубине, как силу, которая вызывает существующее из несуществующего. Он верил животворящему Богу, Который мог вернуть Аврааму его сына из мёртвых.
Это была вершина божественной чудотворной силы, как читаем в Рим.4,17: «(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее».
А также в Послании Евреям гл.11, ст.12 и19: «И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Ибо он (Авраам) думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование».
Мера Божественного всемогущества открывает также возникновение, постоянство и прочность мира сего; возникновение вселенной в её безмерной величине, с её бесчисленными небесными светилами (телами), с её хорошо установленным порядком. Приведу по этому вопросу три примера:
Пс.103,5 и 24: «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих».
Иов.38,41: «Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?»
Ис.40,28-31: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. 29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся».
Всемогущество Бога мы видим также в бушующем мирском океане, мощь которого Он укрощает и разрушает, как читаем в:
Пс.32,10: «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов».
Пс.45,7: «Восшумели народы; двинулись царства: [Всевышний] дал глас Свой, и растаяла земля».
Всемогущество Бога мы видим также в совершаемых Им чудесах в соответствии с Его планом спасения людей:
Втор.3,24: «Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое?»
Втор.11,6-7: «и что Он сделал с Дафаном и Авироном, сынами Елиава, сына Рувимова, когда земля разверзла уста свои и среди всего Израиля поглотила их и семейства их, и шатры их, и все имущество их, которое было у них; 7 ибо глаза ваши видели все великие дела Господа, которые Он сделал».
Всемогущество Бога мы видим в вере также в заключительных знамениях воскресения спасённых из мёртвых, в суде безбожного мира и обновлении мира после суда:
Пс.101,26-28: «В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; 27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; 28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся».
Ин.5,20: «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь».
Полная мера Божественного Всемогущества заключается в том, что Он творит всё в соответствии со Своим Словом и волей. Об этом записано в Пс.32,9: «ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось».
Всемогущество Бога завета указывает на Божию сущность, на Его волю; Бог, Который Своим могуществом всё соединяет и сосредотачивает. Безмерное богатство Своего Творения Он держит в Своих руках, ибо Он владеет в Самом Себе этой властью и неизменностью. Всё это содержится в имени Иегова.
Божие имя «Еl-Schaddai», (то есть Иегова) принадлежит или относится ко времени откровений при патриархах. Его следует включить в состав откровений Бога при Моисее. В соответствии с Исх.6,3 имя Бога «Всемогущий» отводится или приписывается времени патриархов.
А под именем Иегова Бог не открывался им: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Иегова» не открылся им».
Но это не значит, что патриархи ещё не знали имени Бога Иеговы. Уже при Еносе люди призывали имя Иеговы, как читаем в Быт.4,26: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Ееговы».
Уже Ева называла Бога Иеговой, как читаем в Быт.4,1: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Иеговы».
Но вы должны учесть, что эти два места я привёл в соответствии с оригиналом Ветхого Завета. Критики неправомерно возражают против такого древнего применения имени Бога «Иегова».
В древние времена имя Иегова находится во взаимосвязи с собственными именами людей, что является самым верным и надёжным свидетельством. Внук Вениамина Авия, имя которого на еврейском языке гласит «Abija», имеет в конце своего имени добавку «ja», что указывает на Иегову, имя Которого гласит «Jahweh».
Имя Иеговы часто встречается в Ветхом Завете в сокращённом виде «Ja». Это первые две буквы от имени «Jahweh». Имя Иеговы происходит из Божиего откровения, так как и в Божием Творении мы видим Его вечную силу.
Ещё раз напоминаю вам в этом месте, что «Иегова» является именем откровения Господа Иисуса в Ветхом Завете. Место Писания в Исх.6,3 говорит о том, или следует так понимать, что патриархи хотя и знали об этом имени Бога, но ещё не познали смысла этого имени.
Более позднее поколение Израиля познало, что Бог с именем Иегова, является неизменным. При призвании Богом Моисея, Он представил Себя Моисею, как читаем в Исх.3,14: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам».
В оригинале выражение «Я есмь Сущий» гласит: «Я есмь Тот, Который Я есмь», что является Его вечным именем. Далее Господь Иисус повелевает Моисею сообщить Израилю в Быт.3,15:
«И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род».
Имя Иегова означает «существующий», или как в русском переводе читаем: «Сущий». Но это не есть существование в сверхестественном смысле: пристально неподвижно смотреть, неподвижное присутствие.
Вернее сказать, обозначение имени Сущий: это такое присутствие, которое уходит в будущее. Поэтому его можно выразить так: «Я буду существовать» или «Я буду постоянно присутствовать»; в этом имени пульсирует жизнь и движение.
Это является исторической и этической деятельностью Божественного бытия, то есть присутствия, в основе которого находится Божественное свойство Его существа. Выше приведённое объяснение по отношению к Исх.2,14 является определяющим.
Вместо «Я есмь Тот, Который Я есмь» можно просто сказать «Я есмь».
В первом случае смысл этого выражения таков: «Я имею это бытие через Меня Самого и являюсь тем, кем Я со Своей стороны хочу быть». Таково выражение Божественной личности, с личной самоуверенностью то есть самосознанием и собственным самоопределением.
Его знание и желание исходит из источника Божественного бытия. Имя Иегова является неземным или сверхестественным величием, которое присуще Богу богов, как читаем в Отк.19,16:
«На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих«».
Это значит, что Господь Иисус является Царём царей и Богом богов!!! Выражение: «Я Иегова», которое мы находим в Исх.6,7; гл.7 ст.5 и 17 является в устах Бога завета многозначительным.
И содержится оно в короткой форме: «Я есмь Тот, Который Я есмь» или «Я есмь Сущий». Исх.6,7: «и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Иегова, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского»
Второй случай выражения «Я есмь» имеет следующий смысл: «Я постоянно равен Себе, Я неизменяем». Своё происхождение этот второй случай имеет в первом случае. Бог определяет Себя чисто из Себя.
Ничего и ни откуда не может повлиять на Его действия, чтобы вызвать изменение в Его поведении. Этот смысл выступает в имени Иегова: «Я есмь Тот, Который Я есмь» на передний план, потому что имя Иегова будет применяться в вечности:
Быт.21,33: «И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Иеговы, Бога вечного».
Ис.40,28: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что Иегова есть вечный Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим».
Ис.41,4: «Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Иегова первый, и в последних — Я тот же».
Отк.1,8: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Иегова, Который есть и был и грядет, Вседержитель».
Впоследствии это будет основой доверия, как читаем во:
Втор.7,9: «Итак знай, что Иегова, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов».
Осия.12,5: «А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) — имя Его».
Мал.3,6: «Ибо Я — Иегова, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились».
Выражение «вечность» появляется в Библии прежде всего абстрактно, как величие по отношению ко времени. Вечный (в смысле Бог) утверждает через все времена Своё бытие или присутствие. Он входит в эти времена; Он простирается во все вечности назад (Пс.89,2);
И Он всегда обращён к будущему. Бог завета Иегова гарантирует вечность Израиля в том, что Он говорит: «и буду им Богом…» (Быт.17,8); «и Я буду с тобою…» (Быт.26,3); «и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их» (Исх.29,45).
Очень метко выражена эта мысли в Новом Завете в Его величии в 1Тим.1,17: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков». Аминь.
Следует принимать во внимание связь «Иегова Елоим» (Иегова Бог). Иегова является Богом истории спасения, Который открывается Своему народу, говорит с ним, и даёт ему по-человечески познать Себя.
Поэтому необходимы следующие связи Бога с людьми: «Слово Божие»; «имя Божие»»; «Ангел Божий»; «Божий глаз»; «Божия рука»; «Божии уста» и другие выражения.
В имени «Елоим» мы видим Бога в Своих всеобщих творческих связях. Это является мыслью Бога, которая соответствует естественному сознанию. Характерным является применение обоих имён в Чис.27,16 и 16,22:
Чис.27,16: «да поставит Иегова, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека».
Чис.16,22: «Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?».
Бог завета, от Которого исходят все духовные дары, в первую очередь носит имя Иегова «Творец»: Бог, из полноты Которого исходит естественный дух жизни, называется в обоих выше приведённых местах «Елоим». Такую же картину мы видим в Пс.18, где Иегова открывается в законе, а Елоим – в Творении и в природе.
Характерным является откровение имени Бога «Иегова» при заключении завета с Израилем. На основании этого было открыто, что Бог Сам всё свободно от Себя определяет и, таким образом, открывает в завете Свою милость.
Неизменность, которая содержится в имени Иегова, обосновывается тем, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, является также Богом их потомков; неизменность Иеговы может быть единственной гарантией для прочности завета.
Вступление Иеговы в завет с Израилем обосновано в Его святости и милости. Поэтому святость и милость тесно связаны с именем Иеговы. Святость и милость являются источником всей истории спасения Израиля.
Потому что под именем Иегова Господь Иисус занимается с Израилем на протяжении всего времени его существования. Неверное восприятие или мнение в отношении этого факта, преграждает каждое правильное понимание истории спасения Израиля.
2. Иегова, Бог Израиля, именуется также «Святым Израиля». О «Святом Израиля» я говорил отдельную проповедь, которая есть в нашем сайте. Выражение «Святой Израилев» является не только свойством Бога, но и Его именем, особым именем Бога Израилева.
Основное понятие этого имени в еврейском языке «qadosch» может означать: «поклонение в боязни» или «резать», а также «отрезать». В соответствии с этим Бог должен быть постоянно новым, Которого следует бояться, и Который от всего отрезает или вырезает, то есть нерушимый или неприкосновенный Бог.
Внешне Божия святость представляет собой страшное, неприкосновенное величие. Выражение «страшный» уже с древних времён человеческой истории связано с Божиим именем Иегова. Об этом читаем, например в Исх.15,11: «Кто, равен Тебе, Иегова, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?»
А в оригинале этот стих в действительности гласит так: «Кто равен Тебе, Иегова, между богами? Кто равен Тебе, славен в святости, страшен в славе, Творец чудес!»
Боязнь появляется как первое впечатление о Божией святости, как написано в Ис.8,13: «Иегову Саваофа — Его святите, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!»
В отношении слова «Саваоф» я должен внести ясность. В оригинале вместо слова «Саваоф» мы находим слово «войско». Поэтому Господь Иисус, когда Он открылся Иисусу Навину перед Иерихоном, отвечает на вопрос Иисуса Навина, И.Нав.5,13-15:
«Иисус (Навин), находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус (Навин) подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?
14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?»
Этот «вождь воинства Господня» был Господь Иисус – Вождь всего небесного воинства ангелов. Я думаю, что вы теперь все знаете, что означает слово «Саваоф», которое встречается в русском переводе Библии.
В отношении слова «страх» приведу ещё два места Писания.
Ис.29,13: «Ибо, если он, если его дети увидят в своей среде дело рук Моих, то они будут святить имя Мое и будут святить Святого Иаковлева, и будут дрожать пред Богом Израилевым».
1Пет.3,15: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
Уклонение Израильтян от Бога равносильно пренебрежению «Святым Израилевым». Бог неприступный, чтобы Его никто не мог видеть и не умереть:
Исх.33,20: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».
1Тим.6,16: «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!».
Кто касался ковчега завета, который является прообразом Господа Иисуса, тот должен был умереть. 2Цар.6,6-7: «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его.
7 Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия».
Его следовало переносить на руках, как это сделал Давид при второй попытке вернуть ковчег в город Давидов, 2Цар.6,12: «Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов».
При переходе Израиля с одной остановки на другую при сорокалетнем странствовании в пустыне, при переноске ковчега, который находился во «святая святых», Аарон и его сыновья должны были снять завесу, разделявшую святилище от «святая святых».
И накрыть ею ковчег, чтобы никто не мог его увидеть, как написано в Чис.4,20: «но сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть».
И Моисей, при приближении к горящему кусту, в котором Господь Иисус открывался ему, должен был снять обувь, потому что это было святое место, а обувь символизирует в Библии грех.
Об этом мы прочтём в книге Исх.3,5: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».
Во мраке облачного столпа, в закрытом «святая святых», на вершине неприступного Синая, находилось жилище «Святого Израилева». Греческое «hagios» (святое) заключает в себе благоговейную боязнь.
Божие величие является существенной чертой Божией святости. Большое внимание следует обращать на выражение, о котором читаем в Исх.15,11: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?»
Поэтому Бога невозможно сравнить ни с кем, как читаем в Ис.40,25: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый».
Бог является наисвятейшим в полном и единственном смысле этого слова, как читаем в 1Цар.2,2: «Нет [столь] святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш».
Он является также единственным, Которому подобает Божественное имя и Божественное достоинство, как читаем в:
Пс.17,32: «Ибо кто Бог, кроме Иеговы, и кто защита, кроме Бога нашего?»
2Цар.7,22: «По всему велик Ты, Господи мой, Иегова! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами».
Перед Ним – Святым, в Израиле будет унижена всякая гордость и зазнайство,
Ис.12,6: «Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев».
Ис.5,15: «И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут».
Бог высок и превознесён, живёт на высоте небес во святилище, а также с сокрушёнными и смиренными духом, как читаем в Ис.57,15: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, —
Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных».
Господь Иисус восседает на небесах на высоком и превознесённом престоле. Серафимы, охраняющие Божий престол, окружают Его, как читаем в Ис.6,2-3: «Вокруг Него стояли Серафимы;
у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Кто в трепете (Ис.8,12), в послушании (Лев.20,8; Чис.15,40), в вере (Чис.20,12-13), в Божием порядке приходит к Нему в молитве (Пс.98,3.5.9; 76,14), тот святит и прославляет «Святого Израилева». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.