Иисус — Спаситель мира
Мир вам, дорогие слушатели! Продолжаем рассмотрение темы «Господь Иисус – Спаситель мира». Мы с вами уже рассмотрели две темы. Первая часть называется «Давид в пещере Адоллам», вторая часть – «Давид и Саул в одной пещере». А теперь мы переходим от прообраза к оригиналу. Давид является прообразом Господа Иисуса на время благодати. А Иисус – это оригинал, то есть мы переходим от Давида к Господу Иисусу. Именно поэтому я назвал общую тему «Господь Иисус – Спаситель мира». И третья часть носит это название.
Хотя мы с вами уже во многих проповедях говорили о нашем Господе Иисусе, рассматривали Его с разных сторон, но Святой Дух и далее приглашает нас рассматривать нашего Творца и Спасителя.
Пусть в этой проповеди Святой Дух водит нас как Он водил Симеона, праведного и Богобоязненного мужа Израильского народа. А Святой Дух желает нас ввести в тайны Божиего плана спасения людей.
Этот Симеон не был пророком, но всё то, что он сообщил родителям младенца Иисуса и нам в Новом Завете, является чрезвычайно важным и интересным пророчеством. Поэтому возьмём этот текст за главный текст третьей части нашей проповеди.
Заранее хочу оговорить, что этот текст я сравнил с оригинальным греческим текстом и установил, что и здесь в русском переводе Библии допущены значительные ошибки. Поэтому привожу это сообщение, то есть диалог Симеона ближе к греческому тексту:
Лук.2,25-35: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и богобоязненный, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём.
ст.26: Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Помазанного Господа.
ст.27: И пришёл он, водимый Духом, в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
ст.28: Он взял Его на руки, славил Бога и сказал:
ст.29: Теперь, Господь, Ты отпускаешь твоего слугу по слову Твоему с миром;
ст.30: Ибо видели очи мои спасение Твоё,
ст.31: Которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
ст.32: Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.
ст.33: Отец же и матерь Его дивились сказанному о Нём.
ст.34: И благословил их Симеон, и сказал Марии, матери Его: се, посажен Сей на падение и на восстание (на подъём) многих в Израиле и в предмет пререканий (или предметом противоречий),
ст.35: И тебе самой меч пронзит душу, чтобы открылись помышления многих сердец.
Ведь это очень интересно!!! Не правда ли?! Я восхищён богатством информации в диалоге Симеона. Как видим, в этом сравнительно коротком тексте словам тесно, а мыслям просторно, то есть сообщения о Божием плане спасения людей очень глубоки и обширны!!!
Мы можем сказать, что находимся ещё в Ветхом Завете, и в то же время – на пороге Нового Завета. А вернее всего: в переходном периоде между Ветхим и Новым Заветом. Святой Дух ещё не излит на землю, а о Симеоне читаем здесь, что «Дух Святый был на нём» и «ему было предсказано Духом Святым» и далее «И пришёл он, водимый Святым Духом, в храм».
О подобном случае мы читаем в 1Цар.10,10-11. Там говорится о Сауле. Но в противоположность Симеону, человека праведного и богобоязненного, Саул был своевольным, непослушным Господу: «Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков,
и сошёл на него (Саула) Дух Божий, и он пророчествовал среди их. Все, знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?»
В отличие от Симеона, на Саула сошёл Дух Божий, Которого Господь мог дать и мог его снова взять, что мы и видим у Саула. Но, на основании этих двух случаев, мы видим, что Бог может руководить действиями людей по Своему изволению, как через Духа Божиего, так и через Святого Духа.
О Симеоне, который, не являясь пророком, совершил такое глубокое пророческое высказывание, мы должны сказать, что он очень хорошо знал Святое Писание и твёрдо верил в Божии обетования в отношении Мессии Израиля.
Он глубоко копал в Слове Божием, так как от чистого сердца желал знать дальнейшую судьбу Божиего народа, поэтому ждал пришествия с небес Этого Мессии – Утешителя Израилева. Почему он хотел знать дальнейшую судьбу Израиля?
Потому что видел полное отпадение Израиля от своего Бога, от Иеговы. Он видел что Господь уже в течении четырёх веков не посылает к Своему народу пророков. Но Симеон знал также, что Господь верен Своим обетованиям не только в отношении Израиля, но и в отношении язычников.
Симеон также добросовестно исполнял заповеди закона, так как Святой Дух характеризует его нам как «праведного» и «богобоязненного» мужа. А это кое-что значит! На основании всего этого Господь Иисус мог его использовать Своим инструментом.
Он открыл ему через Святого Духа пришествие Иисуса в плоти на землю, и цель Его пришествия! Симеон знал, что Иисус должен быть рождён от женщины. Через Духа Святого, покоившегося на Симеоне; Бог открыл ему тайну о младенце Иисусе, как детям Божиим открывает Свои тайны. Об этом читаю следующие места Писания.
1Кор.2,9.10.16: «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».
И далее в Еф.1,9: «Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём (в Иисусе), в устроении полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом».
Но Симеон знал сообщение об этом событии из Писания и прежде всего из пророка Исаии. Господь открыл ему большую часть этой тайны, о которой читаем в Еф.1,9 и других местах Нового Завета.
Привожу некоторые места из Ветхого Завета, о которых Симеон знал, в вере опирался на них и на их основании мог сделать такое пророческое сообщение о Мессии Израиля и Спасителе мира. Читаю дальше.
Ис.7,14: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
Ис.9,6-7: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».
Симеон знал и понимал также сообщение в книге пророка Михея, где однозначно сказано, что Мессия Израиля должен родиться в Вифлееме:
Мих.5,1-4: «Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью будут бить по ланите судью Израилева.
ст.2: И ты Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
ст.3: Посему Он (Бог – Отец) оставит их (Израиль за его измену, 400 лет до Голгофы), доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их (согласно Мтф.24 Господь соберёт и собирает в настоящее время многих из Своего народа в государство Израиль).
ст.4: И станет Он и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краёв земли».
Симеон, конечно, не знал, где он может встретиться с Младенцем Иисусом. Поэтому мы и читаем в нашем тексте в ст.27 «И пришёл он, водимый Духом, в храм».
Только небесный Отец мог через Святого Духа устроить Симеону эту чудесную встречу с Младенцем Иисусом. Во-первых, Господь возбудил сердца Иосифа и Марии, чтобы совершить над Младенцем Иисусом законный обряд.
А во-вторых, Господь привёл Симеона действием Святого Духа именно к этому моменту в храм. Этот обряд совершался над детьми только в храме, поэтому они могли только в храме встретиться. Далее в ст.28 читаем: «Он взял его (Младенца Иисуса) на руки, славил Бога и сказал».
Дорогие слушатели, остановимся на этом месте, помолчим и глубоко вдумаемся в это выражение; постараемся представить себе эту ситуацию. Вы представляете, какой это был трогательный, неповторимый, единственный в своём роде исторический момент, когда пожилой Симеон взял Младенца Иисуса на руки!!!
Чтобы этот факт лучше понять, приведу для наглядности один пример. А такие примеры часто встречаются в жизни. Мы читаем об Анне, одной из жён Елканы в 1Цар.1. Господь заключил её чрево, и у неё длительно не было детей.
В те времена такое явление в Израиле было признаком отсутствия благословения, и чёрным пятном лежало на женщине. Оно приносило ей много горя, как мы это видим на примере Анны. Она много молилась и плакала, ст.11:
«и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его».
Господь дал Анне сына, которого она назвала Самуилом. Трудно себе представить, какую радость охватила её после стольких лет бесплодия и страданий. И в настоящее время в нашей жизни часто встречаются такие случаи. И когда какая-нибудь супружеская пара, в конце концов, держит на своих руках наследника своего рода, то радости нет конца!
Но кто мы, люди, по отношению к Богу? Мы являемся всего лишь незаметной пылинкой в этом мире!!! Но держа такую пылинку на своих руках, его мать и отец бесконечно радуются.
Хотя Симеон и был «праведный и богобоязненный муж», но в принципе являлся в глазах Божиих такой же «пылинкой», таким же простым смертным человеком. И он держал в своих руках Творца мира, Который в своё время открыл Симеону всё то, о чём читаем в нашем тексте!!!
Вы осознаёте истинную ситуацию, дорогие слушатели, что Симеон держит в своих руках Творца и Спасителя мира!!! Небесный Отец удостоил его этой чести!!!
Как Симеон опознал Младенца Иисуса, Писание нам не сообщает. Но он знал, что этот Младенец является не обычным ребёнком: он знал, что этот ребёнок является долгожданным Спасителем от Бога!!! В этом уверенном шаге Симеона, что без всяких расспросов он берёт из рук Марии Младенца Иисуса, мы видим чёткую и тонкую работу Бога через Святого Духа.
Симеон, прежде всего, славит Бога за то, что Он дал ему возможность собственными глазами увидеть Спасителя Израиля и всего мира; за то, что небесный Отец послал, наконец, Спасителя мира в плоти на землю.
Нам трудно представить, что творилось в его сердце за то, что Бог оказал ему такую честь увидеть Спасителя Израиля и мира! Бог исполнил Своё слово, что после этого важного исторического момента Он с миром отпускает Симеона в вечность.
Я повторю слова Симеона, которые он произнёс в стихах: 30-32: «Ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля».
Отсюда следует, что Симеон знал из Писания и через Св.Духа, что Младенец Иисус, которого он взял у Марии на свои руки, является не просто Мессией Израиля, но и Спасителем всего мира: то есть как Израиля, так и язычников!!!
Это ещё раз говорит о том, что Симеон очень хорошо исследовал и знал Писание. Он читал и исследовал Его не так, как фарисеи и книжники предвзято, а именно так, как Господь Бог открывал в Нём Свой план спасения людей.
Поскольку он говорит о «свете к просвещению язычников», то он, непременно, прекрасно знал сообщение в Ис.9,1-3: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь,
Заиорданскую страну, Голилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет».
Симеон знал также, что в Аврааме Господь благословил все народы земли. Читаю из книги Быт.12,3: «Благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».
Хорошее слово по этому вопросу мы имеем также в книге пророка Исаии. Читаю эти места.
Ис.25,7: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах».
Ис.56,7: «И приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятным на жертвеннике Моём (это касается Израиля); ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов (это касается язычников)».
По тому времени, когда Исаия писал эти строки, они являлись пророческими. А исполнились они после Голгофы, когда Израиль отверг Господа Иисуса, а язычники, в лице Завулона и Неффалима, приняли Его. Поэтому Иудеям было запрещено иметь общение с Израильтянами, представителями северного государства, как с язычниками.
Именно из вышеприведённых сообщений Писания Симеон мог почерпнуть те познания о язычниках, которые он высказывает в нашем тексте. Однако перейдём к Спасителю мира, Которого Симеон держит сейчас на своих руках.
Чтобы стать Спасителем мира, Творцом которого Господь Иисус является, Он должен был пройти длительный путь унижения и страдания среди Своего Творения, падших в грех людей. Поскольку Давид является прообразом Иисуса, то в перспективе на Него он пишет в Пс.21,7 такие пророческие слова: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе».
Червяк – это одно из самых низких пресмыкающихся существ, которые сотворил Бог. Червяка может без сожаления, сознательно или несознательно раздавить любой человек. И чтобы стать Спасителем мира, Господь Иисус должен был унизиться именно до этой степени!
Но прежде, чем мы пойдём в нашем исследовании дальше, подробней рассмотрим червяка. Червяка мы встречаем в Писании в двух смыслах или значениях:
Во-первых, в связи с провозглашением суда. Привожу для этого два примера. Один из Втор.28, где от ст.16 и далее произносятся над Израилем проклятия, если не станет выполнять Божии заповеди:
Втор.28,39: «Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберёшь плодов их, потому что поест их червь».
Ис.66,24: «И будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти».
(См. также: Исх.16,20; Ис.14,11; Ин.4,7; Мк.9,44.46.48; Д.Ап.12,23).
Во-вторых, сравнение с червяком указывает на унижение, смирение, на незначимость. Ярким примером для этого служат слова Иисуса, произнесённые Давидом в Пс.21,7 прообразно на Иисуса: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе».
То же самое Господь Иисус говорит и о Своём народе Израиле, носящего до сих пор имя «Иаков», что означает «Израиль без Бога»: Ис.41,14: «Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев».
Именно с таким презрением относятся к еврейскому народу большинство людей мира сего. (См. также: Иов.25,6).
Об этом трудном пути унижения и страдания, который заканчивается смертью на Голгофском кресте, Господь Иисус знал уже в вечности. Из любви к Своему Богу и Отцу и к нам – погибшим грешникам – Иисус уже в вечности изъявил перед небесным Отцом готовность добровольно пойти по этому пути. Поэтому и читаем в
Фил.2,6-8: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Уже в одном ст.7 из Пс.21 Господь Иисус выразил всю глубину Своего унижения: От Бога, Которым Он является, и до червяка. Это унижение мы видим как в Фил.2,6-8, так и в Евр.2:14,7 и Мтф.20.28. Евр.2,14: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола»
В Фил.2,6-8 и Евр.2,14 Святой Дух сообщает нам о там, что ради погибших людей Господь Иисус оставляет славу на небесах и принимает образ человека, а в Евр.2,7 мы видим, что небесный Отец унижает Своего Сына пред ангелами: «Не много Ты унизил Его пред ангелами; славою и честию увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих».
Но из Мтф.20,28 следует также, что Иисус был унижен не только пред ангелами, но и пред грешными людьми, так как Иисус пришёл в образе такого же человека, чтобы людям послужить и умереть за них: «Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для икупления многих».
Но небесный Отец не только унизил Своего Сына пред ангелами и увенчал Его славою и честию, но и поставил Его над делами рук Своих. То есть дал Ему всю власть на земле и небесах на всё время существования людей на земле. За это унижение и полнейшее послушание в выполнении задания по спасению погибших людей Отец поставил Своего Сына над делами рук Своих и возвысил выше той позиции, которую Он имел до сошествия в плоти на землю и дал Ему имя выше всякого имени, как читаем в Фил.2,9: «Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени».
Чтобы вы, дорогие слушатели, не потеряли нить, то напоминаю вам, что мы ведём речь о том, что Господь Иисус является Спасителем мира. При этом обращаю ваше внимание на тот факт, что инициатором спасения погибших людей для жизни вечной является небесный Отец! Особенно чётко и однозначно мы это видим в 1Тим.1,1 и Иуде.1,25 (но смотрите также: 1Тим.2,3; Тит.1,3; 2,10; 3,4)
1Тим.1,1: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей».
Иуда ст.25: «Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».
Эту власть – быть Спасителем мира – небесный Отец передаёт вместе со всеми ранее рассмотренными видами власти (в другой проповеди) Своему Сыну как читаем в 1Ин.4,14: «И мы видели и свидетельствовали, что Отец послал Сына Спасителем миру»!!!
О том, что наш Господь Иисус Христос, как Исполнитель задания Небесного Отца, является Спасителем мира, читаем во многих местах Писания; как Ветхого, так и Нового Завета. Привожу три места:
Д.Ап.5,30-31: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе: Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов». (Это место Писания, как и 1Ин.4,14, является очень метким в том, что небесный Отец, как Инициатор спасения погибших грешников, возвысил до этого ранга Своего Сына, Иисуса Христа).
Фил.3,20: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа Иисуса Христа».
2Тим.1,9-10: «Спасшего нас и призвавшего званием святым (Этот Спасший и призвавший есть небесный Отец), и не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён, открывшейся (эта благодать) же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие».
Из всего выше рассмотренного мы видим: чтобы сделать Своего Сына Спасителем мира, небесный Отец должен был Его унизить от Властелина мира до обыкновенного человека в плоти. А будучи в плоти Сын Божий должен был через Свои страдания научиться послушанию и сделаться совершенным!!! Как ни странно это звучит, но об этом сообщает нам Писание в Евр.5,8-9: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись (то есть сделавшись совершенным) сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».
Завершающим этапом унижения и страдания Иисуса на земле является Его смерть с пролитием крови на Голгофском кресте, потому что без пролития крови нет спасения для жизни вечной, Евр.9,22 «…и без пролития крови не бывает прощения».
Хотя Иисус и в плоти пребывал среди людей на земле, но Он точно знал, что Его служение в плоти закончится смертью на Голгофском кресте, поэтому Он неоднократно предупреждал об этом Своих учеников. Привожу три места из Ев. от Мтф:
Мтф.16,21 «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
Мтф.17,22-23 «Во время пребывание их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились».
Мтф.20,19 «И предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет».
(Это сообщение мы имеем ещё в Лк.9,22; 18,33; 14,7; 24,46; Д.Ап.10,40; 1Кор.15,4).
Итого, это сообщение встречается в Новом Завете 9 раз, что означает «плод». Этим сообщением Иисус даёт Своим ученикам понять, что только через Его смерть может возникнуть духовный плод, о котором Он говорит в Ин.12,24: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода».
В этом пшеничном зерне Иисус имел в виду Себя, поэтому с определённого времени Он стал Своим ученикам открывать, что Он должен умереть.
Дорогие слушатели и читатели данной проповеди, предлагаю всем вам сделать теперь на основании слышанного или прочитанного для себя правильный вывод. Наш Господь Иисус, чтобы стать Спасителем мира, чтобы принести много духовного плода, должен был пройти длительный путь унижения, смирения, послушания, страдания и в заключение умереть на Голгофском кресте мучительной смертью.
Я не хочу сказать, чтобы мы с вами стали великими, но желаем ли мы быть духовно плодовитыми и прославить этим Господа Иисуса? Желаем ли мы доставлять Ему радость? Если да, то мы не должны избегать смирения, унижения и поношения ради Иисуса; ходить в послушании перед Ним. И, как я выше отметил, мы должны также иметь с Иисусом общение «смерти»: то есть умереть с Иисусом для мира сего.
Однако вернёмся к богобоязненному Симеону нашего текста, держащего на своих руках Младенца Иисуса – Спасителя мира! Имя Симеон означает «Бог услышал». Поскольку Св.Дух сообщает нам о нём, что «он был муж праведный и богобоязненный, чаящий утешения Израилева», то он, конечно, горячо об этом молился к Богу. И, как мы видим, Бог ответил на его молитву и просьбу послать обещанного в В.Завете и ожидаемого Утешителя Израилева.
На основании Своей великой любви и милости ко всем погибшим людям мира сего небесный Отец послал Своего Сына в жертву за грехи всего мира, чтобы Он мог стать Спасителем мира, Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
А кто Его сейчас, во время благодати в вере примет через покаяние в своё сердце, как личного Спасителя, тот будет с Ним в вечности в Его славе и будет подобен Ему, как читаем в 1Ин.3,2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Аминь.